РП по УУД 3-4 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования Березовского городского округа
БМАОУ СОШ №1
Кутявина Тамара Юрьевна

Подписано цифровой подписью:
Кутявина Тамара Юрьевна

РАССМОТРЕНО
на педагогическом
совете
Приказ №1
от
«30» августа 2023 г.

Адаптированная рабочая программа
Для обучающихся с ТНР (вариант 5.2)
учебного предмета «УУД»
для обучающихся 3-4 классов

Березовский городской округ 2023 год

Цель курса – развитие и формирование метапредметных УУД у учащихся
3–4 классов для проектирования и своевременной корректировки учебного
процесса.
С помощью данного курса учитель может решать следующие задачи:
1) определять уровень сформированности метапредметных УУД каждого
ученика на разных этапах обучения в начальной школе и своевременно
ставить перед собой коррекционно-развивающие педагогические задачи;
2) отслеживать индивидуальную динамику продвижения учащихся к
метапредметным образовательным результатам, определять на этой основе
проблемные зоны в решении задач образования учащихся и разрабатывать
стратегии помощи учащимся, испытывающим трудности в формировании
тех или иных метапредметных УУД.
3) отслеживать результативность работы по формированию метапредметных
УУД на уровне отдельных классов, ставить на этой основе задачи по
совершенствованию образовательного процесса в классе, параллели, звене
школы и подбирать педагогические и управленческие средства их
достижения.
В 3 и 4 классах – выполнение с помощью подводящих вопросов и для
ряда универсальных способов –выполнение на основе прямого указания на
название способа. Последнее предполагает, что учащиеся к концу 4 класса
знакомы с названиями и алгоритмами осуществления этих способов.
Сформированность второй группы метапредметных универсальных учебных
действий – структурных элементов учебной деятельности, таких как
контроль, оценивание и позже – планирование и рефлексия, мы предлагаем
начинать отслеживать с 3 класса. В 3 классе происходит приращение в
количестве метапредметных УУД, подлежащих отслеживанию и оценке: в 3–
4 классах – более 20. Важно отметить, что показатели, вошедшие в
мониторинг 3 класса, остаются в нем до 4 класса.
Место курса в учебном плане. На изучение курса «Учимся учиться и
действовать» отводится в 3 классе – 68 часа, 2 час в неделю; в 4 классе – 34
часа, 1 час в неделю.

ПОКАЗАТЕЛИ МОНИТОРИНГА РАЗВИТИЯ
МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УУД В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Личностные УУД
1. Отношение к школе, чувство необходимости учения (мотивация к
обучению в школе);
2. Умение проявлять интерес к новому, собственно школьному содержанию
занятий;
3. Отношение к нормам поведения в школе;
4. Самооценка;
5. Умение общаться со сверстниками;
6. Умение проявлять активность и познавательную инициативу;
7. Умение адекватно реагировать на неудачи и преодолевать трудности в
обучении и общении.
Регулятивные УУД
1. Умение сохранить учебную цель, заданную учителем, в ходе выполнения
учебной задачи.
2. Умение самостоятельно ставить новые учебные задачи.
3. Умение определять наиболее эффективные способы достижения
результата в соответствии с поставленной задачей и условиями ее решения.
4. Умение планировать последовательность учебных действий в
соответствии с поставленной задачей.
5. Умение самостоятельно осуществлять контроль учебной деятельности.
6. Умение оценивать учебные действия, применяя различные критерии
оценки.
7. Умение самостоятельно вносить необходимые дополнения и коррективы в
учебное действие на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
8. Умение осознавать способы действий, приведших к успеху или неуспеху.
Познавательные УУД
1. Умение осуществлять логическое действие анализ с выделением
существенных и несущественных признаков.
2. Умение осуществлять логическое действие синтез.
3.
Умение
осуществлять
логическое
действие
сравнение
по
заданным/самостоятельно выбранным критериям.
4. Умение осуществлять логическое действие классификация по заданным и
самостоятельно выбранным критериям.
5. Умение осуществлять логическое действие обобщение.
6. Умение устанавливать аналогии.
7. Умение устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге
явлений.
8. Умение строить простые рассуждения на основе подводящей информации
(индуктивное умозаключение).
9. Умение строить простые рассуждения на основе подводящей информации
(дедуктивное умозаключение).

10. Умение подводить под понятие на основе распознавания объектов,
выделения существенных признаков и их обобщения.
11. Умение давать определение понятиям на основе начальных сведений о
сущности и особенности объектов, процессов и явлений.
12. Умение использовать знаково символические средства для создания
моделей изучаемых объектов/процессов для решения задач.
13. Умение находить существенные связи между межпредметными
понятиями, систематизировать и обобщать понятия.
14. Умение обобщить текстовую информацию и отнести ее содержание к
известным понятиям, представлениям, точкам зрения.
15. Владение поисковыми и творческими способами решения учебных и
практических проблем.
16. Умение оценить информацию с точки зрения ее целесообразности в
решении познавательной или коммуникативной задачи.
17. Умение соотносить материальные и информационные ресурсы
образовательной среды с предметным содержанием.
Коммуникативные УУД
1. Умение сознательно строить речевое высказывание в соответствии с
задачами учебной коммуникации.
2. Умение формулировать точку зрения.
3. Умение аргументировать свою точку зрения (в коммуникативной
ситуации).
4. Умение задавать вопросы для получения от партнера по коммуникации
необходимых сведений.
5. Умение определить общую цель и пути ее достижения.
6. Умение ориентироваться на точку зрения других людей, отличную от
своей собственной, в учебной коммуникации.
7. Умение договариваться о распределении функций и ролей в различных
видах совместной деятельности.
8. Умение адекватно оценить поведение окружающих (на основе критериев,
заданных взрослым) в ходе решения совместной учебной задачи.
9. Умение адекватно оценить собственное поведение (на основе критериев,
заданных взрослым) в ходе решения совместной учебной задачи.
Важно отметить, что перечень УУД, подлежащих формированию в
начальной школе, значительно шире. Не все умения, над развитием которых
работает учитель в соответствии с программой формирования УУД, входят в
мониторинг. Причин тому несколько.
1. Следует разумно ограничить по времени проведение мониторинга и не
превращать апрель в месяц сплошной диагностики УУД в ущерб учебному
процессу.
2. Не все УУД можно диагностировать с помощью конкретных заданий,
некоторые требуют систематического отслеживания в процессе работы с
детьми. Результаты педагогических наблюдений могут фиксироваться в
портфолио ученика.

3. Многие УУД в начальной школе только начинают формироваться, и даже
на конец 4 класса рано говорить о получении такого результата, который
может подлежать контролю и оценке. Например, речь идет о таких умениях,
как осуществлять дедуктивное рассуждение, определять понятия и др.
Однако это не снимает с учителя начальной школы задачи по
целенаправленному их формированию. Педагогу, проводящему мониторинг
и анализирующему его результаты, важно разбираться в сути каждого
метапредметного умения, а также видеть, в каких учебных ситуациях оно
проявляется. Описание вышеперечисленных умений осуществляется по
следующим параметрам:
1) определение ключевого понятия, раскрывающего суть данного умения как
осмысленного способа действия;
2) характеристика данного умения на уровне действия по образцу (первый
этап сформированности УУД).
Процедура проведения мониторинга
Общие требования к проведению мониторинга одинаковы независимо от
выбранной схемы.
1. Вначале педагог дважды знакомит учащихся с рабочей тетрадью – во
время вводной части и перед первой историей.
2. Каждая история, содержащая введение, образец, задания А, Б и В,
выполняется полностью от начала и до конца. Дробить историю на части и
переносить выполнение на другой день нельзя.
3. Дополнительное задание выполняется по желанию ребенка и не
учитывается при обработке результатов. Прежде всего, это задание
адресовано учащимся, которые справились с работой раньше всех, и у них
есть время и желание, чтобы выполнить его.
4. Мониторинг не проводится в последний день учебной недели (в пятницу –
при пятидневной учебной неделе, в субботу – при шестидневной), после
урока физкультуры или активных, эмоционально насыщенных занятий.
5. На выполнение одной истории отводится до 12 минут (исключение
составляет первая история – на ее проведение отводится 15 минут).
Учителю предоставляется на выбор один из вариантов схемы проведения
диагностического этапа мониторинга.
Схема № 1
Один диагностический модуль (две истории) на одно универсальное учебное
действие предлагается детям в начале двух разных уроков в течение одного
дня. Например, 5 апреля на уроках русского языка и технологии дети
выполняют задания на синтез, т.е. истории 5 и 18. При такой схеме
мониторинг (с учетом вводной части) проходит в течение 14 дней (со
вторника по четверг каждой недели апреля).
Схема № 2
Мониторинг проводится на диагностических уроках, которые проходят 1–2
раза в неделю. За один диагностический урок дети выполняют задания
четырех историй (последовательность предъявления заданий может быть
любой). Всего

проводится 7 диагностических уроков в течение месяца (без учета вводной
части). Недостатком такой схемы является то, что педагог будет
структурировать деятельность детей во времени, так как каждое задание
начинается с фронтального обсуждения образца. Время начала каждого
последующего задания будет синхронизировано. Педагог, выбирая эту схему
проведения мониторинга, обязательно должен учесть темп деятельности
детей в классе

Работа с диагностическими заданиями
Во время проведения мониторинга рекомендуем использовать две формы
работы с материалами тетради «Учимся учиться и действовать» –
фронтальное обсуждение и индивидуальную самостоятельную работу. На
первом этапе дети наблюдают и активно обсуждают в классе материалы
тетради. Эта часть работы построена в диалоговой форме. Учитель с
помощью подводящих вопросов помогает детям сориентироваться в истории
(самим разобрать и понять образец). Далее следует второй этап –
самостоятельная работа детей по выполнению диагностических заданий. На
этом этапе педагог произносит только стимулирующие и поддерживающие
реплики, не разъясняя сути заданий А, Б, В.
Планируемые результаты освоения программы
3 класс
Регулятивные умения
- Умение определять границы собственных знаний и умений для постановки
учебных задач.
- Умение планировать действия в соответствии с учебной целью.
- Умение самостоятельно осуществлять контроль учебных действий.
- Умение корректировать план учебных действий в соответствии с
изменением условий.
- Умение использовать критерии, предложенные взрослым, для оценивания
учебных действий.
Познавательные умения
- Умение осуществлять логическое действие «анализ».
- Умение осуществлять логическое действие «синтез».
- Умение осуществлять логическое действие «сравнение».
- Умение осуществлять логическое действие «классификация».
- Умение осуществлять логическое действие «обобщение».
- Умение устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге
явлений.
- Умение строить простые умозаключения по аналогии.
- Умение относить объекты к известным понятиям.
- Умение использовать данные диаграмм и таблиц для ответа на вопрос.
- Умение строить индуктивные умозаключения.
Коммуникативные умения

- Умение формулировать и аргументировать свою точку зрения.
- Умение задавать вопросы для получения от партнера по коммуникации
необходимых сведений.
- Умение строить речевое высказывание в соответствии с задачами учебной
коммуникации.
- Умение находить ответ на вопрос, используя информацию, представленную
в нескольких источниках.
Педагогу, проводящему мониторинг и анализирующему его результаты,
важно разбираться в сути каждого метапредметного умения, а также видеть,
в каких учебных ситуациях оно проявляется. Описание вышеперечисленных
умений осуществляется по следующим параметрам:
1) определение ключевого понятия, раскрывающего суть данного умения как
осмысленного способа действия;
2) характеристика данного умения на этапе освоения способа (второй этап
сформированности УУД);
3) общая характеристика заданий, направленных на диагностику развития
данного умения на уровне действия по образцу.
Регулятивные универсальные учебные действия
Умение определять границы собственных знаний и умений для постановки
учебных задач
Определение границы знания и незнания – это составная часть процесса
осознания и формулирования проблемы. Умение устанавливать границу
собственных знаний проявляется в том, что учащийся может определить, что
он уже знает для решения проблемы и что ему необходимо узнать.
Предметом изучения является перечень вопросов-задач данного урока.
Мониторинговые задания для данного умения позволяют установить, сможет
ли ребенок в конце 3 класса, опираясь на подводящие вопросы:
- определять, на какие вопросы, имеющие отношение к проблеме, уже
имеется ответ;
- определять, на какие вопросы нужно найти ответы.
Умение планировать действия в соответствии с учебной целью
Планирование – это определение последовательности действий и
оптимального распределения имеющихся ресурсов для достижения
поставленных целей. Предметом изучения в мониторинге 3 класса является
план действий по достижению цели. Мониторинговые задания для данного
умения позволяют проверить, сможет ли ребенок в конце 3 класса, опираясь
на подводящие вопросы:
- различить существенные и несущественные действия для достижения
поставленной цели;
- располагать выбранные им в качестве существенных действия в порядке их
выполнения.
Умение самостоятельно осуществлять контроль учебных действий

Контроль – сверка практических результатов деятельности с теми, что были
разработаны на этапе планирования. Предметом контроля в третьем, является
план достижения цели, составленный обучающимся на предыдущем этапе.
Изучается умение осуществлять итоговый контроль на основе
предложенного учителем образца. Мониторинговые задания для данного
умения позволяют определить, сможет ли ребенок в конце 3 класса, опираясь
на подводящие вопросы, обнаруживать расхождения между своим вариантом
плана и планом, предложенным учителем в качестве образца.
Умение корректировать план учебных действий в соответствии с
изменением условий
Коррекция плана – умение ориентироваться на объективные условия
достижения цели и вносить в составленный план необходимые изменения. В
мониторинге 3 класса необходимость корректировки плана связана с
конкретизацией информации (в одном случае) и задач работы (в другом).
Мониторинговые задания для данного умения позволяют установить, сможет
ли ребенок в конце 3 класса, опираясь на подводящие вопросы:
- определять наиболее существенные из предложенных дополнения в план;
- определять место дополнительных действий в общей последовательности
действий.
Умение использовать критерии, предложенные взрослым, для оценивания
учебных действий
Оценивание – сопоставление полученного результата с поставленной целью
по заранее установленным критериям. Предметом оценивания в третьем
классе являются результаты прохождения обучающимся отдельных
(наиболее важных) этапов, а именно: планирование, выполнение своей части
работы по поиску необходимой для достижения цели информации или
выполнение необходимых практических действий. Мониторинговые задания
для данного умения позволяют проверить, сможет ли ребенок в конце 3
класса, опираясь на подводящие вопросы:
- оценить результат своей работы на отдельных этапах по предложенным
взрослым критериям;
- выделить в конце занятия виды учебных действий, осуществляемых в
процессе занятия.
Познавательные универсальные учебные действия Умение осуществлять
логическое действие «анализ». Анализ – это мысленное разделение
целостной структуры объекта на составные элементы в целях его познания.
На этапе освоения способа обучающимся 3 класса важно уметь выделять
объект анализа, т.е. осознавать, что в данный момент изучается, что делится
на части, какие составные части целого можно обнаружить. В ходе
проведения анализа третьеклассники отвечают на подводящие вопросы
учителя, предлагаемые в следующей последовательности:
1. Зачем нужно делить целое на части?

2. Что нужно учесть при делении на части?
3. Какие части обнаружили?
4. К какому выводу пришли?
Мониторинговые задания для данного умения проверяют, сможет ли ребенок
в конце 3 класса, опираясь на подводящие вопросы:
- правильно назвать часть целого в зависимости от того, с какой точки зрения
рассматривался данный объект;
- сделать вывод на основе проведенного анализа;
- определить, в каком из двух предложенных заданий нужно разделить целое
на части (т.е. применить УУД «анализ»).
Умение осуществлять логическое действие «синтез». Синтез – соединение
различных элементов или частей в единое целое. Умение осуществлять
логическое действие «синтез» неразрывно связано с логическим действием
«анализ», так как при изучении объекта идет постоянное движение мысли от
целого к его частям и от частей к целому. Для обучающихся 3 класса важно
осознавать, что именно должно получиться при «сборке» частей (описание
прибора, название игры, слово) и какие части могут входить в это конкретное
целое. В ходе осуществления логического действия «синтез»
третьеклассники отвечают на подводящие вопросы учителя, предлагаемые в
следующей последовательности:
1. Что нужно составить и зачем?
2. Из каких частей мы собираем это? Как правильно соединить части в
целое?
3. Что получилось при соединении частей?
Мониторинговые задания для данного умения проверяют, сможет ли ребенок
в конце 3 класса, опираясь на подводящие вопросы:
- понять на основе текста задания и представленного образца, что
необходимо «собрать» и из каких частей;
- правильно составить целое из предложенных ему с избытком частей;
дополнить недостающую часть и соединить части в целое;
- определить, в каком из двух предложенных заданий нужно составить целое
на частей (т.е. применить УУД «синтез»).
Умение осуществлять логическое действие «сравнение». Сравнение –
сопоставление свойств объектов в целях выявления их сходства и различий.
На этапе освоения способа УУД «сравнение» третьеклассникам важно не
только понимать смысл понятий «сходство» и «различие», но и осознавать,
зачем в данном задании нужно сравнивать объекты, сравнение каких
объектов поможет решить поставленную задачу, по каким признакам
необходимо проводить сравнение выбранных объектов. В ходе
осуществления логического действия «сравнение» третьеклассники отвечают
на подводящие вопросы учителя, предлагаемые в следующей
последовательности:

1. Что нужно сравнить и зачем?
2. Какие объекты нужно выбрать и сравнить?
3. Какие признаки необходимо учесть при сравнении, чтобы решить
поставленную задачу?
4. Какой вывод можно сделать в результате сравнения?
Мониторинговые задания для данного умения проверяют, сможет ли ребенок
в конце 3 класса, опираясь на подводящие вопросы:
- осуществить выбор объектов для сравнения;
- заполнить таблицу сравнения;
- правильно определить признак (признаки), который(ые) необходимо
сравнить для решения поставленной задачи;
- сделать вывод на основе результатов сравнения;
- определить, в каком из двух предложенных заданий нужно сравнить
объекты для решения поставленной задачи.
Умение осуществлять логическое действие «классификация».
Классификация – это деление совокупности объектов (свойств, явлений,
процессов) по какому-либо признаку или
признакам на группы. На этапе освоения способа УУД «классификация»
обучающимся 3 класса важно научиться применять естественную (научную)
классификацию для решения поставленных задач в рамках учебной
деятельности. В ходе осуществления логического действия «классификация»
третьеклассники отвечают на подводящие вопросы учителя, предлагаемые в
следующей последовательности:
1. Что и зачем нужно распределить на группы?
2. Какую научную классификацию мы будем использовать?
3. Как распределяются объекты на группы?
4. Что мы узнали в ходе деления на группы множества объектов?
Мониторинговые задания для данного умения проверяют, сможет ли ребенок
в конце 3 класса, опираясь на подводящие вопросы:
- применить естественную (научную) классификацию;
- распределить объекты на группы;
- сделать вывод на основе группировки объектов;
- определить, в каком из двух предложенных заданий необходимо применить
естественную классификацию объектов.
Умение осуществлять логическое действие «обобщение». Обобщение –
мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным
признакам. В ходе обобщения происходит движение от единичного, менее
общего к более общему. В ряде учебных ситуаций, с которыми сталкиваются
дети в начальной школе, умение обобщать и умение классифицировать тесно
связаны между собой. Оба универсальных способа опираются на
обобщенные понятия и их конкретные примеры. Однако это два различных
умения. Обучающимся 3 класса важно показать, что логическое действие
«обобщение» применяется для решения других задач и имеет свою
последовательность шагов. В ходе его осуществления третьеклассники

отвечают на подводящие вопросы учителя, предлагаемые в следующей
последовательности:
1. Что и зачем нужно обобщить?
2. Какими общими свойствами обладают эти объекты (предметы)?
3. Что среди этих общих признаков самое важное для решения данной
задачи?
4. Какой вывод можно сделать на основе обобщения объектов?
Мониторинговые задания для данного умения проверяют, сможет ли ребенок
в конце 3 класса, опираясь на подводящие вопросы:
- выбрать из предложенного перечня общих признаков тот признак, который
является существенным для решения поставленной задачи;
- сделать вывод на основе обобщения объектов;
- определить, в каком из двух предложенных заданий нужно обобщить
объекты.
Умение делать выводы на основе умозаключения по аналогии.
Умозаключение – это вывод из нескольких суждений, дающий нам новое
знание о предметах и явлениях. Умозаключение по аналогии – это
умозаключение, построенное от одного частного знания к другому.
Сущность умозаключения по аналогии состоит в том, что на основе сходства
объектов и их внешнего подобия по одним признакам делается вывод о
сходстве этих объектов и в других отношениях. Такие умозаключения – один
из источников догадок, гипотез и предположений. Чтобы помочь
обучающимся 3 класса осуществить умозаключение по аналогии, можно
предложить им подводящие вопросы в следующей последовательности:
1. О чем нужно сделать вывод?
2. Что из ранее изученного похоже на этот объект?
3. Чтобы сделать вывод подумай: если у известного объекта есть
определенные качества (свойства, признаки), то возможно и незнакомый
объект обладает подобными качествами (свойствами, признаками).
4. Какой вывод на основании этого размышления можно сделать?
Мониторинговые задания для данного умения проверяют, сможет ли ребенок
в конце 3 класса, опираясь на подводящие вопросы:
- найти для незнакомого объекта аналогичный знакомый объект;
- перенести знания о свойствах известного объекта на незнакомый объект;
- сделать вывод на основе сходства объектов;
- определить, в каком из двух предложенных заданий нужно сделать вывод,
опираясь на сходство с известным объектом.
Умение делать выводы на основе индуктивного умозаключения. Индуктивное
умозаключение – это умозаключение от единичного (частного) к общему.
Это вывод из нескольких суждений, дающий нам новое знание о предметах и
явлениях объективного мира. Любое рассуждение имеет практический смысл
лишь тогда, когда оно приводит к определенному выводу. Умозаключение и
будет ответом на вопрос, итогом поиска мысли. Учащимся 3 классов важно
показать, что они могут получать новое знание на основе обобщения

нескольких фактов. Чтобы помочь обучающимся 3 класса осуществить
индуктивное умозаключение, нужно предложить им подводящие вопросы в
следующей последовательности:
1. О чем нужно сделать вывод?
2. Какие примеры/факты помогают это понять?
3. Какую важную особенность можно найти во всех примерах?
4. Какой вывод можно сделать?
Мониторинговые задания для данного умения проверяют, сможет ли ребенок
в конце 3 класса, опираясь на подводящие вопросы:
- обнаружить в нескольких примерах/фактах общую закономерность
(важную особенность);
- сделать вывод на основе своих рассуждений;
- определить, в каком из двух предложенных заданий нужно сделать вывод
на основе нескольких примеров.
Умение устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге
явлений. Установление причинно-следственной связи – это установление
отношений между одним явлением (процессом, состоянием объекта) и
другим. То, из-за чего событие произошло, называют причиной, То, что
наблюдается как результат, – следствием. Для обучающихся 3 класса
установление причинно-следственных отношений связано с поиском ответа
на вопрос: «Почему, из-за чего произошло то или иное событие?» При
установлении причины и следствия они опираются на знание того, что
причина всегда предшествует следствию, т.е. произошла раньше. Новым для
третьеклассников является знакомство с цепочкой причин и следствий. В
ходе поиска причины и следствия, обучающиеся отвечают на подводящие
вопросы учителя, предлагаемые в следующей последовательности:
1. Какие явления (события) мы изучаем? Что необходимо найти?
2. Какие из перечисленных явлений (событий) связаны между собой?
3. Что из них произошло раньше? (Это причина.)
4. Что из них произошло потом? (Это следствие.)
5. Какой вывод можно сделать?
Мониторинговые задания для данного умения проверяют, сможет ли ребенок
в конце 3 класса, опираясь на подводящие вопросы:
- определить, опираясь на последовательность событий, изображенных на
ленте времени, что явилось причиной указанного следствия;
- выбрать из предложенных цепочек причин и следствий верную
последовательность;
- определить, в каком из двух предложенных заданий нужно указать причину
и следствие.
Умение относить объекты к известным понятиям. В основе этого умения
лежит логическая операция подведение под понятие – распознавание объекта
и наименование его тем или иным понятием/термином. После доказательства
того, что объект относится к определенному понятию, можно наделять этот

конкретный объект всеми характеристиками и свойствами понятия, к
которому его отнесли, т.е. переносить общие закономерности на конкретный
объект. Например, после того, как мы определили, что слово «мама»
относится к имени существительному 1 склонения, мы можем сказать, как
будет изменяться это слово по падежам. Чтобы помочь обучающимся 3
класса относить объект к изученным понятиям, можно предложить им
подводящие вопросы в следующей последовательности:
1. Можно ли данный объект отнести к определенному понятию? Зачем нам
это нужно?
2. Какие отличительные признаки есть у этого понятия?
3. Все ли отличительные признаки понятия можно найти у данного объекта?
4. Какой вывод можно сделать?
Мониторинговые задания для данного умения проверяют, сможет ли ребенок
в конце 3 класса, опираясь на подводящие вопросы:
- определить существенные признаки понятия;
- обнаружить эти признаки в конкретном объекте;
- сделать вывод на основе подведения под понятия;
- определить, в каком из двух предложенных заданий нужно относить объект
к известному понятию.
Умение использовать данные диаграмм и таблиц для ответа на вопрос
Использование данных диаграмм и таблиц для получения ответа на
поставленный вопрос – важное информационное умение, сутью которого
является осмысление информации, представленной в графической форме.
Чтобы помочь обучающимся 3 класса находить ответ с помощью данных
диаграмм и таблиц, можно предложить им подводящие вопросы в
следующей последовательности:
1. Что нужно сделать и зачем?
2. Данные какой диаграммы/таблицы нам помогут?
3. Какая важная информация содержится в этой диаграмме/таблице?
4. К какому выводу можно прийти после сопоставления данных?
Мониторинговые задания для данного умения проверяют, сможет ли ребенок
в конце 3 класса, опираясь на подводящие вопросы:
- определить какая важная информация содержится в диаграмме/таблице;
- достроить таблицу;
- сделать вывод на основе сопоставления данных диаграммы/таблицы;
- определить, в каком из двух предложенных заданий можно использовать
данные диаграммы.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Умение строить речевое высказывание в соответствии с задачами учебной
коммуникации. Суть данного умения заключается в том, что в ситуации
учебной коммуникации ребенок удерживает предмет и цель обсуждения и
высказывается в соответствии с ними. Обучающийся, владеющий этим

умением, может ответить на подводящие вопросы учителя, предлагаемые в
следующей последовательности:
1. Что и зачем обсуждается?
2. Какая подходящая информация у тебя есть?
3. Соответствует ли твое высказывание тому, что и зачем мы обсуждаем?
Мониторинговые задания для данного умения проверяют, сможет ли ребенок
в конце 3 класса, опираясь на подводящие вопросы:
- удержать в разговоре учебную цель и задачи обсуждения;
- определить, что он знает по сути данного разговора.
Умение формулировать и аргументировать свою точку зрения.
Аргументация – это приведение доводов для обоснования какой-либо мысли
перед слушателем. В качестве доводов может выступать ссылка на личный
опыт, конкретные знания, традиции, принципы. В начальной школе в
качестве доводов ребенок может использовать любые примеры. Суть умения
заключается в том, что ребенок понимает предмет и цель обсуждения,
формулирует свою точку зрения и может привести примеры,
подтверждающие ее. Обучающийся, владеющий этим умением, может
ответить на подводящие вопросы учителя, предлагаемые в следующей
последовательности:
1. Что и зачем обсуждается?
2. Что ты про это думаешь?
3. Какие примеры могут подтвердить твою точку зрения?
4. Удалось ли назвать достаточное количество примеров?
Мониторинговые задания для данного умения проверяют, сможет ли ребенок
в конце 3 класса, опираясь на подводящие вопросы:
- удержать тему и цель обсуждения;
- осознать и сформулировать свою точку зрения по этому вопросу;
- подобрать примеры для обоснования своей точки зрения.
Умение задавать вопросы для получения от партнера по коммуникации
необходимых сведений. Задание в мониторинге проверяет умение ребенка в
ситуации учебной коммуникации понимать предмет разговора, осознавать
свою цель участия в нем и формулировать вопросы, позволяющие получить
необходимую информацию. Ребенок, владеющий этим умением, может
ответить на подводящие вопросы учителя, предлагаемые в следующей
последовательности:
1. Что обсуждается?
2. Почему я вступаю в разговор?
3. Какой информации мне не хватает, чтобы достичь цели?
4. Какой вопрос нужно задать собеседнику, чтобы получить нужную
информацию?
Мониторинговые задания для данного умения проверяют, сможет ли ребенок
в конце 3 класса, опираясь на подводящие вопросы:

- понять предмет обсуждения;
- понять собственную цель, для достижения которой он вступает в разговор;
- определить, какая информация ему необходима для достижения цели;
- определить, что ему уже известно, а что нет;
- сформулировать вопрос, позволяющий получить необходимые сведения.
Умение находить ответ на вопрос, используя информацию, представленную
в нескольких источниках. Суть этого информационного умения заключается
в том, что ребенок понимает, какой информации ему не хватает, определяет,
в каких из имеющихся источников содержится необходимая информация,
вычленяет ее и может объединить для получения ответа на вопрос.
Обучающийся, владеющий этим умением, может ответить на
подводящие вопросы учителя, предлагаемые в следующей
последовательности:
1. Для ответа на какой вопрос тебе нужно объединить информацию из
нескольких источников?
2. Что ты должен знать, чтобы ответить на вопрос?
3. Какие источники у тебя есть и какую информацию ты можешь узнать в
каждом из них?
4. Каков ответ на вопрос?
Мониторинговые задания для данного умения проверяют, сможет ли ребенок
в конце 3 класса, опираясь на подводящие вопросы:
- формулировать вопрос о том, какой информации не хватает;
- понимать, что для поиска информации существуют разные источники;
- определять информацию, которую можно получить из каждого источника;
- объединять информацию, для понимания ответа на поставленный вопрос.
Структура диагностической тетради
Диагностическая тетрадь «Учимся учиться и действовать» состоит из трех
частей.
Первая часть – вводная. Она содержит: обращение к третьеклассникам,
объяснение основных терминов и понятий, блок тренировочных заданий для
знакомства с основными инструкциями, встречающимися в тетради. Для
повышения мотивации обучающихся и целостного восприятия материала все
задания объединены игровым сюжетом, с которым ученики знакомятся во
введении.
Вторая часть – диагностические задания для изучения 10 познавательных и 4
коммуникативных УУД, всего – 14 диагностических модулей, которые
называются «Наблюдения». Каждое наблюдение направлено на диагностику
конкретного универсального учебного действия. Все модули («наблюдения»)
имеют одинаковую структуру и состоят из трех заданий, обозначенных
буквами А, Б и В. Уровень развития УУД определяется только на основе
суммирования результатов выполнения всех заданий модуля.
Третья часть – рабочие материалы для проведения двух диагностических
уроков. Уроки выстроены на основе системно-деятельностного подхода и
позволяют диагностировать уровень сформированности 5 регулятивных
универсальных учебных действий. В рабочей тетради собраны задания,

тексты, дополнительные материалы, которые необходимы учащимся для
работы на этих уроках.
По окончанию 3 класса у учащихся должны быть сформированы
следующие общеучебные познавательные универсальные учебные действия:
- умение выделять параметры объекта, поддающиеся измерению (по
длине, ширине и т.д.)
- операция установления взаимно-однозначного соответствия (сличение
результата с образцом)
- умение выделять существенные признаки конкретно-чувственных объектов
(цвет, форма, температура)
- умение устанавливать аналогии на предметном материале (найти общее и
отличное)
- операция классификации и сериации на конкретно-чувственном
предметном материале
- переход от эгоцентризма как особой умственной позиции (давать
возможность высказываться другим, не перебивая ответы одноклассников)
- развитие познавательной инициативы (воспроизводить вопросы,
участвовать в учебном сотрудничестве);
- умение адекватно строить речевое высказывание в устной речи в
соответствии с задачами общения и нормами родного языка.
Знаково-символические действия.
Моделирование как универсальное учебное действие
Должны быть сформированы следующие универсальные учебные действия:
- кодирование/замещение (использование знаков и символов как условных
заместителей реальных объектов и предметов);
- декодирование/ считывание информации;
- умение использовать наглядные модели (схемы, чертежи, планы),
отражающие
пространственное расположение предметов или отношений между
предметами или их частями для решения задач.
Коммуникативный компонент универсальных учебных действий.
 потребность ребенка в общении с взрослыми и сверстниками
(охотно вступать в диалог, игру, интересоваться мнением других)
 владение определенными вербальными и невербальными
средствами общения;
 приемлемое (т.е. не негативное, а желательно эмоционально
позитивное) отношение к процессу сотрудничества (без грубости
и агрессивности)
 ориентация на партнера по общению (задает вопрос, адекватно
реагирует)
 действовать по установленным правилам

 адекватно воспринимать предложения и оценку учителя,
товарищей.
Регулятивные универсальные учебные действия.
 воспроизводить за учителем цель урока
 способность принимать и сохранять учебную задачу,
поставленную учителем.
 использовать выделенные учителем ориентиры действия в
новом учебном материале в сотрудничестве с учителем
 различать способ и результат действия.
Личностные универсальные учебные действия.
 проявлять учебно-познавательный интерес к занятиям
 понимать причины неуспеха в учебной деятельности (наметить
адекватные шаги по устранению ошибки).
Ожидаемые результаты обучения и способы их проверки
Результатами занятий является формирование следующих универсальных
учебных действий (УУД).
Учащиеся должны знать / уметь:
- логически рассуждать, пользуясь приёмами анализа, сравнения, обобщения,
классификации, систематизации;
- сравнивать предметы, понятия;
- выделять существенные признаки и закономерности предметов;
- обобщать и классифицировать понятия, предметы, явления;
- определять отношения между понятиями или связи между явлениями и
понятиями;
- концентрировать, переключать своё внимание;
- копировать, различать цвета, анализировать и удерживать зрительный
образ;
- самостоятельно выполнять задания;
- осуществлять самоконтроль, оценивать себя, искать и исправлять свои
ошибки;
- решать логические задачи на развитие аналитических способностей и
способностей рассуждать;
- находить несколько способов решения задач;
- работать в группе.
Увеличится скорость и гибкость мышления, улучшится память.
Чтобы проследить динамику развития познавательных процессов, учащихся
проводится диагностика (тестирование) в начале учебного года и в конце.
Оценка идет по количеству правильно выполненных заданий. Идет
сравнение показателей как индивидуальных, так и в целом классного
коллектива.

№

УУД

1

Самопознание и
самоопределение

Циклограмма проведения диагностики формирования УУД
Характеристика
УУД
Инструментарий
Методы
Самооценка

 Тест на определение самооценки
«Лесенка»
 Беседа о школе
 Сформированность познавательных

2

Смыслообразование

Мотивация

3

Нравственноэтическая ориентация

4

Регулятивные УУД

контроль

5

Познавательные УУД

Логические УУД

6

Коммуникативные УУД

7

Все УУД

интересов и инициативы
первоклассников по оценке
уровня школьной мотивации
 Опросник мотивации
 Методика «Что такое хорошо и что
такое плохо»
 Методика «Незаконченные
предложения»

тестирование

Сроки
проведения

1 раз в год

Март - апрель

Беседа

Сентябрь-октябрь
1 раз в год

 Анкета для

 Рисование по точкам
 Корректурная проба
 Найди отличия
 Проба на определение количества слов
в предложении
 Выделение существенных признаков
 Логические закономерности
 Исследование словесно-логического
мышления
 «Рукавички»
 «Левая и правая сторона»
 «Узор под диктовку»
 «Совместная сортировка»
 «Дорога к дому»
 «Кто прав?»
 Все дополнительные методики

Периодично
сть
проведения

Март - апрель

тестирование

анкетирование

1 раз в год

Ноябрь-декабрь

тестирование

1 раз в год

Февраль - апрель

тестирование

1 раз в год

Февраль - апрель

1 раз в год

Февраль - апрель

1 раз в год

Сентябрь - апрель

Тестирование
Беседа
Тестирование
Тестирование
Тестирование
Беседа
Анкетирование,
беседа, тестирование

Календарно - тематическое планирование занятий
«Учимся учиться и действовать»
3 класс (68 часа)
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23

Тема занятия
Вводное занятие
Развитие умения планировать последовательность учебных
действий в соответствии с поставленной задачей
Развитие умения планировать последовательность учебных
действий в соответствии с поставленной задачей
Развитие умения планировать последовательность учебных
действий в соответствии с поставленной задачей
Тренировка слуховой памяти.
Совершенствование мыслительных операций.
Тренировка слуховой памяти.
Совершенствование мыслительных операций.
Тренировка слуховой памяти.
Совершенствование мыслительных операций.
Развитие умения осуществлять контроль.
Развитие умения осуществлять контроль.
Развитие умения осуществлять контроль.
Совершенствование воображения.
Развитие наглядно-образного мышления.
Совершенствование воображения.
Развитие наглядно-образного мышления.
Совершенствование воображения.
Развитие наглядно-образного мышления.
Тренировка зрительной памяти.
Тренировка зрительной памяти.
Тренировка зрительной памяти.
Развитие логического мышления.
Развитие умения решать нестандартные задачи.
Развитие логического мышления.
Развитие умения решать нестандартные задачи.
Развитие логического мышления.
Развитие умения решать нестандартные задачи.
Развитие концентрации внимания.
Развитие умения решать нестандартные задачи.
Развитие концентрации внимания.
Развитие умения решать нестандартные задачи.
Развитие концентрации внимания.
Развитие умения решать нестандартные задачи.
Развитие умения оценивать учебные действия, применяя

Предметна
я область
Технология,
литературно
е чтение

Математика

Технология

24
25
26
27
28
29
30
31
32

33

34

35
36
37
38

39

40

41

42
43

различные критерии оценки
Развитие умения оценивать учебные действия, применяя
различные критерии оценки
Развитие умения оценивать учебные действия, применяя
различные критерии оценки
Развитие умения осуществлять логическое действие «анализ»
с выделением существенных и несущественных признаков
Развитие умения осуществлять логическое действие «анализ»
с выделением существенных и несущественных признаков
Развитие умения осуществлять логическое действие «анализ»
с выделением существенных и несущественных признаков
Развитие умения осуществлять логическое действие «синтез»
Развитие умения осуществлять логическое действие «синтез»
Развитие умения осуществлять логическое действие «синтез»
Развитие умения осуществлять логическое действие
«сравнение» по заданным и самостоятельно выбранным
критериям
Развитие умения осуществлять логическое действие
«сравнение» по заданным и самостоятельно выбранным
критериям
Развитие умения осуществлять логическое действие
«сравнение» по заданным и самостоятельно выбранным
критериям
Развитие концентрации внимания.
Совершенствование мыслительных операций.
Развитие концентрации внимания.
Совершенствование мыслительных операций.
Развитие концентрации внимания.
Совершенствование мыслительных операций.
Развитие умения осуществлять логическое действие
«классификация» по заданным и самостоятельно
выбранным критериям
Развитие умения осуществлять логическое действие
«классификация» по заданным и самостоятельно
выбранным критериям
Развитие умения осуществлять логическое действие
«классификация» по заданным и самостоятельно
выбранным критериям
Развитие умения осуществлять логическое действие
«классификация» по заданным и самостоятельно
выбранным критериям
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных
операций.
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных

Русский
язык

Технология
Технология

Математика
,
физкультура
,
музыка,
русский
язык

44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68

операций.
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных
операций.
Развитие аналитических способностей и способности
рассуждать. Развитие воображения.
Развитие аналитических способностей и способности
рассуждать. Развитие воображения.
Развитие аналитических способностей и способности
рассуждать. Развитие воображения.
Развитие умения осуществлять логическое действие
«обобщение»
Развитие умения осуществлять логическое действие
«обобщение»
Развитие умения осуществлять логическое действие
«обобщение»
Развитие умения делать умозаключение по аналогии.
Развитие умения делать умозаключение по аналогии.
Развитие умения делать умозаключение по аналогии.
Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи
в изучаемом круге явлений
Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи
в изучаемом круге явлений
Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи
в изучаемом круге явлений
Развитие быстроты реакции.
Совершенствование мыслительных операций.
Развитие быстроты реакции.
Совершенствование мыслительных операций.
Развитие умения составлять речевое высказывание
Развитие умения составлять речевое высказывание.
Развитие умения составлять речевое высказывание.
Развитие умения задавать вопросы.
Развитие умения задавать вопросы.
Развитие умения задавать вопросы
. Подготовка к мониторингу УУД
Мониторинг коммуникативных, познавательных УУД
Мониторинг личностных, регулятивных УУД
Итоговое занятие

Технология

Окружающи
й мир
Технология,
математика

Окружающи
й мир
Окружающи
й мир

Календарно - тематическое планирование занятий внеурочной
деятельности
4 класс (34 часа)
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9

10

11

12
13
14

15

16

17

Тема занятия
Вводное занятие
Развитие умения планировать последовательность учебных
действий в соответствии с поставленной задачей
Развитие умения планировать последовательность учебных
действий в соответствии с поставленной задачей
Развитие умения планировать последовательность учебных
действий в соответствии с поставленной задачей
Развитие умения осуществлять контроль.
Развитие умения оценивать учебные действия, применяя
различные критерии оценки
Развитие умения оценивать учебные действия, применяя
различные критерии оценки
Развитие умения оценивать учебные действия, применяя
различные критерии оценки
Развитие умения осуществлять логическое действие
«анализ»
с выделением существенных и несущественных признаков.
Развитие умения осуществлять логическое действие
«анализ»
с выделением существенных и несущественных признаков.
Развитие умения осуществлять логическое действие
«анализ»
с выделением существенных и несущественных признаков.
Развитие умения осуществлять логическое действие
«синтез»
Развитие умения осуществлять логическое действие
«синтез»
Развитие умения осуществлять логическое действие
«сравнение» по заданным и самостоятельно выбранным
критериям
Развитие умения осуществлять логическое действие
«сравнение» по заданным и самостоятельно выбранным
критериям
Развитие умения осуществлять логическое действие
«сравнение» по заданным и самостоятельно выбранным
критериям
Развитие умения осуществлять логическое действие
«классификация» по заданным и самостоятельно

Предметная
область
Русский язык

Русский язык
Литературное
чтение, ИЗО

Окружающий
мир

Русский язык

Математика,
окружающий
мир

Математика

18

19

20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

выбранным критериям
Развитие умения осуществлять логическое действие
«классификация» по заданным и самостоятельно
выбранным критериям
Развитие умения осуществлять логическое действие
«классификация» по заданным и самостоятельно
выбранным критериям
Развитие умения осуществлять логическое действие
«обобщение»
Развитие умения осуществлять логическое действие
«обобщение»
Развитие умения осуществлять логическое действие
«обобщение»
Развитие умения делать умозаключение по аналогии.
Развитие умения делать умозаключение по аналогии.
Развитие умения делать умозаключение по аналогии.
Развитие умения устанавливать причинно-следственные
связи в изучаемом круге явлений
Развитие умения устанавливать причинно-следственные
связи в изучаемом круге явлений
Развитие умения составлять речевое высказывание.
Развитие умения составлять речевое высказывание.
Развитие умения задавать вопросы.

31 Подготовка к мониторингу УУД
32 Мониторинг коммуникативных, познавательных УУД
33 Мониторинг личностных, регулятивных УУД
34 Обобщающее занятие

Литературное
чтение

Русский язык
Окружающий
мир
Литературное
чтение
Окружающий
мир, русский
язык

Приложение 1: Личностные УУД
Список методик для мониторинга личностных УУД
1. «Лесенка»
2. Оценка школьной мотивации
3. Беседа о школе (мотивация)
4. Сформированность познавательных интересов и инициативы
5. Мотивация учения и эмоционального отношения к учению (А.Д.
Андреева) (3 - 4 класс)
6. «Что такое хорошо и что такое плохо» (2 класс)
7. «Незаконченные предложения» (3-4 класс)
Диагностические методики
«Лесенка»
Цель: выявление уровня развития самооценки.
Оцениваемые УУД: личностные УУД, самоопределение.
Возраст: 3- 4 класс.
Форма (ситуация оценивания): фронтальный письменный опрос.
Учащимся предлагается следующая инструкция:
Ребята, нарисуйте на листе бумаги лестницу из 10 ступенек (психолог
показывает на доске).
На самой нижней ступеньке стоят самые плохие ученики, на второй ступеньке
чуть- чуть получше, на третьей – еще чуть- чуть получше и т.д., а вот на
верхней ступеньке стоят саамы лучшие ученики. Оцените сами себя, на какую
ступеньку вы сами себя поставите? А на какую ступеньку поставит вас ваша
учительница? А на какую ступеньку поставит вас ваша мама, а папа?
Критерии оценивания: 1-3 ступени – низкая самооценка;
4-7 ступени – адекватная самооценка;
8-10 ступени – завышенная самооценка.
Анкета для первоклассников
по оценке уровня школьной мотивации
(Н. Лусканова)
Цель: анкета предназначена для выявления мотивационных предпочтений в
учебной деятельности. Может быть использована в работе со школьниками
3—4-х классов
Оцениваемые УУД: действие смыслообразования, направленное на
установление смысла учебной деятельности для учащегося
Форма: анкета.
1.Тебе нравится в школе?
 Нравится
 Не очень нравится

 Не нравится
2.Утром, когда ты просыпаешься, то всегда с радостью идешь в школу или
тебе часто хочется остаться дома?
 Иду с радостью
 Бывает по-разному
 Чаще всего хочется остаться дома
3.Если учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем
ученикам и желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался
бы дома?
 Не знаю точно
 Остался бы дома
 Пошел бы в школу
4.Ты доволен, когда у вас отменяют какие-либо уроки.
 Доволен
 Бывает по-разному
 Не доволен
5.Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
 Хотел бы
 Не хотел бы
 Не знаю точно
6.Ты хотел бы, чтобы в школе не было уроков, но остались одни перемены?
 Хотел бы
 Не хотел бы
 Не знаю точно
7.Часто ли ты рассказываешь своим родителям о школе?
 Часто
 Иногда
 Почти никогда не рассказываю
8.Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
 Точно не знаю
 Не хотел бы
 Хотел бы
9.Много ли у тебя друзей в классе?
 Не очень много
 Много
 Почти нет
10.Тебе нравятся твои одноклассники?

 Нравятся
 Некоторые нравятся, а некоторые – не очень
 Большинство не нравится
КЛЮЧ:
№ вопроса

Балл за 1 ответ

Балл за 2 ответ

Балл за 3 ответ

1

1

3

0

2

0

1

3

3

1

0

3

4

3

1

0

5

0

3

1

6

1

3

0

7

3

1

0

8

1

0

3

9

1

3

0

10

3

1

0

Вариант расчетов по А.Ф.Ануфриеву:
За первый ответ – 3 балла,
За второй ответ – 1 балл,
За третий ответ – 0 баллов.
5 основных уровней школьной мотивации.
1. 25 – 30 баллов (максимально высокий уровень) – высокий уровень
школьной мотивации, учебной активности.
Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов,
стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой
требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны
и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные
оценки или замечания педагога.
2. 20 – 24 балла – хорошая школьная мотивация.
Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов,
успешно справляющихся с учебной деятельностью. Такой уровень мотивации
является средней
нормой.
3. 15 – 19 баллов – положительное отношение к школе, но школа
привлекает больше внеучебными сторонами.
Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще
ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравиться
ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради.

Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и
учебный процесс их мало привлекает.
4. 10 – 14 баллов – низкая школьная мотивация.
Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают
пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами,
играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности.
Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.
5. Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная
дезадаптация.
Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются
с
учебой, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во
взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как
враждебная среда, пребывание которой для них невыносимо. Ученики могут
проявлять агрессивные реакции, отказываться выполнять те или иные задания,
следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников
отмечаются нарушения нервно - психического здоровья.
Беседа о школе
(модифицированная методика Т.А.Нежновой, А.Л.Венгера,
Д.Б.Эльконина)
Цель: выявление сформированности внутренней позиции школьника,
выявление мотивации учения
Оцениваемые УУД: действия, направленные на определение своего отношения
к поступлению в школу и школьной действительности; действия,
устанавливающие смысл учения.
Возраст: ступень предшколы (6,5 – 7 лет)
Форма (ситуация оценивания): индивидуальная беседа с ребенком.
Метод оценивания: беседа
Вопросы беседы:
1а. Ты хочешь пойти в школу?
1б. Тебе нравится в школе?
2. Что тебе в школе больше всего нравится, что для тебя самое
интересное?
3.Представь себе, что, что мама тебе говорит – Хочешь, я договорюсь,
чтобы ты пошел в школу не сейчас, а позже, через год? Что ты ответишь
маме?
4. Представь себе, что ты встретил малыша из детского сада, который о
школе еще ничего не знает. Он тебя спрашивает кто такой – «Хороший
ученик»? Что ты ему ответишь?
5. Представь себе, что тебе предложили учиться так, чтобы не ты
каждый день учился в школе, а чтобы ты дома занимался с мамой и только
иногда ходил в школу? Ты согласишься?

6. Представь, что есть школа А, и школа Б. В школе А такое расписание
уроков в 1 классе – каждый день чтение, математика, письмо и только иногда
рисование, музыка, физкультура. В школе Б другое расписание – там каждый
день физкультура, музыка, рисование, труд и только иногда чтение,
математика, русский язык. В какой школе ты хотел бы учиться?
7. Представь себе, что к вам домой приехал знакомый родителей. Вы с
ним поздоровались, и он тебя спрашивает…. Отгадай, о чем он тебя
спрашивает?
8. Представь, что ты очень хорошо работал на уроке, и учительница тебе
говорит: «Саша, (имя ребенка), ты сегодня очень старался, и я хочу тебя
наградить за хорошее учение. Выбери сам, что ты хочешь – шоколадку,
игрушку или тебе отметку поставить в журнал?»
Ключ. Все ответы кодируются буквой А или Б.
А – балл в счет сформированности внутренней позиции школьника,
Б – балл в счет несформированности внутренней позиции школьника и
предпочтения дошкольного образа жизни.
1. а Да – А, не знаю, нет – Б.
2. А – называет школьные предметы, уроки;
Б – перемены игры, общение с друзьями, школьные атрибуты (ранец,
форма и пр.)
3. А – нет, не хочу. Б – хочу или согласен не ходить временно (месяц,
полгода)
4. А – указание на отметки, хорошее поведение, прилежание,
старательность, заинтересованность в новых знаниях и умениях;
Б – нет ответа или неадекватное объяснение;
5. А – нет;
Б – согласие, при этом может оговаривать посещение школы (иногда)
6. А – школа А, Б – школа Б
7. А – вопросы о школе (учишься ли в школе, когда пойдешь в школу,
какие отметки, хочешь ли пойти в школу и пр.)
Б – вопросы, не связанные со школой. Если ребенок не связывает
вопросы взрослого со школой, например, говорит, что взрослый спросит его
имя, то можно задать вопрос: «А еще, о чем он тебя спросит?)
8. А – выбор отметки, Б – выбор игрушки, шоколадки.
Критерии (показатели) сформированности внутренней позиции
школьника:
1. положительное отношение к школе, чувство необходимости учения, т.е.
в ситуации необязательного посещения школы продолжает стремиться к
занятиям специфически школьного содержания;
2. проявление особого интереса к новому, собственно школьному
содержанию занятий, что проявляется в предпочтении уроков
«школьного» типа урокам «дошкольного» типа;

3. предпочтение классных коллективных занятий индивидуальным
занятиям дома, предпочтение социального способа оценки своих знаний
– отметки дошкольным способам поощрения (сладости, подарки)
(Д.Б.Эльконин, А.Л.Венгер, 1988).
Уровни сформированности внутренней позиции школьника на 7-м году
жизни:
0. отрицательное отношение к школе и поступлению в школу.
1. положительное отношение к школе при отсутствии ориентации на
содержание
школьно-учебной
действительности
(сохранение
дошкольной ориентации). Ребенок хочет пойти в школу, но при
сохранении дошкольного образа жизни.
2. возникновение ориентации на содержательные моменты школьной
действительности и образец «хорошего ученика», но при сохранении
приоритета социальных аспектов школьного образа жизни, по
сравнению с учебными аспектами.
3. сочетание ориентации на социальные и собственно учебные аспекты
школьной жизни.
0 уровень – обязательно вопрос 1, 3, 5 - Б, в целом преобладание ответов типа
Б.
1 уровень - обязательно 1, 3, 5 - А, 2, 6, - Б. В целом равенство или
преобладание ответов А.
2 уровень – 1, 3, 5, 8 – А; в ответах нет явного преобладания направленности
на школьное содержание. Ответы А преобладают.
3 уровень – 1, 2, 3, 5, 6, 7, 8 – А.
Проба на познавательную инициативу
Цель: выявление сформированности познавательных интересов и инициативы.
Возраст: дети 6,5 – 7 лет.
Форма: индивидуальная
Оцениваемые УУД – действие смыслообразования, устанавливающее
значимость познавательной деятельности для ребенка; коммуникативное
действие - умение задать вопрос.
Метод оценивания - чтение незавершенной сказки.
Описание задания
Ребенку читают незнакомую ему сказку и на кульминационном моменте
прекращают чтение. Психолог выдерживает паузу. Если ребенок молчит и не
проявляет заинтересованности в продолжении чтения сказки, психолог задает
ребенку вопрос: «Ты хочешь у меня что-то спросить?»
Критерии оценивания:
- интерес к сказке и инициатива ребенка, направленная на то, чтобы взрослый
продолжил чтение сказки;
- адекватность высказывания ребенка, направленного на то, чтобы
инициировать взрослого продолжить чтение сказки.
Уровни развития познавательных интереса и инициативы

1 низкий – ребенок интереса к чтению сказки не проявляет; вопросов не
задает,
2 средний–
ребенок проявляет интерес к сказке, сам инициативы не
проявляет, после дополнительного вопроса психолога спрашивает, чем
закончилась сказка; с интересом выслушивает развязку;
3 высокий – ребенок проявляет выраженный интерес к сказке, сам задает
вопросы, настаивает на том, чтобы взрослый дочитал сказку до конца.
Методика «Что такое хорошо и что такое плохо»
Цель: выявить нравственные представления учеников.
Оцениваемые УУД: выделение морального содержания действий и ситуаций.
Возраст: младшие школьники
Форма (ситуация оценивания) – фронтальное анкетирование
Инструкция: опираясь на свой опыт, ответьте на вопросы:
1.Тебе нравится, когда тебя уважают твои одноклассники?
А Нравится
Б Не очень нравится
В Не нравится
2. Что будешь делать если увидишь, что твой друг намусорил(а) на улице,
набросал(а) на землю фантики от конфет?
А Сделаю замечание и помогу убрать
Б Сделаю замечание и подожду пока он все уберет
В Расскажу учителю и пусть он заставит его убирать
3. Ты взял(а) у друга (подруги) книгу и порвал(а) ее, как ты поступишь?
А Отремонтирую книгу или попрошу своих родителей купить новую
Б Не знаю
В Тихонько отдам, чтобы не заметили
4.Ты поступишь, если в школьной столовой во время еды разлил(а) суп и
накрошил(а) на столе.
А Извинюсь и уберу за собой
Б Не знаю
В Ничего делать не буду, есть же уборщица
5. Часто ты приходишь в школу в грязной одежде?
А Нет
Б Иногда
В Да
6. Как ты поступишь если твой друг или подруга испортил(а) вещь учителя и
спрятал(а) ее?
А Помогу другу извиниться перед учителем и признаться в поступке
Б
Скажу другу, что надо извиниться перед учителем и признаться в
поступке, но пусть извиняется сам
В Сделаю вид, что не заметил
7.Часто ли ты уступаешь место в автобусе пожилому человеку или женщине?
А Часто
Б Иногда

В Почти никогда
8.Часто ли ты предлагаешь друзьям (подругам) помощь в уборке класса?
А Часто
Б Иногда
В Почти никогда
Обработка данных:
За первый ответ (А) – 2 балла,
За второй ответ (Б) – 1 балл,
За третий ответ (В) – 0 баллов
Интерпретация:
Высокий уровень (12-16 баллов): такие дети отличаются наличием
высоких познавательных мотивов, стремлением ориентация на интересы и
потребности других людей, направленность их личности – на себя или на
потребности других. Часто наблюдается отказ от собственных интересов в
пользу интересов других, нуждающихся в помощи. Они очень четко следуют
всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают,
если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.
Стремятся совершать нравственные поступки и побуждают других. Пытаются
принимать решения согласно нравственных норм.
Средний
уровень (6-11 баллов): такие дети достаточно благополучно
чувствуют себя в школе, однако они чаще всего стремятся к реализации
собственных интересов с учетом интересов других. Для них характерно
стремление к межличностной конформности и сохранению хороших
отношений. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей
степени. Пытаются совершать поступки на основе нравственных норм, знают
нравственные качества школьников.
Низкий уровень (0-5 баллов): школьники посещают школу неохотно,
стремятся к реализации собственных интересов без учета интересов других,
предпочитают уходить от ответственности, нравственные нормы усваивают с
трудом и отсутствует желание следовать им испытывают проблемы в общении
с одноклассниками, взаимоотношениях с учителем.

Методика «Незаконченные предложения»
Цель: выявить отношение нравственным нормам, определяющим некоторые
нравственные качества (самокритичность, коллективизм, самостоятельность,
честность, принципиальность, справедливость).
Оцениваемые УУД: выделение морального содержания действий и ситуаций.
Возраст: младшие школьники
Форма (ситуация оценивания) – фронтальное анкетирование

Инструкция: ученикам предлагается быстро закончить предложения,
содержащие рассуждения на тему морали.
1. Если я знаю, что поступил неправильно, то…
2. Когда я сам затрудняюсь принять правильное решение, то…
3. Выбирая между интересным, но необязательным и необходимым, и
скучным, я обычно…
4. Когда в моем присутствии обижают человека, я…
5. Когда ложь становится единственным средством охранения хорошего
отношения ко мне, я …
6. Если бы я был на месте учителя, я…
Обработка полученных данных – качественный анализ ответов
Обработка данных: определяем степень сформированности нравственных
нормам и нравственных качеств по схеме:
1 балл - Неправильное представление о нравственных нормах и нравственных
качествах.
2 балла - Правильное, но недостаточно четкое и полное представление о
нравственных нормах и нравственных качествах.
3 балла - Полное и четкое представление о нравственных нормах и
нравственных качествах
Приложение 2: Регулятивные УУД
Список методик для мониторинга регулятивных УУД
1. «Рисование по точкам» (1 класс)
2. Корректурная проба (2- 4 класс)
Диагностические методики
Методика «Рисование по точкам»
Цель: уровень ориентировки на заданную систему требований, может
сознательно контролировать свои действия.
Оцениваемое УУД: регулятивные УУД, умение контролировать свою
деятельность
Возраст: 6,5 -8 лет
Форма (ситуация оценивания): фронтальная письменная работа.
Методика включает 6 задач, каждая из которых помещается на отдельном
листе специальной книжечки, выдаваемой испытуемому. Образцами в задачах
№ 1 и 5 служат неправильные треугольники, в задаче № 2 - неправильная
трапеция, в задаче № 3 - ромб, в задаче № 4 - квадрат и в задаче № 5 четырехлучевая звезда:

Обследование можно проводить как фронтально, так и индивидуально. Детей
рассаживают за столы по одному. Перед каждым ребенком кладут книжечку с
заданием. Экспериментатор, стоя так, чтобы его было хорошо видно всем
детям, раскрывает такую же книжечку и показывает лист с заданием № 1.
Затем он говорит: "Откройте свои книжечки на первой странице. Посмотрите:
у вас нарисовано так же, как и у меня". (Если кто-либо из детей открыл не ту
страницу, экспериментатор поправляет его.)
Указывая на вершины треугольника-образца, экспериментатор продолжает:
"Видите, здесь были точки, которые соединили так, что получился этот
рисунок (следует указание на стороны треугольника; слова вершина, стороны,
"треугольник" экспериментатором не произносятся). Рядом нарисованы
другие точки (следует указание на точки, изображенные справа от образца).
Вы сами соедините эти точки линиями так, чтобы получился точно такой
рисунок. Здесь есть лишние точки. Вы их оставите, не будете соединять.
Теперь посмотрите в своих книжечках: эти точки одинаковые или нет?"
Получив ответ "нет", экспериментатор говорит: "Правильно, они разные. Тут

есть красные, синие и зеленые. Вы должны запомнить правило: одинаковые
точки соединять нельзя. Нельзя проводить линию от красной точки к красной,
от синей к синей или от зеленой к зеленой. Линию можно проводить только
между разными точками. Все запомнили, что надо делать? Надо соединить
точки, чтобы получился точно такой же рисунок, как тут (следует указание на
образец-треугольник). Одинаковые точки соединять нельзя. Если вы
проведете линию неправильно, скажите, я сотру ее резинкой, она не будет
считаться. Когда сделаете этот рисунок, переверните страницу. Там будут
другие точки и другой рисунок, вы будете рисовать его".
По окончании инструктирования детям раздаются простые карандаши.
Экспериментатор по ходу выполнения задания стирает по просьбе детей
неверно проведенные линии, следит за тем, чтобы не была пропущена какаялибо задача, ободряет детей, если это требуется.
Оценка выполнения задания.
Основным показателем выполнения задания служит суммарный балл (СБ).
Он выводится следующим образом. В каждой задаче прежде всего
устанавливается точность воспроизведения образца. В задачах № 1 и 5
воспроизводящим образец (хотя бы приблизительно) считается любой
треугольник, в задачах № 2, 3 и 4 - любой четырехугольник, в задаче № 6 любая звезда. Незавершенные фигуры, которые могут быть дополнены до
вышеперечисленных, также считаются воспроизводящими образец.
Если ребенок воспроизвел образец хотя бы приблизительно, он получает по
одному баллу за каждый правильно воспроизведенный элемент фигуры (в
задачах № 1-5 в качестве элемента выступает отдельная линия, в задаче № 6 луч). Правильно воспроизведенным считается элемент, не включающий
нарушений правила (т.е. не содержащий соединения одинаковых точек).
Кроме того, начисляется по одному баллу за:
1. соблюдение правила, т.е. если оно не было нарушено в данной задаче ни
разу;
2. полностью правильное воспроизведение образца (в отличие от
приблизительного);
3. одновременное соблюдение обоих требований (что возможно только в
случае полностью правильного решения).
Суммарный балл представляет собой сумму баллов, полученных ребенком
за все 6 задач. Балл, получаемый за каждую из задач, может колебаться: в
задачах № 1 и 5 - от 0 до 6, в задачах № 2, 3, 4 и 6 - от 0 до 7.
Таким образом, суммарный балл может колебаться от 0 (если нет ни одного
верно воспроизведенного элемента и ни в одной из задач не выдержано
правило) до 40 (если все задачи решены безошибочно).
Стертые, т.е. оцененные самим ребенком как неправильные, линии при
выведении оценки не учитываются.
В ряде случаев достаточной оказывается более грубая и простая оценка число правильно решенных задач (ЧРЗ). ЧРЗ может колебаться от 0 (не
решена ни одна задача) до 6 (решены все 6 задач).
Интерпретация результатов:

33-40 баллов (5-6 задач) - высокий уровень ориентировки на заданную
систему требований, может сознательно контролировать свои действия.
19-32 балла (3-4 задачи) - ориентировка на систему требований развита
недостаточно, что обусловлено невысоким уровнем развития произвольности.
Менее 19 баллов (2 и менее задачи) - чрезвычайно низкий уровень регуляции
действий, постоянно нарушает заданную систему требований, предложенную
взрослым.
Методика «Корректурная проба»
(буквенный вариант)
Цель: для определения объема внимания (по количеству просмотренных букв)
и его концентрации - по количеству сделанных ошибок.
Оцениваемое УУД: регулятивные УУД, умение контролировать свою
деятельность
Возраст: 8- 10 лет
Форма (ситуация оценивания): фронтальная письменная работа
Методика используется для определения объема внимания (по количеству
просмотренных букв) и его концентрации – по количеству сделанных ошибок.
Норма объема внимания для детей 6-7 лет – 400 знаков и выше, концентрации
– 10 ошибок и менее; для детей 8-10 лет – 600 знаков и выше, концентрации –
5 ошибок и менее.
Время работы – 5 минут.
Инструкция: «На бланке с буквами отчеркните первый ряд букв. Ваша задача
заключается в том, чтобы, просматривая ряды букв слева направо,
вычеркивать такие же буквы, как и первые.
Работать надо быстро и точно. Время работы – 5 минут».
Пример:

Приложение 3: Познавательные УУД
Список методик для мониторинга
1.
2.
3.
4.
5.

«Найди отличия» - сравнение картинок (2 класс).
Проба на определение количества слов в предложении (2 класс)
Выделение существенных признаков (2 класс).
Логические закономерности (3 класс).
Исследование словесно - логического мышления (4 класс).
Диагностические методики

Тест «Найди несколько различий?»
Цель: выявление уровня развития операции логического мышления – анализ и
сравнение.
Оцениваемое УУД: логические универсальные учебные действия
Форма проведения: письменный опрос
Возраст: 6-7 лет.
Перед показом рисунков ребенку предлагают найти несколько различий
между двумя рисунками и отметить значком (V).

Оценка результатов теста
10 баллов - ребенок справился с заданием менее чем за 20 сек.
8-9 баллов - ребенок решил правильно все четыре задачи за время от 21 до 30
сек.
6-7 баллов - ребенок затратил на выполнение задания от 31 до 40 сек.
4-5 баллов - ребенок израсходовал на выполнение задания от 41 до 50 сек.
2-3 балла - время работы ребенка над заданием заняло от 51 до 60 сек.
0-1 балл - ребенок не справился с выполнением задания за время свыше 60
сек.
Выводы об уровне развития восприятия
10 баллов - очень высокий.
8-9 баллов - высокий
4-7 баллов - средний
2-3 балла - низкий
0-1 балл - очень низкий.
Методика «Выделение существенных признаков»
Цель: выявление уровня развития операции логического мышления –
выделение существенных признаков.
Оцениваемое УУД: логические универсальные учебные действия
Форма проведения: письменный опрос
Возраст: младшие школьники.
Критерии оценивания:
высокий уровень – 6-7 (правильных ответов)
средний уровень- 3-5
низкий уровень 1-2
Один балл дается за два правильно выбранных слова, а 0,5 балла – за одно
правильно выбранное слово.
Методика выявляет способность испытуемого отделять существенные
признаки предметов или явлений от второстепенных. Кроме того, наличие
ряда заданий, одинаковых по характеру выполнения, позволяет судить о
последовательности рассуждений испытуемого.
Для исследования пользуются либо специальным бланком, либо
экспериментатор предлагает испытуемому задачи. Предварительно даются
инструкции.

Инструкция: «В каждой строчке вы найдете одно слово, стоящее перед
скобками, и далее 5 слов в скобках. Все слова, находящиеся в скобках,
имеют какое-то отношение к стоящему перед скобками. Выберите только
два и подчеркните их».
Слова в задачах подобраны таким образом, что обследуемый должен
продемонстрировать свою способность уловить абстрактное значение тех
или иных понятий и отказаться от более легкого, бросающегося в глаза, но
неверного способа решения, при которых вместо существенных
выделяются частные, конкретно-ситуационные признаки.
Стимульный материал:
1. Сад (растение, садовник, собака, забор, земля).
2. Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода).
3. Города (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед).
4. Сарай (сеновал, лошади, крыша, скот, стены).
5. Чтение (глаза, книга, картинка, печать, слово).
6. Газета (правда, приложение, бумага, редактор).
7. Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила).
Ключ
1. Растение, земля.
2. Берег, вода.
3. Здание, улица.
4. Крыша, стены.
5. Глаза, печать.
6. Бумага, редактор.
7. Игроки, правила.
Результаты стоит обсудить с испытуемым, выяснить, упорствует ли
испытуемый в своих неправильных ответах, и чем объясняет свой выбор.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».