экономика10-11 17 час по К1

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Березовское муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная
школа №1 имени Героя Советского Союза С.А.Неустроева"
БМАОУ СОШ №1
РАССМОТРЕНО
на педагогическом
совете
Протокол №1
от «30» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Экономическая культура»
для обучающихся 10-11 классов

Березовский городской округ, 2023 год

Кутявина
Тамара
Юрьевна

Подписано
цифровой
подписью: Кутявина
Тамара Юрьевна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Экономическая культура»
Место предмета «Экономическая культура» в системе школьного образования определяется его познавательным и
мировоззренческим значением, воспитательным потенциалом, вкладом в становление личности молодого человека.
Экономическая культура представляет собирательную картину результатов экономической жизни людей во времени, их
социального, созидательного, нравственного опыта. Она служит важным ресурсом самоидентификации личности в
окружающем социуме, культурной и экономической среде от уровня семьи до уровня своей страны и мира в целом.
Предмет дает возможность познания и понимания человека и общества в связи прошлого, настоящего и будущего.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Экономическая культура»
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального
народа России;
- формирование основ экономической культуры соответствующей современному уровню экономического мышления;
- формирование ценностных суждений и своей позиции по экономическим проблемам на основе имеющихся представлений о социальных и
личностных ценностях, нравственно-этических нормах, эстетических ценностях, а также аргументации (пояснения или комментария) своей
позиции или оценки;
- формирование понимания школьниками роли экономики в жизнедеятельности страны; осознание ими своих интересов, способностей,
общественных ценностей; способствующих их профессиональному самоопределению.
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях экономической науки;
- формирование понятия о связях и отношениях между объектами и процессами в экономике;
-овладение способами логического мышления, понимания причины успеха или неуспеха своей деятельности;

-способность определять эффективные способы достижения результата.
- умение работать в материальной и информационной среде;
- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять
планы деятельности; самостоятельно планировать, осуществлять, контролировать и
корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;
- выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
- объективное оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения; диагностировать результаты
познавательной деятельности по принятым критериям и показателям; находить пути и средства устранения ошибок или разрешения
противоречий в выполняемых заданиях;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; умение договариваться, работать в
группе;
- формирование собственного мнения и позиции;
- владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
- умение вести диалог;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных
источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников и др.
1) сформированность представлений об экономической науке как системе теоретических и прикладных наук; понимание эволюции и
сущности основных направлений современной экономической науки;

2) владение системными экономическими знаниями, включая современные научные методы познания и опыт самостоятельной
исследовательской деятельности в области экономики;
3) владение приёмами работы со статистической, фактической и аналитической экономической информацией; умение самостоятельно
анализировать и интерпретировать данные для решения задач;
4) умение оценивать и аргументировать собственную точку зрения по экономическим проблемам, различным аспектам социальноэкономической политики государства;
5) сформированность системы знаний об институциональных преобразованиях российской экономики при переходе к рыночной системе,
динамике основных макроэкономических показателей и современной ситуации в экономике России.

2. Содержание курса «Основы экономической культуры»
Предмет и метод экономической науки. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей.
Факторы производства и факторные доходы. Выгоды обмена. Абсолютные и сравнительные преимущества.
Рациональный потребитель1. Полезность и потребительский выбор. Реальные и номинальные доходы семьи. Потребительский кредит.
Функционирование рынка. Спрос, величина спроса, закон спроса, индивидуальный и рыночный спрос. Товары Гиффена. Факторы спроса.
Эластичность спроса по цене. Эластичность спроса по доходу. Нормальные блага, товары первой необходимости и товары роскоши. Заменяющие и
дополняющие товары, перекрестная эластичность спроса. Предложение, величина предложения, закон предложения, индивидуальное и рыночное
предложение. Факторы предложения. Эластичность предложения. Рыночное равновесие, равновесная цена.
Фирма и ее цели. Организационно-правовые формы предприятий по российскому законодательству. Экономические и бухгалтерские затраты и
прибыль. Показатели выпуска фирмы: общий, средний и предельный продукт переменного фактора производства. Закон убывающей отдачи.
Амортизационные отчисления. Необратимые издержки. Постоянные и переменные издержки. Средние и средние переменные издержки. Эффект
масштаба. Предельные издержки и предельная выручка фирмы. Максимизация прибыли.

Рыночные структуры. Совершенная конкуренция. Монополия, виды монополий. Ценовая дискриминация. Монополистическая конкуренция.
Олигополия. Монопсония. Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство.
Рынки факторов производства, производный спрос. Рынок труда. Спрос фирмы на труд. Предложение труда для отдельной фирмы. Минимальная
оплата труда. Дискриминация на рынке труда. Роль профсоюзов. Рынки земли. Экономическая рента. Рынок капитала. Дисконтирование.
Роль государства в рыночной экономике. Общественные блага и внешние эффекты. Распределение доходов. Измерение неравенства доходов.
Государственный бюджет и государственный долг. Налоги. Фискальная политика государства.
Особенности макроэкономического анализа. Представление о системе национальных счетов. ВВП. Номинальный и реальный ВВП. Совокупный
спрос и совокупное предложение.
Деньги. Денежные агрегаты. Основы денежной политики. Банки и банковская система.
Инфляция и дефляция; виды инфляции. Причины инфляции. Последствия инфляции. Безработица. Государственная политика в области занятости.
Экономический рост. Экономические циклы.
Международная торговля. Государственная политика в области международной торговли. Обменный курс валюты. Международные финансы.
Глобальные экономические проблемы.
Предпринимательство, его виды и мотивы. Основные источники финансирования бизнеса. Ценные бумаги и рынок ценных бумаг. Финансовые
институты. Страховые услуги. Основные принципы менеджмента. Основные элементы маркетинга. Бизнес-план.
Особенности современной экономики России.

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
10 класс-17ч., 11класс-17ч.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
№
п/
п

Количество часов
Наименование разделов и тем программы

Все
го

Контроль
ные
работы

Практически
е работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК

1

Экономика: наука и хозяйство

1

0

0

2

Ограниченность ресурсов. Выбор.
Альтернативная стоимость.

1

0

0

3

Основные вопросы экономики и экономические системы.
Основы экономического анализа и принятия решений

1

0

0

https://m.edsoo.ru/

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/

4

Спрос. Предложение. Взаимодействие спроса и предложения.

https://m.edsoo.ru/

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/

Библиотека ЦОК

5

Рынок. Рыночный механизм. Рыночная экономика.

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/

6

Потребление. Потребитель.

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/

7

Производство

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/

8

Рынок и государство

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/

9

Налогообложение и налоги

2

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/

10

Деньги

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/

11

Банки и банковская система

2

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/

12

Инфляция

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/

13

Решение практических задач

2

0

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/

14

Итоговый урок

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

17

0

2

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
11 КЛАСС
№
п/
п

Количество часов
Наименование разделов и тем программы

Все
го

Контроль
ные
работы

Практически
е работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК

1

Инфляция и безработица. Рынок труда и безработица

1

0

0

2

Экономический рост и развитие. Изменение результатов
экономической деятельности страны. Экономический рост и развитие.

1

0

0

3

Фискальная политика

1

0

0

https://m.edsoo.ru/

4

Монетарная политика

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/

https://m.edsoo.ru/

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/

Библиотека ЦОК

5

Мировая экономика. Международная торговля.

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/

6

Регулирование внешней торговли и протекционизм.

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/

7

Место России в международной торговли. Закономерности развития мировой торговли.

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/

8

Международная финансовая система

1

0

0

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/

9

Предпринимательство. Бизнес. Предпринимательство.
Организация предприятия.

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/

10

Финансирование бизнеса и финансовый учет.

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/

11

Ведение бизнеса. Деловая среда бизнеса.

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/

12

Биржи

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/

13

Решение практических задач

2

0

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/

14

Контрольный тест

2

2

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/

15

Итоговый урок

1

0

0

16

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

17

2

2

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
Количество часов
№
п/п

Тема урока

Всего

Контрол
ьные
работы

Практ
ически
е
работ
ы

1

Экономика: наука и хозяйство

1

0

0

2

Ограниченность ресурсов. Выбор.
Альтернативная стоимость.

1

0

0

3

Основные вопросы экономики и экономические системы.
Основы экономического анализа и принятия решений

1

0

0

1

0

0

4

Спрос. Предложение. Взаимодействие спроса и предложения.

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/

5

Рынок. Рыночный механизм. Рыночная экономика.

1

0

0

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/

6

Потребление. Потребитель.

1

0

0

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/

7

Производство

1

0

0

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/

8

Рынок и государство

1

0

0

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/

9

Налогообложение и налоги

1

0

0

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/

10

Налогообложение и налоги

1

0

0

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/

11

Деньги

1

0

0

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/

12

Банки и банковская система

1

0

0

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/

13

Банки и банковская система

1

0

0

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/

14

Инфляция

1

0

0

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/

15

Решение практических задач

1

0

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/

16

Решение практических задач

1

0

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/

17

Итоговый урок

1

0

0

17

0

2

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
11 КЛАСС
Количество часов
№
п/п

Тема урока

Всего

Контрол
ьные
работы

Практ
ически
е
работ
ы

1

0

0

1

Инфляция и безработица. Рынок труда и безработица

2

Экономический рост и развитие. Изменение результатов
экономической деятельности страны. Экономический рост и
развитие.

1

0

0

3

Фискальная политика

1

0

0

4

Монетарная политика

1

0

0

5

Мировая экономика. Международная торговля.

1

0

0

6

Регулирование внешней торговли и протекционизм.

1

0

0

7

Место России в международной торговли. Закономерности развития мировой торговли.

1

0

0

8

Международная финансовая система

1

0

0

9

Предпринимательство. Бизнес. Предпринимательство.
Организация предприятия.

1

0

0

10

Финансирование бизнеса и финансовый учет.

1

0

0

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/

11

Ведение бизнеса. Деловая среда бизнеса.

1

0

0

12

Биржи

1

0

0

13

Решение практических задач

1

0

1

14

Решение практических задач

1

0

1

15

Контрольный тест

1

1

0

16

Контрольный тест

1

1

0

17

Итоговый урок

1

0

0

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

1

2

2

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Программа курса экономики для 10—11 классов образовательных организаций (автор Г. И. Грибанова)
УМК «Экономика. 10 класс»
1. Экономика. 10 класс. Учебник (автор. Р. И. Хасбулатов) М. Дрофа,2014.
2. Электронное приложение к учебнику.
УМК «Экономика. 11 класс»
1. Экономика. 11 класс. Учебник (автор. Р. И. Хасбулатов). М. Дрофа,2014.
2. Электронное приложение к учебнику.

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Программа курса экономики для 10—11 классов образовательных организаций (автор Г. И. Грибанова)
УМК «Экономика. 10 класс»
1. Экономика. 10 класс. Учебник (автор. Р. И. Хасбулатов) М. Дрофа,2014.
2. Экономика. 10 класс. Методическое пособие (автор Г. И. Грибанова).
3. Электронное приложение к учебнику.

УМК «Экономика. 11 класс»
1. Экономика. 11 класс. Учебник (автор. Р. И. Хасбулатов). М. Дрофа,2014.
2. Экономика. 11 класс. Методическое пособие (автор Г. И. Грибанова).
3. Электронное приложение к учебнику.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
http://www.libertarium.ru/library — библиотека по экономической литературе;
http://www.finansy.ru — информация по социально-экономическому положению и развитию России;
http://www.ise.openlab.spb.ru/cgi-ise/gallery — галерея экономистов;
http://www.almaz.com/nobel/economics — лауреаты Нобелевской премии по экономике;
http://www.cbr.ru — официальный сайт Центрального банка России (аналитические материалы);
http://www.rbc.ru — РосБизнесКонсалтинг (материалы аналитического и обзорного характера);
http://www.budgetrf.ru — мониторинг экономических показателей;
http://www.ereport.ru — обзорная информация по экономике;
http://www.stplan.ru — экономика и управление;

http://www.catback.ru — научные статьи и учебные материалы по экономике.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».