Мир общения 2-4 класс 5.2

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской
области
Управление образования Березовского городского округа
БМАОУ СОШ №1
Кутявина Тамара
Юрьевна

Подписано цифровой
подписью: Кутявина Тамара
Юрьевна

РАССМОТРЕНО
на педагогическом
совете
Приказ №1
от
«30» августа 2023 г.

Адаптированная рабочая программа
Для обучающихся с ТНР (вариант 5.2)
учебного предмета «Мир общения»
для обучающихся 2- 4 классов

Березовский городской округ 2023 год
1

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа «Мир общения» составлена на основе
адаптированной основной образовательной программы начального общего
образования БМАОУ СОШ № 1.
Данная программа адресована обучающимся 2-4 классов и рассчитана на 1
учебный час в неделю, что составляет 34 учебных часа в год.
Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных
классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности,
способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести
моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление
младших школьников связано, прежде всего, с тем, что идеи добра и
справедливости, проблемы общения – наиболее интересны для детей данного
возраста.
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач
образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей,
накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его
поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями,
собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и
привычек составляет сущность нравственного воспитания.
Данная программа направлена на поддержку становления и развития
высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа
обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного
воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания
младшего школьника.
Основная цель курса – формирование у детей нравственных ориентиров при
построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и
самовоспитания.
Задачи:
1. Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и
правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в
семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений,
представителями социальных групп.
2. Способствовать усвоению правил поведения в образовательном
учреждении, дома, на улице, в городе, в общественных местах, на природе.
3. Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений
между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
4. Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано
высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.
2.Личностные результаты:
- ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так
и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального
поведения;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- учёт выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем;
- планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями
её реализации, в том числе во внутреннем плане;
2

- адекватное восприятие предложений и оценки учителей, товарищей, родителей и
других людей;
- внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его
оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки
для создания нового, более совершенного результата, использовать запись
(фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной
звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Познавательные УУД:
- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных
заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников
(включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в
том числе контролируемом пространстве Интернета;
- построение сообщения в устной и письменной форме;
- осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных
признаков.
Коммуникативные УУД:
- адекватное использование коммуникативных, прежде всего речевых, средств для
решения различных коммуникативных задач;
- построение монологического высказывания, владение диалогической формой
коммуникации;
- допущение возможности существования у людей различных точек зрения, в том
числе не совпадающих с его собственной, и ориентирование на позицию партнёра в
общении и взаимодействии;
- учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в
сотрудничестве;
- формулирование собственного мнения и позиции;
- умение договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Предметные результаты:
Обучающиеся научатся:
- отличать понятия «этика» и «этикет»;
- правилам вежливости и красивых манер;
Обучающиеся получат возможность научиться:
- соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в общественных местах;
- придерживаться «золотого правила» в общении с другими;
- быть доброжелательными;
- соблюдать заповеди;
- сострадать животным, не обижать их.
Содержание учебной программы с указанием форм организации и видов
деятельности
2 класс
1. Этикет (повторение). Устное и письменное приглашение на день
рождения. Встреча и развлечение гостей. Поведение в гостях. Как дарить
подарки.
2. Заповеди. Дал слово держи.
3. «Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна». Преданный друг.
О доброте и бессердечие. Об уважительном отношении к старшим. О
3

зависти и скромности. О доброте и жестокосердии. В мире мудрых
мыслей.
4. Золотые правила. Учимся понимать настроение другого по внешним
признакам. О тактичном и бестактном поведении. Учимся находить
хорошее в человеке, даже если он нам не нравится. В мире мудрых
мыслей. Обзор курса этики за год.
3 класс.
1. «Речевой этикет». Понятия «этикет», «тон голоса», «речь», «общение».
Специфика речевого общения. Отличие устной речи от письменной. Речь и
отношение человека к людям. Уважительное речевое общение.
2. «Я - личность» . Понятия «личность», «индивидуальность», «неповторимость».
Внешний и внутренний мир человека. Я - мой характер, мои знания. Мое
поведение зависит от меня самого.
3. «Общение в коллективе» Дать понятия «уважение», отношения между людьми,
«виды от ношений между людьми» (знакомы, приятельские, товарищеские,
дружеские). Изучть виды и признаки коллектива.
4. «Волшебники добра»Чтение стихотворений, рассказов по теме. Обсуждение
понятия «доброта». Стихотворение Л. Николаенко «Доброта», Н. Добронравова
«Чтобы стало в этом мире завтра…», «Дарите радость людям», «Если добрый ты».
Чтение рассказа К.Д. Ушинского «Сила – не право». Объяснение смысла пословиц,
комментирование. Инсценировка рассказа и анализ В. Сухомлинского «Рассказ».
Практическое задание: «Письмо маме…».
5. «Я и мои эмоции» Беседа о чувствах и эмоциях человека. Сюжетно-ролевая игра
«моя эмоция». Арттерапия «рисование своих эмоций». Разыгрывание ситуаций.
Анализ ситуаций.
6. «Правила вежливости».Игра «Волшебные слова». Отгадать рассказ – загадку.
Разыгрывание ситуаций. Анализ ситуаций. Игра на внимание «Не ошибись!»
Повторим все волшебные слова в игре «Вставь слово». Разучивание пословиц.
Стихотворение С.Я. Маршака «Ежели вы вежливы». Вежливость – это умение
вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой. Для того чтобы стать
вежливым, мы должны пользоваться «волшебными» словами, от которых
становится теплее, радостнее.
7. «Моя семья».Осознание понятия «семья».Правила общения в семье.Моя
родословная,мои родственники.
8. «Я отвечаю за свои поступки». Дать понятия «ответственность»,
«Ответственный», «безответственный»: всякий человек несёт ответственность за
своё поведение.
9. «Ты и твои обязанности в школе и дома». Дать понятия «этикет в
общественных местах», «этикет в столовой», «этикет на перемене», провести
деловые игры «мы в столовой», «мы на перемене», «мы в школе».
10. «Культура общения» Инсценировка отрывка сказки Г.-Х. Андерсена «Гадкий
утенок». Где нельзя громко разговаривать и почему? Чтение стихотворения « В
4

музее, кинотеатре и трамвае…» Игра « Моя кошка делает вот так…».
Формулирование правил речевого поведения. Разыгрывание ситуаций.
4 класс.
Воспитание самостоятельности.
Мы учились жить вместе. Зачем? Осмысление прежних занятий, когда они учились
жить
вместе. Чем мы будем заниматься в этом году? Значимость и необходимость
принимать и
осуществлять не только совместные, но и индивидуальные решения.
Азбука этики. Основные понятия этики. Понятия «этика», «добро», «зло», «плохо»,
«хорошо». Правила этикета в школе. Деловая игра и ее правила.
Как я выгляжу. Понятия «внешний вид» и «внутренний мир» человека. Внешний
вид
человека, от чего он зависит и как формирует отношение к нему окружающих.
Я - личность. Мои роли. Понятия «личность», «индивидуальность». Назначение
человека
в жизни. Мои роли. Особенности развития мальчика и девочки и их общественные
роли.
Нравственные сказки. Понятия «зло», «добро», «жизнь», «:обычаи», «традиции^).
Показать,
как в сказках отражается жизнь людей. Сказки народов Кавказа. Сказки - «рецепты
поведения» во имя добра и справедливости на земле. Герои сказок и герои жизни,
сходство и различие.
Устав - основной закон школы. Понятия «закон», «Устав», «Устав школы»,
«права»,
«обязанности». Права и обязанности, зачем они нужны. Обязанности в школе.
Права и
обязанности ученика.
Человек и его имя. Понятия «имя», «фамилия», «отчество», «кличка», «прозвище».
Не имя красит человека, а дела и поступки. Нравственный поступок, каким он
может и
должен быть. Безнравственный поступок.
Я и мои друзья. Понятия «друг», «товарищ», «приятель», «знакомый». Роль
дружбы в
жизни человека. Дружба в классе. Умеем ли мы дружить. Вместе - нам веселей,
вместе
5

мы вдвое сильней. Ролевая игра.
Верность слову. Понятия «слово», «верность слову», «честь». Верность слову как
черта
характера. Можно ли (и нужно ли) всегда быть верным данному тобой слову.
Рассказ
«Честное слово». (Обсудить с учениками.)
Речевой этикет. Понятия «речь», «диалог», «рассказ», «спор». Повторить понятия
«этикет», «правила речевого этикета». Речевой этикет и манера поведения (жесты,
мимика, поза).
Умение общаться. Понятия «общение», «уважение», «вежливость», «тактичность».
Правила общения по телефону. Правила общения при обмене мнениями. Обмен
мнениями на спортивных занятиях и экскурсиях.
Этикет в общественных местах. Понятия «вежливость», «тактичность»,
«деликатность».
Как я слушаю музыку. Правила поведения на концерте, в театре, музее и кино.
Деловая
игра «Ты в театре и музее».
Библиотека - хранительница знаний. Книга - твой вечный друг. Понятия
«библиотека»,
«каталог», «хранительница знания». Экскурсия в библиотеку. Правила пользования
и
поведения в библиотеке.
Отзывчивость и доброта. Понятие «доброта». Доброта и отзывчивость в сказках и в
жизни
человека. Что значит быть добрым человеком? Почему существует зло?
Я познаю себя и других. Понятия «оценка», «моральная оценка», «самооценка»,
«поступок». Отношение к себе и другим. Объяснить понятия «ссора», «скандал»,
«конфликт».
Ответственность человека за свои поступки. Моральная оценка поступков людей.
Формы моральной оценки и самооценки.
Культура поведения человека. Понятия «культура», «культура поведения»,
«правила
приличия», «культурное», и «некультурное» поведение. Деловая игра «Учимся
культуре поведения».
Как человек принимает решение. Осознание, что не всякое решение целесообразно,
6

овладевают ключевыми словами: компетентность, компетентный, компетенция.
Принимать решение нелегко. Смысл ключевых слов: вариант, жизненный опыт.
Ограничения и самоограничение. Понятия «закон», «ограничения»,
«официальный»,
«самоограничение»: жизнь людей организуется по писанным и неписанным
законам, их
соблюдение требует от каждого человека самостоятельно принимать решение,
которое
ограничивает его, ставят в определённые рамки.
Каждый выбирает по себе.
Я учусь быть самостоятельным. Понятие «алгоритм», «ученик», «учитель»: каждый
человек является одновременно и учителем и учеником: он учится что-то делать
самостоятельно, глядя на других людей, и помогает им становиться
самостоятельным.
Праздничный этикет. Понятие «праздник». Праздник в школе и в классе. Правила
этикета
на празднике. «Воспитание самостоятельности», ролевая игра.

7

Тематическое планирование
2 класс
№
П/П
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Тема раздела

Тема урока

Культура общения Этикет (повторение).
(9 часов)
Устное и письменное приглашение на день рождения.
Правила поведения в общественных местах.
Встреча и развлечение гостей.
Правила поведения в школе.
Правила поведения в школьном дворе.
Поведение в гостях.
Как дарить подарки
Правила поведения и общения в общественном транспорте.
Общечеловеческие Заповеди. Дал слово держи.
нормы
Толерантность
нравственности
Дал слово держи.
(4 часа)
Дал слово держи.
«Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна».
Дружеские
отношения
«Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна».
(4 часа)
Преданный друг.
О доброте и бессердечие.
О доброте
(10 часов)
О доброте и бессердечие
Об уважительном отношении к старшим.
О зависти и скромности
О зависти и скромности
О доброте и жестокосердии.
В мире мудрых мыслей.
В мире мудрых мыслей.
Золотые правила
Понять другого
(2 часа)
Золотые правила
Учимся понимать настроение другого по внешним признакам.
Тактичное
поведение
Учимся понимать настроение другого по внешним признакам.
(8 часов)
О тактичном и бестактном поведении.
О тактичном и бестактном поведении.
Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не
нравится.
Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не
нравится.
В мире мудрых мыслей.
Обзор курса этики за год.

8

Тематическое планирование
3 класс
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Тема раздела
Учимся дружить
(4 ч)

Я - владелец
своих эмоций
(5 ч)

Встречи с самим
собой (5 ч)

Я среди других
людей (8 ч)

Вежливая речь
(6 ч)

Правила и
законы общения
(6 ч)

Тема, количество часов
«Посеешь характер-пожнешь судьбу»
«Мы-третьеклассники»
«Ты и твои друзья»
«Ищу друга»
«Я и мое настроение»
«Я могу управлять своим настроением»
«Как выразить свои эмоции»
«Эмоции. Общение»
«Моё поведение»
«Что я знаю о себе?»
«Что знают обо мне окружающие?»
«Мой портрет в лучах солнца»
«Мои друзья»
«Наш класс»
«Наши права и обязанности»
«Застенчивость и неуверенность в себе»
«О чем говорят наши жесты»
«Доверие в общении»
«Умею ли я слушать?»
«Чем уверенность отличается от самоуверенности»
Обязанности ученика в школе и дома
«В дружбе - сила»
«Правила хорошего тона»
«Употребление вежливых слов в общении»
«Этикетные диалоги, речевые привычки»
«Искусство делать комплименты»
«Вежливый отказ»
«Портрет культурного человека»
«Стили общения»
«Что такое конфликт?»
«Конфликтные эмоции»
«Стили поведения в конфликте»
«Плохо одному»
Творческое занятие «Я в различных жизненных ролях»

9

Тематическое планирование
4класс
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Темы занятий
Культура общения и поведения. Такт
Культура общения и поведения. Такт
Как справиться с плохим настроением
Рисунок моего настроения
Сказки - «рецепты поведения»
Права и обязанности
Права и обязанности
Не имя красит человека, а дела и поступки
Твои интересы
Дружба и верность слову
Дружба и верность слову
Как найти друзей
Речевой этикет
Речевой этикет
Правила поведения в коллективе
Инсценировка «Вежливый я!»
Школьный этикет. Правила поведения в школьной столовой
Поведение в общественных местах
Экскурсия в библиотеку
Поступки человека и его характер
Поступки человека и его характер
Поступки человека и его характер
Уверенное и неуверенное поведение
Причины моей агрессии
Нравственные отношения в коллективе
Конфликты в жизни и их причины
Конфликты в жизни и их причины
Как решить конфликт
Ярмарка достоинств
Решительное поведение
Учимся воспринимать критику
Праздники в жизни человека
Обобщающий урок по разделу

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».