РП ВУД Уроки доброты

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования Березовского городского округа
БМАОУ СОШ № 1
Кутявина Тамара
Юрьевна

Подписано цифровой
подписью: Кутявина Тамара
Юрьевна

РАССМОТРЕНО
на педагогическом
совете
Приказ №1
от
«30» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «Уроки доброты»

для обучающихся 2-4 классов

Берёзовский
2023

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Уроки доброты».
У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:
 Личностные универсальные учебные действия:
У выпускника будут сформированы:
-ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков,
так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального
поведения;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
Выпускник получит возможность для формирования:
- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их
мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им,
выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
 Регулятивные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале
в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями
её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей
и других людей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его
оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки
для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей
речи на русском, родном и иностранном языках;
 Познавательные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий
с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая
электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе
контролируемом пространстве Интернета;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных
признаков;
 Коммуникативные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание,
владеть диалогической формой коммуникации;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том
числе в ситуации столкновения интересов;
Содержание программы
1 класс (33 часа)
Раздел 1: Правила поведения в школе (6ч)
Правила поведения на уроке и на перемене. Правила поведения в гардеробе.
Правила поведения в столовой. Правила поведения в библиотеке. Правила поведения в школьном дворе.
Раздел 2: Правила поведения в общественных местах.(7ч)
Правила поведения в общественном транспорте. Правила поведения в библиотеке. Правила поведения в кино, театре, цирке.
Раздел 3:О добром отношении к людям (10ч)
Понятие о толерантности. Вежливая просьба. Утешение. У постели больного.
Разговор с младшим. Поздравления и пожелания. Добрые дела. С чего начинается дружба.
Раздел 4. Я и природа.(4ч)
Бездомные животные. Будем друзьями птиц. Проект «Покормите птиц зимой»
Раздел 5: Правила опрятности и аккуратности (3ч)
Культура внешнего вида. Каждой вещи своё место. Умейте ценить своё и чужое
время.
Раздел 6:
Как стать трудолюбивым (3ч)
Ученье и труд- всё перетрут. Наш труд в классе. Мой труд каждый день дома.
2 класс (34 часа)
Раздел 1:Моё Я.
Урок доброты. Тренинг «Ни капельки не страшно!»Я учусь управлять своим
телом. Азбука прав ребёнка. Мы и наши права. Викторина «Права литературных героев». Изготовление книжки- малышки по рассказу Осеевой «Плохо».
Чтобы не боятся ,надо знать.
Раздел 2: Я и природа.
Такие разные соседи по планете. Проблемы экологии. Экологический «Брейнринг», растительный и животный мир Новороссийска. Изготовление книжки –
малышки»Эти забавные животные». Наведение порядка в зоне отдыха. Акция
«Чистый двор.
Раздел 3: Дружеские отношения (8ч)
Дружба начинается с улыбки. О доброте и бессердечии. Об уважительном отношении к старшим. О зависти и скромности. В мире мудрых мыслей.Чтение
рассказов о дружбе. Примеры настоящей дружбы.

Раздел 4: Понять другого (6ч)
Учимся понимать настроение другого по внешним признакам. О тактичном и
бестактном поведении. Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам
не нравится.Правила честного спора.Не надо кричать на человека! В мире мудрых мыслей. Путешествие в страну Вежливости.
3 класс (35 часов)
Раздел 1: Культура общения (9ч)
Этикет разговора. Общение к разным людям. Вежливый отказ, несогласие.
Этикетные ситуации. Афоризмы. Разговор по телефону. Играем роль воспитанного человека.
Раздел 2: Самовоспитание (8ч)
Что значит быть вежливым? Мои достоинства и недостатки. Большое значение
маленьких радостей. О хороших и дурных привычках. Афоризмы о самовоспитании.
Раздел 3: Общечеловеческие нормы нравственности (9ч)
Заповеди: как мы их исполняем. О сострадании и жестокосердии. Акция милосердия.Может ли быть ложь во благо. Всегда ли богатство счастье? Спешите
делать добро. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Раздел 4: Как сердцу высказать себя. Другому как понять тебя? (9ч)
Как сердцу высказать себя? В трудной ситуации, попытаемся разобраться. И
нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать. Думай хорошо – и мысли созревают в добрые поступки. Диалоги о хороших манерах, добре и зле. Афоризмы. Чему научились на уроках этики.
4 класс (35 часов)
Раздел 1: Культура общения (9ч)
Традиции общения в русской семье «Домострой». Культура общения в современной семье. О терпимости к ближним. Культура спора. Этикетные ситуации.
В мире мудрых мыслей.
Раздел 2: Самовоспитание (7ч)
Познай самого себя. Самовоспитание. Определение цели и составление плана
самовоспитания на неделю. Как я работаю над собой. О терпении. Конец каждого дела обдумай перед началом. «Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри».
Раздел 3: Общечеловеческие нормы нравственности (10ч)
Об источниках наших нравственных знаний. Совесть – основа нравственности.
Чем ты сильнее, тем будь добрее. Досадно мне, что слово честь забыто. Заветы
предков. Россияне о любви к Родине. Твоя малая родина. Мой первый друг,
мой друг бесценный. Афоризмы о совести, о родине, о дружбе. Приветливость
– золотой ключик, открывающий сердце людей.
Раздел 4: Искусство и нравственность (9ч)
Нравственное содержание древних мифов. За что народ любил Илью Муромца
и чтил своих былинных героев. Положительные герои в былинах и сказках. Отрицательные герои в литературных произведениях. Зло, как и добро, имеет
своих героев. Искусство и нравственность. «Вот человек. Что скажешь ты о
нём?» Обзор курса этикета.

3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на
освоение каждой темы.

1 класс
Задачи:
1. Познакомить детей с общечеловеческими нормами нравственности.
2. Научить приемам и правилам ведения дискуссии, уважать себя и своего товарища.
3. Воспитывать у учащихся стремление быть культурным человеком в обществе, быть
опрятным, организованным, вежливым.
№
п/
п

Наименование разделов и тем.

Содержание деятельности

Характеристика деятельности
обучающихся

Раздел № 1
Правила поведения в школе
1

Знакомство.

2

Правила поведения на
Правила поведения на
уроке и на перемене.
уроке и на перемене.
Правила поведения в Правила поведения в
школьном дворе.
школьном дворе.

Знакомятся с правилами,
учатся применять их на
практике, оценивать умение
одноклассника выполнять
правила. Самооценка.
Знакомятся с ТБ при проведении подвижных игр, учатся вежливому приглашению
в игру.

Правила поведения в Правила поведения в
школьном дворе. Прак- школьном
дворе.
тическое занятие
Этикетные
формы
общения в школьном
дворе
Поведение за столом.
Поведение за столом.
Этикетные формы поведения за столом

Практические упражнения в
организации
совместных
игр и применении правил по
ТБ во время подвижных игр.

3

4

5

6

Правила поведения в
столовой.

Правила
этикета

речевого Знакомятся с правилами речевого поведения во время
знакомства. Отрабатывают
правила на практикеработают в паре.

Знакомятся с понятием о
хороших манерах; этикетными выражениями приглашения. Благодарности; с
правилами угощения.
Правила поведения в Упражняются в правильном
столовой. Этикет об- поведении за столом.
щения в столовой
Раздел № 2

Правила поведения в общественных местах
7

Правила поведения в Правила поведения в
общественном
транс- общественном транспорте.
порте. Этикет общения в общественном
транспорте

Освоение предметной ситуации- умение войти, выйти,
оплатить проезд; прави ла
общения с другими пассажирами, умение не причинять неудобство тем, кто
рядом.

8

Правила поведения в
общественном
транспорте. Практическое занятие

Упражнение в выполнении
правил поведения в общ.
транспорте: уступать место
старшим, мальчики уступают место девочкам, не разговаривать громко, не мусорить.

9

Правила поведения в Речевое поведение в Освоение предметной ситубиблиотеке.
читальном зале, соации: читательский абонеПравила поведения в путствующие этикет- мент, условия выдачи книг
библиотеке. практиче- ные формулы благо- на дом, бережное отношение
дарности, приветк книге, умение соблюдать
ское занятие
ствия, прощания.
тишину.
Правила поведения в Гардероб, фойе, туа- Освоение предметной ситутеатре, (кино,цирке)
лет, буфет, зрительации: гардероб, фойе, туаный зал.Поведение
лет, буфет, зрительный
зрителей до спектакзал.Поведение зрителей до
ля,во время и после
спектакля,во время и после.
Правила поведения в
Этикетное поведение
Упражнение в применении
театре, (кино,цирке).
в театре, цирке, кино.
на практике полученных
Практическое занятие
знаний о правилах поведения. Беседа о просмотренном спектакле(сеансе, представлении)
Правила поведения в
Речевая ситуация таУпражнение в применении
театре, (кино,цирке).
етр, кино, цирк
на практике полученных
Тренинговые упражнезнаний о правилах поведения
ния. Беседа о просмотренном спектакле(сеансе, представлении)
Раздел №3.
О добром отношении к людям.
Понятие о толерантно- Толерантность. Муд- Знакомятся с понятием тости.
рость,
милосердие, лерантности, необходимодоброта, сопережива- стью умением вести себя
ние.

10

11

12

13

14

среди людей так, чтобы
всем было хорошо, приятно,
удобно. Приходят к пониманию, что человеческая
доброта и милосердие, умение радоваться и переживать за других людей.
15

16

17

18

19

20

21

22

Об уступчивости.

Уступчивость
как Осваивают понятие уступформа поведения
чивости как формы поведения в кругу друзей, семье;
речевые формулы, помогающие избежать конфликтов.
Вежливая просьба.
Просьба.
Вежливая Речевые формы выражения
просьба.
просьбы в разных ситуациях: дома, на улице, в магазине и т.д.
Вежливая просьба.
Учатся применять на пракПрактическое занятие
тике этикетные формулировки при просьбе, использовать ровный вежливый
тон, негромкий голос, нерезкие жесты.
Утешение
Утешение. Сопережи- Учатся сопереживать, сование
чувствовать, выражать словами ободрение, поддержку;
как помочь словом и делом
У постели больного
Деликатность, СопеУчатся проявлять деликатреживание. Этикетность( не хвастаться своим
ные формы общения
здоровьем и силой), знакомятся с этикетными рекомендациями: не огорчать
больного, отвлекать его от
неприятных мыслей, правилам поведения в доме,где
есть больной
Разговор с младшим
Забота, внимание,
Заботливое отношение к
помощь, защита
младшим, формулы внимания,помощь и защита.
Поздравления и поже- Поздравления, поже- Узнают стиль поздравления,
лания
лания, уместность по- как выбрать подарок , содарка, традиции
здать праздничную атмосферу, традиционные праздничные игры.
Добрые дела.
Доброта, забота
Учатся понимать суть добрых дел: « Не делай другим

23

-

24

С
чего
дружба?

того, что не хочешь себе»
начинается
Дружба, привязанУчатся ценить друзей, поность, равноправие, нимать важность и ценность
уважение
настоящей дружбы, на примерах из жизни приходят к
пониманию, что дружба
начинается с улыбки.
Раздел №4. Я и природа.

«Бездомные животные»

25
«Будем друзьями птиц»
26

Животные, помощь,
забота, окружающий
мир
Птицы, помощь, забота, окружающий
мир
Проект

Проект «Покормите
птиц зимой»
27

Просмотр и обсуждение Мультфильм «Серая
Шейка»
мультфильма «Серая
Шейка» по произведению Д. Н. Мамина Сибиряка

Обсуждение, обыгрывание
проблемных ситуаций,
практическая помощь делом

Учатся работать над проектом, совместная деятельность с родителями- изготовление кормушек для
птиц
Учатся толерантному отношению к другим , умению
сопереживать , понимать
мир живой природы .

3ч
28
29
30

Культура внешнего вида.
Каждой вещи своё место.
Умейте ценить своё и
чужое время.

Внешний вид. Уместность одежды согласно ситуации. Режим
дня. Планировка своего времени

Учатся приёмам самоконтроля и самовоспитания,
получать радость от труда.

Раздел № 6.
Как стать трудолюбивым.
31
32
33

Ученье и труд- всё пе- Труд. Трудолюбие.
ретрут.
Общественнополезный труд
Наш труд в классе.
Мой труд каждый день
дома.

Учатся приёмам самоконтроля и само¬воспитания, получать
радость от труда.

2 класс
Задачи:
1. Познакомить с правилами вежливости и красивых манер, с правами ребёнка.

2. Научить заповедям нравственности, выполнению обещаний, этикету, экологической культуре.
3. Научить правилам толерантного поведения.
№
п/п

1.
2.
3.
4.
5.
6.

7.

8.

9.
10.

11.

12.
13.
14.

Наименование разделов и тем.
Раздел № 1. Моё Я.
Урок доброты
Игра «Ни капельки
не страшно!»
Я учусь управлять
своим телом
Азбука прав ребенка.
Мы и наши права.
Просмотр и обсуждение мультфильма
«Ивашка из Дворца
пионеров».
Викторина «Права
литературных героев»
В. Осеева «Плохо».
Изготовление книжки - малышки
Чтобы не бояться,
надо знать.
Обобщение по разделу.
Раздел 2.Я и природа.
Такие разные соседи
по планете.
Проблемы экологии.
Как решать проблемы экологии.
Защита проектов.

15.

Экологическая викторина

16.

Растительный мир г.
Березовского
Животный мир г. Березовского

17.

Содержание деятельности
Доброта. Смелость. Уверенность в себе. Безопасность. Противодействие
влияниям, предоставляющим угрозу
Права ребенка. Обязанности ребенка. Безопасноссть. Мультфильма
«Ивашка из Дворца пионеров».
Проект. Книжкамалышка. Хорошо и плохо

Характеристика деятельности обучающихся
Формируются установки на
здоровый и безопасный
образ жизни, нетерпимости
и умения противостоять
действиям и влияниям,
представляющим
угрозу
для жизни, здоровья, безопасности личности и общества в пределах своих
возможностей
Просмотр и обсуждение
Участие в викторине
Творческая лаборатория
Обсуждение, обыгрывание
проблемных ситуаций

10
Экологические наблюдения учащихся. Экологическая культура. Проектная деятельность. Конкурс-выставка Викторина.
Экскурсия. Карта местности

Посещают
виртуальную
экскурсию в зоопарк или
океанариум
Обсуждают экологические
проблемы. Совместно с педагогом обсуждают пути
их устранения. Участвуют
в экологической викторине

Знакомятся с основными
видами флоры и фауны в
Березовском и Свердловской области

18.

19.

20.

Изготовление книжки-малышки
«Эти
забавные животные!»
Наведение порядка в
зоне отдыха.
Акция
«Чистый
двор»
Обобщение по разделу

Работают над проектом
Изготавливают памятки по
необходимости соблюдать
чистоту
Актуализируют знания по
разделу

8 Дружба
21. Дружба начинается с Дружба. Сострадание.
улыбки.
Верность. Предательство.
Уважение. Зависть. По22. О доброте и бессер- словицы и поговорки
дечии.
23. Старших надо уважать, малышей- не
обижать.
24. О зависти и скромности. Сказка «Морозко»
25. В мире мудрых мыслейпословицы,поговорки, афоризмы о дружбе.
26. Просмотр мультфильма о дружбе.
27. Чтение рассказов о
дружбе
28. Примеры настоящей
дружбы.
6 Поведение в
обществе
29. Учимся понимать
настроение другого
по внешним признакам.
30. О тактичном и бестактном поведении.
31. Учимся находить хорошее в человеке,
даже если он нам не
нравится.
32. Правила честного
спора.

Просматривают мультфильма про крошку-енота.
Обсуждение
Обсуждение, обыгрывание
проблемных ситуаций

Чтение и обсуждение
Сбор информации, оформление портфолио.
Обсуждение, учатся делать
выводы.
Посещение школьной библиотеки, обсуждение прочитанного.
Мини-сочинения.

Просмотр отрывков из
мультфильма про ВинниПуха, обсуждение.
Такт. Воспитание. ВежлиОбсуждение, обыгрывание
вость. Характер человека.
проблемных ситуаций
Толерантность. Спор.
Просмотр кинофильма.
Доброта.
Обсуждение.
Участвуют в игре-споре

33.

Не надо кричать на
человека!Добрым
быть совсем непросто…

Обсуждение, обыгрывание
проблемных ситуаций

34

Обобщение по разделу..
Игра «Путешествие в
страну Вежливости»

Актуализируют знания по
разделу
Участвуют в игре

35

Обобщение материала за
курс

3 класс
Задачи:
1. Способствовать усвоению младшими школьниками круга обязанностей и правил
поведения в школе и дома.
2. Научить различать добро и зло, давать правильную оценку различным поступкам,
уважать чужое мнение, будучи несогласным, с ним.
3. Раскрыть сущность правильного вежливого отказа, несогласия общения с разными
людьми, сострадание к чужому горю.
№
п/п

1.
2.
3.
4.
5.
6.

7.
8.
9.

10.
11.
12.

Наименование разделов и тем.
Раздел №1
Культура общения
Этикет разговора.
Обращение к разным
людям.
Обращение к разным
людям.
Вежливый отказ, несогласие.
Этикетные ситуации.
Этикетные ситуации.
Практическое занятие
10 заповедей культурного человека.
Разговор по телефону.
Играем роль воспитанного человека.
Раздел № 2
Самовоспитание
Что значит быть
вежливым?
Мои достоинства и
недостатки.
Мои достоинства и

Содержание деятельности

Характеристика деятельности обучающихся

Этикетные формы общеУчастие в ролевой игре
ния. Речевой этикет. Пра- Обсуждение, обыгрывание
вила вежливого общения. проблемных ситуаций
Этикетные формы обращения. Разговор по телефону. Воспитание. Проектная деятельность
Практикуются в выполнении изученных норм поведения
Вырабатывают правила
культурного общения
Ролевая игра
Ролевая игра

Самооценка. Самокритика. Достоинства и недостатки. Хорошие и дурные привычки. Самовоспитание. Самоанализ.

Участвуют в групповой работе
Актуализируют знания. Саморефлексируют. Пишут
мини-сочинение

13.

14.

15.

16.

17.

18.
19.
20.
21.

22.
23.

24.

25.

26.

недостатки.
Эмоции и чувства. СамоБольшое
значение контроль
маленьких радостей.
О хороших и дурных
привычках. Примеры
из книг.
О хороших и дурных
привычках.
Просмотр фильмов по
данной теме.
Афоризмы , высказывания мудрых людей о самовоспитании.
Эмоции и чувства. Я
учусь управлять своими эмоциями
Раздел № 3
Общечеловеческие
нормы нравственности
Заповеди: как мы их Обсуждение основных заисполняем.
поведей в разных религиО сострадании и же- ях. Сострадание. Жестокость. Ложь и правда. Бостокосердии.
гатство и бедность. СчаАкция милосердия.
стье для человека. Добро
и зло. Труд во благо.
Может ли быть ложь
во благо?
Всегда ли богатство
счастье?
Всегда ли богатство
счастье? Практическое занятие
Спешите делать добро.
Спешите делать добро. Практическое занятие
Без труда не вытащишь и рыбку из
пруда.

Участвуют в диспуте. Учатся высказывать и доказывать свою точку зрения
Актуализируют знания о
привычках. Обсуждают.
Участвуют в викторине
Анализируют высказывания
и афоризмы о самовоспитании.

Участвуют в ролевой игре

Участвуют в ролевых играх
Просматривают фильм
Организуют посильную помощь нуждающимся
Обсуждение, обыгрывание
проблемных ситуаций

Просмотр фильма, обсуждение.
Акции помощи пожилым,
детям сиротам, тем, кто рядом
Помогают добрыми делами
природе
Трудовой десант

27.

28.

29.

30.

31.

32.

33.
34.

35.

Раздел № 4
Как сердцу высказать себя.
Другому как понять
тебя?
«Как сердцу выскаВыбор. Нравственный
Обсуждение, обыгрывание
зать себя?»
выбор. Трудность выбора.
проблемных ситуаций
Сочувствие и сострадаВ трудной ситуации, ние. Добрые дела и поступки. Хорошие манеры.
попытаемся разоДобро и зло. Взаимопобраться.
В трудной ситуации, нимание и взаимопомощь.
попытаемся разобраться. Практическое занятие
«И нам сочувствие
Чтение литературных продаётся, как нам даётизведений, обсуждение
ся благодать».
«Думай хорошо - и
Обсуждают проблемные симысли созревают в
туации. Делают выводы. Радобрые поступки».
ботают в группах
Диалоги о хороших
манерах, добре и зле.
Взаимопонимание.
Чему мы научились
на уроках этики.

Обобщение изученного
материала. Рефлексия.

Обсуждение собственных
успехов

Каким я стал?

4 класс
Задачи:
1. Познакомить детей с понятием корректного и галантного человека, с нравственным содержанием древних мифов, афоризмами.
2. Научить приемам самоконтроля и самовоспитания.
3. Раскрыть сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми, положительных моральных качеств в достойном поведении.
№
п/п

1.

Наименование разделов и тем.

Содержание деятельности

Раздел №1
Культура общения
Традиции общения в Семья. Традиции. Сесемье. «Домострой».
мейные традиции. Культура общения в семье.
Терпение и терпимость.

Характеристика деятельности обучающихся
Узнают о «Домострое».
Актуализируют знания
о традициях общения в
семье

2.
3.

4.
5.
6.
7.
8.
9.

10.
11.
12.

13.
14.
15.
16.

17.

18.
19.
20.
21.
22.
23.

Культура общения в современной семье.
Культура общения в современной семье. Практическое занятие
Книги о терпимости к
ближним.
Фильмы о терпимости к
ближним.
Культура спора.
Этикетные ситуации.
В мире мудрых мыслей.
В мире мудрых мыслей.
Раздел №2
Самовоспитание
«Познай самого себя».
Самовоспитание.
Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю.
Как я работаю над собой.
О терпении. Притчи.
Пословицы.
Конец каждого дела обдумай перед началом.
«Хочу» и «надо»

Спор. Правила поведения в споре.

Самосознание. Самовоспитание. Самоанализ.
Работа над собой. Терпение и терпимость.
Планирование своей деятельности

Наблюдение, обобщение
Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций
Получение информации, обсуждение.
Викторина.

Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций
Самонаблюдение и самооценка
Получение информации, обсуждение.
Просмотр фильма, обсуждение.
Тренинг.

Раздел №3
Общечеловеческие
нормы нравственности
Об источниках наших
Духовность и нравПолучение информанравственных знаний.
ственность. Совесть. Сиции, обсуждение.
ла духа. Честь и честность. Патриотизм. ИсСовесть - основа нравтория России. Малая роственности.
дина. История Березов«Чем ты сильнее, тем
Планируют акции поского. Проектная деябудь добрее».
мощи, милосердия.
«Досадно мне, что слово тельность. ПриветлиЧтение книг, обсуждевость.
честь забыто».
ние.
Узнают об истории
Заветы предков.
России кратко, проРоссияне о любви к Росматривают основные
дине.
ключевые моменты
Узнают об истории
Твоя малая родина.
родного города. Школа
в ключе истории Рос-

сии
Обсуждают значимость
дружбы в жизни человека. Пишут минисочинения
Групповая работа,
творческая- оформление книжки-малышки
Участвуют в ролевой
игре

24.
«Мой первый друг, мой
друг бесценный».
25.

Афоризмы о совести, о
родине, о дружбе.

26.

«Приветливость - золотой ключик, открывающий сердца людей».
Раздел №4.
Искусство и нравственность
Нравственное содержание древних мифов.

27.

28.

29.

За что народ любил
Илью Муромца и чтил
своих былинных героев.
Положительные герои в
былинах и сказках.

Мифы Древней Греции.
Обзор. Славянские мифы. Обзор.
Образ Ильи Муромца в
русских сказках и былинах
Герои русских сказок и
былин

Отрицательные герои в
литературных произведениях.
«Зло, как и добро, имеет
своих героев».

Отрицательные герои
русских сказок и былин

32.

Искусство и нравственность.

Произведения искусства.
Мировые шедевры

33.

«Вот человек. Что скажешь ты о нём?»

Этикет. Признаки культурного человека

34.

Обзор курса этикета.

35.

Поделись мнением

30.

31.

Чтение книг, просмотр
фильмов,обсуждение.
Творческая работаконкурс рисунков, мини-сочинений.

Добро и зло в русских
сказках

Обсуждение итогов года
Список литературы

1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от
действия к мысли: пособие для учителя/ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А.
Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2011.- 151 с.
2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России - М.: Просвещение, 2011. 25 с.

3. Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственности. / Э.Козлов, В.
Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников.-2004-2007.- №1-9.
4. Примерная основная образовательная программа начального общего образования / сост.Е.С.Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 с.
5. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся (начальное
общее образование) - М.: Просвещение, 2009. 50 с.
6. Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной
работы и классных руководителей / И.А.Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008.
108 с.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования - М.: Просвещение, 2009. -41 с.
8. Богуславская Н.Е –Весёлый этикет. -Екатеринбург: «АРД ЛТД» , 1997. - 192 с.
9. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования / М-в образования и науки РФ. - 2-е изд. - М.:,Просвещение, 2011.
- 31с. - (Стандарты второго поколения).
10.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе от
действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. - 3-е изд. М.: Просвещение, 2011. - 152 с. - (Стандарты второго поколения).
11.Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий: в 3 ч: Ч. 1 / [М. Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А. Карабанова и др.] ; под
ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. - 3-е изд. - М. Просвещение, 2011. -215
с. - (Стандарты второго поколения).
Приложение
Тест на знание правил поведения в общественных местах (1 класс)
Этот тест покажет Вам, насколько Вы знаете правила поведения в общественных местах, культурно ли Вы себя ведете.
Следует ли сдавать в гардероб (в музее, на выставке) зонты, портфели, большие
пакеты и пр.?
1) следует, если их принимают в гардероб
2) не следует, если они тебе не мешают
3) следует
Можно ли трогать руками музейные экспонаты?
1) можно, если ты уверена в прочности материала, из которого они изготовлены
2) нежелательно
3) нельзя ни в коем случае
Допустимо ли шумное выражение восторга в музее, на выставке?
1) допустимо
2) нежелательно, в любом случае предпочтительна сдержанность
3) шумное поведение допустимо везде
Нужно ли слушать экскурсовода, если его рассказ вам неинтересен?
1) нужно
2) не нужно
3)следует постараться дать понять экскурсоводу, что его рассказ недостаточно увлекателен
Нужно ли приходить в театр, на концерт заранее?

1) не нужно
2) нужно
3) желательно, но не обязательно
В какой одежде ходят в кино?
1) в нарядной
2) в спортивной
3) в будничной
Что лучше надеть, собираясь в театр?
1) свитер и джинсы
2) легкую декольтированную одежду
3) нарядную одежду по сезону
4) желательно брючный костюм
Можно ли появиться в театре в платье с открытой спиной?
1) да
2) нет, платье может иметь декольте только спереди
3) для театра предпочтительнее платье без декольте
Обязательно ли снимать в кинотеатре головной убор?
1) и юноше, и девушке обязательно
2) на усмотрение юноши и девушки
3) юноше — обязательно, девушке — если у нее высокая прическа или большая шляпа (шапка)
4) девушке — обязательно, юноше только меховую шапку и шляпу (кепку, берет и
вязаную шапочку можно не снимать)
Может ли девушка находиться в театре в головном уборе?
1) нет
2) сколько угодно
3) в любом, кроме меховой шапки
4) только в небольшом, являющемся частью вечернего костюма
Как проходят по ряду перед сидящими зрителями?
1) спиной к сидящим, наклоняясь вперед, чтобы не загораживать сцену
лицом к сидящим
2) боком к сидящим, наклоняясь вперед чтобы не загораживать сцену
Следует ли извиняться перед сидящими в театре, в кино, проходя через середину ряда?
1) следует
2) не следует
3) желательно
Следует ли благодарить тех, кто встал, пропуская вас к вашему месту в кинотеатре?
1) обязательно
2) желательно
3) не следует
Можно ли занимать оба подлокотника кресла в кинотеатре?
1) можно, если успеешь это сделать первым
2) желательно
3) нежелательно
Можно ли просить бинокль и программу у соседа по ряду?
1) можно — ничего в этом особенного нет

2) нельзя — программу и бинокль каждый приобретает сам
3) на ваше усмотрение
Можно ли аплодировать, когда занавес еще не поднят?
1) можно
2) нельзя
3) нежелательно
Можно ли аплодировать, когда занавес поднят, и спектакль вот-вот начнется?
1) нельзя
2) нежелательно
3) можно — в знак одобрения декораций
Можно ли вслух комментировать спектакль?
1) можно, если это интересно вашим соседям
2) нежелательно, если вы не уверены в реакции ваших соседей
3) нельзя — подождите антракта
Можно ли на концерте, в театре подпевать артистам?
1) можно, если у вас хорошие слух и голос
2) желательно — чтобы подбодрить артистов
3) нельзя
Можно ли есть в фойе (помимо буфета)?
1) можно
2) нежелательно
3) нельзя
Как выразить свой восторг от концерта?
1) громким свистом и топаньем ног
2) криками «браво» и вставанием
Как проявить своё неодобрение в связи с содержанием спектакля или игрой актеров?
1) свистеть и топать ногами
2) немедленно встать и покинуть зал
3) молчать и не аплодировать
Можно ли отправиться в гардероб, если занавес не опустился?
1) можно
2) нельзя
3) допускается в крайних случаях, если вы спешите на поезд или на последний автобус
4) на ваше усмотрение
Задания по разделу «О добром отношении к людям». ( 1 класс)
1. Выбери и подчеркни нужный ответ (или запиши свой вариант).
Графы.
1. Слова приветствия.
2. Прощальные слова.
3.Слова извинения.
4. Слова благодарности.
5. Слова просьбы.
1
2
3
4
5
Спасибо

Слова на карточках
Пожалуйста
Благодарю

Здравствуйте

Добрый день
Простите
Очень признателен

Извините
Добрый вечер
Доброе утро

Будьте добры
Будьте любезны
До встречи

Не могли бы Вы мне по- Я рад Вас видеть Мне очень жаль
мочь

До свидания
Жаль
Если Вас не затруднит
Прощайте

У тебя пять красивых открыток. Тебе нужно разделить их между тобой и твоей сестрой. Как ты поступишь:
— отдашь все открытки сестре;
— отдашь ей одну открытку;
— предложишь ей выбрать самой 1 — 2 открытки;
— выберешь себе открытки, а оставшиеся отдашь сестре;
— _________________________________________ .
2. Запиши ответы.
2.1.Ты нашел деньги, которые потерял товарищ. Что бы ты сделал?
____________________________________________________________ .
2.2. Дома ты рассказал про этот случай. Что сказали бы твои близкие:
мама ____________________________________ ;
папа _____________________________________ ;
бабушка __________________________________ ;
дедушка __________________________________ .
3. Выбери нужный ответ и подчеркни его.
Каким ты бываешь чаще всего:
радостным
• спокойным
• смеющимся
• злым
• плачущим
• недовольным
(запиши другое слово, обозначающее твое состояние).
Задания по разделу «О добром отношении к людям». ( 1 класс)
1. Выбери нужные ответы и подчеркни его.
Доброжелательность — это:
доброе отношение к окружающим, желание им помочь;
желание и стремление оказать помощь только близким родственникам или товарищу;
желание и стремление оказать помощь любому человеку;
умение ничего не делать;
нежелание быть добрым.
2. Закончи предложение:
Доброжелательный человека всегда __.
Как можно назвать такого человека, который стремится делать добро, желает добра
другим? _________________.
3. Вспомни сказки, где действуют персонажи (герои), желающие добра другим.
Назови сказку.
Назови добрых героев.
Назови недобрых,
Объясни, почему одних можно назвать добрыми, а других недобрыми.
Покажем, как дети строят свою аргументацию на примере сказки «Золушка».
Фея — добрая. Она порадовала Золушку поездкой на бал.
Мачеха и ее две дочери недобрые. Они (допиши предложение)_______________

Сделай рисунки к сказкам.
4. Расскажи случай из своей жизни: кто и как сделал тебе добро; как ты помог другому.
5. Какие детские книги ты знаешь, где рассказывается о добрых поступках. Назови и
запиши имена героев.
6. Вычеркни лишнее:
• желать добра
• сочувствовать
• сопереживать
• воровать
7. Вставь в клеточки пропущенные буквы: д_бр_желательный.
8. Придумай маленький рассказ, в котором Буратино грустит, потому что не знает,
как помочь Мальвине, попавшей в беду (она упала и испачкала своё красивое платье,
оцарапала ногу). Особое внимание следует обратить на добрые дела и слова Буратино: ласковое обращение с желанием утешить, реальная помощь и т.д.
9. Нарисуй свою любимую игрушку. Постарайся, чтобы она была веселой, доброй.
Задания по разделу «Правила опрятности и аккуратности». ( 1 класс)
1. Закончи предложения:
Бережное отношение к вещам — это ...
Бережливым мы называем человека, который ...
2. Подчеркни нужный ответ или допиши его.
Ты стал на один час волшебником и оказался в школьной библиотеке.
Что ты сделаешь?
• Буду читать самую интересную книгу.
• «Вылечу» все «больные» книги.
• Поищу журнал с комиксами.
... (допиши дела, которые ты считаешь нужными сделать).
3. Придумай историю о том, как ты со своими одноклассниками пришёл в библиотеку, чтобы «полечить» книги. Как вы это делали? Каким образом книги благодарили вас?
4.1. Назови, что сделано человеком из окружающих тебя в школе вещей, предметов.
4.2. Перечисли профессии людей, которые эти вещи и предметы сделали.
5. Прочитай текст и ответь на вопрос.
Маше купили новый ранец. Её соседу по парте тоже подарили ранец. Детям очень
понравились их новые сумки, они с удовольствием укладывали в них и доставали оттуда школьные вещи.
К концу второй четверти у Маши сумка была такая же красивая, как и в начале учебного года. Костя с завистью смотрел на неё. Его же сумка имела жалкий вид: в грязных пятнах, со сломанными и оторванными молниями.
Спрашивает Костя Машу: «Почему твоя сумка, как новая, а у меня нет?»
Отвечает Маша: «Для меня ранец — это сумка для школьных книг и вещей, а для тебя — это ещё и мяч, и санки, им ты пользуешься и во время драки».
Каким словом можно назвать отношение Маши к своему рюкзаку, а каким — Кости?
6. Сравни смысл слов: бережливость — жадность. Чем бережливость отличается от
жадности?

7.Сочини сказку о жадности, придумай ей название, запиши её, закончив выводом
(правилом).
8. Придумай небольшой рассказ, показав, к каким печальным последствиям может
привести неаккуратность человека по отношению к вещам, книгам.
Если сможешь, сделай к нему иллюстрацию, т.е. рисунок.
9. Прочитай стихотворение и найди основное правило, в нём заключённое.
Сами вещи не растут.
Вещи сделать — нужен труд.
Карандаш, тетрадь, перо,
Парты, доски, стол, окно,
Книжку, сумку — береги;
Не ломай, не мни, не рви.
Тест на умение пользования мобильным телефоном? (4 класс)
Сейчас появился особый, «мобильный», сотовый этикет, который неукоснительно
должны соблюдать дети. Тест покажет, насколько ты владеешь «сотовым» этикетом.
Ты отвечаешь на телефонный звонок во время учебы?
- да
- нет
Звуковой сигнал на твоем аппарате выставлен на невысокую громкость?
- да
- нет
Ты считаешь неуместным и вредным разговаривать по телефону, делая покупки?
- да
- нет
У тебя есть наушники к мобильному телефону?
- да
- нет
Можно ли разговаривать с незнакомыми людьми?
- да
- нет
Говоришь ли ты звонящему, где находишься?
- да
- нет
В ожидании важного звонка ты заранее направляешься в место, спокойное для
тебя?
- да
- нет
Ты считаешь неправильным «не слышать» предупреждения о необходимости
отключить телефон в кинотеатре, самолете и т. д.?
- да
- нет
Когда ты разговариваешь по телефону, смотришь ли не только на ноги, но и по
сторонам?
- да
- нет
Ты принципиально не начинаешь разговор, пока не покинешь лифт, тамбур
электрички?
- да
- нет
- когда как
Ты считаешь, что на свидании мобильный телефон — совершенно лишняя
вещь?
- да
- нет
- не знаю
Если ты не одна и рядом близко находятся незнакомые люди, ты извиняешься и
выходишь в другую комнату для продолжения разговора или просишь звонящего перезвонить попозже?

- да
- нет
- когда как
Мобильный телефон для тебя: украшение, предмет бижутерии и элемент стиля
одежды?
- да
- нет
После того как ты сказала, что не можешь сейчас говорить, ты обязательно выключаешь телефон?
- да - нет
- когда как
Если твой мобильный собеседник не выключил аппарат, но услышав твой голос, прервал разговор, ты не будешь ему немедленно перезванивать?
- не буду
- буду
Диагностика нравственной воспитанности в конце 4 класса
Методика № 1. Диагностика нравственной самооценки
Инструкция.Педагог обращается к воспитанникам со следующими словами: «Сейчас я прочитаю вам 10 высказываний. Внимательно послушайте каждое из них. Подумайте, насколько вы с ним согласны (насколько оно про вас). Если вы полностью
согласны с высказыванием, оцените ответ в 4 балла; если вы больше согласны, чем не
согласны - оцените ответ в 3 балла; если вы немножко согласны - оцените ответ в 2
балла; если вы совсем не согласны - оцените ответ в 1 балл. Напротив номера вопроса поставьте тот балл, на который вы оценили прочитанное мной высказывание».
Вопросы:
1
Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослы- 4
3
2
2
Мне
3
2
ми важно помочь однокласснику, когда он попал в 4
3
Я
считаю, что можно быть несдержанным с неко- 4
3
2
беду
торыми взрослыми
4
Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы
4
3 2
нагрубить неприятному мне человеку
5
Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо 4
3
2
себя чувствовать среди людей
6
Я думаю, что можно выругаться на неспра- 4
3
2
ведливое замечание в мой адрес
7
Если кого – то в классе дразнят, то я его тоже драз- 4
3
2
8
Мне
4
3
2
ню приятно доставлять людям радость
9
Мне кажется, что нужно уметь прощать лю- 4
3
2
дям их отрицательные поступки
10 Я думаю, что важно понимать других людей, даже 4
3
2
если они не правы
Обработка результатов:
Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом:
Ответу, оцененному в 4 балла, приписывается 1 единица, в 3 балла - 2 единицы, в 2
балла - 3 единицы, в 1 балл - 4 единицы.
В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с баллом.
Например, 4 балла - это 4 единицы, 3 балла - 3 единицы и т. д.
Интерпретация результатов:
От 34 до 40 единиц - высокий уровень нравственной самооценки.
От 24 до 33 единиц - средний уровень нравственной самооценки.
От 16 до 23 единиц - нравственная самооценка находится на уровне ниже
среднего.

От 10 до 15 единиц - низкий уровень нравственной самооценки.
Методика № 2. Диагностика этики поведения
Инструкция. Педагог объявляет детям: «Я прочитаю вам пять незаконченных предложений. Вы должны подумать и каждое из этих предложений дописать сами. Переписывать первую часть предложений не надо».
Тексты:
1. Когда я вижу кого-то из ребят в нелепой ситуации, то я ...
2. Если кто-то надо мной смеется, то я ...
3. Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я ...
4. Когда меня постоянно перебивают, то я ...
5. Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, я ...
Интерпретация:
Первый вопрос.Отрицательный результат проявляется, если в ответе присутствуют:
равнодушие, агрессия, легкомысленное отношение. Положительный результат: помощь, сочувствие.
Второй вопрос.Отрицательный результат: агрессия, разные способы психологического подавления. Положительный результат: отсутствие реакции, уход от ситуации;
высказывание своих чувств, мнения без грубости и агрессии.
Третий вопрос.Отрицательный результат: давление, агрессия, хитрость. Положительный результат: самоутверждающее поведение, построенное на равноправных отношениях, открытая позиция.
Четвертый вопрос.Отрицательный результат: отсутствие всякой реакции, агрессия,
раздражение, угроза, давление. Положительный результат: высказывание своего пожелания, мнения, чувств, отношения без агрессии и
грубости.
Пятый вопрос. Отрицательный результат: грубость, агрессия, нетактичность. Положительный результат: тактичное, мягкое, понятное высказывание своего пожелания.
Методика № 3. Диагностика отношения к жизненным ценностям
Инструкция.Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список 10 желаний,
выбрать из которых можно только 5. Список педагог заранее выписывает на доске.
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Список желаний
Быть человеком, которого любят.
Иметь много денег.
Иметь самый современный компьютер.
Иметь верного друга.
Мне важно здоровье родителей.
Иметь возможность многими командовать.
Иметь много слуг и ими распоряжаться.
Иметь доброе сердце.

№
ответов

9. Уметь сочувствовать и помогать другим людям.
10. Иметь то, чего у других никогда не будет.
Интерпретация:
Номера отрицательных ответов: 2, 3, 6, 7, 10.
Пять положительных ответов – высокий уровень.
4, 3 – средний уровень.
2 – ниже среднего уровня.
1, 0 – низкий уровень.
Методика № 4. Диагностика нравственной мотивации
Инструкция. Я прочитаю вам 4-е вопроса. Вам нужно выбрать из данных на них ответов один.
Вопросы:
1. Если кто-то плачет, то я:
а) пытаюсь ему помочь;
б) думаю о том, что могло произойти;
в) не обращаю внимания.
2. Я с другом играю в бадминтон, к нам подходит мальчик лет 6 - 7, и
говорит, что у него нет такой игры:
а) я скажу ему, чтобы он не приставал;
б) отвечу, что не могу ему помочь;
в) скажу, чтобы он попросил родителей купить ему такую игру;
г) пообещаю, что он может прийти с другом и поиграть.
3. Если кто-то вкомпании расстроился из-за того, что проигралв игру:
а) я не обращу внимания;
б) скажу, что он размазня;
в) объясню, что нет ничего страшного;
г) скажу, что надо лучше научиться этой игре.
4. Ваш одноклассник на вас обиделся, вы:
а) подумаете о его чувствах и о том, что можете сделать в этой
ситуации;
б) обидитесь в ответ;
в) докажете ему, что он не прав.
Обработка результатов:
Ключ положительных ответов: 1-а, 2-г, 3-в, 4-а.
Далее педагог подсчитывает сумму положительных ответов, данных воспитанником.
4 балла - высокий уровень;
2, 3 балла - средний уровень;
0, 1 балл - низкий уровень.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».