Психолого-педагогическое сопровождение

08.11.2018

Психолого-педагогическое сопровождение  это целостная, системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого ребенка в образовательной среде. [5, С. 90] Психологическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья можно рассматривать как комплексную технологию психологической поддержки и помощи ребёнку, родителям и педагогам в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны педагога-психолога.

Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ, обучающегося в общеобразовательном учреждении, является обеспечение оптимального развития ребенка, успешная интеграция в социум.

Задачи психолого-педагогического сопровождения:

1. Создать для ребенка эмоциональный благоприятный микроклимат в группе сверстников и педагогическом составе.

  1. Изучать индивидуальные особенности развития детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой сфер их проявления.

  2. Оказывать помощь детям, нуждающимся в особых обучающихся программах, специальных формах организации их деятельности.

  3. Своевременно проводить раннюю диагностику и коррекцию нарушений в развитии.

  4. Повышать психологическую компетентность учителей, родителей по вопросам воспитания и развития ребенка.

Обязательными направлениями [2, С. 23] для организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья являются:

1. Диагностическая работа с целью составления социально-психологического портрета детей с ограниченными возможностями здоровья; определение путей и форм оказания помощи учащимся, испытывающим трудности в обучении, общении, психическом самочувствии; выбор средств и форм психологического сопровождения воспитанников в соответствии с присущими им особенностями обучения и общения. Диагностическая работа состоит из двух этапов. На первом этапе выявляются учащиеся, нуждающиеся в специализированной помощи педагога-психолога. На втором этапе – проводится индивидуальная углубленная оценка состояния ребенка и его адаптационных возможностей в данном образовательном учреждении. При поступлении нового учащегося в школу педагогом-психологом проводится входная диагностика с использованием психологического анамнеза: условия и особенности протекания беременности и родов, ранее моторное и психоэмоциональное развитие, оценка развития ребенка до поступления в школу и т. д. После проведения анализа данных, полученных в ходе диагностического обследования, педагогом-психологом составляется заключение, даются рекомендации для включения в работу с ребенком тех или иных специалистов. Определяется ведущее направление и последовательность коррекционной и развивающей работы. Результаты диагностик доводятся до сведения педагогов школы.

2. Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с воспитанниками школы ориентирована на познавательную, эмоционально- личностную и социальную сферу жизни и самосознание детей. Педагогом-психологом составляются и апробируются коррекционные программы, включающие в себя следующие блоки: коррекция сенсорно-перцептивной и познавательной деятельности, эмоционального развития ребенка в целом, поведения детей и подростков, личностного развития в целом и отдельных его аспектов. Продолжительность и интенсивность работы по программам определяется допустимыми для конкретного ребенка (или группы детей) нагрузками, а также тяжестью состояния ребенка и его возрастом.

3. Психологическое консультирование и просвещение учащихся, педагогов и родителей с целью создания условий для активного усвоения и использование учащимися, педагогами и родителями социально-психологических знаний в процессе обучения, общения и личностного развития детей. Психолог проводит как индивидуальные, так и групповые консультации со всеми участниками образовательного процесса, как по личному желанию самого консультируемого, так и по запросу. Просветительская деятельность проходит в виде семинаров, педсоветов, групповых обсуждений, родительских собраний.

4. Профилактическая работа направлена на развитие личности учащихся, повышение адаптивных возможностей личности, профилактика отклоняющегося поведения у детей и подростков школы, работа с детьми группы-риска. Педагог-психолог работает по запросу педагогов школы, следит за соблюдением в школе психологических условий обучения и воспитания, необходимых для нормального психологического развития и формирования личности учащихся на каждом возрастном этапе.

5. Профориентационная работа с выпускниками школы, целью которой является формирование у учащихся с отклонениями в интеллектуальном и психофизическом развитии способности выбора сферы профессиональной деятельности, оптимально соответствующей личностным особенностям. Работа должна включать в себя два компонента: профориентационный и социализацию учащихся.

При работе с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья необходимо учитывать некоторые особенности: ограничения по времени зачастую невысокую мотивацию родителей, т.к. они пришли получать комплекс образовательных услуг, но изначально не нацелены на получение психологической помощи.

В заключение хотелось бы отметить, что доминирующим видом деятельности педагога-психолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья, работающего в учреждении, является коррекционно-развивающая работа, которая носит реабилитационный характер.

Сенсорно-двигательная комната

01.09.2021

В рамках государственной программы Российской Федерации «Доступная среда», с целью формирования условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам и услугам, а также интеграции инвалидов с обществом и повышения уровня их жизни В БМАОУ СОШ №1  создаются все условия для комфортного пребывания и обучения детей с   ограниченными возможностями здоровья.

По программе  «Доступная среда» в 2021 году школа  приобрела  оборудование для сенсорной комнаты.

  Сенсорная комната — это организованное пространство, воздействующее на органы чувств человека: зрение, слух, осязание, обоняние. В комнате размещается безопасное (без твердых поверхностей, острых углов) оборудование, созданное специально, чтобы стимулировать ощущения. Благодаря такой среде ребенок прислушивается к своим ощущениям, учится контролировать. Понятие сенсорной комнаты было введено в практику Марией Монтессори — педагогом, разработавшим целую систему развивающей и образовательной среды.     Сенсорные комнаты были разработаны в Голландии в конце 70-х годов, где родилась идея искусственной стимуляции сенсорного восприятия. Сенсорные комнаты использовались реабилитологами и социальными работниками для работы с наиболее тяжёлым контингентом больных психоневрологического профиля и грубым снижением интеллекта.  В начале 80-х годов, кроме Голландии, одним из самых активных пользователей сенсорных комнат стала Великобритания. Расширился круг пациентов: комнаты стали активно использоваться при лечении пациентов с девиантным поведением, детей с различными психическими отклонениями. Первая сенсорная комната появилась в России только в 1992 году. В нашей школе сенсорную комнату установили в сентябре 2021 года.  

 Зачем нужна сенсорная комната в школе? Во-первых, это профилактическое средство школьного переутомления. В условиях сенсорной комнаты создается ощущение безопасности и защищенности, положительный эмоциональный фон, снижается беспокойство и агрессивность, снимается нервное возбуждение и тревожность. Во-вторых, это способ развития чувственного восприятия, стимуляция правого полушария коры головного мозга. А правое полушарие отвечает за творческое мышление, воображение, интуитивное принятие решений. Что делаем в сенсорной комнате? Сенсорная комната — это не игровая, где ребенок проводит досуг и отдыхает. Здесь проходят специальные занятия, на которых ребенок выполняет упражнения с использованием оборудования.  

Работа в сенсорной комнате организуется в следующих направлениях:

—развитие и коррекция нарушенных функций (осуществляется при выполнении упражнений, заданий, способствующих развитию сенсомоторики, психических функций);

—коррекция эмоционально-волевой сферы (происходит при выполнении релаксационных упражнений, способствующих уменьшению состояния тревожности, снятию эмоционального напряжения, утомляемости, повышению саморегуляции).

В своей работе применяю следующие принципы:

1принцип – индивидуальный подход.

Занятия в сенсорной комнате разрабатываются с учётом степени нарушения, общего и эмоционального состояния. При составлении индивидуального плана занятий учитывается возраст ребёнка, корректируется время проведения занятий и форма (индивидуальная). В течение всей реабилитации оценивается динамика усвоения того или иного навыка.

2 принцип – этапности.

На начальном этапе наиболее эффективна индивидуальная форма работы, а также наладить эмоциональный контакт с ребёнком. Перед началом работы сенсорной комнате знакомлю детей с каждым прибором, учу их концентрировать на нем внимание, выполнять определенные действия, принимать удобные для занятия и наблюдения позы. Знакомство с интерактивным оборудованием с учащимися младших классов следует осуществлять постепенно, предъявляя детям по одному прибору.

По мере овладения ребёнком различными навыками, постепенно усложняю задания, варьируя степень и интенсивность воздействия, решая непосредственно коррекционные и восстановительные задачи. Нельзя использовать большое количество интерактивных приборов одновременно, а также предлагать для одновременного восприятия одинаковые по эффекту воздействия приборы.

3 принцип – непрерывности  

Непрерывный подход в реабилитации обеспечивается за счёт того, что на занятиях могут присутствовать родители ребёнка. Это даёт возможность получать наиболее полную информацию об актуальном уровне развития ребёнка и его потенциальных возможностях, о зоне ближайшего развития, чтобы работа, начатая по сенсорной коррекции, была продолжена родителями дома.

Сенсорная комната  разделена на 4 среды. Мягкая среда - обеспечивает уют, комфорт и безопасность. Главной её целью является создание условий для релаксации и спокойного состояния. Поэтому, все изделия мягкой обстановки решены в спокойных тонах. Зрительная и звуковая среда - спокойная музыка и медленно меняющиеся расплывчатые световые эффекты действуют на человека успокаивающе и расслабляюще. Яркие светооптические и звуковые эффекты привлекают и поддерживают внимание, используются для зрительной и слуховой стимуляции, стимуляции двигательной активности и исследовательского интереса. Тактильная среда - позволяет освоить новые ощущения и развить тактильную чувствительность, учит различать свойства предметов и улучшает зрительно-моторную координацию. Среда запахов (воздушная) - в основе лечения запахами (ароматерапии) лежит принцип воздействия на организм человека натуральных эфирных масел, которые применялись для лечения и профилактики заболеваний с древнейших времен. Практически все натуральные эфирные масла обладают ярко выраженными бактерицидными, антисептическими, антивирусными и противовоспалительными свойствами, положительно действуют на нервную систему, психоэмоциональное состояние, стимулируют процессы саморегуляции и иммунитета, улучшают работу всех систем организма.

Время сеансов в сенсорной комнате от 10-40 минут. Я провожу занятия с детьми ОВЗ индивидуально. Учащихся с умственной отсталостью, инфекционных больных у нас нет и поэтому, в сенсорной комнате занимаются все учащиеся с ОВЗ.

В своей работе в сенсорной комнате часто использую методики  цвето-, звуко- музыко- и ароматерапии для воздействия на состояние ребенка  соответствующие органы чувств.Хочу такой сайт

Цветотерапия используется для влияния на настроение и общее состояние человека. В нашем кабинете «мягкий пол», жалюзи и стены зеленого цвета. Зеленый цвет компенсирует энергетические потери, ослабляет напряжение, успокаивает.

Звукотерапия - одно из наиболее интересных и пока малоисследованных направлений традиционной медицины. Терапевтический эффект этой методики  можно отнести лечение звуками природы («Дыхание моря», «Наедине с дождем»).  Этой методики как самостоятельной не существует, но она органично вписывается во многие направления традиционной медицины, в частности, в психотерапию.

Музыкотерапия - психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние. С древних времен известно благоприятное влияние музыкальных произведений на состояние здоровья человека. Положительные эмоциональные переживания во время звучания приятных слуху музыкальных произведений усиливают внимание, тонизируют центральную нервную систему.

В своей практике использую следующие произведения:

1. Для уменьшения чувства тревоги и неуверенности: Шопен «Мазурка», «Прелюдии»,  Штраус «Вальсы», Рубинштейн «Мелодии»

2. Для уменьшения раздражительности, разочарования, повышение чувства принадлежности к прекрасному миру природы: Бах «Контата 2», Бетховен  «Лунная соната», «Симфония ля-минор»

3. Для общего успокоения, удовлетворения: Бетховен «Симфония 6» часть 2,  Брамс «Колыбельная», Шуберт «Аве Мария», Шопен «Ноктюрн соль-минор», Дебюсси «Свет луны».  

4. Для снятия напряженности в отношениях с другими людьми: Бах «Концерт ре-минор» для скрипки «Кантата 21», Барток «Соната для фортепиано», «Квартет 5», Брукнер «Месса ля-минор»

5. Для уменьшения головной боли, эмоционального напряжения: Ференц Лист «Венгерская рапсодия»

6.Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшения самочувствия, активности, настроения: Чайковский «Шестая симфония» 3 часть, Бетховен «Увертюра Эдмонд», Шопен «Прелюдия 1, Опус 28», Ференц Лист «Венгерская рапсодия 2»

Так же на занятиях используются сказкотерапия, арттерапия,  элементы аутогенной тренировки. Это помогает исключить однообразие в занятиях, утомляющее ребенка и предотвращает потерю интереса.

В нашей школе сенсорная комната имеет следующее оборудование .

1.  сухой бассейн, с мягкими стенками, наполнен пластмассовыми шариками. Может использоваться как для релаксации, так и для активных игр. Лёжа в бассейне, ребенок может принять ту индивидуальную позу, которая соответствует состоянию мышечного тонуса туловища и конечностей и расслабиться. При этом постоянный контакт всей поверхности тела с шариками, наполняющими его, даёт возможность лучше почувствовать своё тело и создает мягкий массажный эффект, обеспечивая глубокую мышечную релаксацию. Тело в бассейне всё время имеет безопасную опору, что особенно важно для детей с двигательными нарушениями. В бассейне можно двигаться, менять положение - это развивает и укрепляет опорно-двигательный аппарат. Перемещения и игры в сухом бассейне эмоционально окрашены; ребёнок сначала тратит энергию, а затем, откинувшись на спину, может расслабиться, успокоиться.

2. Воздушно-пузырьковая колонна с водой - основной и неотъемлемый элемент  сенсорной комнаты. Поток пузырьков, рыбок под давлением поднимается вверх по прозрачной пластиковой трубке, наполненной водой, с разноцветной подсветкой. Используются для развития зрительного восприятия, формирования фиксации взора, концентрации внимания, эмоционального расслабления.

3. Фиброоптические волокна приятно брать в руки, они завораживают переливанием цвета, своей красотой, легкостью в прикосновении к ним, их можно сгибать, перебирать, выполнять различные действия руками, а отражение этих волокон в зеркале, доставляет огромное удовольствие от визуальных образов, создаваемых этим отражением. Упражнения и занятия с фиберооптическими нитями способствуют эмоциональному расслаблению, развивают воображение, познавательные процессы.  

4. Сухой душ. Шелковые ленты спускаются вниз, словно струи воды; их приятно трогать, перебирать в руках, сквозь них можно проходить, касаясь лицом. Основанием сухого душа служит безопасное пластиковое зеркало. Зайдя внутрь можно посмотреть вверх и увидеть себя. Сухой душ рекомендуется использовать как «уголок уединения».  

5. Тактильная дорожка. Кинестетическая чувствительность является основой всех видов движений. На специальных панелях для развития тактильной чувствительности размещены предметы разной формы и фактуры - из ворса, ткани, дерева, пластмассы, камней. Ощупывая их, ребёнок учится различать разные свойства предметов: теплый - холодный, мягкий - жесткий. Улучшается зрительно-моторная координация и чувствительность кончиков пальцев.

6. Пуфы и подушечки для сенсорной комнаты наполнены гранулами из пенополистирола. Благодаря этому они легко принимают форму тела и обеспечивают ему надежную поддержку. Их поверхность способствует тактильной стимуляции соприкасающихся с ними частей тела. Особый наполнитель оказывает мягкое приятное воздействие, способствуя лучшему расслаблению за счет легкого точечного массажа.  

Окна в сенсорной комнате закрыты светонепроницаемым материалом. 

Для проведения занятий с детьми с ОВЗ в сенсорной комнате с использованием интерактивного оборудования необходимо получить рекомендации врача, изучить анамнез, выявить у них заболевания, связанные со зрительной, слуховой, интеллектуальной или двигательной патологией.

При отборе содержания для психологических, психолого-педагогических и психотерапевтических занятий с разными категориями детей учитываются:

-характер ведущей деятельности;  

-ведущие мотивы и потребности человека в различные возрастные периоды;

-структура и степень выраженности нарушений развития и поведения;

-особенности развития интеллекта и коммуникативных навыков;

-нарушения в отношениях со сверстниками;

-психотравмирующие факторы среды .

С особым вниманием следует подходить к занятиям в сенсорной комнате с детьми, имеющими следующие проблемы:

Астенические проявления. Активная стимуляция к разнообразной деятельности в интерактивной среде детей с астеническим синдромом часто приводит к быстрому их утомлению, поэтому занятия с ними нужно заканчивать до того, как наступит спад активности. Индивидуальная продолжительность занятий в данном случае меньше, чем для людей с нормальной работоспособностью. Время пребывания в сенсорной комнате для данной категории детей  от 10 до 15–20 минут.

Коммуникативные нарушения. Приступая к работе с детьми, имеющими коммуникативные нарушения, рекомендуется выявить наиболее «приятные» раздражители, создающие эмоциональный комфорт, и постараться ограничиться только ими.

Синдром гиперактивности (синдром двигательной расторможенности). Для занятий с гиперактивными детьми  в сенсорной комнате необходимо регламентировано использовать аудиовизуальные и тактильные раздражители.

Эпилептический синдром или готовность к эпилепсии. Занятия в  сенсорной комнате с детьми, страдающими данным заболеванием, проводятся только после консультации с врачом-психоневрологом. Если врач допускает возможность таких занятий, то время их строго ограничивается. Звуковые и световые сигналы при этом не должны быть ритмичными. Необходимо отказаться от мелькающих эффектов и не использовать проекторы с мерцающим светом, например, зеркальный шар.

В современном мире все мы взрослые и дети перегружены негативной информацией. Нас преследуют постоянные стрессы и как приятно иногда попасть в волшебную сказку, в которой все звучит, переливается, манит, помогает расслабиться… Спокойная, доброжелательная обстановка, присутствие понимающего взрослого в сочетании с мощным положительным влиянием эффектов сенсорной комнаты способствуют созданию у детей ощущения защищенности, спокойствия и уверенности в себе.

Ожидаемые результаты. После посещения сенсорной комнаты ребенок должен ощущать покой и отдых, даже если занятия были направлены на развитие определенных когнитивных процессов, тем более, если была поставлена четко определенная цель: нормализация психоэмоционального состояния.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».