финасовая грамотность 1-3

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования Березовского городского округа
БМАОУ СОШ № 1

Кутявина Тамара
Юрьевна

РАССМОТРЕНО

Подписано цифровой подписью:
Кутявина Тамара Юрьевна

на педагогическом совете
Протокол № 1 от «30» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Финансовая грамотность»
для обучающихся 1-3 классов

Березовский
2023

Пояснительная записка.
Рабочая программа учебного курса « Финансовая грамотность» разработана в соответствии
с Федеральным государственным стандартом начального общего образования на основе требований
к результатам освоения дополнительной образовательной программы начального общего
образования. Программа направлена на достижение планируемых результатов, обеспечивающих
развитие личности младших школьников, их мотивации к познанию, приобщение к
общечеловеческим ценностям.
Целями изучения курса «Финансовая грамотность» выступают:
• развитие основ экономического образа мышления;
• воспитание ответственного и грамотного финансового поведения;
• развитие учебно-познавательного интереса в области экономических отношений в семье;
• формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных
вопросов в области экономики семьи, а также для выполнения учебно-исследовательской и
проектной деятельности.
Программа реализуется через следующие формы занятий:
• ситуационная игра;
• образно-ролевые игры;
• исследовательская деятельность;
• урок-практикум;
• дискуссия, обсуждение.
1 класс - 16 часов, в неделю - 1 час
2 класс - 17 часов, в неделю - 1 час
3 класс - 17 часов, в неделю - 1 час

Содержание программы
1класс
Темы планирования повторяются в каждом классе, но содержание программы расширяется и
усложняется по годам обучения с учетом индивидуальных и типологических особенностей
психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся, осваивающих
различные программы.
Тема 1. Введение в экономику (1 час)
Введение в экономику. Знакомство с понятием «экономика». Для чего нужна экономика?
Тема 2. Потребности (1 час)
Потребности. Что такое «потребность». Какие бывают потребности.
Тема 3. Источники удовлетворения потребностей (3 часа)
Источники удовлетворения потребностей. Почему все потребности нельзя удовлетворить. Виды
потребностей. Мои желания и потребности.
Тема 4. Домашнее хозяйство (2 часа)
Домашнее хозяйство. Распределение ролей в семье. Домашние обязанности в семье. Что такое
бюджет семьи. Что такое «доходы» и «расходы». Важно ли быть богатым. Посчитаем семейный
бюджет.
Тема 5. Товары и услуги (2 часа)
Что
такое
«товар».
Какие
бывают
товары.
Где
можно
приобрести товары и услуги. Зачем нужна реклама. Роль рекламы.
Тема 6. Деньги (3 часа)
Зачем нужны деньги. Как появились деньги. Деньги и страны. Где и как хранятся деньги. Что такое

источник дохода.
Тема 7. Маркетинг (3 часа)
Что такое «маркетинг». Обмен. Рынок. Торговля. Взаимоотношения продавца и покупателя.
Конкуренция.
Тема 8. Задачи от Гнома - Эконома (1 час)
Задачи с экономическим содержанием от Гнома - Эконома.
2 класс
Тема 1. Знакомство с Бурундуком и компанией (1 час)
Знакомство с лесными героями - Бурундуком и его компанией. Вспомним понятие «экономика»
Тема 2. Потребности (1 час)
Потребности человека. Значение труда в удовлетворении потребностей. Труд и удовлетворение
потребностей.
Тема 3. Торговля (5 часов)
Когда и где возникла торговля. Зачем современному человеку нужна торговля. Как и где
производятся товары. Какие бывают товары. Почему одни товары стоят дороже, а другие дешевле.
Тема 4. Графики (2 часа)
Что такое «график». Какие бываю графики. Графики «доходов» и «расходов»
Тема 5. Деньги (2 часа)
История денег. Деньги бумажные и металлические. Деньги России и мира. Почему каждый народ
имеет свои деньги. Что изображено на деньгах. Защита денег от подделки
Тема 6. Занимательная экономика (3 часа)
Занимательная экономика. Экономические ребусы и кроссворды от Бурундука и компании.
Экономика и русский язык. Экономика и окружающий мир. Взаимодействие экономики с другими
науками
Тема 7. Экономические задачи (1 час)
Решаем задачи с экономическим содержанием
Тема 8. Аренда (1 час)
Аренда. Что такое «аренда». История аренда
Тема 9. Банки. Вклады (1 час)
Банки. Для чего нужны банки. Зачем люди вкладывают деньги в банк. Крупные банки России.
3 класс
Тема 1. Встреча в лесной экономической школе (1 час)
Бурундук и компания юных экономистов вместе с нами продолжают изучать азы экономики!
Тема 2. Основы экономического развития (4час)
Что такое экономическое развитие. Акционерное общество, как оно создаётся. Акции. Ценные
бумаги. Понятие «кризиса». Почему происходит кризис в экономике. Монополия и конкуренция.
Роль правительства в экономике
Тема 3. Реклама. Качество товара (2 часа)
Реклама и качество товара. Качественные и некачественные товары. Что можно, а что нельзя
рекламировать. Штрих-коды на товарах и их значение;
Тема 4. Банки. Ценные бумаги (3 часа)
Банки. Ценные бумаги. Виды вкладов. Виды ценных бумаг (общие черты и отличия). История
вкладов. Функции сберегательной книжки
Тема 5. Штрафы (1 час)
Виды штрафов. Кто и когда платит штрафы. Кто взимает штрафы
Тема 6. Деловая этика (1 час)
Деловая этика. Этика и этикет. Почему надо соблюдать этику. Правила делового этикета. Бизнес этикет;
Тема 7. История профессий (1 час)
Появление профессий. История профессий. Популярные современные профессии
Тема 8. Налоги (1 час)
Что такое «налоги». Кто собирает налоги. Куда идут налоги. Виды налогов (подоходный,
транспортный, имущественный)
Тема 9. Международная торговля (1 час)
Торговля между странами. Ввоз и вывоз товаров. Таможня. Экспорт. Импорт
Тема 10. Экономические задачи (2 часа)

Решаем экономические задачи на нахождение прибыли
Тема 11. Занимательная экономика (1 час)
Занимательная наука - экономика. Конкурсы и творческие задания по пройденным темам.
Планируемые результаты обучения
Личностные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»
У обучающегося будут сформированы:
- осознание себя как члена семьи, общества и государства;
- учебно-познавательный интерес к учебному материалу курса и способам решения элементарных
финансовых задач;
- самостоятельность и осознание личной ответственности за свои поступки в области финансов;
- ориентирование в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков
окружающих людей в области финансов;
- понимание безграничности потребностей людей и ограниченности ресурсов (денег);
- понимание различия между расходами на товары и услуги первой необходимости и расходами
на дополнительные нужды;
- навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных экономических
ситуациях.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- понимания необходимости освоения финансовой грамотности, выраженного в преобладании
учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний в этой
области;
- положительной адекватной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной
роли финансово грамотного школьника;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающейся в
поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия. Метапредметные
результаты изучения курса «Финансовая грамотность» Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
- использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления
информации в области финансов;
- производить логические действия сравнения преимуществ и недостатков разных видов денег,
сопоставления величины доходов и расходов, обобщения, классификации, установления аналогий и
причинно-следственных связей между финансовым поведением человека и его благосостоянием,
построения рассуждений на финансовые темы, отнесения явлений или объектов к известным
финансовым понятиям;
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели, схемы для решения
финансовых задач;
- владеть элементарными способами решения проблем творческого и поискового характера;
- оценивать свою учебную деятельность по освоению финансовой грамотности.
Обучающийся получит возможность научиться:
- представлять финансовую информацию с помощью ИКТ;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения финансовых задач в зависимости
от конкретных условий.
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
- определять личные цели развития финансовой грамотности; • ставить финансовые цели;
- составлять простые планы своих действий в соответствии с финансовой задачей и условиями её
реализации;
- проявлять познавательную и творческую инициативу в применении финансовых знаний для
решения элементарных вопросов в области экономики семьи;
- осуществлять пошаговый контроль своих учебных действий и итоговый контроль результата;
- оценивать правильность выполнения финансовых действий и способов решения элементарных
финансовых задач;
- корректировать учебное действие после его выполнения на основе оценки и учёта выявленных
ошибок;
- использовать цифровую форму записи хода и результатов решения финансовой задачи;

- корректировать свои действия с учётом рекомендаций и оценочных суждений одноклассников,
учителей, родителей.
Обучающийся получит возможность научиться:
- преобразовывать практическую финансовую задачу в познавательную;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве при выполнении учебного
мини-исследования или проекта;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном
материале;
- самостоятельно оценивать правильность выполнения учебного действия и корректировать его
при необходимости.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
- осознанно и свободно строить сообщения на финансовые темы в устной и письменной форме;
- слушать собеседника, вести диалог по теме и ориентироваться на позицию партнёра в общении и
взаимодействии;
- признавать возможность существования различных точек зрения и право на своё мнение для
каждого;
- излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку финансовых действий
и решений;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности при выполнении
учебного проекта и мини-исследования, в учебной игре;
- осуществлять самоконтроль и контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию в обсуждении
финансовых целей и решений;
- формулировать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнёром;
- оказывать в учебном сотрудничестве необходимую помощь партнёрам.
Предметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»
Обучающийся научится:
- правильно использовать термины (обмен, бартер, товар, услуга, продажа, покупка, деньги, виды
денег, доходы семьи, потребности, благо, расходы семьи, семейный бюджет, дефицит семейного
бюджета, пособия, банк, сбережения, вклад, кредит, долги, валюта); • объяснять причины и
приводить примеры обмена товарами;
- объяснять проблемы, возникающие при обмене;
- приводить примеры товарных денег;
- объяснять на простых примерах, что деньги — средство обмена, а не благо; - понимать, что
деньги зарабатываются трудом;
- описывать виды и функции денег;
- объяснять, что такое безналичный расчёт и пластиковая карта;
- производить безналичный платёж с помощью платёжного терминала;
- называть основные источники доходов;
- приводить примеры регулярных и нерегулярных доходов семьи;
- называть основные направления расходов семьи;
- приводить примеры обязательных и необходимых расходов семьи; -• различать планируемые и
непредвиденные расходы;
- считать доходы и расходы, составлять семейный бюджет на условных примерах;
- объяснять способы сокращения расходов и увеличения сбережений семьи;
- объяснять роль банков, для чего делают вклады и берут кредиты;
- называть ситуации, при которых государство выплачивает пособия, и приводить примеры
пособий;
- объяснять, что такое валюта, и приводить примеры валют.
Обучающийся получит возможность научиться:
- описывать свойства товарных денег;
- сравнивать и обобщать финансовую информацию, представленную в строках и столбцах

несложных таблиц и диаграмм;
- понимать простейшие выражения, содержащие логические связи и слова («...и...», «если... то...»,
«верно / неверно);
- понимать особенности выполнения учебных проектов и мини-исследований в области финансов;
- осуществлять под руководством учителя элементарную проектную и исследовательскую
деятельность в малых группах: выявлять практическую проблему, разрабатывать замысел, искать
пути его реализации, воплощать его, демонстрировать готовый продукт (расчёты, бюджет,
финансовый план);
- распознавать финансовую информацию, представленную в разных формах (текст, таблица,
диаграмма);
- планировать элементарные исследования в области семейного бюджета, собирать и представлять
полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм;
- объяснять суть финансовой информации, сравнивать и обобщать данные о финансах, полученные
при проведении учебных исследований, делать выводы.
Результат 1-го года обучения:
К концу 1 -го года обучения школьники должны знать:
- что изучает экономика;
- что такое потребности, какие бывают потребности, возможности их удовлетворения;
- отличия товаров и услуг, кто производит товары и услуги;
- для чего нужна реклама, роль рекламы в продвижении товаров и услуг;
- что такое деньги, их роль в жизни людей, деньги старинные и современные, деньги разных стран;
- что такое маркетинг.
Должны уметь:
- выделять общие и основные потребности, находить источники их удовлетворения;
- пользоваться деньгами;
- классифицировать профессии по изготовлению товаров и услуг;
- определять цену товара.
Результаты 2-го года обучения:
К концу 2-го года обучения школьники должны знать:
- выделять физиологические и духовные потребности;
- виды торговли; из чего складывается выручка, виды цен;
- что такое себестоимость; из чего складывается себестоимость; затраты и издержки;
- что такое сделки и посредники; доля посредника;
- для чего нужен график; виды графиков;
- что такое аренда; виды аренды;
- крупные банки страны; функции банков; виды вкладов.
Должны уметь:
- определять по формулам, чему равен доход и прибыль;
- чертить элементарные графики доходов и расходов;
- отличать настоящие деньги от фальшивых;
- решать простейшие экономические задачи.
Результаты 3-го года обучения:
К концу 3-го года обучения школьники должны знать:
- что такое конкуренция, ее достоинства и недостатки;
- что такое акционерное общество, как оно создается;
- почему бывают кризисы в экономике, кривая развития экономики;
- виды рекламы, правила рекламы;
- как появились профессии; почему возникают новые профессии, основные профессии вашей
местности;
- налоги, виды налогов, кто собирает налоги.

Должны умет ь :
- различать качественный и некачественный товар,
- чертить кривую развития экономики,
- определять вид ценной бумаги,
- составлять рекламный текст;
- решать задачи на нахождение прибыли, выручки, цены.

№ урока
1
2
3
4

Календарно-тематическое планирование
1 класс
Раздел (количество часов) Тема занятий
Введение в экономику (1 час)
Введение. Что изучает наука «экономика».
Потребности (1 час)
Давайте познакомимся: Гном - Эконом рассуждает о понятии
«потребность». Какие бывают потребности?
Источники удовлетворения потребностей (3 часа)
Личные потребности. Что нам необходимо в жизни?
Материальные, социальные, духовные потребности.
Урок от Гнома-Эконома: все потребности важны, все потребности

Кол-во
часов
1
1
1
1

нужны.
5

6
7
8
9

10
11

Источники удовлетворения потребностей.
Урок от Гнома-Эконома: почему все потребности нельзя
удовлетворить?

1

Домашнее хозяйство (2 часа)
Домохозяйство и домашний труд. Домашние обязанности в семье.
Бюджет семьи.

1

Урок от Гнома - Эконома: правила ведения домашнего хозяйства.
Товары и услуги (2 часа)
Как товар попадает в магазин? Где можно приобрести товары?
Зачем нужна реклама? Реклама и упаковка.
Уроки Гнома-Эконома: реклама - «двигатель торговли» .
Деньги (3 часа)
Зачем нужны деньги? Как и где хранятся деньги? Урок от ГномаЭконома: деньги и страны.
Как появились деньги? Первые деньги. Современные деньги. Деньги и
товары.

1
1
1

1
1

12

Что такое доходы и расходы? Доходы и расходы моей семьи. Роль

1

денег в жизни человека.

13
14
15

16

Маркетинг (Зчаса)
Урок от Гнома-Эконома: знакомимся с понятием «маркетинг»
(«рынок»).
Рынок. Обмен. Торговля.
Продавец и покупатель.
Конкуренция.
Задачи от Гнома - Эконома (1час)
Гном - Эконом проводит «Экономическое Поле Чудес». Подводим
итоги первого экономического года.

Всего

1
1
1

1
16

Календарно-тематическое планирование
2 класс

№ урока

Раздел (количество часов) Тема занятий

Кол-во
часов

Знакомство с Бурундуком и компанией (1 час)
1

2
3
4
5

Давайте познакомимся: Бурундук и компания - наши друзья в изучении
экономики. Экономика в жизни человека.
Потребности (1 час)
Труд и удовлетворение потребностей.
Торговля (5 часов)
Когда и где возникла торговля?
Зачем современному обществу нужна торговля?
Как и где производятся товары?
Что такое цена товара? Почему цены на товары разные? От чего зависит

1

1
1
1
1

цена товара?
6
7

8
9
10
11

Товары ежедневного потребления. Какие они?
Урок от Бурундука и компании: Товары, необходимые нам ежедневно.
Качество товара и его себестоимость.
Рынок. Проблема выбора качественного товара.
Г рафики ( 2 часа)
Отношения покупателя и продавца. Этикет.
Что такое график? Виды графиков.
Деньги (2 часа)
Графики доходов и расходов.
История денег. Деньги бумажные и металлические.
Деньги России и мира.
Почему каждый народ имеет свои деньги?
Что изображено на деньгах? Защита денег от подделки.
Занимательная экономика (3 часа)

1
1

1
1
1
1

12
13

1
1

Экономические ребусы и кроссворды от Бурундука и компании.
Экономика и русский язык.
Экономика в окружающем нас мире.
«Мой первый экономический проект».
Экономические задачи (1 час)
Экономические задачи.
Решение задач с по темам «Цена», «Деньги», «Себестоимость товара».
Аренда (1 час)
Аренда. Что такое аренда? История аренды.
Банки. Вклады (1час)
Банки. Крупные банки нашей страны. Зачем люди вкладывают деньги в
банк.

14
15
16
17

1
1
1
1

Всего

17

№ урока
1

Календарно-тематическое планирование
3 класс
Раздел (количество часов) Тема занятий
Встреча в лесной экономической школе (1 час)
Встреча в лесной экономической школе. Экономика и основы
экономического развития.

Кол-во
часов
1

Основы экономического развития (4 часа)
2
3
4
5

6
7

8
9
10
11
12

Коммерческая тайна. Тайна производства.
Акционерное общество. Создание акционерного общества. Акции.
Ценные бумаги.
Кризис в экономике.
Роль правительства в экономике.
Что такое «монополия». Кто такие «монополисты». Естественная и
искусственная монополия.
Реклама. Качество товара (2 часа)
Реклама и качество товара. Что можно, а что нельзя рекламировать?
Штрих-коды на товарах: что они обозначают?.
Друг-Бурундук проводит урок: Качественные и некачественные
товары.
Банки. Ценные бумаги (3 часа)
Банки. История и виды вкладов. Сбербанк - главный банк страны.
Назначение и виды ценных бумаг.
Штрафы (1 час)
Штрафы: кто платит, когда и за что?
Деловая этика (1 час)
Деловая этика.

История профессий (1 час)

Бурундук ведёт урок: «Все профессии важны, все профессии нужны»

1
1
1
1

1
1

1
1
1
1
1

13
14

Налоги (1 час)

Налоги и их виды.
Международная торговля (1 час)

1
1

Международная торговля. Зачем и чем страны торгуют друг с другом?
15
16

17
Всего

Экономические задачи ( 2 часа)
Что такое прибыль? Экономические задачи «Нахождение прибыли».
Решение экономических задач по темам: «Деньги», «Цена»,
«Выручка».
Занимательная экономика (1 час)
«Занимательная экономика».

1
1

1
17

Учебно-методическое обеспечение

1. Программа по финансовой грамотности Ю.Н. Корлюгова. Москва «ВИТА-ПРЕСС», 2014
2. «Финансовая грамотность» Материалы для учащихся. 2-3, 4 класс. В 2-х частях. С.Н. Федин
Москва: ВИТА-ПРЕСС, 2014
3. «Финансовая грамотность». Методические рекомендации для учителя. Ю.Н. Корлюгова. Москва
«ВИТА-ПРЕСС», 2014
4. «Финансовая грамотность». Материалы для родителей . Ю.Н. Корлюгова. Москва «ВИТАПРЕСС», 2014
5. «Финансовая грамотность». Контрольные измерительные материалы . Ю.Н. Корлюгова. Москва
«ВИТА-ПРЕСС», 2014
6. Гловели Г. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 4 класс

ЦОРы по финансовой грамотности
1. «Главный портал по финансовой грамотности и безопасности граждан ».
Сайт Центра повышения финансовой грамотности. Информационное наполнение и
тематические разделы сайта помогут потребителям повысить уровень финансовой культуры
http://www.gorodfmansov.ru
2. Азбука финансов - универсальный портал о личных финансах и финансовой грамотности
Объединяет в себе информацию о финансовой грамотности населения, личном бюджете,
личном финансовом плане; семинары и уроки финансовой грамотности www.azbukafinansov.ru
3. «Сеть творческих учителей» сообщество учителей экономики «Экономика в школе» где
можно найти разработки уроков, ученические проекты, материалы по внеклассной работе, для
олимпиад, викторин, конкурсов. Получить информацию о проведении дистанционного детского
конкурса «Экономический калейдоскоп»
http://www.it-n.ru/
4. «Учительский портал»
Уроки, мультимедийные тесты, печатные тесты, планирование, контрольные работы, КВН по
финансовой грамотности.
Можно разместить свои уроки и мероприятия по данной тематике.
http://www.uchportal.ru/load/136

5. Клуб финансовой грамотности
На сайте можно получить недостающую информацию об управлении личным и семейным
бюджетом. А также подписаться на бесплатные электронные курсы об управлении семейным
бюджетом
ttp://michurin.com/index.htm
6. «Клуб умные родители»
Бесплатная презентация, рассказывающая детям об основах личных финансах.
Бесплатный курс «Карманные деньги», который расскажет ВСЁ про карманные деньги для
детей.
http://michurin.com/index.htm
7. «Клуб богатый ребёнок»
Дети, подростки и взрослые учатся управлять личными финансами и развивают
предпринимательское мышление.
-Статьи по финансовой грамотности
- рубрика «Вопросы и ответы»
http://richkid.ru/club/about/
8. Книга « Финансовая грамотность»- учебник по личным финансам, которые учитывают и
достижения современной финансовой науки.
www.azbukafinansov.ru
9. Книга «Денежные сказки. Уроки финансовой грамотности.»
Сказки расскажут детям о деньгах. О правилах и законах, которые нужно соблюдать обращаясь
с деньгами.
Что будет в книге для детей?
Сказки о деньгах + раскраски
Сказки о Добре, Зле и Деньгах
Животные из сказочного леса совершают финансовые ошибки и помогают друг другу
справиться с соблазнами.
Дети читают сказки и учатся на ошибках сказочных персонажей.
10. «Клуб богатый ребёнок»
http://richkid.ru/club/about/
11. ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ содействие в создании кадрового потенциала учителей
методистов, администраторов образовательных организаций в области финансовой
грамотности. Цель Проекта - содействовать формированию разумного финансового поведения
российских граждан, их ответственность участия на рынках финансовых услуг, и повысить
эффективность защиты их интересов как потребителей финансовых услуг.
Бйр://финграмотностьвшколе.рф/раае/3
12. Методические материалы по финансовой грамотности для начальной школы
https://fmc.hse.ru/primarySchool
13. Уроки по финансовой грамотности - где учителю и воспитателю взять материалы для их
проектирования?
https://razvitum.ru/articles/35/2222?utm source=email&utm medium=email&utm campaign=1089&
utm content=article
14. Сборник математических задач «Основы финансовой грамотности» для обучающихся 1-11
классов
https://fmcult.info/prepodavanie/base/nachalnoe-osnovnoe-i-srednee-obshchee-obrazovanie/10744/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».