13.12.2024
22.09.2022
Материалы ГБУ СО "ЦППМСП "Ладо"
Инфографика "Как предотвратить суицидальное поведение несовершеннолетних"
Методические рекомендации для педагогов "Профилактика суицидального поведения несовершеннолетних", 2017 г.
Психология суицидального поведения (презентация)
Буклет Профилактика суицидального поведения у детей и подростков
Вебинар для педагогов «Суицид - причины, последствия, помощь». Центр «Ладо» (14.03.2017).
Вебинар для родителей «Что нужно знать родителям о суицидах». Центр «Ладо» (14.03.2017).
13.09.2023
Методические рекомендации "Ресурсный подход к диагностике и профилактике суицидального поведения обучающихся"
Информационно-методическое письмо Министерства здравоохранения Свердловской области о порядке взаимодействия образовательных организаций с психиатрической службой Свердловской области в случае выявления несовершеннолетних с признаками психических расстройств, представляющих общественную опасность (2018 г.)
Методические рекомендации «Организация межведомственной работы по снижению числа суицидов в муниципальных образованиях Свердловской области» (Министерство здравоохранения Свердловской области, ГБУЗ СО «Свердловская областная клиническая психиатрическая больница», 2017 г.)
Методические рекомендации Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по УрФО, по заполнению формы сообщения от граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти, органов местного самоуправления о наличии на страницах сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» противоправной информации (2017 г.)
"О задачах педагогических коллективов по профилактике суицидов среди несовершеннолетних" (презентация выступления Соложнина А.В. на совещании в МОПО СО 26.01.2017 г.)
12.10.2022
Методика Дворщенко В.П. "Тест личностных акцентуаций"
«Методические рекомендации для педагогов-психологов и социальных педагогов образовательных организаций по проведению профилактической работы с несовершеннолетними, склонными к суицидальному поведению» - М., ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей», 2018
«Методические рекомендации для педагогов-психологов и социальных педагогов по работе с родителями обучающихся образовательных организаций по проведению профилактической работы с несовершеннолетними, склонными к суицидальному поведению» - М., ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей», 2018
Методические рекомендации «Организация межведомственной работы по снижению числа суицидов в муниципальных образованиях Свердловской области», 2017
Письмо Минобрнауки России от 18.01.2016 № 07-149 "О направлении методических рекомендаций по профилактике суицида"
СЦЕНАРИЙ ВСЕРОССИЙСКОГО РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ «ПРОФИЛАКТИКА ИНТЕРНЕТ-РИСКОВ И УГРОЗ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ» (г. Москва, 2017) Презентация к Всероссийскому родительскому собранию "Профилактика интернет-рисков и угроз жизни детей и подростков" (г. Москва, 2017) Сценарий Всероссийского педагогического совета "Профилактика интернет-рисков и угроз жизни детей и подростков" (г. Москва, 2017)Методические рекомендации для родителей "ВОВЛЕЧЕН ЛИ ВАШ РЕБЕНОК В «ГРУППЫ СМЕРТИ»?" (г. Иркутск, 2017).
Профилактика суицидального поведения детей и подростков: тематический список литературы (ГБОУ ДПО ИРОСО. Южно-Сахалинск, 2016)
03.12.2024
В настоящее время особое внимание уделяется проблеме суицидального поведения детей и подростков.
Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом (лишение себя жизни).
Суицидальная активность – любая внешняя или внутренняя активность, направленная на лишение себя жизни.
Суицидальное поведение – это проявление суицидной активности. Включает в себя суицидальные покушения, попытки и проявления.
Наиболее распространенными признаками суицидального поведения являются:
- Капризность, привередливость;
- Депрессия;
- Агрессивность;
- Нарушение аппетита;
- Раздача подарков окружающим;
- Психологическая травма;
- Перемены в поведении и другие.
Вас должны насторожить высказывания ребенка:
- Прямые или косвенные сообщения о суицидальных намерениях: «Хочу умереть!», «Ты меня больше не увидишь!», «Я этого не вынесу!», «Скоро все это закончится!».
- Шутки, иронические высказывания о желании умереть, о бессмысленности жизни («Никто из жизни еще живым не уходил!»).
- Уверения в своей беспомощности и зависимости от других («Если с ней что-то случится, то я не выживу, а пойду вслед за ней!», «Если он меня разлюбит, я перестану существовать!» и т.п.).
- Прощания.
- Самообвинения («Я ничтожество! Ничего из себя не представляю», «Я гениальное ничтожество. Если, как говорит один хороший человек, самоубийство — это естественный отбор, то почему же я не убьюсь наконец?» и т.п.).
- Сообщение о конкретном плане суицида («Я принял решение. Это будет сегодня, когда предки уедут на свою дачу. Алкоголь и таблетки я уже нашел» и т.п.).
Что могут сделать родители, чтобы не допустить попыток суицида.
- Сохраняйте контакт со своим ребенком. Для этого расспрашивайте и говорите с ребенком о его жизни, уважительно относитесь к тому, что кажется ему важным и значимым.
- Говорите о перспективах в жизни и будущем. Сделайте все, чтобы ребенок понял: сама по себе жизнь – эта та ценность, ради которой стоит жить. Важно научить ребенка получать удовольствие от простых и доступных вещей в жизни: природы, общения с людьми, познания мира, движения.
- Дайте понять ребенку, что опыт поражения также важен, как и опыт в достижении успеха.
- Проявите любовь и заботу, разберитесь, что стоит за внешней грубостью ребенка.
- Найдите баланс между свободой и несвободой ребенка. Современные родители стараются раньше и быстрее отпускать своих детей «на волю», передавая им ответственность за их жизнь и здоровье. Этот процесс не должен быть одномоментным и резким. Предоставляя свободу, важно понимать, что подросток еще не умеет с ней обходиться и что свобода может им пониматься как вседозволенность. Родителю важно распознавать ситуации, в которых ребенку уже можно предоставить самостоятельность, а в которых он еще нуждается в помощи и руководстве.
- Вовремя обратитесь к специалисту, если поймете, что вам по каким-то причинам не удалось сохранить контакт с ребенком. В индивидуальной или семейной работе с психологом вы освоите необходимые навыки, которые помогут вам вернуть тепло, доверие и мир в отношениях с ребенком.
Необходимо отметить, что помимо поддержки родителей подростки испытывают эмоциональную потребность в общении со сверстниками-друзьями, у которых были бы схожие взгляды и интересы. Иногда подростки часто обращаются к Интернету в поисках «родственной души».
Однако Интернет таит в себе множество опасностей. Дети могут столкнуться с сайтами, пропагандирующими насилие, порнографию, межнациональную и религиозною рознь, употребление наркотиков и алкоголя.
Родителям необходимо знать, какую информацию ребенок ищет в Сети, на какие сайты заходит со своего телефона или планшета. В целях обеспечения безопасности ребенка в Интернете, родителям (законным представителям) стоит отслеживать, как ребенок использует сеть: устанавливать фильтры веб-содержимого, управлять контактами электронной почты или ограничить общение ребенка через Интернет.
Особенно важно выделить такую опасность в Сети, как «смертельные игры», например «Синий кит», «Киты плывут вверх», «Разбуди меня в 4.20″, f57, f58, «Тихий дом», «Рина «, «Н я пока», «Море китов», «50 дней до моего…». В социальных сетях, в частности в «В Контакте» распространяются группы (сообщества), призывающие несовершеннолетних к совершению самоубийств, а также культивирующие идеи суицида. В таких «группах смерти» детям даются задания, которые включают в себя самоповреждение (порезы, причинение вреда здоровью), отсутствие ночного сна, просмотр видео и прослушивание музыки, отправленной детям из таких сообществ. Последним заданием «смертельной игры» — будет задание совершить самоубийство.
Родителям так же необходимо обратить внимание на следующее:
- Открыт ли доступ к странице ребенка. Если в переписке с друзьями (на личной стене) есть фразы «разбуди меня в 4.20″, «я в игре», родителям необходимо срочно вмешаться.
- Важно знать, спит ли ребенок ночью, особенно около 4-5 утра.
- Обратить внимание на одежду, особенно если ребенок не носит «открытую одежду», закрывает руки и ноги, возможно он прячет порезы.
- Обратить внимание на вещи в комнате (наличие лезвия или «тайников», которых раньше не было).
- Обратить внимание на беспричинные изменения поведения ребенка.