5-7 КБЖ (1)

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодёжной политики Свердловской
области
Управление образования Берёзовского городского округа
БМАОУ СОШ №1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
РАССМОТРЕНО
На педагогическом
совете

Кутявина Тамара
Юрьевна

Подписано цифровой подписью:
Кутявина Тамара Юрьевна

Протокол № 1 от 30
августа 2023 г.

учебного предмета «Культура безопасности
жизнедеятельности»
для обучающихся 5-7 классов

Берёзовский городской округ 2023 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса «Культура безопасности
жизнедеятельности» для обучающихся 5-7 классов разработана в
соответствии с требованиями:
- Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования»;
- приказа Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам — образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования»;
- СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания», утвержденных постановлением главного санитарного врача
от 28.01.2021 № 2;
- учебного плана основного общего образования;
- рабочей программы воспитания.
Программа в методическом плане позволяет построить освоение
содержания в логике последовательного нарастания факторов опасности от
опасной ситуации до чрезвычайной ситуации и разумного взаимодействия
человека с окружающей средой, учесть преемственность приобретения
обучающимися знаний и формирования у них умений и навыков в области
безопасности жизнедеятельности.
Настоящая программа обеспечивает:
- ясное понимание обучающимися современных проблем безопасности
и формирование у подрастающего поколения базового уровня культуры
безопасного поведения;
- прочное усвоение обучающимися основных ключевых понятий,
обеспечивающих
преемственность
изучения
основ
комплексной
безопасности личности на следующем уровне образования;
- возможность выработки и закрепления у обучающихся умений и
навыков, необходимых для последующей жизни;
выработку
практико-ориентированных
компетенций,
соответствующих потребностям современности;
- реализацию оптимального баланса межпредметных связей и их
разумное взаимодополнение, способствующее формированию практических
умений и навыков.

Содержание учебного курса представлено следующими модулями:
- модуль №1 «Культура безопасности жизнедеятельности в
современном обществе»;
- модуль № 2 «Здоровье и как его сохранить»;
- модуль № 3 «Безопасность на транспорте»;
- модуль № 4 «Безопасность в быту»;
- модуль № 5 «Безопасность в социуме;
- модуль № 6 «Основы противодействия экстремизму и терроризму»;
- модуль № 7 «Безопасность в информационном пространстве»;
- модуль № 8 «Безопасность в природной среде»;
- модуль № 9 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях природного
характера»
- модуль № 10 «Основы медицинских знаний»;
Программой
предусматривается
использование
практико
ориентированных интерактивных форм организации учебных занятий с
возможностью применения тренажёрных систем и виртуальных моделей.
ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
«КУЛЬТУРВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Целью изучения учебного предмета КБЖ в 5-7 классах является
формирование у обучающихся базового уровня культуры безопасности
жизнедеятельности в соответствии с современными потребностями
личности, общества и государства.
Задачи курса предполагают формирование у обучающихся:
- способности построения модели индивидуального безопасного
поведения на основе понимания необходимости ведения здорового образа
жизни, причин, механизмов возникновения и возможных последствий
различных опасных и чрезвычайных ситуаций, знаний и умений применять
необходимые средства и приемы рационального и безопасного поведения
при их проявлении;
- активной жизненной позиции, осознанного понимания значимости
личного безопасного поведения в интересах безопасности личности,
общества и государства;
- знаний о безопасном поведении человека в чрезвычайных ситуациях
различного характера;
- умений оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья, навыков
безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях, использования
средств индивидуальной и коллективной защиты.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Модуль 1. «Основы безопасности личности, общества и государства».
Раздел 1. «Основы комплексной безопасности».
Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни.
− Пожарная безопасность.
− Безопасность на дорогах.
− Безопасность в быту.
− Безопасность на водоёмах.
− Экология и безопасность.
Обеспечение безопасности при активном отдыхе в природных условиях.
− Подготовка к активному отдыху на природе.
− Активный отдых на природе и безопасность.
− Дальний (внутренний) и выездной туризм, меры безопасности.
− Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной
среде.
Обеспечение безопасности в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и
социального характера.
− ЧС природного характера.
− ЧС техногенного характера.
− Современный комплекс проблем безопасности социального характера.
Раздел 2, Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных
ситуаций.
Организация защиты населения РФ от ЧС.
− Правовые основы обеспечения защиты населения от ЧС мирного и военного
времени.
− Организационные основы по обеспечению защиты населения от ЧС мирного и
военного времени.
− Основные мероприятия, проводимые в РФ, по защите населения от ЧС мирного и
военного времени.
Раздел 3. Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской
Федерации.
Экстремизм и терроризм - чрезвычайные опасности для общества и государства.
− Основные причины возникновения терроризма и экстремизма.
− Противодействие терроризму в мировом сообществе.
Нормативно-правовая база борьбы с экстремизмом и терроризмом в Российской
Федерации.
− Положения Конституции РФ.
− Стратегия национальной безопасности РФ
− Стратегия государственной антинаркотической политики РФ
− Концепция противодействия терроризму в РФ.
− Содержание законов РФ о противодействии терроризму и экстремистской
деятельности.
− Национальный антитеррористический комитет (НАК).

− Деятельность Федеральной службы контроля наркотиков России (ФСКН России)
по остановке развития наркосистемы, изменению наркоситуации, ликвидации финансовой
базы наркомафии.
− Профилактика наркозависимости.
Организационные основы системы противодействия терроризму и экстремизму в
Российской Федерации.
− Роль правоохранительных органов и силовых структур в борьбе с терроризмом и
проявлениями экстремизма.
− Контртеррористическая операция.
− Участие ВС РФ в борьбе с терроризмом.
Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму.
− Роль нравственной позиции и выработка личных качеств в формировании
антитеррористического поведения.
− Влияние уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности на
формирование антитеррористического поведения.
− Профилактика террористической и экстремистской деятельности.
Ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение и за участие
в террористической и экстремистской деятельности.
− Уголовный кодекс РФ об ответственности за антиобщественное поведение, участие
в террористической и экстремистской деятельности.
− Наказание за участие в террористической и экстремистской деятельности.
Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта.
− Взрывы в местах массового скопления людей.
− Захват воздушных и морских судов, автомашин и других транспортных средств и
удержание в них заложников.
− Правила поведения при возможной опасности взрыва.
− Правила безопасного поведения, если взрыв произошел.
− Меры безопасности в случае похищения или захвата самолёта. Правила поведения
при перестрелке.
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
Раздел 4. Основы здорового образа жизни.
Здоровый образ жизни и его составляющие.
− Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни.
− Составляющие здорового образа жизни.
Факторы, разрушающие здоровье.
− Вредные привычки и их влияние на здоровье (курение, употребление алкоголя,
наркомания).
− Ранние половые связи и их отрицательные последствия для здоровья человека.
− Инфекции, передаваемые половым путём, и их профилактика.
Правовые аспекты взаимоотношения полов.
− Семья в современном обществе.
Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи.
Оказание первой помощи.
− Первая помощь и правила её оказания.
− Средства оказания первой помощи.
− Основные неинфекционные заболевания и их профилактика.

− Наиболее часто встречающиеся инфекционные заболевания, их возбудители, пути
передачи, меры профилактики.
− Первая помощь при неотложных состояниях.
− Правила оказания первой помощи при неотложных состояниях.
Первая помощь при массовых поражениях.
− Комплекс простейших мероприятий по оказанию первой помощи при массовых
поражениях.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Настоящая Программа чётко ориентирована на выполнение требований,
устанавливаемых ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы
(личностные, метапредметные и предметные), которые должны демонстрировать
обучающиеся по завершении обучения в основной школе.
Личностные результаты достигаются в единстве учебной и воспитательной
деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и
духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами
поведения. Способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития,
формирования внутренней позиции личности и проявляются в индивидуальных социально
значимых качествах, которые выражаются прежде всего в готовности обучающихся к
саморазвитию, самостоятельности, инициативе и личностному самоопределению;
осмысленному ведению здорового и безопасного образа жизни и соблюдению правил
экологического поведения; к целенаправленной социально значимой деятельности;
принятию внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, к
окружающим людям и к жизни в целом.
Личностные результаты, формируемые в ходе изучения учебного предмета ОБЖ,
должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных
ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе.
1. Патриотическое воспитание:
− осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка,
истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное
отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту,
технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам
России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и
памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
− формирование чувства гордости за свою Родину, ответственного отношения к
выполнению конституционного долга — защите Отечества.
2. Гражданское воспитание:
− готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав,
уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни
семьи, организации, местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм
экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в
жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях
гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в
поликультурном и многоконфессиональном обществе; представление о способах
противодействия коррупции; готовность к разнообразной совместной деятельности,
стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном
самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство,
помощь людям, нуждающимся в ней);
− сформированность активной жизненной позиции, умений и навыков личного
участия в обеспечении мер безопасности личности, общества и государства;
− понимание и признание особой роли России в обеспечении государственной и
международной безопасности, обороны страны, осмысление роли государства и общества
в решении задачи защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного,
техногенного и социального характера;

− знание и понимание роли государства в противодействии основным вызовам
современности: терроризму, экстремизму, незаконному распространению наркотических
средств, неприятие любых форм экстремизма, дискриминации, формирование
веротерпимости, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его
мнению, развитие способности к конструктивному диалогу с другими людьми.
3. Духовно-нравственное воспитание:
− ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других
людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий
поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность
личности в условиях индивидуального и общественного пространства;
− развитие ответственного отношения к ведению здорового образа жизни,
исключающего употребление наркотиков, алкоголя, курения и нанесение иного вреда
собственному здоровью и здоровью окружающих;
− формирование личности безопасного типа, осознанного и ответственного
отношения к личной безопасности и безопасности других людей.
4. Эстетическое воспитание:
− формирование гармоничной личности, развитие способности воспринимать, ценить
и создавать прекрасное в повседневной жизни;
− понимание взаимозависимости счастливого юношества и безопасного личного
поведения в повседневной жизни.
5. Ценности научного познания:
− ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об
основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях
человека с природ- ной и социальной средой; овладение основными навыками
исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков
и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного
благополучия;
− формирование современной научной картины мира, понимание причин,
механизмов возникновения и последствий распространённых видов опасных и
чрезвычайных ситуаций, которые могут произойти во время пребывания в различных
средах (бытовые условия, дорожное движение, общественные места и социум, природа,
коммуникационные связи и каналы);
− установка на осмысление опыта, наблюдений и поступков, овладение
способностью оценивать и прогнозировать неблагоприятные факторы обстановки и
принимать обоснованные решения в опасной (чрезвычайной) ситуации с учётом реальных
условий и возможностей.
6. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
− понимание личностного смысла изучения учебного предмета ОБЖ, его значения
для безопасной и продуктивной жизнедеятельности человека, общества и государства;
− осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и
установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических
правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя,
наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;

соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в
интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся
социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысливая
собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
− умение принимать себя и других, не осуждая;
− умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, уметь управлять
собственным эмоциональным состоянием;
− сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого
же права другого человека.
7. Трудовое воспитание:
− установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,
организации, города, края) технологической и социальной направленности, способность
инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на
основе применения изучаемого предметного знания; осознание важности обучения на
протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие
необходимых умений для этого; готовность адаптироваться в профессиональной среде;
уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение
индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и
общественных интересов и потребностей;
− укрепление ответственного отношения к учёбе, способности применять меры и
средства индивидуальной защиты, приёмы рационального и безопасного поведения в
опасных и чрезвычайных ситуациях;
− овладение умениями оказывать первую помощь пострадавшим при потере
сознания, остановке дыхания, наружных кровотечениях, попадании инородных тел в
верхние дыхательные пути, травмах различных областей тела, ожогах, отморожениях,
отравлениях;
− установка на овладение знаниями и умениями предупреждения опасных и
чрезвычайных ситуаций, во время пребывания в различных средах (в помещении, на
улице, на природе, в общественных местах и на массовых мероприятиях, при
коммуникации, при воздействии рисков культурной среды).
8. Экологическое воспитание:
− ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для
решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их
возможных последствий для окружающей среды; повышение уровня экологической
культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли
как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и
социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической
направленности;
− освоение основ экологической культуры, методов проектирования собственной
безопасной жизнедеятельности с учётом природных, техногенных и социальных рисков на
территории проживания.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты характеризуют сформированность у обучающихся
межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях и позволяют

связывать знания из различных дисциплин в целостную научную картину мира) и
универсальных учебных действий (познавательные, коммуникативные, регулятивные);
способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике.
Выражаются в готовности к самостоятельному планированию и осуществлению учебной
деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, к
участию в построении индивидуальной образовательной траектории; овладению
навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в
различных форматах, в том числе в цифровой среде.
Метапредметные результаты, формируемые в ходе изучения учебного предмета
ОБЖ, должны отражать:
1. Овладение универсальными познавательными действиями.
Базовые логические действия:
− выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
− устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и
сравнения, критерии проводимого анализа;
− с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления
закономерностей и противоречий;
− выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной
задачи;
− выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; делать
выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений
по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
− самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько
вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно
выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
− формулировать проблемные вопросы, отражающие несоответствие между
рассматриваемым и наиболее благоприятным состоянием объекта (явления) повседневной
жизни;
− обобщать, анализировать и оценивать получаемую информацию, выдвигать
гипотезы, аргументировать свою точку зрения, делать обоснованные выводы по
результатам исследования;
− проводить (принимать участие) небольшое самостоятельное исследование
заданного объекта (явления), устанавливать причинно-следственные связи;
− прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об
их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
− применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и
заданных критериев;
− выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию
различных видов и форм представления;
− находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же
идею, версию) в различных информационных источниках;

− самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и
иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и
их комбинациями;
− оценивать надёжность информации по критериям, предложенным педагогическим
работником или сформулированным самостоятельно;
− эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение системой универсальных познавательных действий обеспечивает
сформированность когнитивных навыков обучающихся.
2. Овладение универсальными коммуникативными действиями.
Общение:
− уверенно высказывать свою точку зрения в устной и письменной речи, выражать
эмоции в соответствии с форматом и целями общения, определять предпосылки
возникновения конфликтных ситуаций и выстраивать грамотное общение для их
смягчения;
− распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных
знаков и намерения других, уважительно, в корректной форме формулировать свои
взгляды;
− сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
− в ходе общения задавать вопросы и выдавать ответы по существу решаемой
учебной задачи, обнаруживать различие и сходство позиций других участников диалога;
− публично представлять результаты решения учебной задачи, самостоятельно
выбирать наиболее целесообразный формат выступления и готовить различные
презентационные материалы.
Совместная деятельность (сотрудничество):
− понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при
решении конкретной учебной задачи;
− планировать организацию совместной деятельности (распределять роли и понимать
свою роль, принимать правила учебного взаимодействия, обсуждать процесс и результат
совместной работы, подчиняться, выделять общую точку зрения, договариваться о
результатах);
− определять свои действия и действия партнёра, которые помогали или затрудняли
нахождение общего решения, оценивать качество своего вклада в общий продукт по
заданным участниками группы критериям, разделять сферу ответственности и проявлять
готовность к предоставлению отчёта перед группой.
Овладение системой универсальных коммуникативных действий обеспечивает
сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.
3. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями.
Самоорганизация:
− выявлять проблемные вопросы, требующие решения в жизненных и учебных
ситуациях;
− аргументированно определять оптимальный вариант принятия решений,
самостоятельно составлять алгоритм (часть алгоритма) и способ решения учебной задачи
с учётом собственных возможностей и имеющихся ресурсов;

− составлять план действий, находить необходимые ресурсы для его выполнения,
при необходимости корректировать предложенный алгоритм, брать ответственность за
принятое решение.
Самоконтроль (рефлексия):
− давать адекватную оценку ситуации, предвидеть трудности, которые могут
возникнуть при решении учебной задачи, и вносить коррективы в деятельность на основе
новых обстоятельств;
− объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать
оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
− оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
− управлять собственными эмоциями и не поддаваться эмоциям других, выявлять и
анализировать их причины;
− ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого,
регулировать способ выражения эмоций.
Принятие себя и других:
− осознанно относиться к другому человеку, его мнению, признавать право на
ошибку свою и чужую;
− быть открытым себе и другим, осознавать невозможность контроля всего вокруг.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий
обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция
личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины,
устойчивого поведения).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты характеризуют сформированностью у обучающихся
основ культуры безопасности жизнедеятельности и проявляются в способности
построения и следования модели индивидуального безопасного поведения и опыте её
применения в повседневной жизни.
Приобретаемый опыт проявляется в понимании существующих проблем
безопасности и усвоении обучающимися минимума основных ключевых понятий,
которые в дальнейшем будут использоваться без дополнительных разъяснений,
приобретении систематизированных знаний основ комплексной безопасности личности,
общества и государства, индивидуальной системы здорового образа жизни,
антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, овладении
базовыми медицинскими знаниями и практическими умениями безопасного поведения в
повседневной жизни.
Предметные результаты по предметной области «Физическая культура и основы
безопасности жизнедеятельности» должны обеспечивать:
По учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»:
1) сформированность культуры безопасности жизнедеятельности на основе освоенных
знаний и умений, системного и комплексного понимания значимости безопасного
поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций для личности, общества и
государства;
2) сформированность социально ответственного отношения к ведению здорового
образа жизни, исключающего употребление наркотиков, алкоголя, курения и нанесения
иного вреда собственному здоровью и здоровью окружающих;
3) сформированность активной жизненной позиции, умений и навыков личного
участия в обеспечении мер безопасности личности, общества и государства;
4) понимание и признание особой роли России в обеспечении государственной и

международной безопасности, обороны страны, в противодействии основным вызовам
современности: терроризму, экстремизму, незаконному распространению наркотических
средств;
5) сформированность чувства гордости за свою Родину, ответственного отношения к
выполнению конституционного долга — защите Отечества;
6) знание и понимание роли государства и общества в решении задачи обеспечения
национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций
природного, техногенного и социального (в том числе террористического) характера;
7) понимание причин, механизмов возникновения и последствий распространённых
видов опасных и чрезвычайных ситуаций, которые могут произойти во время пребывания
в различных средах (бытовые условия, дорожное движение, общественные места и
социум, природа, коммуникационные связи и каналы);
8) овладение знаниями и умениями применять меры и средства индивидуальной
защиты, приёмы рационального и безопасного поведения в опасных и чрезвычайных
ситуациях;
9) освоение основ медицинских знаний и владение умениями оказывать первую
помощь пострадавшим при потере сознания, остановке дыхания, наружных
кровотечениях, попадании инородных тел в верхние дыхательные пути, травмах
различных областей тела, ожогах, отморожениях, отравлениях;
10) умение оценивать и прогнозировать неблагоприятные факторы обстановки и
принимать обоснованные решения в опасной (чрезвычайной) ситуации с учётом реальных
условий и возможностей;
11) освоение основ экологической культуры, методов проектирования собственной
безопасной жизнедеятельности с учётом природных, техногенных и социальных рисков на
территории проживания;
12) овладение знаниями и умениями предупреждения опасных и чрезвычайных
ситуаций во время пребывания в различных средах (бытовые условия, дорожное
движение, общественные места и социум, природа, коммуникационные связи и каналы).
Достижение результатов освоения программы основного общего образования
обеспечивается посредством включения в указанную программу предметных результатов
освоения модулей учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».
Распределение предметных результатов, формируемых в ходе изучения учебного
предмета ОБЖ, по учебным модулям:
5 класс
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства.
Раздел 1. Основы комплексной безопасности:
− Уметь использовать приобретенные знания в повседневной жизни.
− Уметь предотвращать возможные опасные и аварийные ситуации в жилище.
− Освоить приемы действий в опасных ситуациях.
− Уметь предвидеть возникновение опасных ситуаций, зоны безопасности в городе.
− Уметь предвидеть возникновение опасных ситуаций в повседневной жизни, на
дороге и в транспорте.
− Уметь применять правила безопасного поведения на дороге.
− Уметь применять основные правила пожарной безопасности в жилище.
− Уметь применять основные правила безопасного поведения в быту.
− Уметь применять правила безопасного поведения до и во время опасных
природных явлений.
− Уметь применять безопасного поведения на водоемах в различное время года.
− Уметь предвидеть возникновение опасных ситуаций природного и техногенного
характера по характерным признакам.

Раздел 3. Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской
Федерации:
− Выработать отрицательное отношение к любым видам антиобщественного
поведения.
− Уметь предвидеть возникновение опасных ситуаций дома и на улице.
− Уметь формулировать правила поведения в повседневной жизни, чтобы не стать
правонарушителем.
− Уметь составлять план своих действий при угрозе террористических действий.
− Уметь составлять план своих действий при угрозе возникновения теракта и при
теракте.
− Уметь анализировать виды террористических актов и их характерные особенности.
− Уметь формулировать свои правила поведения в повседневной жизни, чтобы не
стать правонарушителем.
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
Раздел 4. Основы здорового образа жизни:
− Знать основные положения о здоровом образе жизни.
− Знать виды двигательной активности и закаливания.
− Знать о гигиене питания, сущность рационального питания. Пищевая ценность
продуктов.
− Знать о пагубном влияние вредных привычек на здоровье, умственные и
физические способности.
− Знать основные понятия здорового образа жизни и профилактику вредных
привычек.
Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи:
− Знать предназначение и общие правила оказания первой помощи при различных
видах повреждений.
− Знать предназначение и общие правила оказания первой помощи при ушибах и
ссадинах.
− Знать предназначение и общие правила оказания первой помощи при отравлении
никотином.
− Знать предназначение и общие правила оказания первой помощи при отравлении
угарным газом
− Знать предназначение и общие правила оказания первой помощи при носовом
кровотечении.
6 класс
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства.
Раздел 1. Основы комплексной безопасности:
− Знать правила безопасного поведения в природной среде. Уметь применять
полученные знания в практической жизни.
− Знать и владеть способы ориентирования на местности.
− Знать отдельно взятые признаки определения сторон горизонта. Уметь определять
свое место на карте по ближайшим местным предметам.
− Знать как подготовиться к выходу на природу. Уметь распределять режим
переходов, обеспечивать чередование нагрузок и отдыха.

− Знать правила сооружения временного укрытия. Уметь приготовить пищу в
условиях похода.
− Знать о чём следует позаботиться, о личном и групповом снаряжении. Уметь
приводить в порядок и ремонтировать туристское снаряжение в условиях похода.
− Знать правила безопасности во время активного отдыха на природе. Уметь
соблюдать режим и график движения, соблюдать установленный режим питания и
питьевой режим.
− Знать меры безопасности при движении в горах.
− Уметь соблюдать режим движения и отдыха на равнине и в горах.
− Уметь распределять режим движения в лыжном походе в зависимости от характера
местности, погодных условий и уровня подготовки участников похода.
− Знать правила поведения на воде и оказания помощи утопающему.
− Владеть навыками оказания помощи утопающему.
− Использовать полученные знания в повседневной жизни для обеспечения личной
безопасности на воде.
− Знать как подготовиться к выходу в поход на велосипеде.
− Правила безопасности туристов передвигающихся в походе на велосипеде. Уметь
распределять график движения отдыха во время велосипедного похода.
− Знать определения трёх групп факторов. Уметь использовать полученные
теоретические знания в практической деятельности.
− Знать причины опасных ситуаций на транспорте, правила поведения на транспорте.
− Иметь представление о правилах поведения во время ОС на транспорте.
− Уметь правильно действовать ОС на воде и водном транспорте.
− Знать причины опасных ситуаций на транспорте, правила поведения на транспорте.
− Иметь представление о правилах поведения во время ОС на воздушном
транспорте.
− Знать правила безопасного поведения в природной среде. Уметь применять
полученные знания в практической жизни. Уметь всесторонне подготовиться к
туристическому походу.
− Знать правила безопасного поведения человека при вынужденном автономном
существовании в природных условиях.
− Владеть навыками подачи сигналов бедствия. Уметь принимать решения и
приступать к выполнению этого решения незамедлительно.
− Знать правила безопасного поведения в природной среде (добывание огня, воды и
пищи, сооружение временного укрытия). Уметь подавать сигналы бедствия .
− Знать правили безопасного поведения при опасных проявлениях погоды в нашей
местности. Уметь принимать решения и приступить к выполнению этого решения
незамедлительно.
− Знать правила поведения при встрече с дикими животными в природе. Уметь
принять правильное решение.
− Знать меры защиты от укусов насекомых. Уметь обрабатывать ранки , полученные
от укуса кровососущих насекомых.

− Знать признаки клещевого энцефалита: недомогание, высокая температура, сильная
головная боль, тошнота, рвота. Уметь оказывать первую помощь. Знать как обезопасить
себя от клещевого энцефалита. Уметь удалять клеща с тела и оказывать первую помощь.
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи:
− Знать общие понятия и определения личной гигиены, природные лекарственные
средства. Уметь пользоваться индивидуальной аптечкой.
− Знать наиболее характерные травмы, которые могут возникнуть в походе. Правила
оказания помощи при травмах. Уметь оказывать первую помощь при ушибах и
растяжениях.
− Знать, что является признаками солнечного и теплового удара, обморожения.
Уметь использовать различные способы при оказании первой помощи при термических
ожогах и отморожениях.
− Знать оказание первой медицинской помощи при укусах змей и насекомых. Уметь
срочно удалять из кожи жало насекомого организовать доставку пострадавшего в
лечебное заведение.
Раздел 4. Основы здорового образа жизни:
− Знать об основах здорового образа жизни, факторах, укрепляющих и разрушающих
здоровье.
− Использовать полученные знания в повседневной жизни для ведения здорового
образа жизни.
− Знать, что именно может навредить при общении с компьютером. Уметь правильно
распределять время работы за компьютером для сбережения здоровья.
− Знать влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека .Уметь
использовать доступные способы повышения устойчивости организма человека к
неблагоприятным условиям внешней среды.
− Знать влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека. Уметь
использовать полученные знания в практической жизни.
− Приводить примеры вредных привычек, факторов, разрушающих здоровье.
− Использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения здорового
образа жизни. Уметь сказать нет доброжелателям.
− Знать о профилактике вредных привычек. Использовать приобретенные знания в
повседневной жизни для ведения здорового образа жизни.
7 класс
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства.
Раздел 1-2. Основы комплексной безопасности. Защита населения Российской
федерации от чрезвычайных ситуации:
− Знать определения: литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера. Знать
классификацию природных явлений по месту возникновения.
− Знать основные группы опасных природных явлений.
− Уметь соотносить происходящее явление виду чрезвычайной ситуации.
− Знать причины землетрясений; сейсмически активные районы России. Уметь
определять силу и интенсивность землетрясения по шкале Меркалли.
− Знать комплекс мероприятий, проводимых по защите населения от последствий
землетрясений. Уметь действовать по сигналу «Внимание всем!»

− Уметь действовать в различных ситуациях: при подготовке к землетрясению, если
землетрясение началось; если землетрясение началось неожиданно; после землетрясения.
− Знать расположение вулканов на Земле; причины образования вулканов; типы
вулканов. Уметь находить вулканы на карте.
− Знать последствия извержения вулканов. Уметь действовать, если поступило
сообщение о проснувшемся вулкане.
− Знать причины и последствия оползней; обвалов. Уметь действовать при угрозе
оползня; обвала.
− Знать причины возникновения; возможные последствия ураганов и бурь. Уметь
определять силу ветра по шкале Бофорта.
− Знать профилактические меры по защите населения от последствий ураганов и
бурь.
− Уметь действовать: после получения сигнала о штормовом предупреждении; при
урагане.
− Знать причины и последствия смерча. Уметь действовать при угрозе смерча и во
время смерча.
− Знать виды наводнений: половодье, паводок, затор, зажор, ветровой нагон;
причины их возникновения.
− Знать основные мероприятия, проводимые по защите населения от последствий
наводнений.
− Уметь действовать при угрозе и во время наводнений. Знать основные мероприятия
по защите населения от наводнений, и их последствий.
− Знать районы РФ, на которых образуются селевые бассейны; причины и
последствия селевого потока.
− Уметь действовать угрозе и во время селя. Знать способы защиты от последствий
селевых потоков.
− Знать причины и последствия цунами.
− Уметь действовать во время цунами, после него. Знать, как подготовиться к
цунами.
− Уметь действовать в лавиноопасных зонах. Знать лавиноопасные районы РФ.
− Знать регионы России, наиболее подверженные возникновению лесных пожаров на
лесных площадях. Уметь соблюдать меры пожарной безопасности в лесу.
− Знать способы тушения небольшого пожара в лесу.
− Уметь соблюдать правила безопасного поведения при угрозе возникновения и во
время пожара в лесу.
− Соблюдать правила личной гигиены для профилактики инфекционных
заболеваний.
− Знать инфекционные болезни; пути распространения инфекции.
− Знать понятия: эпизоотии, эпифитотии.
Раздел 3. Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской
Федерации:
− Знать факторы и социальные явления, способствующие вовлечению человека в
террористическую деятельность. Знать уголовную ответственность за телефонный
терроризм.

− Уметь строить дальнейшую индивидуальную траекторию образования и
нравственного поведения.
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
Раздел 4. Основы здорового образа жизни:
− Знать, какие качества нужно воспитывать в себе, чтобы повысить психологическую
уравновешенность. Уметь воспитывать в себе нравственные качества.
− Уметь контролировать свои эмоции. Знать о пагубном влиянии стресса на здоровье
человека.
− Соблюдать правила личной гигиены. Знать особенности развития организма
человека в подростковом возрасте.
Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи:
− Уметь быстро вызывать бригаду скорой помощи. Знать порядок действий первой
помощи.
− Знать способы остановки артериального кровотечения; точки пальцевого прижатия
артерий. Уметь оказывать ПМП при капиллярном, венозном, артериальном кровотечении.
− Уметь накладывать повязки.
− Знать ПМП при ушибе и переломе.
− Уметь транспортировать пострадавшего различными способами.
8 класс
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства.
Раздел 1. Основы комплексной безопасности:
− Анализировать причины возникновения пожаров в общественных жилых зданиях
− Характеризовать основные мероприятия проводимые МЧС России по
совершенствованию пожарной безопасности в стране.
− Составлять планы своего поведения на случай возникновения пожара в школе,
дома, общественном месте.
− Составлять алгоритм безопасного поведения на дорогах пешехода, пассажира,
водителя велосипеда.
− Сравнивать способы обеззараживания воды.
− Уметь объяснять правила безопасного поведения на воде.
− Работать в парах по правилам оказания само- и взаимопомощи, терпящим
бедствия на воде.
− Анализировать состояния окружающей среды.
− Выполнять рекомендации по безопасному поведению во время ЧС экологического
характера.
− Запоминать приемы по защите личного здоровья в местах с неблагоприятной
экилогической обстановкой.
− Различать ЧС техногенного характера в соответствии с их классификацией.
− Составлять алгоритм своего поведения во время характерной ЧС техногенного
характера, возможной в регионе своего проживания.
Раздел 2-3. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций:
− Анализировать рекомендации специалистов по правилам безопасного поведения в
ЧС техногенного характера.
− Уметь отрабатывать в паре (группе) правила безопасного поведения в условия
различных ЧС техногенного характера.

− Моделировать действия населения по сигналам оповещения о ЧС техногенного
характера.
− Выписывать в дневник безопасности рекомендации специалистов МЧС России по
правилам поведения во время ЧС техногенного характера.
− Записывать в дневник безопасности порядок своего поведения при угрозе
возникновении ЧС техногенного характера.
− Составлять план личной безопасности при возникновении ЧС техногенного
характера.
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
Раздел 4. Основы здорового образа жизни:
− Анализировать собственные поступки и их влияние на личное благополучие.
− Формулировать правила соблюдения норм здорового образа жизни для
профилактики неинфекционных заболеваний и вредных привычек.
− Формулировать кратко свое понимание понятия «здоровье человека», указывать
критерии, по которым можно оценить его уровень.
− Составлять план действий в каждой конкретной ситуации.
− Применять рекомендации специалистов МЧС по правилам поведения при
отравлениях АХОВ, травмах и утоплениях.
− Отрабатывать в парах приемы оказания первой помощи при отравлениях АХОВ,
травмах и утоплениях.
9 класс
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства.
Раздел 1. Основы комплексной безопасности:
− Знать значение России в мировом сообществе.
− Знать национальные интересы России.
− Знать основные угрозы национальным интересам и безопасности России.
− Знать чрезвычайные ситуации природного характера.
− Знать чрезвычайные ситуации техногенного характера.
− Знать основные внешние и внутренние военные опасности.
Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от Чрезвычайных ситуаций:
− Знать принцип работы единой государственной системы предупреждения и ликвидация
чрезвычайных ситуаций.

−
−
−
−
−
всем!»

Знать задачи гражданской обороны; основные мероприятия.
Знать задачи и приоритетные направления деятельности МЧС России.
Знать предназначение проведения системы мониторинга и прогнозирования ЧС.
Знать направления уменьшения масштабов чрезвычайных ситуаций.
Знать способы оповещения и эвакуации населения. Уметь действовать по сигналу «Внимание

− Знать мероприятия, проводимые при аварийно-спасательных работах.
Раздел 3. Противодействие терроризму и экстремизму в Российской Федерации:
− Знать источники угроз национальной безопасности России.
− Знать виды терроризма. Формировать в себе нравственное поведение.
− Знать правовую основу общегосударственной системы противодействия терроризму в РФ.
− Знать цель и задачи противодействия терроризму в РФ.
− Знать уголовную ответственность за действия, связанные с наркотическими и психотропными
веществами.

− Знать задачи национального антитеррористического комитета.
− Знать государственную стратегию борьбы с незаконным оборотом наркотиков.
− Знать и уметь действовать при угрозе террористического акта.
− Уметь сказать «нет» наркотикам.
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
Раздел 4. Основы здорового образа жизни:
− Знать факторы, влияющие на здоровье человека.
− Знать составляющие здорового образа жизни.
− Знать ответственность родителей и государства за воспитание и развитие детей, за состояние
их здоровья.

− Сформировать представление об отрицательном влиянии ранних половых связей на здоровье
человека.

−
−
−
−
−

Изучить инфекции, передаваемые половым путём; их последствия.
Сформировать представление ВИЧ- инфекции и СПИДе; их последствиях.
Знать факторы, влияющие на формирование стабильных брачных отношений.
Знать функции семьи.

Знать основные положения семейного кодекса.
Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи:
− Изучить комплекс простейших мероприятий, проводимых на месте получения поражения.

− Знать первую помощь при передозировке в приеме психоактивных веществ. Уметь оказывать
помощь пострадавшему.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
№
п/п

Количество часов
Электронные (цифровые)
Наименование разделов и тем программы
контрольные практические
образовательные ресурсы
всего
работы
работы
Модуль 1. «Основы безопасности личности, общества и государства» (21 ч)
Раздел 1. «Основы комплексной безопасности» (14 ч)

Человек, среда его обитания, безопасность человека. (5 ч)
1
Город как среда обитания.
1
http://kuhta.clan.su
Жилище человека, особенности жизнеобеспечения
2
1
https://iu.ru/video-lessons
жилища.
3
Особенности природных условий в городе.
1
https://videouroki.net
Взаимоотношения людей, проживающих в городе и
4
1
https://iu.ru/video-lessons
безопасность
5
Безопасность в повседневной жизни.
1
https://iu.ru/video-lessons
Опасные ситуации техногенного характера. (5 ч)
Дорожное движение, безопасность участников
6
1
https://iu.ru/video-lessons
движения.
Пешеход. Безопасность пешехода. Пассажир.
7
1
https://iu.ru/video-lessons
Безопасность пассажира
8
Водитель
1
https://iu.ru/video-lessons
9
Пожарная безопасность
1
https://iu.ru/video-lessons
10 Безопасное поведение в бытовых ситуациях
1
https://iu.ru/video-lessons
Опасные ситуации природного характера (2 ч)
11 Погодные явления и безопасность человека
1
https://iu.ru/video-lessons
12 Безопасность на водоёмах
1
https://iu.ru/video-lessons
Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера (2 ч)
13 Чрезвычайные ситуации природного характера
1
https://videouroki.net
14 Чрезвычайные ситуации техногенного характера
1
1
https://iu.ru/video-lessons
Итого по разделу
14
Раздел 3. Основы противодействия экстремизму и терроризму в Российской Федерации (7 ч)
Опасные ситуации социального характера, антиобщественное поведение (3 ч)

15 Антиобщественное поведение и его опасность
1
https://iu.ru/video-lessons
16 Обеспечение личной безопасности дома
1
17 Обеспечение личной безопасности на улице
1
https://iu.ru/video-lessons
Экстремизм и терроризм — чрезвычайные опасности для общества и государства (4 ч)
Экстремизм и терроризм: основные понятия и
18
1
https://videouroki.net
причины их возникновения
Виды экстремистской и террористической
19
1
https://iu.ru/video-lessons
деятельности.
20 Виды террористических актов и их последствия.
1
https://iu.ru/video-lessons
Ответственность несовершеннолетних за
21 антиобщественное поведение и участие в
1
1
https://iu.ru/video-lessons
террористической деятельности.
Итого по разделу
7
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (13 ч)
Раздел 4. Основы здорового образа жизни ( 5 ч)
Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни ( 3 ч)
22 О здоровом образе жизни.
1
https://iu.ru/video-lessons
Двигательная активность и закаливание организма –
23
1
https://iu.ru
элементы здорового образа жизни.
24 Рациональное питание. Гигиена питания.
1
https://iu.ru/video-lessons
Факторы, разрушающие здоровье (2 ч)
25 Вредные привычки и их влияние на здоровье.
1
https://iu.ru
Здоровый образ жизни и профилактика вредных
26
1
1
https://iu.ru/video-lessons
привычек.
Итого по разделу
5
Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (8 ч)
Первая помощь и правила её оказания (8 ч)
27 Первая помощь при различных видах повреждений.
2
1
https://videouroki.net
28 Оказание первой помощи при ушибах, ссадинах.
3
3
https://iu.ru/video-lessons
29 Первая помощь при отравлениях.
3
3
https://iu.ru/video-lessons
Итого по разделу
8
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
34
3
7

6 КЛАСС
№
п/п

Количество часов
Электронные (цифровые)
Наименование разделов и тем программы
контрольные практические
образовательные ресурсы
всего
работы
работы
Модуль 1. «Основы безопасности личности, общества и государства» (24 ч)

Раздел 1. «Основы комплексной безопасности» (24 ч)
Подготовка к активному отдыху на природе (6 ч)
1
Природа и человек.
1
2
Ориентирование на местности.
1
Определение своего местонахождения и направления
1
3
движения на местности.
4
Подготовка к выходу на природу.
1
Определение места для бивака и организация
5
бивачных работ.
6
Определение необходимого снаряжения для похода.
1
Активный отдых на природе и безопасность (5 ч)
Общие правила безопасности при активном отдыхе на
1
7
природе.
8
Обеспечение безопасности в пеших и горных походах.
1
9
Подготовка и проведение лыжных походов.
1
10 Водные походы и обеспечение безопасности на воде.
1
11 Велосипедные походы и безопасность туристов.
1
1
Дальний (внутренний) и выездной туризм. Меры безопасности (6 ч)
Основные факторы, оказывающие влияние на
1
12 безопасность человека в дальнем и международном
туризме.
Акклиматизация
человека
в
различных
1
13
климатических условиях.
14 Акклиматизация в горной местности.
1
Обеспечение личной безопасности при следовании к
1
15
местам отдыха наземными видами транспорта.
Обеспечение личной безопасности на водном
1
16
транспорте.

https://videouroki.net
https://iu.ru/video-lessons
https://iu.ru/video-lessons
https://iu.ru/video-lessons
https://iu.ru/video-lessons
https://iu.ru/video-lessons
http://kuhta.clan.su
https://iu.ru/video-lessons
https://iu.ru/video-lessons
https://iu.ru/video-lessons
https://iu.ru/video-lessons
https://videouroki.net
https://iu.ru/video-lessons
https://iu.ru/video-lessons
https://iu.ru/video-lessons
https://iu.ru/video-lessons

Обеспечение личной безопасности на воздушном
https://iu.ru/video-lessons
1
транспорте.
Обеспечение безопасности при автономном пребывании человека в природной среде (3 ч)
18 Автономное пребывание человека в природной среде.
1
http://www.obzh.ru
Добровольная автономия человека в природной среде.
https://iu.ru/video-lessons
19
1
Вынужденная автономия человека в природной среде.
Обеспечение
жизнедеятельности
человека
в
https://iu.ru/video-lessons
20
1
природной среде при автономном существовании.
https://iu.ru/video-lessons
Опасные ситуации в природных условиях (4 ч)
21 Опасные погодные явления.
1
https://videouroki.net
Обеспечение безопасности при встрече с дикими
https://iu.ru/video-lessons
22
1
животными в природных условиях.
23 Укусы насекомых и защита от них.
1
24 Клещевой энцефалит и его профилактика.
1
https://iu.ru/video-lessons
Итого по разделу
24
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (10 ч)
Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи (4 ч)
Первая помощь при неотложных состояниях (4 ч)
Личная гигиена и оказание первой медицинской
https://iu.ru/video-lessons
25
1
помощи в природных условиях.
26 Оказание первой медицинской помощи при травмах.
1
http://kuhta.clan.su
Оказание первой медицинской помощи при тепловом
hhttps://iu.ru/video-lesson
27
1
и солнечном ударах и отморожении.
Оказание первой медицинской помощи при укусах
1
http://kuhta.clan.su
28
1
змей и насекомых.
Итого по разделу
4
Раздел 4. Основы здорового образа жизни (6 ч)
Здоровье человека и факторы, на него влияющие (6 ч)
29 Здоровый образ жизни и профилактика утомления.
1
https://iu.ru/video-lessons
30 Компьютер и его влияние на здоровье.
1
https://iu.ru/video-lessons
Влияние неблагоприятной окружающей среды на
https://iu.ru/video-lessons
31
1
здоровье человека.
32 Влияние социальной среды на развитие и здоровье
1
1
https://iu.ru/video-lessons
17

человека.
Влияние наркотиков и других психоактивных
33
веществ на здоровье человека.
Профилактика потребления наркотиков и других
34
психоактивных веществ.
Итого по разделу
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

https://iu.ru/video-lessons

1

https://iu.ru/video-lessons

1
6
34

3

7 КЛАСС
№
п/п

Количество часов
Электронные (цифровые)
Наименование разделов и тем программы
контрольные практические
образовательные ресурсы
всего
работы
работы
Модуль 1. «Основы безопасности личности, общества и государства» (27 ч)

Раздел 1-2. Основы комплексной безопасности и защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций (24 ч)
Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера (3 ч)
Различные природные явления и причины их
https://videouroki.net
1
1
возникновения.
2
Общая характеристика природных явлений.
1
https://iu.ru/video-lessons
Опасные и чрезвычайные ситуации природного
https://videouroki.net
3
1
характера. Общие понятия и определения.
Чрезвычайные ситуации геологического происхождения, их причины и последствия (6 ч)
Землетрясение. Причины возникновения
https://iu.ru/video-lessons
4
1
землетрясения и возможные последствия.
5
Защита населения от последствий землетрясений.
1
https://videouroki.net
Правила безопасного поведения населения при
https://iu.ru/video-lessons
6
1
землетрясении
Расположение вулканов на Земле, извержение
https://videouroki.net
7
1
вулканов.
8
Последствия извержения вулканов. Защита населения
1
https://iu.ru/video-lessons
9
Оползни и обвалы их последствия. Защита населения
1
1
https://videouroki.net
Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения (3 ч)
10 Ураганы и бури, причины их возникновения,
1
https://iu.ru/video-lessons

возможные последствия
11 Защита населений от последствий ураганов и бурь
1
https://videouroki.net
12 Смерчи
1
https://iu.ru/video-lessons
Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения (8 ч)
13
Наводнения. Виды наводнений и их причины.
1
https://iu.ru/video-lessons
14 Защита населения от последствий наводнений.
1
https://videouroki.net
Рекомендации населению по действиям при угрозе и
https://iu.ru/video-lessons
15
1
во время наводнения.
16 Сели и их характеристика.
1
https://videouroki.net
Защита населения от последствий селевых
https://iu.ru/video-lessons
17 потоков.
1
18 Цунами и их характеристика.
1
https://videouroki.net
19 Защита населения от цунами
1
https://iu.ru/video-lessons
20 Снежные лавины
1
https://videouroki.net
Природные пожары и чрезвычайные ситуации биолого-социального происхождения (4 ч)
21 Лесные и торфяные пожары и их характеристика.
1
https://iu.ru/video-lessons
Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита
https://videouroki.net
22
1
населения.
Инфекционная заболеваемость людей и защита
https://iu.ru/video-lessons
23 населения.
1
24 Эпизоотии и эпифитотии.
1
1
https://iu.ru/video-lessons
Итого по разделу
24
Раздел 3. Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации (3 ч)
Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму (3 ч)
Терроризм и факторы риска вовлечения подростка в
https://videouroki.net
25
1
террористическую и экстремистскую деятельность
Терроризм и факторы риска вовлечения подростка в
https://iu.ru/video-lessons
26
1
террористическую и экстремистскую деятельность
Роль нравственных позиций и личных качеств
https://videouroki.net
27 подростков в формировании антитеррористического
1
поведения
Итого по разделу
3
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (7 ч)
Раздел 4. Основы здорового образа жизни (3 ч)

Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека (3 ч)
28 Психологическая уравновешенность.
1
https://iu.ru/video-lessons
29 Стресс и его влияние на человека.
1
https://videouroki.net
Анатомо–физиологические особенности человека в
https://iu.ru/video-lessons
30
1
подростковом возрасте.
Итого по разделу
3
Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (4 ч)
Первая помощь при неотложных состояниях (4 ч)
31 Общие правила оказания первой помощи.
1
1
https://iu.ru/video-lessons
Оказание первой помощи при наружном
https://iu.ru/video-lessons
32
1
кровотечении.
33 Оказание первой помощи при ушибах и переломах.
1
http://kuhta.clan.su
34 Общие правила транспортировки пострадавшего.
1
https://iu.ru/video-lessons
Итого по разделу
4
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
34
3

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс
№
п/п

Тема урока

1.

всего

1
Город как среда обитания.

2.

1
Жилище человека, особенности
жизнеобеспечения жилища.

3.

1
Особенности природных условий в
городе.

4.

1
Взаимоотношения людей, проживающих
в городе и безопасность

5.

1
Безопасность в повседневной жизни.

6.

1
Дорожное движение, безопасность
участников движения.

7.

1
Пешеход. Безопасность пешехода.
Пассажир. Безопасность пассажира

8.

1
Водитель

9.

1
Пожарная безопасность

10.

1
Безопасное поведение в бытовых
ситуациях

11.

Погодные явления и безопасность

1

Количество часов
контрольные практические
работы
работы

Виды, формы
контроля

https://iu.ru/vi
deo-lessons
https://resh.ed
u.ru/subject/2
3/
https://iu.ru/vi
deo-lessons
https://resh.ed
u.ru/subject/2
3/
https://iu.ru/vi
deo-lessons
https://resh.ed
u.ru/subject/2
3/
https://iu.ru/vi
deo-lessons
https://resh.ed
u.ru/subject/2
3/
https://iu.ru/vi
deo-lessons
https://resh.ed
u.ru/subject/2
3/
https://iu.ru/vi
deo-lessons
https://resh.ed
u.ru/subject/2
3/
https://iu.ru/vi
deo-lessons
https://resh.ed
u.ru/subject/2
3/
https://iu.ru/vi
deo-lessons
https://resh.ed
u.ru/subject/2
3/
https://iu.ru/vi
deo-lessons
https://resh.ed
u.ru/subject/2
3/
https://iu.ru/vi
deo-lessons
https://resh.ed
u.ru/subject/2
3/
https://iu.ru/vi

человека

12.

1
Безопасность на водоёмах

13.

1
Чрезвычайные ситуации природного
характера

14.

1

1

Чрезвычайные ситуации техногенного
характера
15.

1
Антиобщественное поведение и его
опасность

16.

1
Обеспечение личной безопасности дома

17.

1
Обеспечение личной безопасности на
улице

18.

1
Экстремизм и терроризм: основные
понятия и причины их возникновения

19.

1
Виды экстремистской и
террористической деятельности.

20.

1
Виды террористических актов и их
последствия.

21.

22.

Ответственность несовершеннолетних за
антиобщественное поведение и участие в
террористической деятельности.
О здоровом образе жизни.

1

1

1

deo-lessons
https://resh.ed
u.ru/subject/2
3/
https://iu.ru/vi
deo-lessons
https://resh.ed
u.ru/subject/2
3/
https://iu.ru/vi
deo-lessons
https://resh.ed
u.ru/subject/2
3/
https://iu.ru/vi
deo-lessons
https://resh.ed
u.ru/subject/2
3/
https://iu.ru/vi
deo-lessons
https://resh.ed
u.ru/subject/2
3/
https://iu.ru/vi
deo-lessons
https://resh.ed
u.ru/subject/2
3/
https://iu.ru/vi
deo-lessons
https://resh.ed
u.ru/subject/2
3/
https://iu.ru/vi
deo-lessons
https://resh.ed
u.ru/subject/2
3/
https://iu.ru/vi
deo-lessons
https://resh.ed
u.ru/subject/2
3/
https://iu.ru/vi
deo-lessons
https://resh.ed
u.ru/subject/2
3/
https://iu.ru/vi
deo-lessons
https://resh.ed
u.ru/subject/2
3/
https://iu.ru/vi
deo-lessons
https://resh.ed

23.

Двигательная активность и закаливание
организма – элементы здорового образа
жизни

24.

1

1
Рациональное питание. Гигиена питания.

25.

1
Вредные привычки и их влияние на
здоровье.

26.

1
Здоровый образ жизни и профилактика
вредных привычек.

27.

1
Первая помощь при различных видах
повреждений.

28.

1
Первая помощь при различных видах
повреждений.

29.

Оказание первой помощи при ушибах,
ссадинах.

1

30.

Оказание первой помощи при ушибах,
ссадинах.

1

31.

Оказание первой помощи при ушибах,
ссадинах.

1

32.

Первая помощь при отравлениях.

1

33.

Первая помощь при отравлениях.

1

1

u.ru/subject/2
3/
https://iu.ru/vi
deo-lessons
https://resh.ed
u.ru/subject/2
3/
https://iu.ru/vi
deo-lessons
https://resh.ed
u.ru/subject/2
3/
https://iu.ru/vi
deo-lessons
https://resh.ed
u.ru/subject/2
3/
https://iu.ru/vi
deo-lessons
https://resh.ed
u.ru/subject/2
3/
https://iu.ru/vi
deo-lessons
https://resh.ed
u.ru/subject/2
3/
https://iu.ru/vi
deo-lessons
https://resh.ed
u.ru/subject/2
3/
https://iu.ru/vi
deo-lessons
https://resh.ed
u.ru/subject/2
3/
https://iu.ru/vi
deo-lessons
https://resh.ed
u.ru/subject/2
3/
https://iu.ru/vi
deo-lessons
https://resh.ed
u.ru/subject/2
3/
https://iu.ru/vi
deo-lessons
https://resh.ed
u.ru/subject/2
3/
https://iu.ru/vi
deo-lessons
https://resh.ed
u.ru/subject/2
3/

34.

Первая помощь при отравлениях.

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

6 класс
№
п/п

Тема урока

всего

1.

Природа и человек.

1

2.

Ориентирование на местности.

1

3.

Определение своего местонахождения и
направления движения на местности.

1

4.

Подготовка к выходу на природу.

1

5.

Определение места для бивака
организация бивачных работ.

6.

Определение необходимого снаряжения
для похода.

1

7.

Общие
правила
безопасности
активном отдыхе на природе.

при

1

8.

Обеспечение безопасности в пеших и
горных походах.

1

9.

Подготовка
походов.

лыжных

1

10.

Водные

обеспечение

1

и

проведение

походы

и

и

1

3
Количество часов
контрольные практические
работы
работы

https://iu.ru/vi
deo-lessons
https://resh.ed
u.ru/subject/2
3/

Виды, формы
контроля

https://iu.ru/vi
deo-lessons
https://resh.ed
u.ru/subject/2
3/
https://iu.ru/vi
deo-lessons
https://resh.ed
u.ru/subject/2
3/
https://iu.ru/vi
deo-lessons
https://resh.ed
u.ru/subject/2
3/
https://iu.ru/vi
deo-lessons
https://resh.ed
u.ru/subject/2
3/
https://iu.ru/vi
deo-lessons
https://resh.ed
u.ru/subject/2
3/
https://iu.ru/vi
deo-lessons
https://resh.ed
u.ru/subject/2
3/
https://iu.ru/vi
deo-lessons
https://resh.ed
u.ru/subject/2
3/
https://iu.ru/vi
deo-lessons
https://resh.ed
u.ru/subject/2
3/
https://iu.ru/vi
deo-lessons
https://resh.ed
u.ru/subject/2
3/
https://iu.ru/vi

безопасности на воде.

11.

Велосипедные походы и безопасность
туристов.

1

12.

Основные факторы, оказывающие влияние
на безопасность человека в дальнем и
международном туризме.

1

13.

Акклиматизация человека в различных
климатических условиях.

1

14.

Акклиматизация в горной местности.

1

15.

Обеспечение личной безопасности при
следовании к местам отдыха наземными
видами транспорта.

1

16.

Обеспечение личной безопасности на
водном транспорте.

1

17.

Обеспечение личной безопасности на
воздушном транспорте.

1

18.

Автономное пребывание
природной среде.

в

1

19.

Добровольная автономия человека в
природной
среде.
Вынужденная
автономия человека в природной среде.

1

20.

Обеспечение жизнедеятельности человека
в природной среде при автономном
существовании.

1

21.

Опасные погодные явления.

1

человека

1

deo-lessons
https://resh.ed
u.ru/subject/2
3/
https://iu.ru/vi
deo-lessons
https://resh.ed
u.ru/subject/2
3/
https://iu.ru/vi
deo-lessons
https://resh.ed
u.ru/subject/2
3/
https://iu.ru/vi
deo-lessons
https://resh.ed
u.ru/subject/2
3/
https://iu.ru/vi
deo-lessons
https://resh.ed
u.ru/subject/2
3/
https://iu.ru/vi
deo-lessons
https://resh.ed
u.ru/subject/2
3/
https://iu.ru/vi
deo-lessons
https://resh.ed
u.ru/subject/2
3/
https://iu.ru/vi
deo-lessons
https://resh.ed
u.ru/subject/2
3/
https://iu.ru/vi
deo-lessons
https://resh.ed
u.ru/subject/2
3/
https://iu.ru/vi
deo-lessons
https://resh.ed
u.ru/subject/2
3/
https://iu.ru/vi
deo-lessons
https://resh.ed
u.ru/subject/2
3/
https://iu.ru/vi
deo-lessons
https://resh.ed

22.

Обеспечение безопасности при встрече с
дикими
животными
в
природных
условиях.

1

23.

Укусы насекомых и защита от них.

1

24.

Клещевой энцефалит и его профилактика.

1

25.

Личная гигиена и оказание первой
медицинской помощи в природных
условиях.

1

26.

Оказание первой медицинской помощи
при травмах.

1

27.

Оказание первой медицинской помощи
при тепловом и солнечном ударах и
отморожении.

1

28.

Оказание первой медицинской помощи
при укусах змей и насекомых.

1

29.

Здоровый образ жизни и профилактика
утомления.

1

30.

Компьютер и его влияние на здоровье.

1

31.

Влияние неблагоприятной окружающей
среды на здоровье человека.

1

32.

Влияние социальной среды на развитие и
здоровье человека.

1

1

1

u.ru/subject/2
3/
https://iu.ru/vi
deo-lessons
https://resh.ed
u.ru/subject/2
3/
https://iu.ru/vi
deo-lessons
https://resh.ed
u.ru/subject/2
3/
https://iu.ru/vi
deo-lessons
https://resh.ed
u.ru/subject/2
3/
https://iu.ru/vi
deo-lessons
https://resh.ed
u.ru/subject/2
3/
https://iu.ru/vi
deo-lessons
https://resh.ed
u.ru/subject/2
3/
https://iu.ru/vi
deo-lessons
https://resh.ed
u.ru/subject/2
3/
https://iu.ru/vi
deo-lessons
https://resh.ed
u.ru/subject/2
3/
https://iu.ru/vi
deo-lessons
https://resh.ed
u.ru/subject/2
3/
https://iu.ru/vi
deo-lessons
https://resh.ed
u.ru/subject/2
3/
https://iu.ru/vi
deo-lessons
https://resh.ed
u.ru/subject/2
3/
https://iu.ru/vi
deo-lessons
https://resh.ed
u.ru/subject/2
3/

33.

Влияние
наркотиков
психоактивных веществ
человека.

и
на

других
здоровье

1

34.

Профилактика потребления наркотиков и
других психоактивных веществ.

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

7 класс

34

№
Тема урока
всего
п/п
1.
Различные природные явления и причины
1
их возникновения.

2.

Общая характеристика природных
явлений.

1

3.

Опасные и чрезвычайные ситуации
природного характера. Общие понятия и
определения.

1

4.

Землетрясение. Причины возникновения
землетрясения и возможные последствия.

1

5.

Защита населения от последствий
землетрясений.

1

6.

Правила безопасного поведения
населения при землетрясении

1

7.

Расположение вулканов на Земле,
извержение вулканов.

1

8.

Последствия извержения вулканов.
Защита населения

1

9.

Оползни и обвалы их последствия.

1

3
Количество часов
контрольные практические
работы
работы

1

https://iu.ru/vi
deo-lessons
https://resh.ed
u.ru/subject/2
3/
https://iu.ru/vi
deo-lessons
https://resh.ed
u.ru/subject/2
3/

Виды, формы
контроля

https://iu.ru/vi
deo-lessons
https://resh.ed
u.ru/subject/2
3/
https://iu.ru/vi
deo-lessons
https://resh.ed
u.ru/subject/2
3/
https://iu.ru/vi
deo-lessons
https://resh.ed
u.ru/subject/2
3/
https://iu.ru/vi
deo-lessons
https://resh.ed
u.ru/subject/2
3/
https://iu.ru/vi
deo-lessons
https://resh.ed
u.ru/subject/2
3/
https://iu.ru/vi
deo-lessons
https://resh.ed
u.ru/subject/2
3/
https://iu.ru/vi
deo-lessons
https://resh.ed
u.ru/subject/2
3/
https://iu.ru/vi
deo-lessons
https://resh.ed
u.ru/subject/2
3/
https://iu.ru/vi

Защита населения

10.

Ураганы и бури, причины их
возникновения, возможные последствия

1

11.

Защита населений от последствий
ураганов и бурь

1

12.

Смерчи

1

13.

Наводнения. Виды наводнений и их
причины.

1

14.

Защита населения от последствий
наводнений.

1

15.

Рекомендации населению по действиям
при угрозе и во время наводнения.

1

16.

Сели и их характеристика.

1

17.

Защита населения от последствий
селевых потоков.

1

18.

Цунами и их характеристика.

1

19.

Защита населения от цунами

1

20.

Снежные лавины

1

deo-lessons
https://resh.ed
u.ru/subject/2
3/
https://iu.ru/vi
deo-lessons
https://resh.ed
u.ru/subject/2
3/
https://iu.ru/vi
deo-lessons
https://resh.ed
u.ru/subject/2
3/
https://iu.ru/vi
deo-lessons
https://resh.ed
u.ru/subject/2
3/
https://iu.ru/vi
deo-lessons
https://resh.ed
u.ru/subject/2
3/
https://iu.ru/vi
deo-lessons
https://resh.ed
u.ru/subject/2
3/
https://iu.ru/vi
deo-lessons
https://resh.ed
u.ru/subject/2
3/
https://iu.ru/vi
deo-lessons
https://resh.ed
u.ru/subject/2
3/
https://iu.ru/vi
deo-lessons
https://resh.ed
u.ru/subject/2
3/
https://iu.ru/vi
deo-lessons
https://resh.ed
u.ru/subject/2
3/
https://iu.ru/vi
deo-lessons
https://resh.ed
u.ru/subject/2
3/
https://iu.ru/vi
deo-lessons
https://resh.ed

21.

Лесные и торфяные пожары и их
характеристика.

1

22.

Профилактика лесных и торфяных
пожаров, защита населения.

1

23.

Инфекционная заболеваемость людей и
защита населения.

1

24.

Эпизоотии и эпифитотии.

1

25.

26.

27.

Терроризм и факторы риска вовлечения
подростка в террористическую и
экстремистскую деятельность
Терроризм и факторы риска вовлечения
подростка в террористическую и
экстремистскую деятельность
Роль нравственных позиций и личных
качеств подростков в формировании
антитеррористического поведения

1

1

1

1

28.

Психологическая уравновешенность.

1

29.

Стресс и его влияние на человека.

1

30.

Анатомо–физиологические особенности
человека в подростковом возрасте.

1

31.

Общие правила оказания первой помощи.

1

1

u.ru/subject/2
3/
https://iu.ru/vi
deo-lessons
https://resh.ed
u.ru/subject/2
3/
https://iu.ru/vi
deo-lessons
https://resh.ed
u.ru/subject/2
3/
https://iu.ru/vi
deo-lessons
https://resh.ed
u.ru/subject/2
3/
https://iu.ru/vi
deo-lessons
https://resh.ed
u.ru/subject/2
3/
https://iu.ru/vi
deo-lessons
https://resh.ed
u.ru/subject/2
3/
https://iu.ru/vi
deo-lessons
https://resh.ed
u.ru/subject/2
3/
https://iu.ru/vi
deo-lessons
https://resh.ed
u.ru/subject/2
3/
https://iu.ru/vi
deo-lessons
https://resh.ed
u.ru/subject/2
3/
https://iu.ru/vi
deo-lessons
https://resh.ed
u.ru/subject/2
3/
https://iu.ru/vi
deo-lessons
https://resh.ed
u.ru/subject/2
3/
https://iu.ru/vi
deo-lessons
https://resh.ed
u.ru/subject/2
3/

32.

Оказание первой помощи при наружном
кровотечении.

1

33.

Оказание первой помощи при ушибах и
переломах.

1

34.

Общие правила транспортировки
пострадавшего.

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

3

https://iu.ru/vi
deo-lessons
https://resh.ed
u.ru/subject/2
3/
https://iu.ru/vi
deo-lessons
https://resh.ed
u.ru/subject/2
3/
https://iu.ru/vi
deo-lessons
https://resh.ed
u.ru/subject/2
3/

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

5 класс

Учебник: Основы безопасности жизнедеятельности, 5 класс: учебник для
общеобразовательных организаций / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под редакцией А.Т.
Смирнова; Российская академия наук, Российская академия образования, издательство
«Просвещение»

6 класс

Учебник: Основы безопасности жизнедеятельности, 6 класс: учебник для
общеобразовательных организаций / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под редакцией А.Т.
Смирнова; Российская академия наук, Российская академия образования, издательство
«Просвещение»

7 класс

Учебник: Основы безопасности жизнедеятельности, 7 класс: учебник для
общеобразовательных организаций / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под редакцией А.Т.
Смирнова; Российская академия наук, Российская академия образования, издательство
«Просвещение»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

1. Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс. Б.О. Хренников,
Н.В. Гололобов, Л.И. Льняная, М.В. Маслов
2. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-7 класс. Н.Ф.
Виноградова, Д.В. Смирнов, А.Б. Таранин.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. УМК «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 5-9
классов общеобразовательных организаций под редакцией С.Н. Егорова;
2. Основы безопасности жизнедеятельности: 5-7 классы: методическое
пособие / Н. Ф. Виноградова, Д. В. Смирнов.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (schoolcollection.edu.ru);
2. Основы безопасности жизнедеятельности (http://www.schoolobz.org);
3. Российская электронная школа (resh.edu.ru);
4. Учи.ру — интерактивная образовательная онлайн-платформа
(uchi.ru);
5. Электронная форма учебника.

38


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».