Рабочая-программа-Астрономия-11-класс ворд


МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
Управление образования Березовского городского округа
БМАОУ СОШ №1
Подписано цифровой
Кутявина
подписью: Кутявина
Тамара Юрьевна Тамара Юрьевна

РАССМОТРЕНО
на педагогическом
________________________
совете

протокол №1
от «30» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Астрономия. Базовый уровень»
для обучающихся 11 класса

Березовский городской округ, 2023 год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа составлена в соответствии с
изменениями, внесенными в Федеральный компонент государственного
образовательного стандарта среднего (полного) общего образования и
авторской программы: Астрономия. Базовый уровень. 11 класс; учебник /
В.М.Чаругин — М. : Просвещение, 2018.
Астрономия
знакомит
выпускников
с
современными
представлениями о строении и эволюции Вселенной и способствует
формированию научного мировоззрения.
Курс
астрономии
призван
способствовать
формированию
современной научной картины мира, раскрывая развитие представлений о
строении Вселенной как одной из важнейших сторон длительного и
сложного пути познания человечеством окружающей природы и своего
места в ней.
Особую роль при изучении астрономии должно сыграть
использование
знаний,
полученных
учащимися
по
другим
естественнонаучным предметам, в первую очередь по физике.
Материал, изучаемый в начале курса в теме «Основы практической
астрономии», необходим для объяснения наблюдаемых невооруженным
глазом астрономических явлений. В организации наблюдений могут
помочь компьютерные приложения для отображения звездного неба. Такие
приложения позволяют ориентироваться среди мириад звезд в режиме
реального времени, получить информацию по наиболее значимым
космическим объектам, подробные данные о планетах, звездах, кометах,
созвездиях, познакомиться со снимками планет.
Астрофизическая направленность всех последующих тем курса
соответствует современному положению в науке. Главной задачей курса
становится систематизация обширных сведений о природе небесных тел,
объяснение существующих закономерностей и раскрытие физической
сущности наблюдаемых во Вселенной явлений. Необходимо особо
подчеркивать, что это становится возможным благодаря широкому
использованию физических теорий, а также исследований излучения
небесных
тел,
проводимых
практически
по
всему
спектру
электромагнитных волн не только с поверхности Земли, но и с космических
аппаратов. Вселенная предоставляет возможность изучения таких
состояний вещества и полей таких характеристик, которые пока


недостижимы в земных лабораториях. В ходе изучения курса важно
сформировать представление об эволюции неорганической природы как
главном достижении современной астрономии.
Программа по астрономии включает:
• планируемые результаты освоения курса физики на базовом уровне, в
том числе предметные результаты;
• содержание учебного предмета
Целями изучения астрономии являются:
• осознание принципиальной роли астрономии в познании
фундаментальных законов природы и формировании современной
естественнонаучной картины мира;
• приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем,
строении и эволюции Вселенной, пространственных и временных
масштабах Вселенной, наиболее важных астрономических открытиях,
определивших развитие науки и техники;
• овладение умениями объяснять видимое положение и движение
небесных тел принципами определения местоположения и времени
по
астрономическим
объектам,
навыками
практического
использования компьютерных приложений для определения вида
звездного неба в конкретном пункте для заданного времени;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей в процессе
• приобретения знаний по астрономии с использованием различных
источников
информации
и
современных
информационных
технологий;
• использование приобретенных знаний и умений для решения
практических задач повседневной жизни;
• формирование научного мировоззрения;
• формирование навыков использования естественнонаучных и
особенно физико-математических знаний для объективного анализа
устройства окружающего мира на примере достижений современной
астрофизики, астрономии и космонавтики.
В основу курса физики положен ряд идей, которые можно
рассматривать как принципы его построения.

•

•
•

•

•


Идея целостности. В соответствии с ней курс является логически
завершенным, содержит материал из всех разделов физики, включает
как вопросы классической, так и современной физики; уровень
представления материала учитывает познавательные возможности
учащихся.
Идея преемственности. Содержание курса учитывает подготовку,
полученную учащимися при изучении естествознания.
Идея генерализации. В соответствии с ней выделены такие
стержневые понятия, как энергия, взаимодействие, вещество, поле.
Ведущим в курсе является и представление о структурных уровнях
материи.
Идея гуманитаризации. Ее реализация предполагает использование
гуманитарного потенциала физической науки, осмысление связи
развития физики с развитием общества, мировоззренческих,
нравственных, экологических проблем.
Идея спирального построения курса. Ее выделение обусловлено
необходимостью учета математической подготовки
и
познавательных возможностей учащихся.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Предмет астрономии (2 ч)
Астрономия, ее связь с другими науками. Роль астрономии в развитии
цивилизации. Структура и масштабы Вселенной. Особенности
астрономических методов исследования. Наземные и космические
телескопы,
принцип
их
работы.
Всеволновая
астрономия:
электромагнитное излучение как источник информации о небесных телах.
Практическое применение астрономических исследований. История
развития отечественной космонавтики. Первый искусственный спутник
Земли, полет Ю. А. Гагарина. Достижения современной космонавтики.
Основы практической астрономии (5 ч)
Звезды и созвездия. Видимая звездная величина. Небесная сфера.
Особые точки небесной сферы. Небесные координаты. Звездные карты.
Видимое движение звезд на различных географических широтах. Связь
видимого расположения объектов на небе и географических координат
наблюдателя.


Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика.
Видимое движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и
календарь.
Строение Солнечной системы (7 ч)
Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система
мира. Становление гелиоцентрической системы мира. Конфигурации
планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный)
периоды обращения планет.
Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной
системе. Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под
действием сил тяготения. Определение массы небесных тел.
Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в
Солнечной системе.
Природа тел Солнечной системы (6 ч)
Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение.
Земля и Луна — двойная планета. Космические лучи.* Исследования Луны
космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну. Планеты
земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планеты-гиганты, их
спутники и кольца. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планетыкарлики, кометы. Метеоры, болиды и метеориты. Астероидная опасность.
Солнце и звезды (7 ч)
Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Методы
астрономических исследований; спектральный анализ. Физические методы
теоретического исследования. Закон Стефана—Больцмана. Источник
энергии Солнца. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на
Землю. Роль магнитных полей на Солнце. Солнечно-земные связи. Звезды:
основные физико-химические характеристики и их взаимосвязь. Годичный
параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура
различных классов звезд. Эффект Доплера. Диаграмма «спектр —
светимость» («цвет — светимость»). Массы и размеры звезд. Двойные и
кратные звезды. Гравитационные волны. Модели звезд. Переменные и
нестационарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд
различной массы. Закон смещения Вина.


Наша Галактика. Ее размеры и структура. Звездные скопления.
Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования.
Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы (темная материя).
Строение и эволюция Вселенной (5 ч)
Наша Галактика. Ее размеры и структура. Звездные скопления.
Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования.
Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы (темная материя).
Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления
галактик. Основы современной космологии. «Красное смещение» и закон
Хаббла. Эволюция Вселенной. Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана.
Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной.
«Темная энергия» и антитяготение.
Жизнь и разум во Вселенной (2 ч)
Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для
развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные
органические
соединения
в
космосе. Современные
возможности космонавтики и радиоастрономии для связи с другими
цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет
о своем существовании.
Примерный перечень наблюдений
Наблюдения невооруженным глазом
1. Основные созвездия и наиболее яркие звезды
осеннего, зимнего и весеннего неба. Изменение
их положения с течением времени.
2. Движение Луны и смена ее фаз.
Наблюдения в телескоп
1.
Рельеф Луны.
2.
Фазы Венеры.
3.

Марс.

4.

Юпитер и его спутники.

5.

Сатурн, его кольца и спутники.

6.
7.

Солнечные пятна (на экране).
Двойные звезды.

8.


Звездные скопления (Плеяды, Гиады).

9.

Большая туманность Ориона. 10. Туманность Андромеды.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО
ФИЗИКЕ НА УРОВНЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Освоение учебного предмета «Астрономия» на уровне среднего
общего образования (базовый уровень) должно обеспечить достижение
следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных
результатов.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к
своему здоровью, к познанию себя:

•

•

•

ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию
позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность,
готовность и способность к личностному самоопределению,
способность ставить цели и строить жизненные планы;
готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную
жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной
деятельности;
готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного
достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать
собственную позицию по отношению к общественнополитическим
событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления
истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию
в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского
общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях
спортивно-оздоровительной деятельностью;

•

•


принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни,
бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному
физическому и психологическому здоровью;
неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя,
наркотиков.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как
к Родине (Отечеству):

•

•

•

•

•

•

российская идентичность, способность к осознанию российской
идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к
историко-культурной общности российского народа и судьбе России,
патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной,
гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России, уважение к государственным
символам (герб, флаг, гимн);
формирование уважения к русскому языку как государственному языку
Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и
главным фактором национального самоопределения;
воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов,
проживающих в Российской Федерации. Личностные результаты в сфере
отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому
обществу:
гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена
российского общества, осознающего свои конституционные права и
обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего
традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и
демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
∙признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые
принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению
собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц,
готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина
согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в
соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и
политическая грамотность;

•
•
•

•

•


мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и
общественной
практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности,
готовность к договорному регулированию отношений в группе или
социальной организации;
готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений,
затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах
общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой
деятельности;
∙приверженность
идеям
интернационализма,
дружбы,
равенства,
взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к
национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным
убеждениям;
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с
окружающими людьми:

•

•

•

•

нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире,
готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем
взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их
достижения;
принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и
доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению,
мировоззрению;
способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к
людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и
инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к
физическому и психологическому здоровью других людей, умение
оказывать первую помощь;
формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе
способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и
поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и

•


нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и
дружелюбия);
развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего
возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к
окружающему миру, живой природе, художественной культуре:

•

•

•

•

мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки,
значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение
достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой
и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об
устройстве мира и общества;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному
образованию как условию успешной профессиональной и общественной
деятельности;
экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным
богатствам России и мира; понимание влияния социальноэкономических
процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за
состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного
природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим
вред экологии; приобретение опыта экологонаправленной деятельности;
эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству
собственного быта.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье
и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:

•
•

ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного
принятия ценностей семейной жизни;
положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства),
интериоризация традиционных семейных ценностей.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в
сфере социально-экономических отношений:

•
•
•

•

•


уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей
собственности,
осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации
собственных жизненных планов;
готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к
возможности участия в решении личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем;
потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым
достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к
разным видам трудовой деятельности;
готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение
домашних обязанностей.
Личностные результаты в сфере физического, психологического,
социального и академического благополучия обучающихся:

•

физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие
обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми
безопасности
и
психологического
комфорта,
информационной
безопасности.
Метапредметные результаты.
Метапредметные результаты освоения программы предполагают:

•

•
•
•
•

находить проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать гипотезу,
предлагать альтернативные способы решения проблемы и выбирать из них
наиболее эффективный, классифицировать объекты исследования,
структурировать изучаемый материал, аргументировать свою позицию,
формулировать выводы и заключения;
анализировать наблюдаемые явления и объяснять причины их
возникновения;
на практике пользоваться основными логическими
приемами,
методами
наблюдения,
моделирования,
мысленного
эксперимента, прогнозирования;
выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;

•
•

•


извлекать информацию из различных источников (включая средства
массовой информации и интернет-ресурсы) и критически ее оценивать;
готовить сообщения и презентации с использованием материалов,
полученных из Интернета и других источников.
Регулятивные УУД:
находить проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать гипотезу,
предлагать альтернативные способы решения проблемы и выбирать из них
наиболее эффективный.
Познавательные УУД:

•
•
•
•
•
•

классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый
материал, формулировать выводы и заключения;
на практике пользоваться основными логическими приемами, методами
наблюдения, моделирования, мысленного эксперимента, прогнозирования;
анализировать наблюдаемые явления и объяснять причины их
возникновения;
выполнять познавательные и практические задания;
извлекать информацию из различных источников (включая средства
массовой информации и интернет-ресурсы) и критически ее оценивать;
готовить сообщения и презентации с использованием материалов,
полученных из Интернета и других источников.
Коммуникативные УУД:

•

•

•
•

аргументировать свою позицию.
Предметные
Выпускник на базовом уровне научится:
раскрывать на примерах роль астрономии в формировании современной
научной картины мира и в практической деятельности человека,
взаимосвязь между астрономией и другими естественными науками;
воспроизводить сведения по истории развития астрономии, ее связях с
физикой и математикой;
использовать полученные ранее знания для объяснения устройства и
принципа работы телескопа;

•
•

•
•
•
•

•
•
•
•
•
•

•
•
•


воспроизводить горизонтальную и экваториальную системы координат;
воспроизводить определения терминов и понятий (созвездие, высота и
кульминация звезд и Солнца, эклиптика, местное, поясное, летнее и зимнее
время);
объяснять необходимость введения високосных лет и нового календарного
стиля;
применять звездную карту для поиска на небе определенных созвездий и
звезд;
воспроизводить исторические сведения о становлении и развитии
гелиоцентрической системы мира;
воспроизводить определения терминов и понятий (конфигурация планет,
синодический и сидерический периоды обращения планет, горизонтальный
параллакс, угловые размеры объекта, астрономическая единица);
вычислять расстояние до планет по горизонтальному параллаксу, а их
размеры по угловым размерам и расстоянию;
формулировать законы Кеплера, определять массы планет на основе
третьего (уточненного) закона Кеплера;
описывать особенности движения тел Солнечной системы под действием
сил тяготения по орбитам с различным эксцентриситетом;
объяснять причины возникновения приливов на Земле и возмущений в
движении тел Солнечной системы;
характеризовать особенности движения и маневров космических аппаратов
для исследования тел Солнечной системы;
формулировать и обосновывать основные положения современной
гипотезы о формировании всех тел Солнечной системы из единого
газопылевого облака; —определять и различать понятия (Солнечная
система, планета, ее спутники, планеты земной группы, планеты-гиганты,
кольца планет, малые тела, астероиды, планеты-карлики, кометы,
метеороиды, метеоры, болиды, метеориты);
описывать природу Луны и объяснять причины ее отличия от Земли;
перечислять существенные различия природы двух групп планет и
объяснять причины их возникновения;
проводить сравнение Меркурия, Венеры и Марса с Землей по рельефу
поверхности и составу атмосфер, указывать следы эволюционных
изменений природы этих планет;

•
•
•
•

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

•


объяснять механизм парникового эффекта и его значение для
формирования и сохранения уникальной природы Земли;
описывать характерные особенности природы планет-гигантов, их
спутников и колец;
характеризовать природу малых тел Солнечной системы и объяснять
причины их значительных различий;
описывать явления метеора и болида, объяснять процессы, которые
происходят при движении тел, влетающих в атмосферу планеты с
космической скоростью;
описывать последствия падения на Землю крупных метеоритов;
объяснять сущность астероидно-кометной опасности, возможности и
способы ее предотвращения.
определять и различать понятия (звезда, модель звезды, светимость, парсек,
световой год);
характеризовать физическое состояние вещества Солнца и звезд и
источники их энергии;
описывать внутреннее строение Солнца и способы передачи энергии из
центра к поверхности;
объяснять механизм возникновения на Солнце грануляции и пятен;
описывать наблюдаемые проявления солнечной активности и их влияние на
Землю;
вычислять расстояние до звезд по годичному параллаксу;
называть основные отличительные особенности звезд различных
последовательностей на диаграмме «спектр — светимость»;
сравнивать модели различных типов звезд с моделью Солнца;
объяснять причины изменения светимости переменных звезд;
описывать механизм вспышек Новых и Сверхновых;
оценивать время существования звезд в зависимости от их массы; 
описывать этапы формирования и эволюции звезды;
характеризовать физические
особенности
объектов,
возникающих на конечной стадии эволюции звезд: белых карликов,
нейтронных звезд и черных дыр; —объяснять смысл понятий (космология,
Вселенная, модель Вселенной, Большой взрыв, реликтовое излучение);
характеризовать основные параметры Галактики (размеры, состав,
структура и кинематика);

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

•

•

•
•
•
•


определять расстояние до звездных скоплений и галактик по цефеидам на
основе зависимости «период — светимость»;
распознавать
типы галактик (спиральные,
эллиптические,
неправильные);
сравнивать выводы А. Эйнштейна и А. А. Фридмана относительно модели
Вселенной;
обосновывать справедливость модели Фридмана результатами наблюдений
«красного смещения» в спектрах галактик;
формулировать закон Хаббла;
определять расстояние до галактик на основе закона Хаббла; по светимости
Сверхновых;
оценивать возраст Вселенной на основе постоянной Хаббла;
интерпретировать обнаружение реликтового излучения как свидетельство в
пользу гипотезы Горячей Вселенной;
классифицировать основные периоды эволюции Вселенной с момента
начала ее расширения — Большого взрыва;
интерпретировать современные данные об ускорении расширения
Вселенной как результата действия антитяготения «темной энергии» —
вида материи, природа которой еще неизвестна;
систематизировать знания о методах исследования и современном
состоянии проблемы существования жизни во Вселенной;  выполнять
наблюдения в дневное и вечернее время.
Выпускник
на
базовом
уровне
получит возможность
научиться:
формулировать
цель
исследования
для
определения
разницы
освещенностей, создаваемых светилами, по известным значениям звездных
величин; использовать звездную карту для поиска созвездий и звезд на
небе;
самостоятельно планировать и проводить астрономические наблюдения за
фазами движения Луны с соблюдением правил безопасной работы;
интерпретировать данные о составе и строении Солнца, полученные с
помощью современных методов;
описывать состояние звезд на основе современных квантовомеханических
представлений о строении Вселенной;

•

•
•
•
•


характеризовать параметры сходства внутреннего строения и химического
состава планет земной группы; объяснять особенности вулканической
деятельности и тектоники на планетах земной группы;
-формулировать основные постулаты общей теории относительности;
определять характеристики стационарной Вселенной А. Эйнштейна;
использовать эффект Доплера и его значение для подтверждения
нестационарности Вселенной;
характеризовать процесс однородного и изотропного
расширения
Вселенной;
формулировать закон Хаббла.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 11 КЛАСС
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Раздел 1. АСТРОНОМИЯ, ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ И СВЯЗЬ С ДРУГИМИ
НАУКАМИ
1.1

Предмет астрономии.Наблюдения –
основа астрономии

Итого по разделу

2

http://astr.uroki.org.ua/course10.html

2

Раздел 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АСТРОНОМИИ
2.1

Практические основы астрономии.

Итого по разделу

5

http://astr.uroki.org.ua/course10.html

5

Раздел 3. СТРОЕНИЕ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ
3.1

Строение Солнечной системы.

Итого по разделу

7
7

http://astr.uroki.org.ua/course10.html

Раздел 4. ПРИРОДА ТЕЛ СОЛНЕЧНОЙ
СИСТЕМЫ
4.1

Природа тел Солнечной системы

Итого по разделу

6

http://astr.uroki.org.ua/course10.html

6

Раздел 5. СОЛНЦЕ И ЗВЕЗДЫ
5.1

Солнце и звёзды

Итого по разделу

7

http://astr.uroki.org.ua/course10.html

7

Раздел 6. СТРОЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ
6.1

Строение и эволюция Вселенной

Итого по разделу

5
5

Раздел 7. ЖИЗНЬ И РАЗУМ ВО
ВСЕЛЕННОЙ
7.1

Жизнь и разум во Вселенной.

http://astr.uroki.org.ua/course10.html

http://astr.uroki.org.ua/course10.html
2

Итого по разделу

2

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

1

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 11 КЛАСС
Количество часов
№
п/п

Тема урока

Всего

Контрольные
работы

Электронные цифровые
образовательные
Практические ресурсы
работы

1

Вводный инструктаж по технике
безопасности. Что изучает
астрономия. Связь астрономии с
другими науками.

2

Наблюдения - основа астрономии.
Телескопы.

1

http://astr.uroki.org.ua/course10.html

3

Звезды и созвездия. Небесные
координаты и звездные карты.

1

http://astr.uroki.org.ua/course10.html

4

Видимое
движение
звезд
на
различных географических широтах.

5

Годичное движение Солнца
Эклиптика.

6

Движение и фазы Луны. Затмения
Солнца и Луны.
Наблюдения.

http://astr.uroki.org.ua/course10.html
1

http://astr.uroki.org.ua/course10.html

1

1
1

http://astr.uroki.org.ua/course10.html

http://astr.uroki.org.ua/course10.html

7
8

9

10

11

12

Время и календарь.

1

Развитие представлений о строении
мира.
Геоцентрическая и
гелиоцентрическая система мира.
Конфигурации планет и условия их
видимости.
Синодический
и
сидерический периоды.
Законы движения планет
Солнечной системы.

1

http://astr.uroki.org.ua/course10.html

1

http://astr.uroki.org.ua/course10.html

1

http://astr.uroki.org.ua/course10.html

Определение расстояний и размеров
тел в Солнечной системе.

1

Практическая работа
Солнечной системы

1

с

планом

http://astr.uroki.org.ua/course10.html

http://astr.uroki.org.ua/course10.html

http://astr.uroki.org.ua/course10.html

13

Открытие и применение
Всемирного тяготения

закона

1

14

Движение искусственных спутников
Земли и космических аппаратов в
Солнечной системе

1

http://astr.uroki.org.ua/course10.html

http://astr.uroki.org.ua/course10.html

15

Солнечная система
как
комплекс тел, имеющих общее
происхождение.

1

16

Система Земля-Луна.

1

17

Планеты земной группы.

1

18

Планеты-гиганты.
Спутники
кольца планет-гигантов.

19

Малые
тела Солнечной
системы: астероиды, планеты
карлики, кометы.

1

20

Обобщение и систематизация
«Физическая природа тел Солнечной
системы».

1

Излучение и температура Солнца.
Состав и строение Солнца.

1

22

Солнечная активность и ее влияние
на землю

1

23

Основные
физико-химические
характеристики
звезд и
их
взаимосвязь. Годичный параллакс
и
расстояния до звезд.

1

21

http://astr.uroki.org.ua/course10.html

и

1

http://astr.uroki.org.ua/course10.html

http://astr.uroki.org.ua/course10.html
http://astr.uroki.org.ua/course10.html
http://astr.uroki.org.ua/course10.html

http://astr.uroki.org.ua/course10.html

http://astr.uroki.org.ua/course10.html
http://astr.uroki.org.ua/course10.html

http://astr.uroki.org.ua/course10.html

24

Светимость, спектр, цвет
и температура различных классов
звезд. Диаграмма «спектр —
светимость».

1

25

Массы и размеры звезд.
Двойные и кратные звезды.

1

26

Переменные и нестационарные
звезды.

1

27

Проверочная работа по теме «Солнце
и солнечная система».

1

28

Наша Галактика. Ее размеры и
структура. Звездные скопления.

1

29

Движение
звезд
в
Вращение Галактики.

1

30

Разнообразие мира галактик.
Квазары.
Скопления
сверхскопления галактик.

31

32
33

галактике.

Основы
современной
космологии.
Итоговая комплексная работа
Жизнь и разум во вселенной.

http://astr.uroki.org.ua/course10.html
http://astr.uroki.org.ua/course10.html

http://astr.uroki.org.ua/course10.html
http://astr.uroki.org.ua/course10.html
http://astr.uroki.org.ua/course10.html

http://astr.uroki.org.ua/course10.html

1
http://astr.uroki.org.ua/course10.html

и
1

1
1

http://astr.uroki.org.ua/course10.html

1
http://astr.uroki.org.ua/course10.html

34

Обобщающение
и
систематизация знаний за курс
«Астрономия».

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

1

34

1

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА:
В. М.Чаругин. Астрономия. Учебник для 10-11 класса. Базовый уровень. –
М.: Просвещение. 2018.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:
1. М.М. Дагаев. Книга для чтения по астрономии. – М.: Просвещение, 1988 г.
2. Ф.Ю. Зигель. Астрономия в ее развитии. – М.: Просвещение, 1988 г.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ:
http:// asstronom-us.ru http:// asstrotime.ru http://www. asstronet.ru http://schoolcollection.edu.ru http://astr.uroki.org.ua/course10.html
http://in-space.ru/vserossijskaya-kontrolnaya-po-astronomii-2016-35-voprosov/
Stellarium —

бесплатная программа для

просмотра звездного

неба,виртуальный планетарий.
WorldWideTelescope — программа, помогающая любителям астрономии
исследовать Вселенную. http://mioo.edu.ru/. http:// www.fipi.ru/ http://
www.Levpi.ru/Программы-планетарии
CENTAURE (www.astrosurf.com).
VIRTUALSKY(www.virtualskysoft.de),ALPHA.
Celestia (https://celestiaproject.net).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».