ДОП ПР музейное дело (1)

Березовское муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 имени Героя Советского Союза
Неустроева С.А.»
Принята
на заседании педагогического
совета
протокол №1 от 30.08.2023

Кутявина Тамара
Юрьевна

Подписано цифровой подписью:
Кутявина Тамара Юрьевна

Дополнительная общеобразовательная программа
«Музейное дело» (модули «Музейное дело», «Юный краевед»)
Направленность: туристско-краеведческая
Уровень программы: ознакомительный
Возраст обучающихся: 7-17 лет
Срок реализации: 2 года

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

Пояснительная записка
Актуальность программы
Адресат программы

3

Раздел I. Целевой
1.1.
Цели и задачи
1.2. Практическая направленность
1.3. Теоретическая направленность
1.4. Исследовательская и творческая направленность
Раздел II Содержательный
2.1. Основные общие характеристики содержания
2.2. Структура и содержание программы
2.3. Технология организации учебно-познавательной
деятельности.
2.4. Планируемые результаты
Раздел Ш
Организационный
3.1. Ресурсное обеспечение:
Материально- техническое обеспечение
Образовательно-информационные условия
Раздел IV Организационно-инструментальный блок
4.1 Учебный план.
4.2 Учебно-тематическое планирование
модуля «Музейное дело»
4.3 Учебно-тематическое планирование
модуля «Юный краевед»
5. Календарный учебный график
6.Рабочие программы модулей (Приложение)
- Музейное дело
-Юный краевед
7.Оценочные и методические материалы

4
5

7

9
13
17
18
19
21
22
23
24
26

27

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная программа «Музейное дело»
основывается:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 № 273-ФЗ;
2. Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 “Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”
3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской
Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р.;
4. Национальный проект «Образование»;

5. Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении
СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к
условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»»
(зарегистрирован в Минюсте России 3 марта 2011 г.);
Потребность в создании данной программы продиктована
требованиями
времени.
Во-первых,
она
обусловлена
новыми
образовательными
стандартами,
обеспечивающими
формирование
профессионально-компетентной
личности,
конкурентоспособного
специалиста, самостоятельно и творчески решающего профессиональные
задачи. Во-вторых, интеграция в мировое социокультурное пространство
выдвигает необходимость умения выпускника школы ориентироваться среди
культурных достижений других народов. В-третьих, освоение данной
программы способствует интеграции образовательных областей и отдельных
предметов.
Образовательная
деятельность
общеобразовательной программе направлена на:

по

дополнительной

-формирование и развитие творческих способностей учащихся;
-удовлетворение
индивидуальных
потребностей
учащихся
интеллектуальном,
художественно-эстетическом,
нравственном

в
и

интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и
спортом;
-обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического,
военно-патриотического, трудового воспитания учащихся;
-выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц,
проявивших выдающиеся способности;
-профессиональную ориентацию учащихся;
-создание и обеспечение необходимых условий для личностного
развития, укрепление здоровья, профессионального самоопределения и
творческого труда учащихся;
-социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе;
-формирование общей культуры обучающихся;
-удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов
учащихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации,
осуществляемых
за
пределами
федеральных
государственных
образовательных стандартов и федеральных государственных требований.
Актуальность программы.
Новизна программы и Отличительные особенности программы.
Данная Программа предполагает организацию деятельности
обучающихся от простого собирательства предметов и артефактов к
описанию конкретных экспонатов и событий, самостоятельному
исследовательскому поиску и, наконец. К овладению элементарными
навыками основ научной музейной работы. Программа имеет
интегрированный характер. При реализации содержания этой программы
расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов
истории, изобразительного искусства, обществознания, литературы,
географии, биологии. В условиях партнёрского общения обучающихся и
педагога открываются реальные возможности для самоутверждения в
преодолении проблем, возникающих в процессе деятельности людей,
увлечённых общим делом. Разработка наглядных пособий, различных
моделей и муляжей, оформление экспозиций и выставок должны
производиться
с
привлечением
возможностей
информационных
компьютерных технологий, что может быть предметом совместной

творческой деятельности руководителя школьного краеведческого музея и
учащихся. Значительное число занятий направлено на практическую
деятельность - самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность
обучающихся и родителей. Создавая собственный творческий проект,
выставку, маршрут экскурсии, научно- исследовательскую работу школьник
раскрывает свои способности, самовыражается и самореализуется в
общественно-полезных и личностно значимых формах деятельности.
Педагогическая целесообразность программы
Определяется учетом возрастных особенностей учащихся, широкими
возможностями социализации в процессе обучения, получением
дополнительных знаний области истории родного края.
Адресат программы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
предназначена для обучения детей в возрасте от 7 до 17 лет. Занятия по
программе проводятся с объединением детей разного возраста с постоянным
составом. Учащиеся набираются по желанию. Число учащихся в
объединениях от 10 человек. (по списку).
Раздел I Целевой
Цель программы – помочь школьникам в овладении коммуникативной
и этнокультуроведческой компетенциями посредством оптимальной
концентрации материала смежных областей истории, краеведения и
музееведения.
Задачи программы:
1. Воспитание активной гражданской позиции и мировоззрения, в основе
которого лежат объективные факты отечественной истории;
2. Развитие у обучающихся навыков сбора, анализа и систематизации
данных, их классификации, хранения, обработки и интерпретирования;
3. Формирование лидерских качеств.
Дополнительная образовательная программа
туристско-краеведческую направленность.

«Музейное

дело»

носит

Особенностью данной программы является ее практическая
направленность
(развитие
коммуникативных
навыков,
навыков
самостоятельного поиска, отбора и обработки информации, умения
обучающихся представить любую информацию в устной и письменной
форме);
теоретическая направленность (знание основ исторического анализа,
умение дать оценку экспонату, памятнику, проанализировать значение
документа, предмета материальной культуры и т.д.);
исследовательская сторона (знание учащимися основ научного
исследования, развитие у них навыков анализа и синтеза, интерпретации
изучаемого материала и оформление результатов в собственных проектах);
творческая направленность данной программы
(выполнение
творческих работ; развитие интереса к таким видам искусства как
документальное кино, фотография и т.д.).
Предлагаемая программа рассчитана на два года обучения и
предназначена для учащихся 1- 11 классов.
В основе программы – авторская разработка педагога дополнительного
образования И. Я. Белоусовой.

Раздел II Содержательный
Форма обучения: очная.
Место обучения: БМАОУ СОШ №1, находящееся по адресу
Свердловская область, г. Березовский, ул. Ленина, стр.24.
Язык, на котором осуществляется обучение: русский.
При реализации программы возможно обучение с применением
дистанционных технологий.

Структура и содержание программы представляет собой два модуля:
«Музейное дело» (210 часов), «Юный краевед» (210 часов).
В основе всех модулей лежит практико-ориентированный принцип
изложения материала. Учебная деятельность может быть организована
посредством лекций, семинаров-практикумов (коллективное решение задач),
при помощи микроисследований, в проектах (индивидуальное решение
познавательных задач). Ведущий вид деятельности – поисковоисследовательский.
Процесс познания, таким образом, происходит не путем усвоения
лежащего на поверхности содержания, а через исследование. Меняется и
сама форма организации деятельности учащихся, это уже исследовательская
лаборатория.
Технология организации учебно-познавательной деятельности. Общая схема
организации занятий.
Рабочие программы модулей предусматривают использование инструктивнотехнологических руководств по организации деятельности на каждую тему
или раздел, включающих в себя название темы, планируемые результаты,
перечень ключевых понятий, имен, фактов и обозначение способов
деятельности, а также список мультимедийных приложений: в видео- или
аудиозаписях, презентациях Microsoft PowerPoint, или сайтах в Интернете
(чем больше здесь степень разнообразия, тем выше качество, поскольку
можно задействовать все каналы восприятия, все типы памяти и мышления,
все способы обработки информации). Таким образом, делается акцент на
самостоятельную поисково-исследовательскую деятельность учащихся.

Принципы работы
Существующая практика музейного дела выявила необходимость
соблюдения в данном виде деятельности следующих принципов.
Систематическая связь с уроками, со всем учебно-воспитательным
процессом. Проведение научного и учебно-исследовательского поиска,
включающего в себя краеведение как базу развития и деятельности
школьного музея.
Использование в учебно-воспитательном процессе разнообразных
приёмов и форм учебной и внеучебной работы музейных уроков, школьных
лекций, семинаров, научно-практических конференций, поисковой и
проектной деятельности, шефской помощи ветеранам и др.
Самостоятельность, творческая инициатива учащихся, выступающая
важнейшим фактором создания и жизни музея.
Помощь руководителю музея, ветеранов педагогического труда.
Связь с общественностью, с ветеранами войны и труда, ветеранами
локальных войн, ветеранами педагогического труда.
Обеспечение единства познавательного и эмоционального начал в
содержании экспозиции, проведении экскурсий, во всей деятельности музея.
Строгий учёт, правильное хранение и экспонирование собранных
материалов.

Основные методы обучения
Исследовательские методы. Лабораторные и экспериментальные
занятия:
опыты: постановка, проведение и обработка результатов опытов;
 лабораторные занятия:
техническими устройствами;

работа

 эксперименты;
 опытническая работа на участке.

с

приборами,

препаратами,

Метод проблемного обучения:
 проблемное изложение материала: анализ истории научного
изучения проблемы, выделение противоречий данной проблемы; указания на
ошибки, заблуждения, находки, открытия;
 эвристическая беседа: постановка проблемных вопросов;
 объяснение основных понятий, определений, терминов;
 создание проблемных ситуаций: постановка проблемного вопроса
(задания, демонстрация опыта, использование наглядности);
 самостоятельная постановка, формулировка и решение проблемы
учащимися: поиск и отбор аргументов, фактов, доказательств;
 самостоятельный поиск ответа учащимися на поставленную
проблему;
 поиск ответов с использованием «опор» (опорных таблиц,
алгоритмов). Методы программированного обучения:
 объяснение ключевых вопросов программы обучения;
 самостоятельное изучение определенной части учебного материала:
Проектные и проектно-конструкторские методы обучения:
 разработка проектов;
 построение гипотез;
 моделирование ситуации;
 создание новых способов решения задачи;
 создание моделей, конструирование;
 создание творческих работ: литературных произведений (рассказов,
повестей, сказок, выпуск газет, организация выставок работ);
 разработка сценариев спектаклей, праздников;
 проектирование (планирование) деятельности, конкретных дел.

Метод игры:
 игры: дидактические, развивающие, познавательные, подвижные,
народные и др.,
 игры на развитие внимания, памяти, глазомера, воображения;
 игра-конкурс, игра-путешествие; ролевая игра, деловая игра;
Наглядный метод обучения:
 наглядные материалы: картины, рисунки, плакаты, фотографии;
таблицы, схемы, диаграммы, чертежи, графики;
 демонстрационные материалы, видеоматериалы, учебные и другие
фильмы;
п.);

 модели, приборы, предметы (образцы изделий, фигуры, муляжи и т.
Формы работы в школьном музее
Учебная работа: Воспитательная работа:
- практическая работа на местности; - кружки, экскурсии, походы;
- учебные экскурсии вне музея;
- туристические поездки;
- туристические походы;
- уроки в музее;
- встречи, читательские конференции
- экскурсии в музее; вне музея;
- самостоятельное изучение;
- встречи, сборы, собрания;
- экскурсии, встречи в музее.

2.4 .Планируемые результаты изучения разделов данной программы
выражены в развитии коммуникативной компетенции (речевой, языковой,
социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной).
Предметные:
•

расширять знания в области краеведения, отечественной истории,
географии;

•

расширять знания в области музейного дела, музееведения как науки;

•

знать жизнь и деятельность выдающихся людей, внёсших вклад в
развитие России, свердловской области, г. Березовского

•

понимать и ценить обычаи, традиции и устои русского народа,
сохранять и продолжать традиции национальной духовности;

•

формировать навыки и умения безопасного нахождения в природной
среде во время походов и экскурсий; учить рациональным приёмам
преодоления естественных препятствий, ориентирования на местности;

•

способствовать
культуры;

•

описать музейный предмет, составить карточку предмета, вести
архивные списки, составить экскурсию или туристический маршрут,
провести экскурсию по выбранной теме.

•

прививать умения
туристской группе;

•

расширять знания учащихся по окружающему миру и экологии,
полученные в школе.

повышению

и

навыки

общего

уровня

самостоятельной

информационной

деятельности

в

Метапредметные:
•

развивать мыслительную деятельность (сравнение, обобщение, анализ,
синтез);

•

способствовать
деятельности;

•

развивать творческую, познавательную и созидательную активность;

•

содействовать развитию психических процессов: памяти, внимания,
воображения, мышления;

развитию

устойчивого

интереса

к

выбранной

•

развивать устную речь, умения выступать перед аудиторией.

Личностные:
•

формировать умения и навыки самостоятельной деятельности в
туристской группе;

•

формировать навыки культуры общения и поведения в социуме;

•

формировать потребность бережного отношения к природе;

•

способствовать формированию навыков физической культуры и
здорового образа жизни;

•

воспитывать патриотизм посредством занятия краеведением.

Раздел III Организационный
Должность
Педагог дополнительного
образования

Квалификационные требования
Должностные обязанности.
Осуществляет дополнительное
образование обучающихся,
воспитанников в соответствии с
дополнительной
общеобразовательной программой,
развивает их разнообразную
творческую деятельность.
Комплектует состав обучающихся,
воспитанников кружка, секции,
студии, клубного и другого детского
объединения и принимает меры по
сохранению контингента
обучающихся, воспитанников в
течение срока обучения.
Обеспечивает педагогически
обоснованный выбор форм, средств и
методов работы (обучения) исходя из
психофизиологической и
педагогической целесообразности,
используя современные
образовательные технологии,
включая информационные, а также
цифровые образовательные ресурсы.
Проводит учебные занятия, опираясь
на достижения в области
методической, педагогической и
психологической наук, возрастной
психологии и школьной гигиены, а
также современных информационных
технологий. Обеспечивает
соблюдение прав и свобод
обучающихся, воспитанников.
Участвует в разработке и реализации
образовательных программ.
Составляет планы и программы
занятий, обеспечивает их
выполнение. Выявляет творческие
способности обучающихся,
воспитанников, способствует их

развитию, формированию
устойчивых профессиональных
интересов и склонностей. Организует
разные виды деятельности
обучающихся, воспитанников,
ориентируясь на их личности,
осуществляет развитие мотивации их
познавательных интересов,
способностей. Организует
самостоятельную деятельность
обучающихся, воспитанников, в том
числе исследовательскую, включает в
учебный процесс проблемное
обучение, осуществляет связь
обучения с практикой, обсуждает с
обучающимися, воспитанниками
актуальные события современности.
Обеспечивает и анализирует
достижения обучающихся,
воспитанников. Оценивает
эффективность обучения, учитывая
овладение умениями, развитие опыта
творческой деятельности,
познавательного интереса, используя
компьютерные технологии, в т.ч.
текстовые редакторы и электронные
таблицы в своей деятельности.
Оказывает особую поддержку
одаренным и талантливым
обучающимся, воспитанникам, а
также обучающимся, воспитанникам,
имеющим отклонения в развитии.
Организует участие обучающихся,
воспитанников в массовых
мероприятиях. Участвует в работе
педагогических, методических
советов, объединений, других формах
методической работы, в работе по
проведению родительских собраний,
оздоровительных, воспитательных и
других мероприятий,
предусмотренных образовательной
программой, в организации и
проведении методической и

консультативной помощи родителям
или лицам, их заменяющим, а также
педагогическим работникам в
пределах своей компетенции.
Обеспечивает охрану жизни и
здоровья обучающихся,
воспитанников во время
образовательного процесса.
Обеспечивает при проведении
занятий соблюдение правил охраны
труда и пожарной безопасности.
Осуществляет координацию
деятельности педагогов
дополнительного образования,
других педагогических работников в
проектировании развивающей
образовательной среды
образовательного учреждения.
Оказывает методическую помощь
педагогам дополнительного
образования, способствует
обобщению передового их
педагогического опыта и повышению
квалификации, развитию их
творческих инициатив.
Должен знать: приоритетные
направления развития
образовательной системы Российской
Федерации; законы и иные
нормативные правовые акты,
регламентирующие образовательную
деятельность; Конвенцию о правах
ребенка; возрастную и специальную
педагогику и психологию;
физиологию, гигиену; специфику
развития интересов и потребностей
обучающихся, воспитанников,
основы их творческой деятельности;
методику поиска и поддержки
молодых талантов; содержание
учебной программы, методику и
организацию дополнительного
образования детей, научнотехнической, эстетической,

туристско-краеведческой,
оздоровительно-спортивной,
досуговой деятельности; программы
занятий кружков, секций, студий,
клубных объединений; деятельность
детских коллективов, организаций и
ассоциаций; методы развития
мастерства; современные
педагогические технологии
продуктивного,
дифференцированного,
развивающего обучения, реализации
компетентностного подхода; методы
убеждения, аргументации своей
позиции, установления контакта с
обучающимися, воспитанниками,
детьми разного возраста, их
родителями, лицами, их
заменяющими, коллегами по работе;
технологии диагностики причин
конфликтных ситуаций, их
профилактики и разрешения;
технологии педагогической
диагностики; основы работы с
персональным компьютером
(текстовыми редакторами,
электронными таблицами),
электронной почтой и браузерами,
мультимедийным оборудованием;
правила внутреннего трудового
распорядка образовательного
учреждения; правила по охране труда
и пожарной безопасности.
Требования к квалификации.
Высшее профессиональное
образование или среднее
профессиональное образование в
области, соответствующей профилю
кружка, секции, студии, клубного и
иного детского объединения без
предъявления требований к стажу
работы либо высшее
профессиональное образование или
среднее профессиональное

образование и дополнительное
профессиональное образование по
направлению «Образование и
педагогика» без предъявления
требований к стажу работы.

Ресурсное обеспечение.
Материально-техническое.
Музей (помещение 1):
технические средства обучения:
- персональный компьютер – 5
- МФУ-1
- мультимедийное устройство-1
-ламинатор-1
Основное оборудование:
- шкаф-2;
-стеллаж-2;
- витрина-3;
- стол-6;
-ученический стул-15
Музей (помещение 2):
технические средства обучения:
- ноутбук– 1
Основное оборудование:
- шкаф-2;
-стеллаж-2;
- витрина-3;
- стол-1;
- стул-1

Образовательно-информационные ресурсы
Печатные.
1.
Алексеев В.В., Уральская Историческая энциклопедия,
2000
2.
Арканов Л.П., Они защищали родину, 2000
3.
ГорбуноваТ.Г., Е.В. Евглевская, А.А. Тишкин. , Музеология и основы
музейного дела , 2006.
4.
Гудов В.С., По стопам Ерофея, 2006
5.
Войтинская Е.Е., Под знаком золота, 2008
6.
Клейменов Д.А., Березовское золоторудное месторождение, 2013
7.
Нестеров А.Г., Из истории Уральского золота, 1995
8.
Патрушев В.П., Золото. Город, Люди., 2005
9.
Тетеркин Г.П., Романихин И.Ф., Наш город Березовский,
1973
10. Тетеркин Г.П., Город Березовский, 1998.
11. Шинкоренко Ю.В., Где ударил посох, 2005
Цифровые образовательные ресурсы
12. Сайт НИЦ Информкультура –
http://infoculture.rsl.ru
13.
Портал
«Музеи
России»
www.museum.ru
14. Ассоциация музеев России (АМР) – http://www.amr-museum.ru
15.
Сервер
Музейных
профессионалов
–
www.museum.ru/Prof/
16.
Музей
будущего
–
http://www.future.museum.ru
17. http://www.museum.ru/prof/prof.asp - Электронный журнал МР-Проф.
Еженедельный
журнал
музейщика
18. www.amr-museum.ru - «Мир и музей»

5. ОРГАНИЗАЦИОННО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ БЛОК
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Пояснительная записка
Учебный план БМАОУ СОШ №1, реализующий программу «Музейное
дело» (далее учебный план), определяет общие рамки отбора содержания
образования, разработки требований к его усвоению и организации
образовательного процесса, а также выступает в качестве одного из основных
механизмов его реализации.
Учебный план составлен с учётом следующих федеральных документов:
1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 № 273-ФЗ
2. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”;
3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи"
Учебный план:
— фиксирует максимальный объём учебной нагрузки обучающихся;
— определяет (регламентирует) перечень учебных предметов, курсов,
время, отводимое на их освоение и организацию;
Занятия по дополнительной общеобразовательной программе «Музейное
дело» проводятся с сентября по май , в течение 35 недель, по 2 занятия в
день, 3 раза в неделю (понедельник - суббота), по 40 минут.
На изучение модуля «Музейное дело» в учебном плане отводится 6 часов
в неделю. Модуль программы «Музейное дело» направлен на:
– обучение школьников азам музейного дела, компонентам, составляющими
основу профессии музейного работника;
– развитие бережного отношения к предметам, представляющим
историческую ценность.
Воспитанники должны оперировать понятиями: музейный фонд, памятник
(документальный, изобразительный, архитектурный, вещественный), книга
учета, акт приемки-сдачи, карточка научного описания.

Воспитанники должны уметь самостоятельно составить акт, заполнить книгу
учета, составить карточку научного описания, комплектовать фонд по
средствам связи с образовательными учреждениям, населением поселка,
коллекционерами или другими музеями.
Воспитанники должны оперировать понятиями: экспозиция, экспозиционный
комплекс, этикетка, витрина, диорама.
Должны знать: методы построения экспозиции (систематический,
тематический, ансамблевый), виды текстов (ведущий, объяснительный,
этикетаж).
Воспитанники должны уметь самостоятельно составить: тематико–
экспозиционный план, аннотации, оформить экспозиционный комплекс.
Изучение модуля «Юный краевед» направлено на: оперирование
понятиями: музей, коллекция, экспонат, экспозиционный зал, выставка,
музейный фонд, архив, опись, экскурсия, экскурсовод. Поисковоисследовательская работа ориентирована на изучение истории и культуры
родного края, истории школы, на сбор и сохранение сведений о земляках в
Великой Отечественной войне.
Задачи:
– воспитание активной гражданской позиции и мировоззрения, в основе
которого лежат объективные факты отечественной истории;
– развитие у обучающихся навыков сбора, анализа и систематизации данных,
их классификации, хранения, обработки и интерпретирования;
– формирование лидерских качеств
1.Ведется работа по составлению военных страниц семейных историй;
2.Ведется сбор сведений о ветеранах Великой Отечественной войны,
живущих в микрорайоне школы; посещение их на дому, составление
альбомов по результатам их работы;
3.Ведется поисковая работа, организуются записи воспоминаний ветеранов
войны и участников трудового фронта. 4.Обновляются экспозиции музея.

Учебный план
Модули

Количество часов в

Количество часов в

неделю

год

6

210

Юный краевед

6

210

Итого

12

420

Музейное дело

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН модуля «Музейное дело»
№
п/
п
1

Названия разделов
Вводное занятие.
РазделI. Что такое музей

2

Количество часов
всег теор практи
о
ия
ка
2
2
46

4

Раздел
II.
Исторические
12
источники
Раздел III. Музейные фонды.
48

5

Раздел IV. Искусство музейной
экспозиции
35

3

36

10

7

5

28

20

24

11

21

20

16

8

Раздел V. Музейная экскурсия
6

7
8

41
Раздел VI. Интервью как
важный источник пополнения 24
фондов музея
Подведение итогов
2

Итого:
Всего:

210
210

2
134

76

Формы аттестации /
контроля
Опрос-беседа
Проектная
деятельность: доклад,
презентация, заочная
экскурсия)
Работают с разными
видами источников
Практическая работа
с
музейными
фондами
Проектная
деятельность:
экспозиция
Творческая
письменная работа
Проектная
деятельность:
экскурсия
Творческая работа:
интервью
Проблемная беседа и
дискуссия

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН модуля «Юный краевед»
№
п/
п
1
2
3
4

Названия разделов
Раздел
наука

I.

Краеведение

как

Раздел II История родного края
Раздел
школы

III.

История

7

33

23

10

31

26

5

21

12

9

11

9

9

5

4

22

16

6

21

11

10

18

7

11

31

21

11

3

1

2

210
210

133

77

моей

Раздел
IV.
Земляки,
20
прославившие город
Раздел V. Генеалогия

5
6

Количество часов
всег теор практи
о
ия
ка

Раздел VI. Музей
Раздел
работа

VII.

Экскурсионная

Раздел VIII. Домашний музей
8

Раздел IX. Вахта Памяти
9
10

Подведение итогов

Всего:
Итого:

Формы аттестации /
контроля
Проектная
деятельность: доклад,
презентация, заочная
экскурсия)
Творческая
письменная работа
Проектная
деятельность: доклад,
презентация, заочная
экскурсия)
Самостоятельная
работа: доклад
Составление
собственного
генеалогического
древа
Проектная
деятельность
Проектная
деятельность:
экскурсия/
туристический поход
Творческая
письменная работа
Проектная
деятельность:
экскурсия/туристичес
кий поход
Исследовательская
работа
Творческая
письменная работа
Проблемная беседа и
дискуссия

6. Календарный учебный график

Календарный учебный график разработан в соответствии со следующими
нормативными документами:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
2. приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
3. Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ, письмо Министерства образования и науки РФ №
093242 от 18 ноября 2015г.;
4. Учебный план.
Период обучения

Продолжительность
обучения

Количество часов

1 месяц

1 неделя

48

Сентябрь

2 неделя
3 неделя
4 неделя

2 месяц

1 неделя

Октябрь

2 неделя

60

3 неделя
4 неделя
5 неделя
3 месяц

1 неделя

Ноябрь

2 неделя

36

3 неделя

4 месяц

1 неделя

Декабрь

2 неделя

48

3 неделя
4 неделя
5 месяц

1 неделя

Январь

2 неделя

36

3 неделя

6 месяц

1 неделя

Февраль

2 неделя

48

3 неделя
4 неделя
7 месяц

1 неделя

Март

2 неделя

48

3 неделя
4 неделя
8 месяц

1 неделя

Апрель

2 неделя

48

3 неделя
4 неделя
9 месяц

1 неделя

Май

2 неделя

48

3 неделя
4 неделя
Итого

35

420

Праздничные дни: 31 декабря, 1,2,3,4,5,6, 7 января- Новогодние каникулы; 7
января- Рождество, 23 февраля- День защитника Отечества; 8 мартаМеждународный женский день; 1 мая- праздник Весны и Труда; 9 мая- День
Победы; 4 ноября- День народного единства.

Летние каникулы с 1 июня по 31 августа
Продолжительность обучения по программе «Музейное дело» (модули
«Музейное дело», «Юный краевед») 35 недель.
Начало занятий в 14.40 часов
Окончание занятий в 16.20 часов
Продолжительность одного занятия 40 минут, в соответствии с расписанием
занятий.

7. Рабочие программы модулей ( Приложение)

8. Оценочные и методические материалы
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА И ОРГАНИЗАЦИЯ
КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Темы докладов и исследовательских проектов:
1. Музеи-заповедники Урала.
2. Мой родной город
3. История моего города
4. Музеи сегодня: проблемы и перспективы.
5. Музейный экспонат
6. Герои Отечества
7. История моей школы
8. Выпускники моей школы
9. История музея школы
10.История музея города Свердловской области
11.История «музея города, в котором живу»
12.История музея мира
13. История моей семьи (генеалогическое древо)
Темы экскурсий/ туристических походов, оформления стендов, экспозиций
1.Составление плана экскурсии, проведение экскурсии. Экскурсии: «Неустроев С.А.», «Моя школа» - Самостоятельный выбор. Туристические
походы: «Природные особенности озера Шарташ»
2. Подготовка и запись вопросов, интервью. Встречи с интересными
людьми: заместитель председателя Совета ветеранов г. березовского
Ефимовым В.Н.
3. Создание или обновление стендов, экспозиций. Стенды и экспозиции: "История школы" - "Семейный альбом", «История моей семьи»,
Самостоятельный выбор
МЕТОДИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ
Способы и формы работы: беседы, встречи с интересными людьми,
ветеранами войны и труда, краеведами, представителями органов власти,
культуры и искусства; игры; работа в архивах; анализ документов,
исследовательская работа, экспедиции, экскурсии.
Методы обучения:
1.
Словесный – передача необходимой для дальнейшего обучения
информации.
2.
Наглядный – просмотр видеофильмов, слайдов, открыток, посещение
экспозиций и выставок музея.

3.
Поисковый – сбор информации по интересующей теме.
4.
Исследовательский – изучение документальных и вещественных
предметов из фондов школьного музея для развития мыслительной,
интеллектуально-познавательной деятельности.
Наиболее часто используемые методы организации учебно-воспитательного
процесса: учебное занятие, лекция, экскурсия, работа в архивах.

Критерии и показатели, используемые при оценивании доклада
Алгоритм оценивания доклада
Показатели

Балл

Соответствие содержания сообщения заявленной теме. Сообщение
содержит сформулированное положение (тезис или группа
тезисов).

1

Обозначен круг понятий и терминов, необходимых для описания
выдвигаемого тезиса (или группы тезисов).

1

Сообщение разделено на смысловые части и наличествует логика
рассуждений при переходе от одной части к другой.

1

В сообщении сделаны промежуточные и конечные выводы.
Подача материала выступления: свободное владение содержанием,
общение с аудиторией.

1

В сообщении присутствует ссылка на источники, авторов
исследований.

1

Ответное слово докладчика (чёткие ответы на вопросы).
Итого

5

Критерии оценивания экскурсии/ туристических походов
«Отлично»

«Хорошо»

Работа полностью
завершена
Экскурсия
проведена
в
соответствие
с
технологической
картой

Почти
полностью
сделаны
наиболее
важные компоненты
работы
Экскурсия проведена
с
незначительными
замечаниями

Научност Работа
демонстрирует
ь
глубокое
понимание
описываемых
процессов
Даны интересные
дискуссионные
материалы
Грамотно
используется
научные
факты,
терминология

Работа демонстрирует
понимание основных
моментов, но детали
не уточняются
Имеются некоторые
материалы
дискуссионного
характера.
Научная
лексика
используется

Содержа
ние
и
проведен
ие
экскурси
и

Грамотн
ость

Отсутствие
грамматических,
пунктуационных,
стилистических
ошибок

Минимальное
количество ошибок

«Удовлетворите
льно»
Не все важнейшие
компоненты работы
выполнены
Экскурсия
проведена
не в
полном
соответствии
с
технологической
картой
Работа
демонстрирует
неполное
понимание
Дискуссионные
материалы есть в
наличии, но не
способствуют
пониманию
проблемы
Научная
терминология
используется мало
или
используется
некорректно
Наличие
ошибок,
мешающих
восприятию

Критерии оценивания проекта
№
Аспект оценки
Объект оценивания
п/п
1
Продует
Изделие, спектакль, стенд и т.д.
(материализованный
результат ПДУ)

2

Процесс (работа по
выполнению
проекта)

3

Оформление
проекта
Защита проекта

4

Защита
проекта,
пояснительная
записка
Видеоряд (эскизы, схемы, чертежи,
графики, рисунки, макеты и т.д.)
Пояснительная записка
Видеоряд
Процесс защиты проекта
Поведение учащегося-докладчика


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».