Рабочая программа Финансовая грамотность (1)

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
Управление образования Березовский городского округа
БМАОУ СОШ №1

РАССМОТРЕНО

Кутявина Тамара
Юрьевна

Подписано цифровой подписью:
Кутявина Тамара Юрьевна

на педагогическом совете
Протокол №1
от «30» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Финансовая грамотность»
для обучающихся 5-9 классов

г. Березовский, 2023

Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Финансовой грамотности» для учащихся 5-9 классов
разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования.
1. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Концепции Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности
населения РФ;
3. Проекта Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности
населения и развитию финансового образования в РФ».
4. Приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования» (ред. от
18.07.2022);
5. .Приказом Министерства просвещения Российской Федерации «Об утверждении
федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» от 24.11.2022 № 1025
(зарегистрировано в Минюсте России 21.03.2023 № 72653);
6. Приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 N 370 «Об утверждении федеральной
образовательной программы основного общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте
России 12.07.2023 N 74223);
7. Приказом Министерства просвещения Российской Федерации «Об утверждении Порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования» от 22.03.2021 № 115;
8. Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 07.10.2022 № 888 «О
внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности
по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. № 115»
(Зарегистрирован 10.11.2022 № 70899);
9. Приказом Министерства Просвещения РФ от 5 декабря 2022 года N 1063 «О внесении
изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. N 115»
Актуальность данной программы продиктована развитием финансовой системы и
появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят
перед гражданами задачи, к решению которых они не всегда готовы.
Финансовая грамотность - необходимое условие жизни в современном мире, поскольку
финансовый рынок предоставляет значительно больше возможностей по управлению
собственными средствами, чем 5 – 10 лет назад, и такие понятия как потребительский кредит,
ипотека, банковские депозиты плотно вошли в нашу повседневную жизнь. Однако в
настоящий момент времени ни нам, ни нашим детям явно недостаточно тех финансовых
знаний, которыми мы располагаем. При этом нужно учитывать, что сегодняшние
обучающиеся – это завтрашние активные участники финансового рынка. Поэтому, если мы
сегодня воспитаем наших детей финансово грамотными, значит, завтра мы получим
добросовестных налогоплательщиков, ответственных заемщиков, грамотных вкладчиков
Цели данного курса:
- формирование у учащихся готовности принимать ответственные и обоснованные решения в
области управления личными финансами, способности реализовать эти решения;

2

- создание комфортных условий, способствующих формированию коммуникативных
компетенций;
- формирование положительного мотивационного отношения к экономике через развитие
познавательного интереса и осознание социальной необходимости.
Задачи:
- освоить систему знаний о финансовых институтах современного общества и инструментах
управления личными финансами;
- овладеть умением получать и критически осмысливать экономическую информацию,
анализировать, систематизировать полученные данные;
- формировать опыт применения знаний о финансовых институтах для эффективной
самореализации в сфере управления личными финансами;
- формировать основы культуры и индивидуального стиля экономического поведения,
ценностей деловой этики;
- воспитывать ответственность за экономические решения.
Согласно учебному плану на 2023-2024 год, на изучение курса «Финансовая
грамотность» в 5,6,8 и 9 классах отводится по 0.5 часа - по 17 часов в год.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
5 класс
Введение в курс «Финансовая грамотность»
Базовые понятия: финансовая грамотность, благосостояние, финансовое поведение.
Личностные характеристики и установки — осознание необходимости развития
собственной
финансовой грамотности для участия в повседневном принятии финансовых решений в своей
семье.
Модуль 1. Доходы и расходы семьи
Базовые понятия: потребности, деньги, бартер, товарные и символические деньги, наличные
и безналичные деньги, купюры, монеты, фальшивые деньги, товары, услуги, семейный
бюджет, доходы, источники доходов (заработная плата, собственность, пенсия, стипендия,
пособие, проценты по вкладам), расходы, направления расходов (предметы первой
необходимости, товары текущего потребления, товары длительного пользования, услуги,
коммунальные услуги), личный доход, личные расходы, сбережения, денежный долг.
Личностные характеристики и установки — понимание зависимости благосостояния
семьи, благополучия семейного бюджета от грамотности принимаемых в семье финансовых
решений.
6 класс
Актуализация по модулю 1. «Доходы и расходы семьи»
Модуль 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься
Базовые понятия: страхование, цели и функции страхования, виды страхования, страховой
полис, страховая компания, больничный лист.
Личностные характеристики и установки:
• осознание возможности возникновения особых жизненных ситуаций (рождение ребенка,
потеря работы, болезнь, несчастные случаи, форс-мажорные ситуации), которые могут
привести к снижению личного благосостояния;
• понимание роли страхования и сбережений для решения финансовых проблем семьи в
особых жизненных ситуациях.

3

7 класс
Модуль 3. Человек и государство: как они взаимодействуют
Базовые понятия: налог, налоговая инспекция, подоходный налог, налоговая ставка, налог на
прибыль, физические лица, социальное пособие, пособие по безработице, пенсия, стипендия.
Личностные характеристики и установки:
• понимание сущности налогов, определение их роли в жизни общества;
• осознание необходимости уплаты налогов как важной составляющей благосостояния
общества и государства;
• оценивание социальных пособий как помощи государства гражданам в сложных жизненных
ситуациях.
Модуль 4. Услуги финансовых организаций и собственный бизнес
Базовые понятия: банки, вклады (депозиты), процентная ставка, страхование вкладов,
Агентство по страхованию вкладов, кредит, залог, бизнес, малый бизнес, бизнес-план, бизнесинкубатор, валюта, валютный курс, обменный пункт, валютный вклад.
Личностные характеристики и установки:
• понимание значения банковских услуг для увеличения (сохранения) семейных доходов и
смягчения последствий сложных жизненных ситуаций;
• осознание факта: ответственность за выбор и использование услуг банка несёт потребитель
этих услуг;
• осознание факта: ответственность за все финансовые риски несёт владелец бизнеса;
• понимание преимуществ и рисков предпринимательской деятельности;
• понимание, что всё в современном мире взаимосвязано и изменение валютного курса может
отразиться на экономике страны и бюджете семьи.
8 класс
Модуль 1. Управление денежными средствами семьи
Базовые понятия и знания:
• эмиссия денег, денежная масса, покупательная способность денег, Центральный банк,
структура доходов населения, структура доходов семьи, структура личных доходов,
человеческий капитал, благосостояние семьи, контроль расходов семьи, семейный бюджет
(профицит, дефицит, личный бюджет);
• знание видов эмиссии денег и механизмов её осуществления в современной экономике,
способов влияния государства на инфляцию, состава денежной массы, структуры доходов
населения России и причин её изменения в конце XX — начале XXI вв.; понимание факторов,
влияющих на размер доходов, получаемых из различных источников, зависимости уровня
благосостояния от структуры источников доходов семьи; знание статей расходов и доходов
семейного и личного
бюджетов и способов планирования личного и семейного бюджетов.
Личностные характеристики и установки:
• понимание того, что наличные деньги не единственная форма оплаты товаров и услуг;
• осознание роли денег в экономике страны как важнейшего элемента рыночной экономики;
• осознание влияния образования на последующую профессиональную деятельность и
карьеру, а также на личные доходы;
• понимание того, что бесконтрольные траты лишают семью возможности обеспечить
устойчивую финансовую стабильность, повысить её благосостояние и могут привести к
финансовым трудностям;
• понимание различий между расходными статьями семейного бюджета и их существенных
изменений в зависимости от возраста членов семьи и других факторов;
• осознание необходимости планировать доходы и расходы семьи.
Модуль 2. Способы повышения семейного благосостояния
Базовые понятия и знания:
• банк, инвестиционный фонд, страховая компания, финансовое планирование;
4

• знание основных видов финансовых услуг и продуктов для физических лиц, возможных
норм сбережения на различных этапах жизненного цикла.
Личностные характеристики и установки:
• понимание принципа хранения денег на банковском счёте;
• оценивание вариантов использования сбережений и инвестирования на разных стадиях
жизненного цикла семьи;
• осознание необходимости аккумулировать сбережения для будущих трат;
• осознание возможных рисков при сбережении и инвестировании.
Модуль 3. Риски в мире денег
Базовые понятия и знания:
• особые жизненные ситуации, социальные пособия, форс-мажор, страхование, виды
страхования и страховых продуктов, финансовые риски, виды рисков;
• знание видов особых жизненных ситуаций, способов государственной поддержки в случаях
природных и техногенных катастроф и других форс-мажорных событий, видов страхования,
видов финансовых рисков (инфляция; девальвация; банкротство финансовых компаний,
управляющих семейными сбережениями; финансовое мошенничество), а также представление
о способах сокращения финансовых рисков.
Личностные характеристики и установки:
• понимание того, что при рождении детей структура расходов семьи существенно изменяется;
• осознание необходимости иметь финансовую подушку безопасности в случае чрезвычайных
и кризисных жизненных ситуаций;
• понимание возможности страхования жизни и семейного имущества для управления
рисками;
• понимание причин финансовых рисков;
• осознание необходимости быть осторожным в финансовой сфере, проверять поступающую
информацию из различных источников (из рекламы, от граждан, из учреждений).
9 класс
Модуль 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем
Базовые понятия и знания:
• банк, коммерческий банк, Центральный банк, бизнес, бизнес-план, источники
финансирования, валюта, мировой валютный рынок, курс валюты;
• знание видов операций, осуществляемых банками; понимание необходимости наличия у
банка лицензии для осуществления банковских операций; знание видов и типов источников
финансирования для создания бизнеса, способов защиты от банкротства; представление о
структуре бизнес-плана, об основных финансовых правилах ведения бизнеса; знание типов
валют; представление о том, как мировой валютный рынок влияет на валютный рынок России,
как определяются курсы валют в экономике России.
Личностные характеристики и установки:
• понимание основных принципов устройства банковской системы;
• понимание того, что вступление в отношения с банком должно осуществляться не
спонтанно, под воздействием рекламы, а возникать в силу необходимости со знанием
способов взаимодействия;
• осознание ответственности и рискованности занятия бизнесом и трудностей, с которыми
приходится сталкиваться при выборе такого рода карьеры;
• понимание того, что для начала бизнес-деятельности необходимо получить специальное
образование;
• понимание причин изменения и колебания курсов валют, а также, при каких условиях
семья может выиграть от размещения семейных сбережений в валюте.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Общие для 5-7 классов
Личностные:
5

- осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем
семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;
- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление
доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых
примерах; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных
экономических ситуациях; участие в принятии решений о семейном бюджете.
- формирование осознанного и ответственного отношения (рефлексии) к собственным
поступкам и ценностно-смысловым установкам в области финансов.
Общие для 8-9 классов
• сформированность ответственности за принятие решений в сфере личных финансов;
• готовность пользоваться своими правами в финансовой сфере и исполнять обязанности,
возникающие в связи с взаимодействием с различными финансовыми институтами;
• готовность и способность к финансово-экономическому образованию и самообразованию во
взрослой жизни;
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в
социальноэкономической жизни общества;
• заинтересованность в развитии экономики страны, в благополучии и процветании своей
Родины.
Метапредметные 5-7:
Познавательные:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации
,передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на Интернетсайтах и проведение простых опросов;
- формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в
виде таблицы, схемы, графика.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения
рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
- овладение навыками смыслового чтения;
Регулятивные:
- понимание цели своих действий;
- планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
- проявление познавательной и творческой инициативы;
- оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
- адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные:
- составление текстов в устной и письменной формах;
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого
иметь свою;
- умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении
функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной
деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Метапредметные8-9:
Познавательные:

6

- умение анализировать экономическую и/или финансовую проблему и определять
финансовые и государственные учреждения, в которые необходимо обратиться для её
решения;
- нахождение различных способов решения финансовых проблем и оценивание последствий
этих проблем;
- умение осуществлять краткосрочное и долгосрочное планирование своего финансового
поведения;
- установление причинно-следственных связей между социальными и финансовыми
явлениями и процессами;
- умение осуществлять элементарный прогноз в сфере личных и семейных финансов и
оценивать последствия своих действий и поступков
Регулятивные:
- умение самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в финансовой сфере,
выдвигать версии её решения, определять последовательность своих действий по её решению;
- проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных знаний и
умений для решения задач в области личных и семейных финансов;
- контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и самооценка выполнения действий по
изучению финансовых вопросов на основе выработанных критериев;
- самостоятельное планирование действий по изучению финансовых вопросов, в том числе в
области распоряжения личными финансами.
Коммуникативные:
- умение вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимать и продвигать
предлагаемые идеи;
- формулирование собственного отношения к различным финансовым проблемам (управление
личными финансами, семейное бюджетирование, финансовые риски, сотрудничество с
финансовыми организациями и т. д.);
- умение анализировать и интерпретировать финансовую информацию, полученную из
различных источников, различать мнение (точку зрения), доказательство (аргумент), факты.
Предметные 5-7:
- понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли
денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о
роли государства в экономике семьи;
- понимание и правильное использование экономических терминов;
- освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение
простых финансовых расчётов;
- приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения
типичных задач в области семейной экономики; знание источников доходов и направлений
расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений
инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;
- развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные
оценки экономических ситуаций; определение элементарных проблем в области семейных
финансов и нахождение путей их решения;
- развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование
познавательного интереса
- умение давать оценку поступкам и решениям различных, в том числе исторических,
физических лиц с позиции финансовой грамотности
- умение оценивать различную финансовую информацию, ценностно-смысловые установки
(представления, заблуждения, стереотипы, привычки), связанные с финансами, сравнивать И
выбирать критерии оценки и ранжировать различные варианты финансовых поступков и
решений в соответствии с выбранными критериями;
Предметные 8-9

7

- владение понятиями: деньги и денежная масса, покупательная способность денег,
человеческий капитал, благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного бюджета, банк,
инвестиционный фонд, финансовое планирование, форс-мажор, страхование, финансовые
риски, бизнес, валюта и валютный рынок, прямые и косвенные налоги, пенсионный фонд и
пенсионная система;
- владение знаниями:
о структуре денежной массы;
о структуре доходов населения страны и способах её определения;
о зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи;
о статьях семейного и личного бюджета и способах их корреляции;
об основных видах финансовых услуг и продуктов, предназначенных для физических лиц;
о возможных нормах сбережения;
о способах государственной поддержки в случае возникновения сложных жизненных
ситуаций;
о видах страхования;
о видах финансовых рисков;
о способах использования банковских продуктов для решения своих финансовых задач;
о способах определения курса валют и мест обмена;
о способах уплаты налогов, принципах устройства пенсионной системы России.

8

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
№ Наименование раздела и тем программы
п/п

Количество часов
Всего Контрольные Практические
работы
работы
1 Из копеек рубль, из ручейков море
5
0
0
2 Одними надеждами целей не достигнуть
4
0
1
3 Не доходом экономят, а расходом
4
0
1
4 Нельзя гоняться за деньгами – нужно идти им на
4
0
0
встречу
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
17
0
2

Электронные
(цифровые)
образовательные ресурсы
https://resh.edu.ru/

http://school-collection.edu.ru/
https://resh.edu.ru/

http://school-collection.edu.ru/

6 КЛАСС
№ Наименование раздела и тем программы
п/п
1
2
3
4

Количество часов
Всего Контрольные Практические
работы
работы
Нельзя гоняться за деньгами – нужно идти им на
3
0
0
встречу
И у кредитных организаций бывают проблемы
5
0
1
На чужое богатство не надейся, свое береги
6
0
1
Богатство ум рождает
3
0
0

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

17

0

Электронные
(цифровые)
образовательные ресурсы
Финансы и Бизнес - для начинающих
предпринимателей (fin-site.ru)

http://school-collection.edu.ru/
https://resh.edu.ru/
Финансы и Бизнес - для начинающих
предпринимателей (fin-site.ru)

2

7 КЛАСС
№ Наименование раздела и тем программы
п/п
1

Кто не рискует, тот не инвестор

Количество часов
Всего Контрольные Практические
работы
работы
7
0
1

Электронные
(цифровые)
образовательные ресурсы
Центральный
банк
Российской
Федерации | Банк России (cbr.ru)

2

Доход не живет без хлопот

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

10

0

1

17

0

2

Центральный
банк
Российской
Федерации | Банк России (cbr.ru)

8 КЛАСС
№ Наименование раздела и тем программы
п/п

Количество часов
Всего Контрольные Практические
работы
работы
1 Современные деньги: что это такое и какие риски их
6
0
1
сопровождают
2 Семейный бюджет: как управлять им в современном
8
0
1
обществе
3 Личный доход подростка: какие возможности есть в
3
0
0
современном обществе для его формирования
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
17
0
2

Электронные
(цифровые)
образовательные ресурсы
Центральный
банк
Российской
Федерации | Банк России (cbr.ru)
Финансы и Бизнес - для начинающих
предпринимателей (fin-site.ru)
Финансы и Бизнес - для начинающих
предпринимателей (fin-site.ru)

9 КЛАСС
№ Наименование раздела и тем программы
п/п
1
2
3

Количество часов
Всего Контрольные Практические
работы
работы
нужно
8
0
1

Услуги финансовых организаций: что
современному подростку
Человек и государство: как наладить взаимовыгодные
финансовые отношения
Современный человек, как инвестировать в себя

4 Итоговая проверочная работа по курсу
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

4

0

0

4

0

2

1
17

1
1

0
3

Электронные
(цифровые)
образовательные ресурсы
Финансы и Бизнес - для начинающих
предпринимателей (fin-site.ru)
Центральный
банк
Российской
Федерации | Банк России (cbr.ru)
Финансы и Бизнес - для начинающих
предпринимателей (fin-site.ru)

10

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
№
п/п

Тема урока

Количество часов
Всего Контрольные Практические
работы
работы
1 Введение.
1
0
2 Дерево финансовых возможностей.
1
0
3 Поток семейных доходов.
1
0
4 Ступени финансового изобилия.
1
0
5 Доходное место.
1
0
6 Куда с тобою мы идем – большой-большой
1
0
секрет.
7 Уголок резервирования.
1
0
8 Ручеек сбережений.
1
0
9 Творческая лаборатория финансиста.
1
0
1
10 Загадка семейных расходов.
1
0
11 Не платит налоги только медведь в берлоге.
1
0
12 Я планов наших люблю громадье.
1
0
13 Творческая лаборатория финансиста.
1
0
1
14 А я денежки люблю, я на карте их храню.
1
0
15 Депозиты.
1
0
16 Путешествие в мир депозитов.
1
0
17 Кредиты.
1
0
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ
ПО
17
0
2
ПРОГРАММЕ
6 КЛАСС
№
п/п
1
2

Тема урока

Введение.
Кредитные кометы.

Количество часов
Всего Контрольные Практические
работы
работы
1
0
1
0

Электронные
образовательные ресурсы

(цифровые)

https://resh.edu.ru/

http://school-collection.edu.ru/
https://resh.edu.ru/

http://school-collection.edu.ru/
http://school-collection.edu.ru/
http://school-collection.edu.ru/
http://school-collection.edu.ru/
https://resh.edu.ru/
https://resh.edu.ru/

http://school-collection.edu.ru/
http://school-collection.edu.ru/
https://resh.edu.ru/
https://resh.edu.ru/

http://school-collection.edu.ru/
http://school-collection.edu.ru/

Электронные
образовательные ресурсы

(цифровые)

https://resh.edu.ru/
Финансы и Бизнес - для начинающих
предпринимателей (fin-site.ru)
11

3
4
5

Ипотека: разглядим в телескоп.
На нашей траектории – банки-астероиды.
Страхование, страховой взнос.

1
1
1

0
0
0

6
7
8
9

Метеоритный дождь микрофинансирования.
Ураган финансовых угроз.
Творческая лаборатория финансиста.
С чужого двора не получишь добра.

1
1
1
1

0
0
0
0

10
11
12

Собственность.
Копейка к копейке проживет и семейка.
На счетах одни нули.

1
1
1

0
0
0

Индексация денежных доходов.
Творческая лаборатория финансиста.
Доходы большие и не очень.
Ум
–
хорошо,
интеллектуальная
собственность лучше.
17 Наш папа интеллектуал.
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ
ПО
ПРОГРАММЕ

1
1
1
1

0
0
0
0

1
17

0
0

13
14
15
16

7 КЛАСС
№
п/п
1
2
3
4
5
6

Тема урока

https://resh.edu.ru/

http://school-collection.edu.ru/
Финансы и Бизнес - для начинающих
предпринимателей (fin-site.ru)
https://resh.edu.ru/

http://school-collection.edu.ru/
1
Финансы и Бизнес - для начинающих
предпринимателей (fin-site.ru)
https://resh.edu.ru/

http://school-collection.edu.ru/
Финансы и Бизнес - для начинающих
предпринимателей (fin-site.ru)
https://resh.edu.ru/

1
https://resh.edu.ru/

http://school-collection.edu.ru/
http://school-collection.edu.ru/
2

Количество часов
Всего Контрольные Практические
работы
работы
1
0
1
0
финансовому
1
0

Введение.
Финансовые риски.
Риск
неизбежен
к
благополучию.
Инвестиционная
привлекательность
региона.
Выбор инвестиционного проекта – дело
рискованное.
Инвестиционные доходы.

Электронные
образовательные ресурсы

(цифровые)

https://resh.edu.ru/

http://school-collection.edu.ru/
https://resh.edu.ru/

1

0

http://school-collection.edu.ru/

1

0

1

0

Центральный банк Российской Федерации |
Банк России (cbr.ru)
https://resh.edu.ru/
12

7
8
9
10

Творческая лаборатория
Источники дохода.
Субсидии и субвенции.
Софинансирование.

1
1
1
1

0
0
0
0

11

Сверхновые источники доходов.

1

0

12

Краудфандинг.

1

0

13
14
15
16

Краудинвестинг.
Кто ищет, тот всегда найдет.
Активные источники дохода.
Пассивные источники дохода.

1
1
1
1

0
0
0
0

1
17

0
0

17 Творческая лаборатория финансиста.
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ
ПРОГРАММЕ
8 КЛАСС
№
п/п

Тема урока

ПО

1
https://resh.edu.ru/

http://school-collection.edu.ru/
Центральный банк Российской Федерации |
Банк России (cbr.ru)
Центральный банк Российской Федерации |
Банк России (cbr.ru)
Центральный банк Российской Федерации |
Банк России (cbr.ru)

http://school-collection.edu.ru/
https://resh.edu.ru/

http://school-collection.edu.ru/
Центральный банк Российской Федерации |
Банк России (cbr.ru)

1
2

Количество часов
Всего Контрольные Практические
работы
работы
1
0

1

Введение.

2

Деньги и их функции.

1

0

3

Что делает деньги деньгам.

1

0

4

Какие они, современные деньги.

1

0

5

Риски в мире денег.

1

0

6
7

Творческая лаборатория финансиста.
Современная семья и ее финансы.

1
1

0
0

Электронные
образовательные ресурсы

(цифровые)

Центральный банк Российской Федерации |
Банк России (cbr.ru)
Финансы и Бизнес - для начинающих
предпринимателей (fin-site.ru)
Финансы и Бизнес - для начинающих
предпринимателей (fin-site.ru)
Центральный банк Российской Федерации |
Банк России (cbr.ru)
Финансы и Бизнес - для начинающих
предпринимателей (fin-site.ru)

1
Центральный банк Российской Федерации |
13

1

0

9

Что входит в расходную часть семейного
бюджета.
Как оптимизировать расходы семьи.

1

0

10

Как разумно совершать покупки.

1

0

11

Защита прав потребителей.

1

0

12

1

0

13

Откуда берутся доходы в семейном
бюджете.
Как грамотно составлять семейный бюджет.

1

0

14
15

Творческая лаборатория финансиста.
Источники личного дохода подростка.

1
1

0
0

16

Как может работать подросток.

1

0

1

0

17

0

8

Какие налоги необходимо платить, когда
работаешь.
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ
ПО
ПРОГРАММЕ
17

9 КЛАСС
№
п/п
1
2
3
4
5

Тема урока

Банк России (cbr.ru)
Финансы и Бизнес - для начинающих
предпринимателей (fin-site.ru)
Финансы и Бизнес - для начинающих
предпринимателей (fin-site.ru)
Центральный банк Российской Федерации |
Банк России (cbr.ru)
Финансы и Бизнес - для начинающих
предпринимателей (fin-site.ru)
Центральный банк Российской Федерации |
Банк России (cbr.ru)
Финансы и Бизнес - для начинающих
предпринимателей (fin-site.ru)

1
Финансы и Бизнес - для начинающих
предпринимателей (fin-site.ru)
Центральный банк Российской Федерации |
Банк России (cbr.ru)
Финансы и Бизнес - для начинающих
предпринимателей (fin-site.ru)

2

Количество часов
Всего Контрольные Практические
работы
работы
Финансовые организации и их услуги.
1
0
Как грамотно выбрать вклад.
1
0
Как грамотно выбрать банковскую карту и
1
0
безопасно ею пользоваться.
Как накопить на свою мечту.
1
0
Как грамотно выбрать страховой продукт.
1
0

Электронные
образовательные ресурсы

(цифровые)

https://resh.edu.ru/

http://school-collection.edu.ru/
https://resh.edu.ru/

http://school-collection.edu.ru/
Финансы и Бизнес - для начинающих
предпринимателей (fin-site.ru)
14

1

0

1

0

1
1
1

0
0
0

1

0

https://resh.edu.ru/

1

0

http://school-collection.edu.ru/

13

Как
отправиться
в
путешествие,
минимизируя финансовые затраты.
Как защитить свои права потребителя
финансовых услуг.
Творческая лаборатория финансиста.
Финансы современного государства.
Какие налоги платят люди, проживающие в
России.
Как
рассчитать
размер
налогов,
уплачиваемых жителями страны.
Как своевременно оплатить налоги и
оформить налоговый вычет.
Что такое человеческий капитал.

1

0

14

Как инвестировать в человеческий капитал.

1

0

Финансы и Бизнес - для начинающих
предпринимателей (fin-site.ru)
Центральный банк Российской Федерации |
Банк России (cbr.ru)

1
1

0
0

1
1

1
17

1
1

3

6
7
8
9
10
11
12

Творческая лаборатория финансиста.
Проверяем свой уровень финансовой
грамотности.
17 Итоговая проверочная работа по курсу
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ
ПО
ПРОГРАММЕ
15
16

Центральный банк Российской Федерации |
Банк России (cbr.ru)
Финансы и Бизнес - для начинающих
предпринимателей (fin-site.ru)

1
https://resh.edu.ru/

http://school-collection.edu.ru/

15

УМК учебного курса для педагога:
1. Липсиц И., Вигдорчик Е. Финансовая грамотность. 5-7 классы: методические материалы
для
учителя.- М.: ВАКО, 2018
2. Азимов Л.Б., Журавская Е.В. Уроки экономики в школе: Активные формы преподавания.
М.:
Аспект Пресс, 1995
3. Антонова Ю. Обсуждаем, рассуждаем и играем: креативные задания для детей по
финансовой
грамотности.- М.: ВИТА-ПРЕСС, 2017
4. Белорукова Е.М., Жаркова Е.Н., Калашникова Н.Г. Использование инновационных
образовательных технологий для формирования компетентностных образовательных
результатов
школьников: методические рекомендации для учителя к программе «Экономика». Барнаул:
Азбука,
2012. 94 с.
5. Думная Н.Н., Рябова О.А., Карамова О.В. Как вести семейный бюджет: учебное пособие /
под
ред. Н.Н. Думной. М.: Интеллект-Центр, 2010.
6. Карелина Г.Д. Интерактивный метод мозаика в образовательном процессе. Режим доступа:
http://festival.1september.ru
7. Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на
уроках истории. М.: Владос, 2003. 256 с.
8. Матвеев Э. Финансовая грамотность для школьников.
9. Урок-игра «Морской бой» [Электронный ресурс]. Режим
доступа: http://pedsovet.ru
УМК учебного курса для обучающихся:
1. Липсиц И., Вигдорчик Е. Финансовая грамотность. 5-7 классы: Учебник.- М.: ВАКО, 2018.
2. Липсиц И., Вигдорчик Е. Финансовая грамотность. 5-7 классы: материалы для учащихся.М.:
ВАКО, 2018.
3. Липсиц И., Вигдорчик Е. Финансовая грамотность. 5-7 классы: рабочая тетрадь.- М.: ВАКО,
2018.
4. Горяев А. Чумаченко В.Финансовая грамота для школьников. Изд: Баккара-Принт,2010.
Задания из рабочей тетради используются в увеличенном масштабе. Для незрячих
обучающихся
дублируются рельефно-точечным шрифтом Брайля.
5. Липсиц И., Вигдорчик Е. Финансовая грамотность. 8-9 классы: Учебник.- М.: ВАКО, 2018.
6. Липсиц И., Вигдорчик Е. Финансовая грамотность. 8-9 классы: материалы для учащихся.М.:
ВАКО, 2018
Интернет-ресурсы
1. https://www.rbc.ru — информационное агентство «РосБизнесКонсалтинг».
2. https://ria.ru — информационное агентство «РИА Новости».
3. www.7budget.ru — сайт журнала «Семейный бюджет».
4. www.banki.ru — сайт «Финансовый информационный портал».
5. www.bs-life.ru — портал «Деловая жизнь».
6. www.casemethod.ru — сайт, посвященный методике ситуационного обучения с
использованием
кейсов.

7. www.cbr.ru — Центральный банк Российской Федерации.
8. www.finagram.com — портал финансовой грамотности.
9. www.fin-site.ru — портал «Финансы и бизнес для начинающих предпринимателей».
10. www.fmc.hse.ru — Федеральный методический центр по
финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования.
11. www.gks.ru — Федеральная служба государственной статистики.
12. www.kcbux.ru — портал «Краткий справочник бухгалтера».
13. www.kolesovgb.ru — сайт «Школа жизни. Пенсионное и финансовое планирование
жизни».
14. www.koshelek.org — портал «Семейный бюджет».
15. www.muzey-factov.ru — сайт «Интересные факты обо всём
на свете. Музей фактов».У Ч Е Б Н А Я П Р О Г РА М М А
16. www.o-strahovanie.ru — сайт «Всё о страховании».
17. www.rasxodam.net — сайт об экономии денег в повседневной жизни.
18. www.smb.gov.ru — портал малого и среднего предпринимательства.
19. www.subsidii.net — портал «Всё о пособиях».
20. www.taxru.com — сайт «Налоги России».
21. www.zarplata-i-rabota.ru — сайт журнала «Работа и зарплата».
22. www.znanium.com — электронная библиотечная системаZnanium.com
23. вашифинансы.рф — проект Минфина России «Дружи с финансами»
Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) для поддержки подготовки школьников.
1. «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»- http://windows.edu/ru
2. «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - http://school-collektion.edu/ru
3. «Федеральный центр информационных образовательных ресурсов» - http://fcior.edu.ru,
http://eor.edu.ru

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».