КВД Первая мед помощь

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования Березовского городского округа
БМАОУ СОШ №1
РАССМОТРЕНО

Кутявина Тамара Юрьевна

Подписано цифровой подписью:
Кутявина Тамара Юрьевна

На педагогическом совете
________________________

Протокол №1 от «30»
августа
2023г г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности для обучающихся 10-11 классов
«Первая медицинская помощь»

Березовский городской округ, 2023
1

I. Пояснительная записка

Программа курса внеурочной деятельности «Первая медицинская помощь»
разработана в соответствии требованиями:
- Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской
Федерации»;
- приказа Минобрнауки от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования», с
изменениями от 13.08.2022 г.;
- СанПиН 1.2.3685-21;
- основной образовательной программы БМАОУ СОШ № 1 г. Березовский.
Программа курса рассчитана на учащихся 10-11 класса и составлена с учётом
психологических особенностей подростков на основе программы Л.И. Дежурного
«Оказание первой помощи».
Общая характеристика курса
Своевременное оказание первой помощи пострадавшему человеку
предупреждает ухудшение состояния организма, что в значительной степени влияет
на снижение летальности, инвалидности и сроков временной утраты
трудоспособности больных и пострадавших, существенно снижает расходы на их
лечение и реабилитацию.
Место курса внеурочной деятельности в учебном плане
В осуществлении данного курса участвуют обучающиеся 10-11 класса.
Программа рассчитана на 1 час, составлена на 34 часа.
Курс запланирован с применением разнообразных наглядных
(демонстрация видеофильмов, телепередач, наглядных пособий, компьютерных
продуктов) и практико-ориентированных методов.
Цель программы - формирование и развитие ценностного отношения к
здоровому образу жизни, расширение знаний по биологии и медицине и
использование этих знаний для оказания первой медицинской помощи.
Задачи программы:
Обучающие:
- формирование знаний об основах анатомии, физиологии и гигиены человека;
- расширение кругозора обучающихся в области медицины, фармакологии,
лечебной физкультуры;
- формирование устойчивого интереса к сохранению своего здоровья;
- обучение коллективным формам работы и основам самоорганизации.
Развивающие:
- развитие умений и навыков оказания первой доврачебной помощи
пострадавшим или самому себе;
- развитие логического мышления, памяти, внимания;
- формирование познавательной активности, умственной и физической
работоспособности.
Воспитательные:
- воспитание коммуникативных качеств, организованности и самостоятельности,
гуманности и милосердия;
2

- воспитание ответственного отношения к своему здоровью;
- морально - волевая подготовка обучающихся к преодолению трудностей и, при
необходимости, последствий чрезвычайных ситуаций
Форма аттестации: зачет, практическая оценка результатов подготовки.

3

Содержание курса внеурочной деятельности «Оказание первой помощи»
ТЕМА 1
Юридические аспекты оказания первой доврачебной помощи. Принципы и
порядок оказания первой доврачебной медицинской помощи.
Лекционное занятие - 3 часа
Первая медицинская помощь как комплекс мероприятий само- и
взаимопомощи, направленный на спасение человека при угрожающих его жизни
состояниях. Понятие неотложного состояния. Классификация травм от воздействия
внешних факторов.
Мероприятия в рамках первой медицинской помощи, порядок их проведения
при травмах и внезапных заболеваниях. Понятие этапности при оказании первой
медицинской помощи. Первый этап: максимально быстрое устранение действия
повреждающих факторов. Второй этап: оказание первой медицинской помощи в
соответствии с характером повреждения. Третий этап: транспортировка с места
бедствия и госпитализация в лечебное учреждение.
Понятие об асептике и антисептике. Перевязочные материалы. Представления
о транспортной иммобилизации. Медицинская аптечка: укомплектованность и
назначение. Подручные перевязочные и иммобилизационные средства.
ТЕМА 2
Терминальные состояния. Клиническая смерть. Принципы и методы
реанимации.
Лекционное занятие - 3 часа Практическое занятие - 2 часа
Понятие терминальных состояний. Их виды и проявления. Клиническая и
биологическая смерть, их признаки. Длительность периода клинической смерти в
зависимости от условий окружающей среды и состояния организма человека.
Основные причины внезапной остановки сердечной деятельности и дыхания.
Понятие реанимации. Противопоказания к проведению реанимационных
мероприятий. Алгоритм действий реаниматоров. Принципы и методы
восстановления проходимости дыхательных путей. Техника проведения
искусственной вентиляции легких способом изо рта в рот, изо рта в нос. Методика
проведения непрямого массажа сердца. Особенности техники непрямого массажа
сердца у детей. Критерии эффективности проводимых реанимационных
мероприятий.
ТЕМА 3
Кровотечение. Первая помощь при наружном и внутреннем кровотечении.
Лекционное занятие - 3 часа
Практическое занятие - 2 час
Кровотечение:понятие, причины (заболевания, механические повреждения).
Виды кровотечений: наружное и внутреннее, артериальное, венозное, смешанное,
капиллярное, паренхиматозное. Основные проявления различных видов наружного
кровотечения. Основные признаки внутреннего кровотечения в зависимости от места
локализации: в полость груди (плевральную), брюшную полость, в просвет полых
органов.
Первая помощь при наружном кровотечении. Основные виды остановки
кровотечений: пальцевое прижатие, сосуда на его протяжении, наложение давящей
повязки, форсированное сгибание конечности, наложение медицинского жгута и
II.

4

закрутки из подручных средств. Первая медицинская помощь при внутреннем
кровотечении различной локализации.
Особенности транспортировки пострадавшего с кровотечением.
ТЕМА 4
Механическая травма. Первая помощь при повреждениях мягких тканей,
костей и суставов. Оказание помощи при транспортировке пострадавших.
Лекционное занятие - 2 часа Практическое занятие - 2 часа
Механическая травма: понятие, основные причины. Признаки закрытых
повреждений мягких тканей организма: ушиба, растяжения и разрыва связок,
разрывов мышц. Первая медицинская помощь при таких повреждениях. Понятие
синдрома длительного раздавливания. Первая медицинская помощь при синдроме
сдавливания.
Признаки вывиха, первая медицинская помощь при вывихах суставов.
Переломы костей конечностей. Виды, ориентировочные и достоверные
признаки. Транспортная иммобилизация (наложение шин, фиксирующие повязки)
при различных переломах костей конечностей.
Черепно-мозговые травмы. Переломы костей свода и основания черепа.
Повреждения мозга: сотрясение, ушиб, сдавление. Признаки черепно-мозговой
травмы. Первая медицинская помощь при открытой и закрытой черепно-мозговой
травме.
Травмы позвоночника с повреждением и без повреждения спинного мозга.
Правила транспортировки пострадавших с повреждением головы и позвоночника на
щите и носилках. Правила укладывания пострадавшего на носилки. Правила
переноски пострадавшего на носилках.
Перелом костей таза, ребер, способы транспортировки пострадавших в
зависимости от характера травмы.
Очередность транспортировки в очаге массового поражения.
Травматический шок: основные проявления, методы профилактики.
ТЕМА 5
Первая медицинская помощь при ожогах. Отморожения. Первая медицинская
помощь при отморожении и общем замерзании. Первая медицинская помощь
при тепловом и солнечном ударах
Лекционное занятие - 2 часа
Практическое занятие - 2 часа
Ожоги. Классификация ожогов по повреждающему фактору (термические,
химические, лучевые) и глубине поражения (четыре степени). Определение площади
ожога. Ожоговый шок. Понятие ожоговой болезни.
Порядок оказания и объем мероприятий первой помощи. Первая медицинская
помощь при термических ожогах. Особенности химических ожогов. Первая
медицинская помощь при химических ожогах. Особенности оказания первой
медицинской помощи при ожогах слизистой оболочки глаз, рта, пищевода.
Отморожения: понятие, значение метеорологических факторов и состояния
организма в развитии отморожения, классификация отморожения по глубине
поражения. Первая помощь при отморожении в полевых и домашних условиях.
Доставка пострадавшего в медицинское учреждение.
Общее охлаждение организма. Признаки, первая медицинская помощь при
5

общем замерзании.
Тепловой и солнечный удар. Причины возникновения, признаки. Первая помощь
при тепловом и солнечном ударе.
ТЕМА 6
Электротравма. Первая медицинская помощь при травме от воздействия
технического и атмосферного электричества.
Лекционное занятие - 2 часа
Практическое занятие - 1 час
Электротравма. Механизм действия электрического тока на организм. Признаки
поражения электрическим током. Тактика первой медицинской помощи. Меры
безопасности при оказании помощи пострадавшему от действия электрического
тока.
Признаки поражения атмосферным электричеством, первая медицинская
помощь. Транспортировка пострадавшего от действия атмосферного электричества.
ТЕМА 7
Первая медицинская помощь при асфиксии, утоплении, удушении. Аптечка для
оказания первой доврачебной помощи.
Лекционное занятие - 2 часа
Практическое занятие -1 час
Асфиксия Асфиксия: понятие, классификация, основные признаки.
Странгуляционная асфиксия (повешение, удавление петлей, руками).
Признаки данного вида асфиксии и первая медицинская помощь.
Обтурационная асфиксия (попадание инородного тела в дыхательные пути).
Признаки перекрытия верхних дыхательных путей. Первая медицинская помощь при
попадании инородного тела в верхние дыхательные пути.
Утопление. Виды утопления: истинное, «сухое», вызванное внезапной
остановкой сердца и дыхания. Оказание первой помощи при утоплении.
Компрессионная асфиксия от сдавливания грудной клетки и живота (в толпе,
при придавливании тяжелыми предметами и др.). Первая медицинская помощь при
компрессионной асфиксии.
ТЕМА 8.
Отравления. Первая медицинская помощь при отравлении. Укусы змей и
ужаления членистоногих. Первая медицинская помощь при укусах и ужалениях
Лекционное занятие - 2 часа
Отравления: понятие, классификация ядов. Принципы первой медицинской
помощи при отравлении неизвестным ядом.
Признаки
наиболее
часто
встречающихся
отравлений:
пищевых,
лекарственными препаратами, алкоголем, антифризом, анилином, ядовитыми
грибами, кислотами и щелочами. Принципы первой медицинской помощи при
отравлениях в зависимости от яда и пути его попадания в организм человека.
Укусы змей. Признаки действия нейротоксического яда, геморрагического,
свертывающего кровь и местного отечно-некротизирующего яда. Оказание первой
медицинской помощи и транспортировка пострадавшего.
Ужаления членистоногих. Признаки укуса пчелы, осы, скорпиона, каракурта.
Аллергические реакции на ужаления. Первая медицинская помощь при ужалениях.
ТЕМА 9.
6

Оказание первой помощи при психологических состояниях. Техника
управления агрессией.
Лекционное занятие - 4 часа
Определение острых реакций на стресс: ступор, страх, плачь, нервная дрожь.
Двигательное возбуждение. Техника работы с агрессивным поведением. Техника
Экстренной психологической помощи.
ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
ТЕМА 2
Терминальные состояния. Клиническая смерть. Принципы и методы
реанимации.
Практическое занятие - 2 часа
1. Терминальные состояния, их признаки.
2. Клиническая и биологическая смерть, их признаки.
3. Причины внезапной остановки сердечной деятельности и дыхания.
4. Понятие реанимации. Противопоказания к проведению реанимационных
мероприятий.
5. Алгоритм действий реаниматоров.
6. Техника проведения искусственной вентиляции легких.
7. Методика проведения непрямого массажа сердца.
8. Критерии эффективности проводимых реанимационных мероприятий.
К практическому занятию в рабочих тетрадях должны быть зарисованы
основные этапы реанимационных мероприятий, описана техника проведения
искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца
ТЕМА 3
Кровотечение. Первая медицинская помощь при наружном и внутреннем
кровотечении.
Практическое занятие - 2 час
1. Причины кровотечений.
2. Виды наружных кровотечений, признаки.
3. Первая медицинская помощь при наружном кровотечении.
4. Основные признаки внутреннего кровотечения.
5. Первая медицинская помощь при внутреннем кровотечении различной
локализации.
6. Особенности транспортировки пострадавшего с кровотечением.
ТЕМА 4
Механическая травма. Первая медицинская помощь при повреждениях мягких
тканей, костей и суставов.
Практическое занятие - 2 час
1. Основные причины механической травмы.
2. Признаки ушиба, растяжения и разрыва связок, разрывов мышц. Первая
медицинская помощь при таких повреждениях.
3. Понятие синдрома длительного раздавливания. Первая медицинская помощь
при синдроме сдавливания.
4. Признаки вывиха, первая медицинская помощь при вывихах суставов.
5. Переломы костей конечностей. Виды, признаки.
6. Транспортная иммобилизация при различных переломах костей конечностей.
7

Черепно-мозговые травмы, признаки перелома костей свода и основания
черепа, повреждения мозга
8. Первая медицинская помощь при открытой и закрытой черепно-мозговой
травме.
9. Травмы
позвоночника. Правила транспортировки пострадавших с
повреждением головы и позвоночника.
10. Перелом костей таза, ребер, способы транспортировки пострадавших в
зависимости от характера травмы.
11. Очередность транспортировки в очаге массового поражения.
12. Травматический шок: основные проявления, методы профилактики.
ТЕМА 5
Первая медицинская помощь при ожогах. Отморожения. Первая медицинская
помощь при отморожении и общем замерзании. Первая медицинская помощь
при тепловом и солнечном ударах.
Практическое занятие - 2 часа
1. Классификация ожогов и обморожений.
2. Понятие ожоговая болезнь.
3. Тепловой и солнечный удар.
4. Химические ожоги.
5. Классификация ожогов по повреждающему фактору и глубине поражения.
6. Определение площади ожога.
7. Ожоговый шок.
8. Понятие ожоговой болезни.
9. Порядок оказания и объем мероприятий первой помощи при различных
вариантах ожогов (термических, химических, ожоге слизистых оболочек).
10. Причины и факторы отморожения.
11. Классификация отморожения по глубине поражения.
12. Первая помощь при отморожении в полевых и домашних условиях.
13. Общее охлаждение организма. Признаки, первая медицинская помощь при
общем замерзании.
14. Тепловой удар. Причины возникновения, признаки, первая медицинская
помощь.
15. Солнечный удар. Причины возникновения, признаки. первая медицинская
помощь.
ТЕМА 6
Электротравма. Первая медицинская помощь при травме от воздействия
технического и атмосферного электричества.
Практическое занятие - 1 час
1. Механизм действия электрического тока на организм.
2. Признаки поражения электрическим током, первая медицинская помощь.
3. Меры безопасности при оказании помощи пострадавшему от действия
электрического тока.
4. Признаки поражения атмосферным электричеством, первая медицинская
помощь.
ТЕМА 7
Асфиксия. Первая медицинская помощь при различных вариантах асфиксии.
7.

8

Практическое занятие - 1 час
1. Классификация асфиксии.
2. Странгуляционная асфиксия, признаки, первая медицинская помощь.
3. Обтурационная асфиксия, признаки перекрытия верхних дыхательных путей,
первая медицинская помощь.
4. Виды утопления, признаки, оказание первой медицинской помощи.
5. Компрессионная асфиксия, признаки, первая медицинская помощь.

9

Планируемые результаты внеурочной деятельности
Личностные результаты обучения:
— формирование знаний об основах анатомии, физиологии и гигиены
человека;
— расширение кругозора учащихся в области медицины, фармакологии,
лечебной физкультуры; формирование устойчивого интереса к сохранению своего
здоровья;
— обучение коллективным формам работы и основам самоорганизации.
— привитие умений и навыков оказания первой доврачебной помощи
пострадавшим или самому себе;
— совершенствование здоровья молодого поколения, развитие их силы,
выносливости, быстроты реакций и способности к автономному существованию;
— воспитание коллективистских начал характера, организованности и
самостоятельности, гуманности и милосердия;
— воспитание стойких навыков здорового образа жизни, потребности
избавиться от вредных привычек, развитие стремления быть здоровым и бодрым
Метапредметными результатами обучения являются:
— развитие логического мышления, памяти, внимания;
— овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний,
организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля
и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные
результаты своих действий;
— формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять
информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и
перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами
Предметные результаты обучения являются:
— раскрывать общие положения, касающиеся первой помощи, и основные
понятия, её определяющие, в том числе права и обязанности по оказанию первой
помощи;
— характеризовать состояния, при которых оказывается первая помощь, её
основные мероприятия;
— понимать общую последовательность действий на месте происшествия
с наличием пострадавших;
— определять угрожающие факторы для собственной жизни и здоровья;
— определять угрожающие факторы для жизни и здоровья пострадавшего и
окружающих;
— устранять угрожающие факторы для жизни и здоровья и прекращать
действие повреждающих факторов на пострадавшего;
— анализировать признаки отсутствия сознания и дыхания;
— раскрывать правила оказания первой помощи при отсутствии сознания,
остановке дыхания и кровообращения, правила проведения сердечно-лёгочной
реанимации;
— характеризовать правила проведения обзорного осмотра и признаки
повреждений при наружных кровотечениях;
— определять признаки кровопотери;
— владеть приёмами временной остановки наружного кровотечения;
— накладывать повязки на различные участки тела;
III.

10

— проводить подробный осмотр пострадавшего: головы, шеи, груди, спины,

живота и таза, конечностей; проводить опрос;
— характеризовать признаки ожогов и других эффектов воздействия высоких
температур;
— понимать правила оказания первой помощи при ожогах и других эффектах
воздействия высоких температур;
— анализировать и объяснять признаки отморожений и других эффектов
воздействия низких температур;
— раскрывать правила оказания первой помощи при отморожениях и других
эффектах воздействия низких температур;
— понимать признаки отравлений и правила оказания первой помощи при
отравлениях;
— прекращать воздействие опасных химических веществ на пострадавшего;
— объяснять способы перемещения пострадавших;
— объяснять порядок вызова скорой медицинской помощи;
— раскрывать правила транспортной иммобилизации;
— проводить иммобилизацию (аутоиммобилизацию, с помощью подручных
средств, с использованием изделий медицинского назначения);
оказывать психологическую поддержку пострадавшему

11

IV.

№
1.

2.
3.
4.

5.

6.

7.

8

9

10

Поурочное планирование курса внеурочной деятельности «Оказание
первой помощи» в 10-11 классах
Всего
часов

Наименование тем
Юридические аспекты оказания
первой доврачебной
помощи. Принципы и порядок оказания
первой доврачебной медицинской помощи.
Терминальные состояния. Клиническая
смерть. Принципы и методы реанимации.
Кровотечение.
Первая
медицинская
помощь при наружном и внутреннем
кровотечении.
Механическая травма. Первая медицинская
помощь при повреждениях мягких тканей,
костей и суставов. Оказание помощи при
транспортировке пострадавших.
Первая медицинская помощь при ожогах.
Отморожения. Первая медицинская помощь
при отморожении и общем замерзании.
Первая медицинская помощь при тепловом
и солнечном ударах.
Электротравма.
Первая
медицинская
помощь при травме от воздействия
технического
и
атмосферного
электричества.
Первая
медицинская
помощь
при
асфиксии, утоплении, удушении. Аптечка
для оказания первой доврачебной помощи.
Отравления. Первая медицинская помощь
при отравлении. Укусы змей и ужаления
членистоногих.
Первая
медицинская
помощь при укусах и ужалениях.
Оказание первой помощи при
психологических состояниях. Техника
управления агрессией.
Итоговое повторение. Зачет
ИТОГО:

12

Кол-во часов
ЛЗ

ПЗ

3

3

5

3

2

5

3

2

4

2

2

Электронные
(цифровые)
образовательны
е ресурсы
https://myschool.e
du.ru/

https://myschool.e
du.ru/

https://myschool.e
du.ru/
4

2

2

3

2

1

3

2

1

2

2

4

4

1
34

1
24

https://myschool.e
du.ru/
https://myschool.e
du.ru/

https://myschool.e
du.ru/

10

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЯ ДЛЯ УЧЕНИКА:
Основы практической медицины: 10—11 классы: учебное пособие / Л И Дежурный, Г В
Неудахин, Л Б Шубина [и др ] — Москва: Просвещение, 2023
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Учебно-методический комплекс по первой помощи
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://www.allfirstaid.ru/
https://mednet.ru/pervaya-pomoshh
https://myschool.edu.ru/

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».