Русский язык. 11 класс 34 часа

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования Березовского городского округа
БМАОУ СОШ №1

РАССМОТРЕНО

Кутявина Тамара Подписано цифровой
подписью: Кутявина
Юрьевна
Тамара Юрьевна

на педагогическом
________________________
совете
Протокол № 1
от «30» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Русский язык»
для обучающихся 11 класса

Березовский городской округ, 2023 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» на уровне среднего общего
образования составлена на основе требований к результатам освоения ФОП СОО, представленных
в ФГОС СОО, а также федеральной рабочей программы воспитания, с учётом Концепции
преподавания русского языка и литературы в российской федерации (утверждённой
распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р) и подлежит
непосредственному применению при реализации обязательной части ФОП СОО.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, язык межнационального
общения народов России, национальный язык русского народа. Как государственный язык и язык
межнационального общения русский язык является средством коммуникации всех народов
Российской Федерации, основой их социально-экономической, культурной и духовной
консолидации.
Изучение русского языка способствует усвоению обучающимися традиционных российских
духовно-нравственных ценностей; воспитанию нравственности, любви к Родине, ценностного
отношения к русскому языку; формированию интереса и уважения к языкам и культурам народов
России и мира; развитию эмоционального интеллекта, способности понимать и уважать мнение
других людей.
Русский язык, обеспечивая коммуникативное развитие обучающихся, является в школе не
только предметом изучения, но и средством овладения другими учебными дисциплинами в сфере
гуманитарных, естественных, математических и других наук. Владение русским языком оказывает
непосредственное воздействие на качество усвоения других учебных предметов, на процессы
формирования универсальных интеллектуальных умений, навыков самоорганизации и
самоконтроля.
Свободное владение русским языком является основой социализации личности, способной к
успешному речевому взаимодействию и социальному сотрудничеству в повседневной и
профессиональной деятельности в условиях многонационального государства.
Программа по русскому языку реализуется на уровне среднего общего образования, когда на
предыдущем уровне общего образования освоены основные теоретические знания о языке и речи,
сформированы соответствующие умения и навыки, направлен в большей степени на
совершенствование умений эффективно пользоваться языком в разных условиях общения,
повышение речевой культуры обучающихся, совершенствование их опыта речевого общения,
развитие коммуникативных умений в разных сферах функционирования языка.
Системообразующей доминантой содержания программы по русскому языку является
направленность на полноценное овладение культурой речи во всех её аспектах (нормативном,
коммуникативном и этическом), на развитие и совершенствование коммуникативных умений и
навыков в учебно-научной, официально-деловой, социально-бытовой, социально-культурной
сферах общения; на формирование готовности к речевому взаимодействию и взаимопониманию в
учебной и практической деятельности.
Важнейшей составляющей учебного предмета «Русский язык» на уровне среднего общего
образования являются элементы содержания, ориентированные на формирование и развитие
функциональной (читательской) грамотности обучающихся – способности свободно использовать
навыки чтения с целью извлечения информации из текстов разных форматов (гипертексты,
графика, инфографика и др.) для их понимания, сжатия, трансформации, интерпретации и
использования в практической деятельности.

В соответствии с принципом преемственности изучение русского языка на уровне среднего
общего образования основывается на тех знаниях и компетенциях, которые сформированы на
начальном общем и основном общем уровнях общего образования, и предусматривает
систематизацию знаний о языке как системе, его основных единицах и уровнях; знаний о тексте,
включая тексты новых форматов (гипертексты, графика, инфографика и др.).
В содержании программы выделяются три сквозные линии: «Язык и речь. Культура речи»,
«Речь. Речевое общение. Текст», «Функциональная стилистика. Культура речи».
Учебный предмет «Русский язык» на уровне среднего общего образования обеспечивает
общекультурный уровень молодого человека, способного к продолжению обучения в системе
среднего профессионального и высшего образования.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей:
 осознание и проявление общероссийской гражданственности, патриотизма, уважения к
русскому языку как государственному языку Российской Федерации и языку
межнационального общения на основе расширения представлений о функциях
русского языка в России и мире; о русском языке как духовной, нравственной и
культурной ценности многонационального народа России; о взаимосвязи языка и
культуры, языка и истории, языка и личности; об отражении в русском языке
традиционных российских духовно-нравственных ценностей; формирование
ценностного отношения к русскому языку;
 овладение русским языком как инструментом личностного развития и формирования
социальных взаимоотношений; понимание роли русского языка в развитии ключевых
компетенций, необходимых для успешной самореализации, для овладения будущей
профессией, самообразования и социализации;
 совершенствование устной и письменной речевой культуры на основе овладения
основными понятиями культуры речи и функциональной стилистики, формирование
навыков нормативного употребления языковых единиц и расширение круга
используемых языковых средств; совершенствование коммуникативных умений в
разных сферах общения, способности к самоанализу и самооценке на основе
наблюдений за речью;
 развитие функциональной грамотности: совершенствование умений текстовой
деятельности, анализа текста с точки зрения явной и скрытой (подтекстовой), основной
и дополнительной информации; развитие умений чтения текстов разных форматов
(гипертексты, графика, инфографика и др.); совершенствование умений
трансформировать, интерпретировать тексты и использовать полученную информацию
в практической деятельности;
 обобщение знаний о языке как системе, об основных правилах орфографии и
пунктуации, об изобразительно-выразительных средствах русского языка;
совершенствование умений анализировать языковые единицы разных уровней, умений
применять правила орфографии и пунктуации, умений определять изобразительновыразительные средства языка в тексте;
 обеспечение поддержки русского языка как государственного языка Российской
Федерации, недопущения использования нецензурной лексики и иностранных слов, за
исключением тех, которые не имеют общеупотребительных аналогов в русском языке
и перечень которых содержится в нормативных словарях.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

На изучение русского языка в 11 классе среднего общего образования в учебном плане
отводится 34 часа (1 час в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
11 КЛАСС
Общие сведения о языке
Культура речи в экологическом аспекте. Экология как наука, экология языка (общее
представление). Проблемы речевой культуры в современном обществе (стилистические изменения
в лексике, огрубление обиходно-разговорной речи, неоправданное употребление иноязычных
заимствований и другое) (обзор).
Язык и речь. Культура речи
Синтаксис. Синтаксические нормы
Синтаксис как раздел лингвистики (повторение, обобщение). Синтаксический анализ
словосочетания и предложения.
Изобразительно-выразительные средства синтаксиса. Синтаксический параллелизм,
парцелляция, вопросно-ответная форма изложения, градация, инверсия, лексический повтор,
анафора, эпифора, антитеза; риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое
обращение; многосоюзие, бессоюзие.
Синтаксические нормы. Порядок слов в предложении. Основные нормы согласования
сказуемого с подлежащим, в состав которого входят слова множество, ряд, большинство,
меньшинство; с подлежащим, выраженным количественно-именным сочетанием (двадцать лет,
пять человек); имеющим в своём составе числительные, оканчивающиеся на один; имеющим в
своём составе числительные два, три, четыре или числительное, оканчивающееся на два, три,
четыре. Согласование сказуемого с подлежащим, имеющим при себе приложение (типа диванкровать, озеро Байкал). Согласование сказуемого с подлежащим, выраженным аббревиатурой,
заимствованным несклоняемым существительным.
Основные нормы управления: правильный выбор падежной или предложно-падежной
формы управляемого слова.
Основные нормы употребления однородных членов предложения.
Основные нормы употребления причастных и деепричастных оборотов.
Основные нормы построения сложных предложений.
Пунктуация. Основные правила пунктуации
Пунктуация как раздел лингвистики (повторение, обобщение). Пунктуационный анализ
предложения.
Разделы русской пунктуации и система правил, включённых в каждый из них: знаки
препинания в конце предложений; знаки препинания внутри простого предложения; знаки
препинания между частями сложного предложения; знаки препинания при передаче чужой речи.
Сочетание знаков препинания.
Знаки препинания и их функции. Знаки препинания между подлежащим и сказуемым.
Знаки препинания в предложениях с однородными членами.
Знаки препинания при обособлении.
Знаки препинания в предложениях с вводными конструкциями, обращениями,
междометиями.
Знаки препинания в сложном предложении.
Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи.
Знаки препинания при передаче чужой речи.
Функциональная стилистика. Культура речи
Функциональная стилистика как раздел лингвистики. Стилистическая норма (повторение,
обобщение).

Разговорная речь, сферы её использования, назначение. Основные признаки разговорной
речи: неофициальность, экспрессивность, неподготовленность, преимущественно диалогическая
форма. Фонетические, интонационные, лексические, морфологические, синтаксические
особенности разговорной речи. Основные жанры разговорной речи: устный рассказ, беседа, спор и
другие (обзор).
Научный стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки научного стиля:
отвлечённость, логичность, точность, объективность. Лексические, морфологические,
синтаксические особенности научного стиля. Основные подстили научного стиля. Основные
жанры научного стиля: монография, диссертация, научная статья, реферат, словарь, справочник,
учебник и учебное пособие, лекция, доклад и другие (обзор).
Официально-деловой стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки
официально-делового стиля: точность, стандартизированность, стереотипность. Лексические,
морфологические, синтаксические особенности официально-делового стиля. Основные жанры
официально-делового стиля: закон, устав, приказ; расписка, заявление, доверенность;
автобиография, характеристика, резюме и другие (обзор).
Публицистический стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки
публицистического стиля: экспрессивность, призывность, оценочность. Лексические,
морфологические, синтаксические особенности публицистического стиля. Основные жанры
публицистического стиля: заметка, статья, репортаж, очерк, эссе, интервью (обзор).
Язык художественной литературы и его отличие от других функциональных
разновидностей языка (повторение, обобщение). Основные признаки художественной речи:
образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств, языковых средств
других функциональных разновидностей языка.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ НА
УРОВНЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Личностные результаты освоения обучающимися программы по русскому языку на уровне
среднего общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности
общеобразовательной организации в соответствии с традиционными российскими социокультурными,
историческими и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами
поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, развития
внутренней позиции личности, патриотизма, гражданственности; уважения к памяти защитников
Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и людям старшего
поколения; взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям
многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
В результате изучения русского языка на уровне среднего общего образования у обучающегося
будут сформированы следующие личностные результаты:
1) гражданского воспитания:
 сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена
российского общества;
 осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;
 принятие
традиционных
национальных,
общечеловеческих
гуманистических
и
демократических ценностей, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в
текстах литературных произведений, написанных на русском языке;
 готовность
противостоять
идеологии
экстремизма,
национализма,
ксенофобии,
дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;
 готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в
самоуправлении в школе и детско-юношеских организациях;
 умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и
назначением;
 готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности.
2) патриотического воспитания:
 сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему
народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой
язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;
 ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию,
памятникам, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, традициям народов России;
достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде;
 идейная убеждённость, готовность к служению Отечеству и его защите, ответственность за его
судьбу.
3) духовно-нравственного воспитания:
 осознание духовных ценностей российского народа;
 сформированность нравственного сознания, норм этичного поведения;
 способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на
морально-нравственные нормы и ценности;
 осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
 ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе осознанного
принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России.
4) эстетического воспитания:
 эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества,
спорта, труда, общественных отношений;
 способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других
народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства;



убеждённость в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства,
этнических культурных традиций и народного, в том числе словесного, творчества;
 готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества
творческой личности, в том числе при выполнении творческих работ по русскому языку.
5) физического воспитания:
 сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к своему
здоровью;
 потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной
деятельностью;
 активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и
психическому здоровью.
6) трудового воспитания:
 готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
 готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности,
способность инициировать, планировать и самостоятельно осуществлять такую деятельность,
в том числе в процессе изучения русского языка;
 интерес к различным сферам профессиональной деятельности, в том числе к деятельности
филологов, журналистов, писателей; умение совершать осознанный выбор будущей профессии
и реализовывать собственные жизненные планы;
 готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни.
7) экологического воспитания:
 сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических
процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера
экологических проблем;
 планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей
устойчивого развития человечества;
 активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; умение прогнозировать
неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий и предотвращать их;
 расширение опыта деятельности экологической направленности.
8) ценности научного познания:
 сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и
общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего
места в поликультурном мире;
 совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между
людьми и познания мира;
 осознание
ценности
научной
деятельности,
готовность
осуществлять
учебноисследовательскую и проектную деятельность, в том числе по русскому языку, индивидуально
и в группе.
В процессе достижения личностных результатов освоения обучающимися рабочей программы по
русскому языку у обучающихся совершенствуется эмоциональный интеллект, предполагающий
сформированность:
 самосознания, включающего способность понимать своё эмоциональное состояние,
использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния, видеть
направление развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;
 саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за своё
поведение, способность проявлять гибкость и адаптироваться к эмоциональным изменениям,
быть открытым новому;
 внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм,
инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;
 эмпатии, включающей способность сочувствовать и сопереживать, понимать эмоциональное
состояние других людей и учитывать его при осуществлении коммуникации;



социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми,
заботиться о них, проявлять к ним интерес и разрешать конфликты с учётом собственного
речевого и читательского опыта.
В результате изучения русского языка на уровне среднего общего образования у обучающегося
будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные
универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная
деятельность.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть
познавательных универсальных учебных действий:
 самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать её всесторонне;
 устанавливать существенный признак или основание для сравнения, классификации и
обобщения языковых единиц, языковых явлений и процессов, текстов различных
функциональных разновидностей языка, функционально-смысловых типов, жанров;
 определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;
 выявлять закономерности и противоречия языковых явлений, данных в наблюдении;
 разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа имеющихся материальных и
нематериальных ресурсов;
 вносить коррективы в деятельность, оценивать риски и соответствие результатов целям;
 координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного
взаимодействия, в том числе при выполнении проектов по русскому языку;
 развивать креативное мышление при решении жизненных проблем с учётом собственного
речевого и читательского опыта.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как
часть познавательных универсальных учебных действий:
 владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, в том числе в
контексте изучения учебного предмета «Русский язык», способностью и готовностью к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных
методов познания;
 владеть разными видами деятельности по получению нового знания, в том числе по русскому
языку; его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в
том числе при создании учебных и социальных проектов;
 формировать научный тип мышления, владеть научной, в том числе лингвистической,
терминологией, общенаучными ключевыми понятиями и методами;
 ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
разнообразных жизненных ситуациях;
 выявлять и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу, задавать параметры и критерии её
решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений;
 анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их
достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;
 давать оценку новым ситуациям, приобретённому опыту;
 уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
 уметь переносить знания в практическую область жизнедеятельности, освоенные средства и
способы действия — в профессиональную среду;
 выдвигать новые идеи, оригинальные подходы, предлагать альтернативные способы решения
проблем.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть
познавательных универсальных учебных действий:
 владеть навыками получения информации, в том числе лингвистической, из источников
разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию
информации различных видов и форм представления;



создавать тексты в различных форматах с учётом назначения информации и её целевой
аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации (презентация,
таблица, схема и другие);
 оценивать достоверность, легитимность информации, её соответствие правовым и моральноэтическим нормам;
 использовать средства информационных и коммуникационных технологий при решении
когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований
эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм,
норм информационной безопасности;
 владеть навыками защиты личной информации, соблюдать требования информационной
безопасности.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть коммуникативных
универсальных учебных действий:
 осуществлять коммуникацию во всех сферах жизни;
 пользоваться невербальными средствами общения, понимать значение социальных знаков,
распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;
 владеть различными способами общения и взаимодействия; аргументированно вести диалог;
 развёрнуто, логично и корректно с точки зрения культуры речи излагать своё мнение, строить
высказывание.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как части
регулятивных универсальных учебных действий:
 самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и
формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
 самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом имеющихся ресурсов,
собственных возможностей и предпочтений;
 расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;
 делать осознанный выбор, уметь аргументировать его, брать ответственность за результаты
выбора;
 оценивать приобретённый опыт;
 стремиться к формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знания;
постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля, принятия себя и
других как части регулятивных универсальных учебных действий:
 давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие
результатов целям;
 владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их оснований и результатов; использовать приёмы рефлексии для
оценки ситуации, выбора верного решения;
 уметь оценивать риски и своевременно принимать решение по их снижению;
 принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
 принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности;
 признавать своё право и право других на ошибку;
 развивать способность видеть мир с позиции другого человека.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности:
 понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;
 выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов и возможностей
каждого члена коллектива;
 принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по их
достижению: составлять план действий, распределять роли с учётом мнений участников,
обсуждать результаты совместной работы;




оценивать качество своего вклада и вклада каждого участника команды в общий результат по
разработанным критериям;
предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической
значимости; проявлять творческие способности и воображение, быть инициативным.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 11 классе обучающийся получит следующие предметные результаты по
отдельным темам программы по русскому языку:
Общие сведения о языке
Иметь представление об экологии языка, о проблемах речевой культуры в современном обществе.
Понимать, оценивать и комментировать уместность (неуместность) употребления разговорной и
просторечной лексики, жаргонизмов; оправданность (неоправданность) употребления иноязычных
заимствований; нарушения речевого этикета, этических норм в речевом общении и другое.
Язык и речь. Культура речи
Синтаксис. Синтаксические нормы
Выполнять синтаксический анализ словосочетания, простого и сложного предложения.
Определять изобразительно-выразительные средства синтаксиса русского языка (в рамках
изученного).
Анализировать, характеризовать и оценивать высказывания с точки зрения основных норм
согласования сказуемого с подлежащим, употребления падежной и предложно-падежной формы
управляемого слова в словосочетании, употребления однородных членов предложения, причастного и
деепричастного оборотов (в рамках изученного).
Соблюдать синтаксические нормы.
Использовать словари грамматических трудностей, справочники.
Пунктуация. Основные правила пунктуации
Иметь представление о принципах и разделах русской пунктуации.
Выполнять пунктуационный анализ предложения.
Анализировать и характеризовать текст с точки зрения соблюдения пунктуационных правил
современного русского литературного языка (в рамках изученного).
Соблюдать правила пунктуации.
Использовать справочники по пунктуации.
Функциональная стилистика. Культура речи
Иметь представление о функциональной стилистике как разделе лингвистики.
Иметь представление об основных признаках разговорной речи, функциональных стилей
(научного, публицистического, официально-делового), языка художественной литературы.
Распознавать, анализировать и комментировать тексты различных функциональных
разновидностей языка (разговорная речь, научный, публицистический и официально-деловой стили,
язык художественной литературы).
Создавать тексты разных функционально-смысловых типов; тексты разных жанров научного,
публицистического, официально-делового стилей (объём сочинения — не менее 150 слов).
Применять знания о функциональных разновидностях языка в речевой практике.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
11 КЛАСС

Наименование разделов
и тем программы

№ п/п

Повторение и обобщение изученного в 10
классе

Количество часов
Всего

Контрольные
работы

1

0

1

0

Практические
работы

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

0

Раздел 1. Общие сведения о языке
1.1

Культура речи в экологическом
аспекте

Итого по разделу

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

1

Раздел 2. Язык и речь. Культура речи. Синтаксис. Синтаксические нормы
2.1

Синтаксис как раздел лингвистики
(повторение, обобщение)

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

2.2

Изобразительно-выразительные
средства синтаксиса

2

0

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

2.3

Синтаксические нормы. Основные
нормы согласования сказуемого с
подлежащим

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

2.4

Основные нормы управления

2

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

2.5

Основные нормы употребления
однородных членов предложения

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

2.6

Основные нормы употребления
причастных и деепричастных
оборотов

2

0

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

2.7

Основные нормы построения
сложных предложений

Итого по разделу

2

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

11

Раздел 3. Язык и речь. Культура речи. Пунктуация. Основные правила пунктуации

3.1

Пунктуация как раздел лингвистики
(повторение, обобщение). Знаки
препинания между подлежащим и
сказуемым

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

3.2

Знаки препинания в предложениях с
однородными членами

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

3.3

Знаки препинания при обособлении

2

0

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

3.4

Знаки препинания в предложениях с
вводными конструкциями,
обращениями, междометиями

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

3.5

Знаки препинания в сложном
предложении

2

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

3.6

Знаки препинания в сложном
предложении с разными видами связи

3

0

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

Контрольная работа по теме
"Синтаксис и синтаксические нормы"

1

1

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

Знаки препинания при передаче
чужой речи

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

3.7

Итого по разделу

12

Раздел 4. Функциональная стилистика. Культура речи
4.1

Функциональная стилистика как
раздел лингвистики

1

4.2

Разговорная речь. Основные жанры
разговорной речи: устный рассказ,
беседа, спор (обзор)

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

4.3

Научный стиль. Основные жанры
научного стиля (обзор)

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

4.4

Официально-деловой стиль.
Основные жанры официальноделового стиля (обзор)

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

4.5

Публицистический стиль. Основные
жанры публицистического стиля
(обзор)

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

4.6

Язык художественной литературы

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

Итого по разделу

6

Повторение

2

Итоговый контроль

1

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2
4

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
11 КЛАСС
№
п/п

Количество часов
Тема урока

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

1

Повторение и обобщение изученного в 10
классе

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

2

Культура речи в экологическом аспекте.
Культура речи как часть здоровой
окружающей языковой среды. Проблемы
речевой культуры в современном обществе
(общее представление)

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaaf8a4

3

Синтаксис как раздел лингвистики
(повторение, обобщение)

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaadc98

4

Изобразительно-выразительные средства
синтаксиса

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

5

Изобразительно-выразительные средства
синтаксиса. Практикум

1

0

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

6

Синтаксические нормы. Порядок слов в
предложении. Основные нормы согласования
сказуемого с подлежащим

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaaddb0

7

Основные нормы управления: правильный
выбор падежной или предложно-падежной
формы управляемого слова. Употребление
производных предлогов

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaafd18

8

Основные нормы употребления однородных
членов предложения. Предложения с
однородными членами, соединенными
двойными союзами.

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbab04e8

9

Основные нормы употребления причастных и

1

0

0

Библиотека ЦОК

деепричастных оборотов

https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

10

Основные нормы употребления причастных и
деепричастных оборотов. Практикум

1

0

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

11

Основные нормы построения сложных
предложений: сложноподчиненного
предложения с придаточным
определительным; придаточным
изъяснительным

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

12

Основные нормы построения сложного
предложения с разными видами связи

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

13

Контрольная работа по теме "Синтаксис и
синтаксические нормы"

1

1

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

14

Пунктуация как раздел лингвистики.
(повторение, обобщение). Правила
постановки тире между подлежащим и
сказуемым, выраженными разными частями
речи

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

15

Знаки препинания в предложениях с
однородными членами

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

16

Правила постановки знаков препинания в
предложениях с обособленными
определениями, приложениями,
дополнениями, обстоятельствами,
уточняющими членами

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

17

Знаки препинания при обособлении.
Практикум

1

0

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

18

Правила постановки знаков препинания в
предложениях с вводными конструкциями,
обращениями, междометиями

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

19

Правила постановки знаков препинания в
сложносочинённом предложении

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

20

Правила постановки знаков препинания в

1

0

0

Библиотека ЦОК

сложноподчинённом предложении

https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

21

Правила постановки знаков препинания в
бессоюзном сложном предложении

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

22

Правила постановки знаков препинания в
сложном предложении с разными видами
связи

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

23

Знаки препинания в сложном предложении с
разными видами связи. Практикум

1

0

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

24

Правила пунктуационного оформления
предложений с прямой речью, косвенной
речью, диалогом, цитатой

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaaf3ea

25

Функциональная стилистика как раздел
лингвистики (повторение, обобщение)

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbab1d48

26

Разговорная речь. Основные жанры
разговорной речи: устный рассказ, беседа,
спор (обзор)

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbab21daБиблиотека
ЦОК https://m.edsoo.ru/fbab202c

27

Научный стиль, сфера его использования,
назначение. Основные подстили научного
стиля. Основные жанры научного стиля
(обзор)

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbab25c2

28

Официально-деловой стиль, сфера его
использования, назначение. Основные жанры
официально-делового стиля (обзор).

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbab2982
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbab2af4

29

Публицистический стиль, сфера его
использования, назначение. Лексические,
морфологические и синтаксические
особенности стиля. Основные жанры
публицистического стиля: заметка, статья,
репортаж, интервью, очерк

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbab2ea0Библиотека
ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

30

"Функциональная стилистика. Культура
речи". Сочинение

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

31

Язык художественной литературы и его
отличия от других функциональных
разновидностей языка. Основные признаки
художественной речи

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbab318e

32

Контрольная итоговая работа

1

1

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbab0718
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbab360c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbab333c

33

Повторение изученного. Культура речи.
Орфография. Пунктуация

34

Повторение изученного. Текст.
Функциональная стилистика

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

1

0

1

0

0

34

2

4

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Русский язык. 10 класс. С. И. Львов, В.В. Львова. "Мнемозина", 2020. Русский язык. 11 класс.
С. И. Львов, В.В. Львова. "Мнемозина", 2020.

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Бугрова Л. В. Рабочая программа к линии УМК И. В. Гусаровой «Русский язык. 10-11
классы. Базовый и углублённый уровни». М. : Вентана-Граф, 2016.
Баранов М.Т. Методика лексики и фразеологии на уроках русского языка. – М.:
Просвещение, 1988.
Львова С.И. Орфография. Этимология на службе орфографии: Пособие для учителя. М.:Русское слово, 2011.
Львова С.И. Словообразование. Словообразовательная модель на уроках русского языка:
Пособие для учителя. - М.: Русское слово, 2012.
Л.И.Пучкова. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. 10-11
класс. М.: «Интеллект-Центр», 2014г.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
http://www.drofa.ru — сайт издательства «Дрофа». http://www.philology.ru —
«Филологический портал». http: //www. gramma.ru — сайт «Культура письм. речи»
http://www.krugosvet.ru — универсальная энциклопедия «Кругосвет».
http://www.rubricon.com — энциклопедия «Рубрикон». http://www.slovari.ru — сайт
«Русские словари» (толковые словари, орфографический словарь, словари иностранных слов).
http://www.rusword.com.ua — сайт по русской филологии «Мир русского слова».
http://www.about- russian- language.com — сайт по культу-ре речи.
http://www.languages-study.com/russian.html — база знаний по русскому языку
(бесплатная справочная служба по русскому языку).
http://www.orfografus.ru — видеоуроки русского языка.
http://www.school-collection.edu.ru — единая коллекция цифровых образовательных
ресурсов. http://www.urokirus.com — уроки русского языка онлайн (история языка,

интересные статьи по филологии, словари, тестирование)
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbab
ФГИС «Моя школа»
«Единое содержание общего образования»
«ФИПИ»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».