Защита детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию
07.10.2021
Кто в ответе за распространение информации, наносящей вред здоровью и развитию детей. Разъясняет аппарат прокуратуры области
13.10.2021
Разъясняет прокурор отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних С.О. Матвеев.
Защита детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, является важной составляющей в воспитании подрастающего поколения, профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Правовой основой защиты ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящей вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, являются федеральные законы от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», от 29.12.2010 №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
Информационная безопасность детей, это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию.
Закон устанавливает ограничения на распространение соответствующей информации в доступное для детей время и доступных для их посещения местах, а также обязанности изготовителей и распространителей информационной продукции принимать административные, технические, программные и иные меры защиты от доступа к ней несовершеннолетних.
В силу ст. 5 Федерального закона №436-ФЗ к запрещённой для оборота среди детей отнесена информация, побуждающая их к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и здоровью, в том числе к самоубийству; способная вызвать у детей желание употребить наркотические и психотропные средства, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством; обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и жестокости; отрицающая семейные ценности, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения и формирующая неуважение к родителям и другим членам семьи; оправдывающая противоправное поведение; содержащая нецензурную брань; информация порнографического характера; сведения о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), позволяющие прямо или косвенно установить его личность.
Особенно важно соблюдение указанных требований производителями и распространителями информационной продукции, так как сеть Интернет, телевидение являются ключевыми источниками информации для детей сегодня.
В связи с этим, лица, которые организуют доступ к сети Интернет (образовательные организации, Интернет-кафе, организации питания и т.п.) в местах, доступных для детей, обязаны принимать меры по фильтрации контента.
Согласно требованиям ст. 22 Федерального закона №436-ФЗ нарушение законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Прежде всего, неисполнение требований названного закона влечет административную ответственность по ст. 6.17 КоАП РФ, предусматривающей наказание в виде административного штрафа от двух тысяч рублей для граждан, до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток для юридических лиц.
Отдельно административная ответственность установлена за пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних
(ст. 6.21 КоАП РФ).
Российским законодательством установлена административная ответственность за распространение информации, признанной экстремистской (ст. ст. 13.37, 20.3, 20.29 КоАП РФ), материалов и предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних (ст. 6.20 КоАП РФ).
Запрещенной к распространению без соблюдения требований законодательства является информация о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия). Санкция ч. 3 ст. 13.15 КоАП РФ предусматривает наказание в виде административного штрафа для граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до одного миллиона рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.
Для средств массовой информации ст. 13.21 КоАП РФ предусмотрены более высокие штрафные санкции (до 200 тысяч руб.) в случаях, если они нарушают установленный порядок распространения информационной продукции среди детей.
Ярким примером неисполнения требований федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» служат нарушения, выявленные прокуратурами городов Карпинска, Краснотурьинска, Североуральска, Серовской городской прокуратурой в январе 2018 года нарушения в деятельности средств массовой информации «Krasnoturinsk.info», «Nslovo.info», «Serovglobus.ru», «Vkarpinsk.info», газета «Вечерний Карпинск», учредителем которых является общество с ограниченной ответственностью «Издательская группа «ВК-медиа».
Вопреки требованиям п. 8 ч. 2 ст. 5 Федерального закона №436-ФЗ 21.11.2017 на Интернет-страницах сетевых изданий «Krasnoturinsk.info», «Nslovo.info», «Serovglobus.ru», «Vkarpinsk.info» и в выпуске газеты «Вечерний Карпинск» №47 от 22.11.2017 без согласия законных представителей размещены персональные данные (фамилия, имя, возраст) несовершеннолетней, в отношении которой совершено преступление. В связи с этим, 16.01.2018 Серовской городской прокуратурой, прокуратурами городов Карпинска, Краснотурьинска, Североуральска внесены представления в ООО «Издательская группа «ВК-медиа», которые рассмотрены. К дисциплинарной ответственности привлечены 4 лица, ответственные за выпуск указанного информационного материала.
Также ч. 3 ст. 137 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за незаконное распространение в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении, средствах массовой информации или информационно-телекоммуникационных сетях информации, указывающей на личность несовершеннолетнего потерпевшего, не достигшего шестнадцатилетнего возраста, по уголовному делу, либо информации, содержащей описание полученных им в связи с преступлением физических или нравственных страданий, повлекшее причинение вреда здоровью несовершеннолетнего, или психическое расстройство несовершеннолетнего, или иные тяжкие последствия.
В случае если нарушения названного законодательства связаны с изготовлением и оборотом порнографической продукции. Виновные лица могут быть привлечены к уголовной ответственности по ст.ст. 242, 242.1, 242.2 УК РФ в виде лишения свободы до 15 лет.
Стоит также отметить, что родители в соответствии требованиями ст.ст. 63-65 Семейного кодекса Российской Федерации имеют право и обязаны воспитывать своих детей, обязаны заботиться об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, защищать права и интересы детей. Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке.
В случае неисполнении или ненадлежащего исполнения указанных обязанностей родители могут быть привлечены к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ.
Государственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, осуществляют:
Рособрнадзор - применительно к информационной продукции, используемой в образовательном процессе;
Минкультуры России - за оборотом информационной продукции, относящейся к аудиовизуальной продукции на любых видах носителей, а также информационной продукции, распространяемой посредством зрелищных мероприятий, относящихся к установленной сфере деятельности министерства;
Роспотребнадзор - за соответствием информационной продукции, реализуемой потребителям, в части указания в сопроводительных документах на информационную продукцию сведений, полученных в результате классификации информационной продукции, а также размещения в соответствии с указанными сведениями знака информационной продукции;
Роскомнадзор - применительно к производству и выпуску средств массовой информации, вещанию телеканалов, радиоканалов, телепрограмм и радиопрограмм, а также к распространению информации посредством информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе в сети Интернет) и сетей подвижной радиотелефонной связи (за исключением надзорных полномочий, осуществляемых в данной сфере Рособрнадзором и Роспотребнадзором).
По вопросу нарушения законодательства о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, возможно, также обращаться в прокуратуру Свердловской области (г. Екатеринбург, ул. Московская, д. 21).
Обеспечение безопасности детей в сети «Интернет»
01.09.2025
- Статьи 13, 17, 34 «Конвенции о правах ребенка» Генеральной Ассамблеи ООН обязывают государства-участников обеспечивать разработку «надлежащих принципов защиты ребенка от информации и материалов, наносящих вред его благополучию», а также устанавливать необходимые ограничения прав самого ребенка, включая «свободу искать, получать, передавать информацию и идеи любого рода». Статья 19 Конвенции закрепляет обязанность государств принимать «все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке»;
- Статья 20 «Международного пакта о гражданских и политических правах» от 16 декабря 1966 г. предусматривает, что «всякая пропаганда войны», а также «всякое выступление в пользу национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющее собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию, должно быть запрещено законом»;
- Пункт 5 Статьи 9 Палермского Протокола от 15 ноября 2000 года предусматривает введение запрета на производство и оборот материалов, пропагандирующих преступления, связанные с торговлей людьми, включая пропаганду порнографии, эксплуатации проституции и иных коммерческих сексуальных услуг;
- Статья 15 Модельного закона «Об основных гарантиях прав ребенка в государстве» № 14-9, принятого постановлением на четырнадцатом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ от 16 октября 1999 г., устанавливает основные гарантии защиты ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию. Закон обязывает органы государственной власти принимать меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе, от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение.
- Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. №436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», регулирующий отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, в том числе от такой информации, содержащейся в информационной продукции;
- Федеральный закон от 3 июля 1998 г. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", устанавливающий обязанность органов государственной власти Российской Федерации принимать меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, от информации порнографического характера, от информации, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение.
- Издавать нормативные локальные акты, направленные на обеспечение защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, и ознакомление с ними ответственных работников;
- Осуществлять внутренний контроль за обновлением и соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, за соответствием применяемых административных и организационных мер защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, принципам и нормам информационной безопасности детей, включая критерии определения информационной продукции (информации), распространение которой на территории Российской Федерации запрещено или ограничено, установленные в действующих нормативных правовых актах Российской Федерации, в разъяснениях Верховного Суда Российской Федерации, а также общепризнанные нормы международного права, закрепленные в международных договорах Российской Федерации и рекомендациях международных организаций;
- Обеспечивать оперативное рассмотрение претензий, жалоб или запросов органов власти, организаций и граждан Российской Федерации о нарушениях законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, включая несоответствие применяемых административных и организационных мер защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, а также о наличии доступа детей к информации, запрещенной для распространения среди детей, и направление мотивированного ответа о результатах рассмотрения таких обращений, жалоб или претензий. В случае обращений со стороны органов власти, необходимо обеспечить предоставление информации и ответа в сроки, указанные в соответствующем обращении, но не позднее одного месяца с момента получения обращения;
- Способствование выявлению правонарушений и преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних с использованием сети "Интернет", путем организации необходимых действий, указанных в запросах правоохранительных органов и органов прокуратуры;
- Обеспечивать работу служб поддержки и исключения возможности трудоустройства в данные службы кандидатов, которые могут не подходить для работы, связанной с контактами с детьми: лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии со вступившим в законную силу приговором суда; имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности; имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления; признанные недееспособными в установленном федеральным законодательством порядке;
- Обеспечивать регулярный аудит систем мониторинга и фильтрации запрещенной для детей информации;
- Оперативно удалять персональные данные детей, опубликованные на сайте либо сервисе с целью причинения вреда здоровью и (или) развитию ребенку или группе детей, чьи персональные данные были опубликованы, и направлять информацию о лицах, разместивших данную информацию для вышеуказанных целей, и лицах, участвующих в реализации вышеуказанных целей, в правоохранительные органы с целью привлечения данных лиц к ответственности.
- Создавать и размещать на регулярной основе социальную рекламу и реализовывать другие просветительские меры, направленные на пропаганду информационной безопасности среди несовершеннолетних пользователей и их родителей (законных представителей);
- Разместить информацию о контактах, включая интернет-ссылки и телефоны, соответствующих некоммерческих организаций и органов власти, осуществляющих деятельность в сфере обеспечения информационной безопасности детства;
- Осуществлять сотрудничество с органами власти, образовательными организациями и некоммерческими организациями в целях повышения информационной культуры несовершеннолетних пользователей и их родителей (законных представителей) путем осуществления совместных просветительских проектов, создания образовательных ресурсов, разработки рекомендаций и материалов для обучения безопасной работы с сайтами или сервисами и в иных целях.
- Обеспечить внедрение функций приватности, оставив в результатах поиска внутри ресурса либо сервиса и (или) внешних поисковых систем следующую информацию из профилей зарегистрированных несовершенных пользователей: фамилия и имя, фотография (аватар) и дата рождения;
- Обеспечить исключение из публичного доступа неограниченному кругу лиц персональных данных детей в виде геометок, номера телефона и информации об образовательном учреждении, в котором проходит обучение ребенок;
- Включить в форму регистрации вопроса о возрасте пользователя и, в случае отметки пользователем о недостижении им совершеннолетия, предоставление возможности подключения родителей (законных представителей) для совместного управления аккаунтом;
- Предоставить пользователям настройки предварительной модерации комментариев других пользователей перед публикацией в своем профиле;
- Обеспечить внедрение функции, позволяющей ограничить взаимодействие детей с запрещенным для детей информационным контентом и включение данной функции по умолчанию;
- Разработать механизм родительского контроля, предоставляющий возможность родителям отслеживать список друзей ребенка, его местонахождения и его активности;
- Ограничить допуск детей в возрасте до 12 лет до каналов и сообществ, содержащих нежелательный контент для детей, и разработать механизмы предупреждения о нежелательном контенте для остальных возрастных групп до 18 лет в соответствии с возрастной классификацией информации, предусмотренной Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. № 436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;
- Исключить для несовершеннолетних пользователей рекламу, ориентированную на вовлечение детей в противоправные действия и в политическую деятельность, и рекламу нежелательного контента для детей;
- Разработать функционал, позволяющий авторам при публикации и распространении контента для более двух лиц разместить возрастную маркировку «запрещено для детей», и обеспечить невозможность просмотра данного материал несовершеннолетними пользователями;
- Разработать правила для физических лиц и юридических лиц об использовании сайта или сервиса в качестве канала распространения информации для более двух пользователей, объединенных в группы, каналы и другие формы распространения информации.
- Разработать механизм предупреждения пользователей о нежелательном для детей контенте, выдающемся в результатах поиска;
- Разработать механизм безопасного поиска, предназначенного для родителей (законных представителей) и позволяющегопри включении ограничить допуск несовершеннолетних пользователей к нежелательному контенту;
- Исключить из результатов поиска персональные данные детей в форме ссылок на аккаунты в социальных сетях;
- Использовать средства контентной фильтрации для выявления запрещённой для детей информации.
- До ознакомления с информацией, публикуемой администрацией интернет-сервиса и запрещенной для детей в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. N 4Э6-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и отдельными законодательными актами Российской Федерации, пользователь должен пройти регистрацию, указав Ф.И.О., номер телефона и возраст. Дальнейший доступ к информации должен быть разрешен только для совершеннолетних граждан, и, в случае недостижения пользователем совершеннолетнего возраста, администрация интернет- ресурса обязана отказать в регистрации и ограничить самостоятельный доступ к сайту.
Принципы обеспечения реализации комплекса мер, направленных на обеспечение безопасности детей в сети «Интернет»
При реализации комплекса административных и организационных мер, направленных на обеспечение безопасности детей в сети «Интернет», организациям и физическим лицам рекомендуется учитывать международную практику обеспечения информационной безопасности детей:
Примечание:
Важно отметить, что Европейский суд по правам человека признал защиту нравственности в демократическом обществе легитимной целью ограничения свободы выражения мнения, в соответствии с частью 2 статьи 10 «Европейской конвенции по правам человека». Суд подтвердил, что государства вправе принимать законы, ограничивающие распространение информации и идей, несмотря на их достоинства «как произведений искусства или как вклада в публичное обсуждение проблем», в том числе устанавливать контроль и классификацию информационной продукции. При нарушении закона предусмотрено применение штрафных мер, конфискации и других санкций, вплоть до уголовных, когда это необходимо в интересах защиты нравственности и благополучия конкретных лиц или групп лиц (таких как дети), нуждающихся в особой охране, в связи с недостатком зрелости или состоянием зависимости.
К правовым основам информационной безопасности детей на территории Российской Федерации можно отнести:
В соответствии с приказом Минкомсвязи России от 16.06.2014 № 161 «Об утверждении требований к административным и организационным мерам, техническим и программно-аппаратным средствам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию», требования к административным и организационным мерам, техническим и программно-аппаратным средствам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, применяются при обороте информационной продукции, содержащей информацию, запрещенную для распространениясреди детей, в соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2010 г. № 436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», в местах, доступных для детей, а также при предоставлении, в соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона № 436-ФЗ доступа к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», в местах, доступных для детей.
При этом, в целях обеспечения информационной безопасности детей, организациям и физическим лицам рекомендуется реализовать комплекс административных и организационных мер, технических и программно-аппаратных средств защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.
Общие положения Методических рекомендаций о реализации мер, направленных на обеспечение безопасности детей в сети «Интернет»
Организациям и физическим лицам, осуществляющим деятельность в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», рекомендуется реализовать положения приказа Минкомсвязи России от 16.06.2014 № 161 «Об утверждении требований к административным и организационным мерам, техническим и программно-аппаратным средствам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию» и нижеуказанный перечень административных мер защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию:
Важным аспектом реализации административных мер защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, является повышение информационной компетентности в сфере кибербезопасности детей и их родителей (законных представителей). В связи с этим рекомендуется организациям и физическим лицам, осуществляющим деятельность в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», реализовывать следующие меры:
Обмен информацией между пользователями
В данную категорию входят Интернет-ресурсы и технические программные решения, направленные на предоставление возможности двум и более пользователям в сети «Интернет» обмениваться информацией в любой форме, например, социальные сети, мессенджеры, сервисы электронной почты и другие, которым рекомендуется реализовать следующие меры:
Информационные сайты
В данную категорию входят Интернет-ресурсы и технические программные решения, предоставляющие пользователям сети «Интернет» в одностороннем порядке информацию общественного, политического, либо другого характера, которым рекомендуется реализовать следующие меры:
1. Разместить знак информационной продукции и (или) текстовое предупреждение об ограничении ее распространения среди детей, соответствующие одной из категорий информационной продукции, установленных частью 3 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;
2. До просмотра мультимедиа (видео, фотографии, комментарии и другого контента), в котором может содержаться запрещенная для детей информация, разместить текстовый или графический знак информационной продукции для предупреждения о недопустимости просмотра данного контента детьми;
3. При наличии функций, позволяющих пользователям обсуждать и комментировать контент, рядом с каждым сообщением должна быть предусмотрена функция жалобы в администрацию ресурса о нарушении законодательства в сфере информационной защиты детей.
Кроме этого, администрации информационного сайта рекомендовано обеспечивать контроль за распространяемой информацией как на собственном сайте, так и на других сайтах, используемых администрацией информационного сайта.
Интернет-сервисы
В данную группу входят Интернет-ресурсы и технические программные решения, направленные на предоставление своим пользователям различных товаров и(или) услуг, например, интернет-магазины, приложения, игры и другие, которым рекомендуется реализовать следующие меры:
1. При продаже товаров и услуг, которые включают информационный контент, запрещенный для детей и отдельных возрастных категорий в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», администрация интернет- сервиса обязана запросить дополнительную информацию о покупателе (Ф.И.О.; возраст; телефон) и, в случае недостижения пользователем возраста продажи либо непредоставления данной информации, отказать в продаже товара или оказания услуг;
2. При предоставлении товаров и услуг, ориентированных на взрослых, подробная информация о них должна быть недоступна. Краткая информация должна содержать возрастную маркировку, текстовое предупреждение о недопустимости просмотра данного товара или услуги до момента согласия пользователя об ответственности за последствия просмотра подробной информации;
3. Разработать методы родительского контроля, позволяющие родителям ознакомиться с историей оказанных их ребенку услуг или приобретенными им товарами, настраивать доступные ребенку категории товаров или услуг и ограничить возможности ребенка по получению ими возмездных или безвозмездных товаров или услуг.
Поисковые системы
В данную группу входят Интернет-ресурсы и технические программные решения, направленные на организацию поиска по запросу пользователя информации в сети «Интернет» и (или) информации в рамках Интернет-ресурса или технического программного решения, на котором организован поиск информации, например, поисковые системы, системы поиска для сайтов и другие, которым рекомендуется реализовать следующие меры:
Ресурсы, содержащие информацию, запрещенную для детей
В данную группу входят Интернет-ресурсы и технические программные решения, публикующие и распространяющие информационный контент, запрещенный для детей в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и отдельными законодательными актами Российской Федерации, которым рекомендуется реализовать следующие меры:
Организациям и физическим лицам рекомендуется исключить рекламу данных Интернет- ресурсов или технических программных решений, включая размещение информации об их работе, контенте и другой информации в сети «Интернет», для неограниченного круга лиц, среди которых могут быть несовершеннолетние пользователи.
Правовая информация об ответственности за распространение экстремистских материалов
16.07.2025
Федеральный закон от 25 июля 2002 г. 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» запрещает распространение на территории Российской Федерации экстремистских материалов, а также их производство и хранение в целях распространения.
К экстремистским материалам относятся публично демонстрируемые или распространяемые информационные материалы в печатной, аудиовизуальной или электронной (в виде компьютерной информации) форме, а также в любой другой наглядной форме, в которых содержатся:
- призывы к насильственному изменению основ конституционного строя и нарушению целостности Российской Федерации;
- оправдание терроризма;
- сведения, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную рознь;
- пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, отношения к религии;
- пропаганда нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций;
- публичные призывы к насильственному воспрепятствованию осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушению тайны голосования, к насильственному воспрепятствованию законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций;
- заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей преступлений экстремистского характера, связанных с вышеописанными действиями.
Действующее законодательство (Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях) устанавливает административную ответственность за правонарушения, связанные с публичной демонстрацией или распространением экстремистских материалов, в том числе:
- часть 2 статьи 13.15 Кодекса: распространение информации об общественном объединении или иной организации, включённых в опубликованный перечень общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности», без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена, - влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 тыс. до 2.5 тыс. рублей, на должностных лиц – от 4 тыс. до 5 тыс. рублей, на юридических лиц – от 40 тыс. до 50 тыс. рублей, а также конфискацию предмета административного правонарушения;
- часть 1 статьи 20.3 Кодекса: пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций – влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 тыс. до 2 тыс. рублей либо административный арест на срок до 15 суток, на должностных лиц – от 1 тыс. до 4 тыс. рублей, на юридических лиц – от 10 тыс. до 50 тыс. рублей, а также конфискацию предмета административного правонарушения;
- часть 2 статьи 20.3 Кодекса: изготовление, сбыт или приобретение в целях сбыта нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, направленные на их пропаганду, - влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 тыс. до 2.5 тыс. рублей, на должностных лиц – от 2 тыс. до 5 тыс. рублей, на юридических лиц – от 20 тыс. до 100 тыс. рублей, а также конфискацию предмета административного правонарушения;
- статья 20.29 Кодекса: массовое распространение экстремистских материалов, включённых в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, а равно их производство либо хранение в целях массового распространения – влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 тыс. до 3 тыс. рублей либо административный арест на срок до 15 суток, на должностных лиц – от 2 тыс. до 5 тыс. рублей, на юридических лиц – от 100 тыс. до 1 млн. рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток, а также конфискацию указанных материалов и оборудования, использованного для их производства.
10.05.2022
Просмотров всего: , сегодня:
08.10.2021
Просмотров всего: , сегодня: