МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области Управление образования Берёзовского городского округа БМАОУ СОШ №1 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА РАССМОТРЕНО На педагогическом совете Кутявина Тамара Юрьевна Подписано цифровой подписью: Кутявина Тамара Юрьевна Протокол № 1 от 30 августа 2023 г. учебного предмета «Культура безопасности жизнедеятельности» для обучающихся 5-7 классов Берёзовский городской округ 2023 год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учебного курса «Культура безопасности жизнедеятельности» для обучающихся 5-7 классов разработана в соответствии с требованиями: - Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; - приказа Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; - СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2; - учебного плана основного общего образования; - рабочей программы воспитания. Программа в методическом плане позволяет построить освоение содержания в логике последовательного нарастания факторов опасности от опасной ситуации до чрезвычайной ситуации и разумного взаимодействия человека с окружающей средой, учесть преемственность приобретения обучающимися знаний и формирования у них умений и навыков в области безопасности жизнедеятельности. Настоящая программа обеспечивает: - ясное понимание обучающимися современных проблем безопасности и формирование у подрастающего поколения базового уровня культуры безопасного поведения; - прочное усвоение обучающимися основных ключевых понятий, обеспечивающих преемственность изучения основ комплексной безопасности личности на следующем уровне образования; - возможность выработки и закрепления у обучающихся умений и навыков, необходимых для последующей жизни; выработку практико-ориентированных компетенций, соответствующих потребностям современности; - реализацию оптимального баланса межпредметных связей и их разумное взаимодополнение, способствующее формированию практических умений и навыков. Содержание учебного курса представлено следующими модулями: - модуль №1 «Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе»; - модуль № 2 «Здоровье и как его сохранить»; - модуль № 3 «Безопасность на транспорте»; - модуль № 4 «Безопасность в быту»; - модуль № 5 «Безопасность в социуме; - модуль № 6 «Основы противодействия экстремизму и терроризму»; - модуль № 7 «Безопасность в информационном пространстве»; - модуль № 8 «Безопасность в природной среде»; - модуль № 9 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях природного характера» - модуль № 10 «Основы медицинских знаний»; Программой предусматривается использование практико ориентированных интерактивных форм организации учебных занятий с возможностью применения тренажёрных систем и виртуальных моделей. ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «КУЛЬТУРВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» Целью изучения учебного предмета КБЖ в 5-7 классах является формирование у обучающихся базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности в соответствии с современными потребностями личности, общества и государства. Задачи курса предполагают формирование у обучающихся: - способности построения модели индивидуального безопасного поведения на основе понимания необходимости ведения здорового образа жизни, причин, механизмов возникновения и возможных последствий различных опасных и чрезвычайных ситуаций, знаний и умений применять необходимые средства и приемы рационального и безопасного поведения при их проявлении; - активной жизненной позиции, осознанного понимания значимости личного безопасного поведения в интересах безопасности личности, общества и государства; - знаний о безопасном поведении человека в чрезвычайных ситуациях различного характера; - умений оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья, навыков безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях, использования средств индивидуальной и коллективной защиты. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Модуль 1. «Основы безопасности личности, общества и государства». Раздел 1. «Основы комплексной безопасности». Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни. − Пожарная безопасность. − Безопасность на дорогах. − Безопасность в быту. − Безопасность на водоёмах. − Экология и безопасность. Обеспечение безопасности при активном отдыхе в природных условиях. − Подготовка к активному отдыху на природе. − Активный отдых на природе и безопасность. − Дальний (внутренний) и выездной туризм, меры безопасности. − Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде. Обеспечение безопасности в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера. − ЧС природного характера. − ЧС техногенного характера. − Современный комплекс проблем безопасности социального характера. Раздел 2, Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций. Организация защиты населения РФ от ЧС. − Правовые основы обеспечения защиты населения от ЧС мирного и военного времени. − Организационные основы по обеспечению защиты населения от ЧС мирного и военного времени. − Основные мероприятия, проводимые в РФ, по защите населения от ЧС мирного и военного времени. Раздел 3. Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации. Экстремизм и терроризм - чрезвычайные опасности для общества и государства. − Основные причины возникновения терроризма и экстремизма. − Противодействие терроризму в мировом сообществе. Нормативно-правовая база борьбы с экстремизмом и терроризмом в Российской Федерации. − Положения Конституции РФ. − Стратегия национальной безопасности РФ − Стратегия государственной антинаркотической политики РФ − Концепция противодействия терроризму в РФ. − Содержание законов РФ о противодействии терроризму и экстремистской деятельности. − Национальный антитеррористический комитет (НАК). − Деятельность Федеральной службы контроля наркотиков России (ФСКН России) по остановке развития наркосистемы, изменению наркоситуации, ликвидации финансовой базы наркомафии. − Профилактика наркозависимости. Организационные основы системы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации. − Роль правоохранительных органов и силовых структур в борьбе с терроризмом и проявлениями экстремизма. − Контртеррористическая операция. − Участие ВС РФ в борьбе с терроризмом. Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму. − Роль нравственной позиции и выработка личных качеств в формировании антитеррористического поведения. − Влияние уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности на формирование антитеррористического поведения. − Профилактика террористической и экстремистской деятельности. Ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение и за участие в террористической и экстремистской деятельности. − Уголовный кодекс РФ об ответственности за антиобщественное поведение, участие в террористической и экстремистской деятельности. − Наказание за участие в террористической и экстремистской деятельности. Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта. − Взрывы в местах массового скопления людей. − Захват воздушных и морских судов, автомашин и других транспортных средств и удержание в них заложников. − Правила поведения при возможной опасности взрыва. − Правила безопасного поведения, если взрыв произошел. − Меры безопасности в случае похищения или захвата самолёта. Правила поведения при перестрелке. Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Раздел 4. Основы здорового образа жизни. Здоровый образ жизни и его составляющие. − Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. − Составляющие здорового образа жизни. Факторы, разрушающие здоровье. − Вредные привычки и их влияние на здоровье (курение, употребление алкоголя, наркомания). − Ранние половые связи и их отрицательные последствия для здоровья человека. − Инфекции, передаваемые половым путём, и их профилактика. Правовые аспекты взаимоотношения полов. − Семья в современном обществе. Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи. Оказание первой помощи. − Первая помощь и правила её оказания. − Средства оказания первой помощи. − Основные неинфекционные заболевания и их профилактика. − Наиболее часто встречающиеся инфекционные заболевания, их возбудители, пути передачи, меры профилактики. − Первая помощь при неотложных состояниях. − Правила оказания первой помощи при неотложных состояниях. Первая помощь при массовых поражениях. − Комплекс простейших мероприятий по оказанию первой помощи при массовых поражениях. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Настоящая Программа чётко ориентирована на выполнение требований, устанавливаемых ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы (личностные, метапредметные и предметные), которые должны демонстрировать обучающиеся по завершении обучения в основной школе. Личностные результаты достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения. Способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности и проявляются в индивидуальных социально значимых качествах, которые выражаются прежде всего в готовности обучающихся к саморазвитию, самостоятельности, инициативе и личностному самоопределению; осмысленному ведению здорового и безопасного образа жизни и соблюдению правил экологического поведения; к целенаправленной социально значимой деятельности; принятию внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, к окружающим людям и к жизни в целом. Личностные результаты, формируемые в ходе изучения учебного предмета ОБЖ, должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе. 1. Патриотическое воспитание: − осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране; − формирование чувства гордости за свою Родину, ответственного отношения к выполнению конституционного долга — защите Отечества. 2. Гражданское воспитание: − готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, организации, местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; представление о способах противодействия коррупции; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям, нуждающимся в ней); − сформированность активной жизненной позиции, умений и навыков личного участия в обеспечении мер безопасности личности, общества и государства; − понимание и признание особой роли России в обеспечении государственной и международной безопасности, обороны страны, осмысление роли государства и общества в решении задачи защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера; − знание и понимание роли государства в противодействии основным вызовам современности: терроризму, экстремизму, незаконному распространению наркотических средств, неприятие любых форм экстремизма, дискриминации, формирование веротерпимости, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, развитие способности к конструктивному диалогу с другими людьми. 3. Духовно-нравственное воспитание: − ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства; − развитие ответственного отношения к ведению здорового образа жизни, исключающего употребление наркотиков, алкоголя, курения и нанесение иного вреда собственному здоровью и здоровью окружающих; − формирование личности безопасного типа, осознанного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности других людей. 4. Эстетическое воспитание: − формирование гармоничной личности, развитие способности воспринимать, ценить и создавать прекрасное в повседневной жизни; − понимание взаимозависимости счастливого юношества и безопасного личного поведения в повседневной жизни. 5. Ценности научного познания: − ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природ- ной и социальной средой; овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия; − формирование современной научной картины мира, понимание причин, механизмов возникновения и последствий распространённых видов опасных и чрезвычайных ситуаций, которые могут произойти во время пребывания в различных средах (бытовые условия, дорожное движение, общественные места и социум, природа, коммуникационные связи и каналы); − установка на осмысление опыта, наблюдений и поступков, овладение способностью оценивать и прогнозировать неблагоприятные факторы обстановки и принимать обоснованные решения в опасной (чрезвычайной) ситуации с учётом реальных условий и возможностей. 6. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: − понимание личностного смысла изучения учебного предмета ОБЖ, его значения для безопасной и продуктивной жизнедеятельности человека, общества и государства; − осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысливая собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; − умение принимать себя и других, не осуждая; − умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, уметь управлять собственным эмоциональным состоянием; − сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека. 7. Трудовое воспитание: − установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, организации, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; готовность адаптироваться в профессиональной среде; уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей; − укрепление ответственного отношения к учёбе, способности применять меры и средства индивидуальной защиты, приёмы рационального и безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях; − овладение умениями оказывать первую помощь пострадавшим при потере сознания, остановке дыхания, наружных кровотечениях, попадании инородных тел в верхние дыхательные пути, травмах различных областей тела, ожогах, отморожениях, отравлениях; − установка на овладение знаниями и умениями предупреждения опасных и чрезвычайных ситуаций, во время пребывания в различных средах (в помещении, на улице, на природе, в общественных местах и на массовых мероприятиях, при коммуникации, при воздействии рисков культурной среды). 8. Экологическое воспитание: − ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности; − освоение основ экологической культуры, методов проектирования собственной безопасной жизнедеятельности с учётом природных, техногенных и социальных рисков на территории проживания. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Метапредметные результаты характеризуют сформированность у обучающихся межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях и позволяют связывать знания из различных дисциплин в целостную научную картину мира) и универсальных учебных действий (познавательные, коммуникативные, регулятивные); способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике. Выражаются в готовности к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории; овладению навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе в цифровой среде. Метапредметные результаты, формируемые в ходе изучения учебного предмета ОБЖ, должны отражать: 1. Овладение универсальными познавательными действиями. Базовые логические действия: − выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений); − устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; − с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; − выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; − выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях; − самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев). Базовые исследовательские действия: − формулировать проблемные вопросы, отражающие несоответствие между рассматриваемым и наиболее благоприятным состоянием объекта (явления) повседневной жизни; − обобщать, анализировать и оценивать получаемую информацию, выдвигать гипотезы, аргументировать свою точку зрения, делать обоснованные выводы по результатам исследования; − проводить (принимать участие) небольшое самостоятельное исследование заданного объекта (явления), устанавливать причинно-следственные связи; − прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах. Работа с информацией: − применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев; − выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; − находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках; − самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями; − оценивать надёжность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно; − эффективно запоминать и систематизировать информацию. Овладение системой универсальных познавательных действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков обучающихся. 2. Овладение универсальными коммуникативными действиями. Общение: − уверенно высказывать свою точку зрения в устной и письменной речи, выражать эмоции в соответствии с форматом и целями общения, определять предпосылки возникновения конфликтных ситуаций и выстраивать грамотное общение для их смягчения; − распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков и намерения других, уважительно, в корректной форме формулировать свои взгляды; − сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; − в ходе общения задавать вопросы и выдавать ответы по существу решаемой учебной задачи, обнаруживать различие и сходство позиций других участников диалога; − публично представлять результаты решения учебной задачи, самостоятельно выбирать наиболее целесообразный формат выступления и готовить различные презентационные материалы. Совместная деятельность (сотрудничество): − понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной учебной задачи; − планировать организацию совместной деятельности (распределять роли и понимать свою роль, принимать правила учебного взаимодействия, обсуждать процесс и результат совместной работы, подчиняться, выделять общую точку зрения, договариваться о результатах); − определять свои действия и действия партнёра, которые помогали или затрудняли нахождение общего решения, оценивать качество своего вклада в общий продукт по заданным участниками группы критериям, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой. Овладение системой универсальных коммуникативных действий обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся. 3. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями. Самоорганизация: − выявлять проблемные вопросы, требующие решения в жизненных и учебных ситуациях; − аргументированно определять оптимальный вариант принятия решений, самостоятельно составлять алгоритм (часть алгоритма) и способ решения учебной задачи с учётом собственных возможностей и имеющихся ресурсов; − составлять план действий, находить необходимые ресурсы для его выполнения, при необходимости корректировать предложенный алгоритм, брать ответственность за принятое решение. Самоконтроль (рефлексия): − давать адекватную оценку ситуации, предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств; − объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; − оценивать соответствие результата цели и условиям. Эмоциональный интеллект: − управлять собственными эмоциями и не поддаваться эмоциям других, выявлять и анализировать их причины; − ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого, регулировать способ выражения эмоций. Принятие себя и других: − осознанно относиться к другому человеку, его мнению, признавать право на ошибку свою и чужую; − быть открытым себе и другим, осознавать невозможность контроля всего вокруг. Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения). ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные результаты характеризуют сформированностью у обучающихся основ культуры безопасности жизнедеятельности и проявляются в способности построения и следования модели индивидуального безопасного поведения и опыте её применения в повседневной жизни. Приобретаемый опыт проявляется в понимании существующих проблем безопасности и усвоении обучающимися минимума основных ключевых понятий, которые в дальнейшем будут использоваться без дополнительных разъяснений, приобретении систематизированных знаний основ комплексной безопасности личности, общества и государства, индивидуальной системы здорового образа жизни, антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, овладении базовыми медицинскими знаниями и практическими умениями безопасного поведения в повседневной жизни. Предметные результаты по предметной области «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности» должны обеспечивать: По учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»: 1) сформированность культуры безопасности жизнедеятельности на основе освоенных знаний и умений, системного и комплексного понимания значимости безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций для личности, общества и государства; 2) сформированность социально ответственного отношения к ведению здорового образа жизни, исключающего употребление наркотиков, алкоголя, курения и нанесения иного вреда собственному здоровью и здоровью окружающих; 3) сформированность активной жизненной позиции, умений и навыков личного участия в обеспечении мер безопасности личности, общества и государства; 4) понимание и признание особой роли России в обеспечении государственной и международной безопасности, обороны страны, в противодействии основным вызовам современности: терроризму, экстремизму, незаконному распространению наркотических средств; 5) сформированность чувства гордости за свою Родину, ответственного отношения к выполнению конституционного долга — защите Отечества; 6) знание и понимание роли государства и общества в решении задачи обеспечения национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального (в том числе террористического) характера; 7) понимание причин, механизмов возникновения и последствий распространённых видов опасных и чрезвычайных ситуаций, которые могут произойти во время пребывания в различных средах (бытовые условия, дорожное движение, общественные места и социум, природа, коммуникационные связи и каналы); 8) овладение знаниями и умениями применять меры и средства индивидуальной защиты, приёмы рационального и безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях; 9) освоение основ медицинских знаний и владение умениями оказывать первую помощь пострадавшим при потере сознания, остановке дыхания, наружных кровотечениях, попадании инородных тел в верхние дыхательные пути, травмах различных областей тела, ожогах, отморожениях, отравлениях; 10) умение оценивать и прогнозировать неблагоприятные факторы обстановки и принимать обоснованные решения в опасной (чрезвычайной) ситуации с учётом реальных условий и возможностей; 11) освоение основ экологической культуры, методов проектирования собственной безопасной жизнедеятельности с учётом природных, техногенных и социальных рисков на территории проживания; 12) овладение знаниями и умениями предупреждения опасных и чрезвычайных ситуаций во время пребывания в различных средах (бытовые условия, дорожное движение, общественные места и социум, природа, коммуникационные связи и каналы). Достижение результатов освоения программы основного общего образования обеспечивается посредством включения в указанную программу предметных результатов освоения модулей учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности». Распределение предметных результатов, формируемых в ходе изучения учебного предмета ОБЖ, по учебным модулям: 5 класс Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства. Раздел 1. Основы комплексной безопасности: − Уметь использовать приобретенные знания в повседневной жизни. − Уметь предотвращать возможные опасные и аварийные ситуации в жилище. − Освоить приемы действий в опасных ситуациях. − Уметь предвидеть возникновение опасных ситуаций, зоны безопасности в городе. − Уметь предвидеть возникновение опасных ситуаций в повседневной жизни, на дороге и в транспорте. − Уметь применять правила безопасного поведения на дороге. − Уметь применять основные правила пожарной безопасности в жилище. − Уметь применять основные правила безопасного поведения в быту. − Уметь применять правила безопасного поведения до и во время опасных природных явлений. − Уметь применять безопасного поведения на водоемах в различное время года. − Уметь предвидеть возникновение опасных ситуаций природного и техногенного характера по характерным признакам. Раздел 3. Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации: − Выработать отрицательное отношение к любым видам антиобщественного поведения. − Уметь предвидеть возникновение опасных ситуаций дома и на улице. − Уметь формулировать правила поведения в повседневной жизни, чтобы не стать правонарушителем. − Уметь составлять план своих действий при угрозе террористических действий. − Уметь составлять план своих действий при угрозе возникновения теракта и при теракте. − Уметь анализировать виды террористических актов и их характерные особенности. − Уметь формулировать свои правила поведения в повседневной жизни, чтобы не стать правонарушителем. Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Раздел 4. Основы здорового образа жизни: − Знать основные положения о здоровом образе жизни. − Знать виды двигательной активности и закаливания. − Знать о гигиене питания, сущность рационального питания. Пищевая ценность продуктов. − Знать о пагубном влияние вредных привычек на здоровье, умственные и физические способности. − Знать основные понятия здорового образа жизни и профилактику вредных привычек. Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи: − Знать предназначение и общие правила оказания первой помощи при различных видах повреждений. − Знать предназначение и общие правила оказания первой помощи при ушибах и ссадинах. − Знать предназначение и общие правила оказания первой помощи при отравлении никотином. − Знать предназначение и общие правила оказания первой помощи при отравлении угарным газом − Знать предназначение и общие правила оказания первой помощи при носовом кровотечении. 6 класс Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства. Раздел 1. Основы комплексной безопасности: − Знать правила безопасного поведения в природной среде. Уметь применять полученные знания в практической жизни. − Знать и владеть способы ориентирования на местности. − Знать отдельно взятые признаки определения сторон горизонта. Уметь определять свое место на карте по ближайшим местным предметам. − Знать как подготовиться к выходу на природу. Уметь распределять режим переходов, обеспечивать чередование нагрузок и отдыха. − Знать правила сооружения временного укрытия. Уметь приготовить пищу в условиях похода. − Знать о чём следует позаботиться, о личном и групповом снаряжении. Уметь приводить в порядок и ремонтировать туристское снаряжение в условиях похода. − Знать правила безопасности во время активного отдыха на природе. Уметь соблюдать режим и график движения, соблюдать установленный режим питания и питьевой режим. − Знать меры безопасности при движении в горах. − Уметь соблюдать режим движения и отдыха на равнине и в горах. − Уметь распределять режим движения в лыжном походе в зависимости от характера местности, погодных условий и уровня подготовки участников похода. − Знать правила поведения на воде и оказания помощи утопающему. − Владеть навыками оказания помощи утопающему. − Использовать полученные знания в повседневной жизни для обеспечения личной безопасности на воде. − Знать как подготовиться к выходу в поход на велосипеде. − Правила безопасности туристов передвигающихся в походе на велосипеде. Уметь распределять график движения отдыха во время велосипедного похода. − Знать определения трёх групп факторов. Уметь использовать полученные теоретические знания в практической деятельности. − Знать причины опасных ситуаций на транспорте, правила поведения на транспорте. − Иметь представление о правилах поведения во время ОС на транспорте. − Уметь правильно действовать ОС на воде и водном транспорте. − Знать причины опасных ситуаций на транспорте, правила поведения на транспорте. − Иметь представление о правилах поведения во время ОС на воздушном транспорте. − Знать правила безопасного поведения в природной среде. Уметь применять полученные знания в практической жизни. Уметь всесторонне подготовиться к туристическому походу. − Знать правила безопасного поведения человека при вынужденном автономном существовании в природных условиях. − Владеть навыками подачи сигналов бедствия. Уметь принимать решения и приступать к выполнению этого решения незамедлительно. − Знать правила безопасного поведения в природной среде (добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия). Уметь подавать сигналы бедствия . − Знать правили безопасного поведения при опасных проявлениях погоды в нашей местности. Уметь принимать решения и приступить к выполнению этого решения незамедлительно. − Знать правила поведения при встрече с дикими животными в природе. Уметь принять правильное решение. − Знать меры защиты от укусов насекомых. Уметь обрабатывать ранки , полученные от укуса кровососущих насекомых. − Знать признаки клещевого энцефалита: недомогание, высокая температура, сильная головная боль, тошнота, рвота. Уметь оказывать первую помощь. Знать как обезопасить себя от клещевого энцефалита. Уметь удалять клеща с тела и оказывать первую помощь. Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи: − Знать общие понятия и определения личной гигиены, природные лекарственные средства. Уметь пользоваться индивидуальной аптечкой. − Знать наиболее характерные травмы, которые могут возникнуть в походе. Правила оказания помощи при травмах. Уметь оказывать первую помощь при ушибах и растяжениях. − Знать, что является признаками солнечного и теплового удара, обморожения. Уметь использовать различные способы при оказании первой помощи при термических ожогах и отморожениях. − Знать оказание первой медицинской помощи при укусах змей и насекомых. Уметь срочно удалять из кожи жало насекомого организовать доставку пострадавшего в лечебное заведение. Раздел 4. Основы здорового образа жизни: − Знать об основах здорового образа жизни, факторах, укрепляющих и разрушающих здоровье. − Использовать полученные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни. − Знать, что именно может навредить при общении с компьютером. Уметь правильно распределять время работы за компьютером для сбережения здоровья. − Знать влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека .Уметь использовать доступные способы повышения устойчивости организма человека к неблагоприятным условиям внешней среды. − Знать влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека. Уметь использовать полученные знания в практической жизни. − Приводить примеры вредных привычек, факторов, разрушающих здоровье. − Использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни. Уметь сказать нет доброжелателям. − Знать о профилактике вредных привычек. Использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни. 7 класс Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства. Раздел 1-2. Основы комплексной безопасности. Защита населения Российской федерации от чрезвычайных ситуации: − Знать определения: литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера. Знать классификацию природных явлений по месту возникновения. − Знать основные группы опасных природных явлений. − Уметь соотносить происходящее явление виду чрезвычайной ситуации. − Знать причины землетрясений; сейсмически активные районы России. Уметь определять силу и интенсивность землетрясения по шкале Меркалли. − Знать комплекс мероприятий, проводимых по защите населения от последствий землетрясений. Уметь действовать по сигналу «Внимание всем!» − Уметь действовать в различных ситуациях: при подготовке к землетрясению, если землетрясение началось; если землетрясение началось неожиданно; после землетрясения. − Знать расположение вулканов на Земле; причины образования вулканов; типы вулканов. Уметь находить вулканы на карте. − Знать последствия извержения вулканов. Уметь действовать, если поступило сообщение о проснувшемся вулкане. − Знать причины и последствия оползней; обвалов. Уметь действовать при угрозе оползня; обвала. − Знать причины возникновения; возможные последствия ураганов и бурь. Уметь определять силу ветра по шкале Бофорта. − Знать профилактические меры по защите населения от последствий ураганов и бурь. − Уметь действовать: после получения сигнала о штормовом предупреждении; при урагане. − Знать причины и последствия смерча. Уметь действовать при угрозе смерча и во время смерча. − Знать виды наводнений: половодье, паводок, затор, зажор, ветровой нагон; причины их возникновения. − Знать основные мероприятия, проводимые по защите населения от последствий наводнений. − Уметь действовать при угрозе и во время наводнений. Знать основные мероприятия по защите населения от наводнений, и их последствий. − Знать районы РФ, на которых образуются селевые бассейны; причины и последствия селевого потока. − Уметь действовать угрозе и во время селя. Знать способы защиты от последствий селевых потоков. − Знать причины и последствия цунами. − Уметь действовать во время цунами, после него. Знать, как подготовиться к цунами. − Уметь действовать в лавиноопасных зонах. Знать лавиноопасные районы РФ. − Знать регионы России, наиболее подверженные возникновению лесных пожаров на лесных площадях. Уметь соблюдать меры пожарной безопасности в лесу. − Знать способы тушения небольшого пожара в лесу. − Уметь соблюдать правила безопасного поведения при угрозе возникновения и во время пожара в лесу. − Соблюдать правила личной гигиены для профилактики инфекционных заболеваний. − Знать инфекционные болезни; пути распространения инфекции. − Знать понятия: эпизоотии, эпифитотии. Раздел 3. Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации: − Знать факторы и социальные явления, способствующие вовлечению человека в террористическую деятельность. Знать уголовную ответственность за телефонный терроризм. − Уметь строить дальнейшую индивидуальную траекторию образования и нравственного поведения. Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Раздел 4. Основы здорового образа жизни: − Знать, какие качества нужно воспитывать в себе, чтобы повысить психологическую уравновешенность. Уметь воспитывать в себе нравственные качества. − Уметь контролировать свои эмоции. Знать о пагубном влиянии стресса на здоровье человека. − Соблюдать правила личной гигиены. Знать особенности развития организма человека в подростковом возрасте. Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи: − Уметь быстро вызывать бригаду скорой помощи. Знать порядок действий первой помощи. − Знать способы остановки артериального кровотечения; точки пальцевого прижатия артерий. Уметь оказывать ПМП при капиллярном, венозном, артериальном кровотечении. − Уметь накладывать повязки. − Знать ПМП при ушибе и переломе. − Уметь транспортировать пострадавшего различными способами. 8 класс Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства. Раздел 1. Основы комплексной безопасности: − Анализировать причины возникновения пожаров в общественных жилых зданиях − Характеризовать основные мероприятия проводимые МЧС России по совершенствованию пожарной безопасности в стране. − Составлять планы своего поведения на случай возникновения пожара в школе, дома, общественном месте. − Составлять алгоритм безопасного поведения на дорогах пешехода, пассажира, водителя велосипеда. − Сравнивать способы обеззараживания воды. − Уметь объяснять правила безопасного поведения на воде. − Работать в парах по правилам оказания само- и взаимопомощи, терпящим бедствия на воде. − Анализировать состояния окружающей среды. − Выполнять рекомендации по безопасному поведению во время ЧС экологического характера. − Запоминать приемы по защите личного здоровья в местах с неблагоприятной экилогической обстановкой. − Различать ЧС техногенного характера в соответствии с их классификацией. − Составлять алгоритм своего поведения во время характерной ЧС техногенного характера, возможной в регионе своего проживания. Раздел 2-3. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций: − Анализировать рекомендации специалистов по правилам безопасного поведения в ЧС техногенного характера. − Уметь отрабатывать в паре (группе) правила безопасного поведения в условия различных ЧС техногенного характера. − Моделировать действия населения по сигналам оповещения о ЧС техногенного характера. − Выписывать в дневник безопасности рекомендации специалистов МЧС России по правилам поведения во время ЧС техногенного характера. − Записывать в дневник безопасности порядок своего поведения при угрозе возникновении ЧС техногенного характера. − Составлять план личной безопасности при возникновении ЧС техногенного характера. Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Раздел 4. Основы здорового образа жизни: − Анализировать собственные поступки и их влияние на личное благополучие. − Формулировать правила соблюдения норм здорового образа жизни для профилактики неинфекционных заболеваний и вредных привычек. − Формулировать кратко свое понимание понятия «здоровье человека», указывать критерии, по которым можно оценить его уровень. − Составлять план действий в каждой конкретной ситуации. − Применять рекомендации специалистов МЧС по правилам поведения при отравлениях АХОВ, травмах и утоплениях. − Отрабатывать в парах приемы оказания первой помощи при отравлениях АХОВ, травмах и утоплениях. 9 класс Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства. Раздел 1. Основы комплексной безопасности: − Знать значение России в мировом сообществе. − Знать национальные интересы России. − Знать основные угрозы национальным интересам и безопасности России. − Знать чрезвычайные ситуации природного характера. − Знать чрезвычайные ситуации техногенного характера. − Знать основные внешние и внутренние военные опасности. Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от Чрезвычайных ситуаций: − Знать принцип работы единой государственной системы предупреждения и ликвидация чрезвычайных ситуаций. − − − − − всем!» Знать задачи гражданской обороны; основные мероприятия. Знать задачи и приоритетные направления деятельности МЧС России. Знать предназначение проведения системы мониторинга и прогнозирования ЧС. Знать направления уменьшения масштабов чрезвычайных ситуаций. Знать способы оповещения и эвакуации населения. Уметь действовать по сигналу «Внимание − Знать мероприятия, проводимые при аварийно-спасательных работах. Раздел 3. Противодействие терроризму и экстремизму в Российской Федерации: − Знать источники угроз национальной безопасности России. − Знать виды терроризма. Формировать в себе нравственное поведение. − Знать правовую основу общегосударственной системы противодействия терроризму в РФ. − Знать цель и задачи противодействия терроризму в РФ. − Знать уголовную ответственность за действия, связанные с наркотическими и психотропными веществами. − Знать задачи национального антитеррористического комитета. − Знать государственную стратегию борьбы с незаконным оборотом наркотиков. − Знать и уметь действовать при угрозе террористического акта. − Уметь сказать «нет» наркотикам. Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Раздел 4. Основы здорового образа жизни: − Знать факторы, влияющие на здоровье человека. − Знать составляющие здорового образа жизни. − Знать ответственность родителей и государства за воспитание и развитие детей, за состояние их здоровья. − Сформировать представление об отрицательном влиянии ранних половых связей на здоровье человека. − − − − − Изучить инфекции, передаваемые половым путём; их последствия. Сформировать представление ВИЧ- инфекции и СПИДе; их последствиях. Знать факторы, влияющие на формирование стабильных брачных отношений. Знать функции семьи. Знать основные положения семейного кодекса. Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи: − Изучить комплекс простейших мероприятий, проводимых на месте получения поражения. − Знать первую помощь при передозировке в приеме психоактивных веществ. Уметь оказывать помощь пострадавшему. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 КЛАСС № п/п Количество часов Электронные (цифровые) Наименование разделов и тем программы контрольные практические образовательные ресурсы всего работы работы Модуль 1. «Основы безопасности личности, общества и государства» (21 ч) Раздел 1. «Основы комплексной безопасности» (14 ч) Человек, среда его обитания, безопасность человека. (5 ч) 1 Город как среда обитания. 1 http://kuhta.clan.su Жилище человека, особенности жизнеобеспечения 2 1 https://iu.ru/video-lessons жилища. 3 Особенности природных условий в городе. 1 https://videouroki.net Взаимоотношения людей, проживающих в городе и 4 1 https://iu.ru/video-lessons безопасность 5 Безопасность в повседневной жизни. 1 https://iu.ru/video-lessons Опасные ситуации техногенного характера. (5 ч) Дорожное движение, безопасность участников 6 1 https://iu.ru/video-lessons движения. Пешеход. Безопасность пешехода. Пассажир. 7 1 https://iu.ru/video-lessons Безопасность пассажира 8 Водитель 1 https://iu.ru/video-lessons 9 Пожарная безопасность 1 https://iu.ru/video-lessons 10 Безопасное поведение в бытовых ситуациях 1 https://iu.ru/video-lessons Опасные ситуации природного характера (2 ч) 11 Погодные явления и безопасность человека 1 https://iu.ru/video-lessons 12 Безопасность на водоёмах 1 https://iu.ru/video-lessons Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера (2 ч) 13 Чрезвычайные ситуации природного характера 1 https://videouroki.net 14 Чрезвычайные ситуации техногенного характера 1 1 https://iu.ru/video-lessons Итого по разделу 14 Раздел 3. Основы противодействия экстремизму и терроризму в Российской Федерации (7 ч) Опасные ситуации социального характера, антиобщественное поведение (3 ч) 15 Антиобщественное поведение и его опасность 1 https://iu.ru/video-lessons 16 Обеспечение личной безопасности дома 1 17 Обеспечение личной безопасности на улице 1 https://iu.ru/video-lessons Экстремизм и терроризм — чрезвычайные опасности для общества и государства (4 ч) Экстремизм и терроризм: основные понятия и 18 1 https://videouroki.net причины их возникновения Виды экстремистской и террористической 19 1 https://iu.ru/video-lessons деятельности. 20 Виды террористических актов и их последствия. 1 https://iu.ru/video-lessons Ответственность несовершеннолетних за 21 антиобщественное поведение и участие в 1 1 https://iu.ru/video-lessons террористической деятельности. Итого по разделу 7 Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (13 ч) Раздел 4. Основы здорового образа жизни ( 5 ч) Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни ( 3 ч) 22 О здоровом образе жизни. 1 https://iu.ru/video-lessons Двигательная активность и закаливание организма – 23 1 https://iu.ru элементы здорового образа жизни. 24 Рациональное питание. Гигиена питания. 1 https://iu.ru/video-lessons Факторы, разрушающие здоровье (2 ч) 25 Вредные привычки и их влияние на здоровье. 1 https://iu.ru Здоровый образ жизни и профилактика вредных 26 1 1 https://iu.ru/video-lessons привычек. Итого по разделу 5 Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (8 ч) Первая помощь и правила её оказания (8 ч) 27 Первая помощь при различных видах повреждений. 2 1 https://videouroki.net 28 Оказание первой помощи при ушибах, ссадинах. 3 3 https://iu.ru/video-lessons 29 Первая помощь при отравлениях. 3 3 https://iu.ru/video-lessons Итого по разделу 8 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 3 7 6 КЛАСС № п/п Количество часов Электронные (цифровые) Наименование разделов и тем программы контрольные практические образовательные ресурсы всего работы работы Модуль 1. «Основы безопасности личности, общества и государства» (24 ч) Раздел 1. «Основы комплексной безопасности» (24 ч) Подготовка к активному отдыху на природе (6 ч) 1 Природа и человек. 1 2 Ориентирование на местности. 1 Определение своего местонахождения и направления 1 3 движения на местности. 4 Подготовка к выходу на природу. 1 Определение места для бивака и организация 5 бивачных работ. 6 Определение необходимого снаряжения для похода. 1 Активный отдых на природе и безопасность (5 ч) Общие правила безопасности при активном отдыхе на 1 7 природе. 8 Обеспечение безопасности в пеших и горных походах. 1 9 Подготовка и проведение лыжных походов. 1 10 Водные походы и обеспечение безопасности на воде. 1 11 Велосипедные походы и безопасность туристов. 1 1 Дальний (внутренний) и выездной туризм. Меры безопасности (6 ч) Основные факторы, оказывающие влияние на 1 12 безопасность человека в дальнем и международном туризме. Акклиматизация человека в различных 1 13 климатических условиях. 14 Акклиматизация в горной местности. 1 Обеспечение личной безопасности при следовании к 1 15 местам отдыха наземными видами транспорта. Обеспечение личной безопасности на водном 1 16 транспорте. https://videouroki.net https://iu.ru/video-lessons https://iu.ru/video-lessons https://iu.ru/video-lessons https://iu.ru/video-lessons https://iu.ru/video-lessons http://kuhta.clan.su https://iu.ru/video-lessons https://iu.ru/video-lessons https://iu.ru/video-lessons https://iu.ru/video-lessons https://videouroki.net https://iu.ru/video-lessons https://iu.ru/video-lessons https://iu.ru/video-lessons https://iu.ru/video-lessons Обеспечение личной безопасности на воздушном https://iu.ru/video-lessons 1 транспорте. Обеспечение безопасности при автономном пребывании человека в природной среде (3 ч) 18 Автономное пребывание человека в природной среде. 1 http://www.obzh.ru Добровольная автономия человека в природной среде. https://iu.ru/video-lessons 19 1 Вынужденная автономия человека в природной среде. Обеспечение жизнедеятельности человека в https://iu.ru/video-lessons 20 1 природной среде при автономном существовании. https://iu.ru/video-lessons Опасные ситуации в природных условиях (4 ч) 21 Опасные погодные явления. 1 https://videouroki.net Обеспечение безопасности при встрече с дикими https://iu.ru/video-lessons 22 1 животными в природных условиях. 23 Укусы насекомых и защита от них. 1 24 Клещевой энцефалит и его профилактика. 1 https://iu.ru/video-lessons Итого по разделу 24 Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (10 ч) Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи (4 ч) Первая помощь при неотложных состояниях (4 ч) Личная гигиена и оказание первой медицинской https://iu.ru/video-lessons 25 1 помощи в природных условиях. 26 Оказание первой медицинской помощи при травмах. 1 http://kuhta.clan.su Оказание первой медицинской помощи при тепловом hhttps://iu.ru/video-lesson 27 1 и солнечном ударах и отморожении. Оказание первой медицинской помощи при укусах 1 http://kuhta.clan.su 28 1 змей и насекомых. Итого по разделу 4 Раздел 4. Основы здорового образа жизни (6 ч) Здоровье человека и факторы, на него влияющие (6 ч) 29 Здоровый образ жизни и профилактика утомления. 1 https://iu.ru/video-lessons 30 Компьютер и его влияние на здоровье. 1 https://iu.ru/video-lessons Влияние неблагоприятной окружающей среды на https://iu.ru/video-lessons 31 1 здоровье человека. 32 Влияние социальной среды на развитие и здоровье 1 1 https://iu.ru/video-lessons 17 человека. Влияние наркотиков и других психоактивных 33 веществ на здоровье человека. Профилактика потребления наркотиков и других 34 психоактивных веществ. Итого по разделу ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ https://iu.ru/video-lessons 1 https://iu.ru/video-lessons 1 6 34 3 7 КЛАСС № п/п Количество часов Электронные (цифровые) Наименование разделов и тем программы контрольные практические образовательные ресурсы всего работы работы Модуль 1. «Основы безопасности личности, общества и государства» (27 ч) Раздел 1-2. Основы комплексной безопасности и защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций (24 ч) Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера (3 ч) Различные природные явления и причины их https://videouroki.net 1 1 возникновения. 2 Общая характеристика природных явлений. 1 https://iu.ru/video-lessons Опасные и чрезвычайные ситуации природного https://videouroki.net 3 1 характера. Общие понятия и определения. Чрезвычайные ситуации геологического происхождения, их причины и последствия (6 ч) Землетрясение. Причины возникновения https://iu.ru/video-lessons 4 1 землетрясения и возможные последствия. 5 Защита населения от последствий землетрясений. 1 https://videouroki.net Правила безопасного поведения населения при https://iu.ru/video-lessons 6 1 землетрясении Расположение вулканов на Земле, извержение https://videouroki.net 7 1 вулканов. 8 Последствия извержения вулканов. Защита населения 1 https://iu.ru/video-lessons 9 Оползни и обвалы их последствия. Защита населения 1 1 https://videouroki.net Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения (3 ч) 10 Ураганы и бури, причины их возникновения, 1 https://iu.ru/video-lessons возможные последствия 11 Защита населений от последствий ураганов и бурь 1 https://videouroki.net 12 Смерчи 1 https://iu.ru/video-lessons Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения (8 ч) 13 Наводнения. Виды наводнений и их причины. 1 https://iu.ru/video-lessons 14 Защита населения от последствий наводнений. 1 https://videouroki.net Рекомендации населению по действиям при угрозе и https://iu.ru/video-lessons 15 1 во время наводнения. 16 Сели и их характеристика. 1 https://videouroki.net Защита населения от последствий селевых https://iu.ru/video-lessons 17 потоков. 1 18 Цунами и их характеристика. 1 https://videouroki.net 19 Защита населения от цунами 1 https://iu.ru/video-lessons 20 Снежные лавины 1 https://videouroki.net Природные пожары и чрезвычайные ситуации биолого-социального происхождения (4 ч) 21 Лесные и торфяные пожары и их характеристика. 1 https://iu.ru/video-lessons Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита https://videouroki.net 22 1 населения. Инфекционная заболеваемость людей и защита https://iu.ru/video-lessons 23 населения. 1 24 Эпизоотии и эпифитотии. 1 1 https://iu.ru/video-lessons Итого по разделу 24 Раздел 3. Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации (3 ч) Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму (3 ч) Терроризм и факторы риска вовлечения подростка в https://videouroki.net 25 1 террористическую и экстремистскую деятельность Терроризм и факторы риска вовлечения подростка в https://iu.ru/video-lessons 26 1 террористическую и экстремистскую деятельность Роль нравственных позиций и личных качеств https://videouroki.net 27 подростков в формировании антитеррористического 1 поведения Итого по разделу 3 Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (7 ч) Раздел 4. Основы здорового образа жизни (3 ч) Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека (3 ч) 28 Психологическая уравновешенность. 1 https://iu.ru/video-lessons 29 Стресс и его влияние на человека. 1 https://videouroki.net Анатомо–физиологические особенности человека в https://iu.ru/video-lessons 30 1 подростковом возрасте. Итого по разделу 3 Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (4 ч) Первая помощь при неотложных состояниях (4 ч) 31 Общие правила оказания первой помощи. 1 1 https://iu.ru/video-lessons Оказание первой помощи при наружном https://iu.ru/video-lessons 32 1 кровотечении. 33 Оказание первой помощи при ушибах и переломах. 1 http://kuhta.clan.su 34 Общие правила транспортировки пострадавшего. 1 https://iu.ru/video-lessons Итого по разделу 4 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 3 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 класс № п/п Тема урока 1. всего 1 Город как среда обитания. 2. 1 Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища. 3. 1 Особенности природных условий в городе. 4. 1 Взаимоотношения людей, проживающих в городе и безопасность 5. 1 Безопасность в повседневной жизни. 6. 1 Дорожное движение, безопасность участников движения. 7. 1 Пешеход. Безопасность пешехода. Пассажир. Безопасность пассажира 8. 1 Водитель 9. 1 Пожарная безопасность 10. 1 Безопасное поведение в бытовых ситуациях 11. Погодные явления и безопасность 1 Количество часов контрольные практические работы работы Виды, формы контроля https://iu.ru/vi deo-lessons https://resh.ed u.ru/subject/2 3/ https://iu.ru/vi deo-lessons https://resh.ed u.ru/subject/2 3/ https://iu.ru/vi deo-lessons https://resh.ed u.ru/subject/2 3/ https://iu.ru/vi deo-lessons https://resh.ed u.ru/subject/2 3/ https://iu.ru/vi deo-lessons https://resh.ed u.ru/subject/2 3/ https://iu.ru/vi deo-lessons https://resh.ed u.ru/subject/2 3/ https://iu.ru/vi deo-lessons https://resh.ed u.ru/subject/2 3/ https://iu.ru/vi deo-lessons https://resh.ed u.ru/subject/2 3/ https://iu.ru/vi deo-lessons https://resh.ed u.ru/subject/2 3/ https://iu.ru/vi deo-lessons https://resh.ed u.ru/subject/2 3/ https://iu.ru/vi человека 12. 1 Безопасность на водоёмах 13. 1 Чрезвычайные ситуации природного характера 14. 1 1 Чрезвычайные ситуации техногенного характера 15. 1 Антиобщественное поведение и его опасность 16. 1 Обеспечение личной безопасности дома 17. 1 Обеспечение личной безопасности на улице 18. 1 Экстремизм и терроризм: основные понятия и причины их возникновения 19. 1 Виды экстремистской и террористической деятельности. 20. 1 Виды террористических актов и их последствия. 21. 22. Ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение и участие в террористической деятельности. О здоровом образе жизни. 1 1 1 deo-lessons https://resh.ed u.ru/subject/2 3/ https://iu.ru/vi deo-lessons https://resh.ed u.ru/subject/2 3/ https://iu.ru/vi deo-lessons https://resh.ed u.ru/subject/2 3/ https://iu.ru/vi deo-lessons https://resh.ed u.ru/subject/2 3/ https://iu.ru/vi deo-lessons https://resh.ed u.ru/subject/2 3/ https://iu.ru/vi deo-lessons https://resh.ed u.ru/subject/2 3/ https://iu.ru/vi deo-lessons https://resh.ed u.ru/subject/2 3/ https://iu.ru/vi deo-lessons https://resh.ed u.ru/subject/2 3/ https://iu.ru/vi deo-lessons https://resh.ed u.ru/subject/2 3/ https://iu.ru/vi deo-lessons https://resh.ed u.ru/subject/2 3/ https://iu.ru/vi deo-lessons https://resh.ed u.ru/subject/2 3/ https://iu.ru/vi deo-lessons https://resh.ed 23. Двигательная активность и закаливание организма – элементы здорового образа жизни 24. 1 1 Рациональное питание. Гигиена питания. 25. 1 Вредные привычки и их влияние на здоровье. 26. 1 Здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек. 27. 1 Первая помощь при различных видах повреждений. 28. 1 Первая помощь при различных видах повреждений. 29. Оказание первой помощи при ушибах, ссадинах. 1 30. Оказание первой помощи при ушибах, ссадинах. 1 31. Оказание первой помощи при ушибах, ссадинах. 1 32. Первая помощь при отравлениях. 1 33. Первая помощь при отравлениях. 1 1 u.ru/subject/2 3/ https://iu.ru/vi deo-lessons https://resh.ed u.ru/subject/2 3/ https://iu.ru/vi deo-lessons https://resh.ed u.ru/subject/2 3/ https://iu.ru/vi deo-lessons https://resh.ed u.ru/subject/2 3/ https://iu.ru/vi deo-lessons https://resh.ed u.ru/subject/2 3/ https://iu.ru/vi deo-lessons https://resh.ed u.ru/subject/2 3/ https://iu.ru/vi deo-lessons https://resh.ed u.ru/subject/2 3/ https://iu.ru/vi deo-lessons https://resh.ed u.ru/subject/2 3/ https://iu.ru/vi deo-lessons https://resh.ed u.ru/subject/2 3/ https://iu.ru/vi deo-lessons https://resh.ed u.ru/subject/2 3/ https://iu.ru/vi deo-lessons https://resh.ed u.ru/subject/2 3/ https://iu.ru/vi deo-lessons https://resh.ed u.ru/subject/2 3/ 34. Первая помощь при отравлениях. 1 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 6 класс № п/п Тема урока всего 1. Природа и человек. 1 2. Ориентирование на местности. 1 3. Определение своего местонахождения и направления движения на местности. 1 4. Подготовка к выходу на природу. 1 5. Определение места для бивака организация бивачных работ. 6. Определение необходимого снаряжения для похода. 1 7. Общие правила безопасности активном отдыхе на природе. при 1 8. Обеспечение безопасности в пеших и горных походах. 1 9. Подготовка походов. лыжных 1 10. Водные обеспечение 1 и проведение походы и и 1 3 Количество часов контрольные практические работы работы https://iu.ru/vi deo-lessons https://resh.ed u.ru/subject/2 3/ Виды, формы контроля https://iu.ru/vi deo-lessons https://resh.ed u.ru/subject/2 3/ https://iu.ru/vi deo-lessons https://resh.ed u.ru/subject/2 3/ https://iu.ru/vi deo-lessons https://resh.ed u.ru/subject/2 3/ https://iu.ru/vi deo-lessons https://resh.ed u.ru/subject/2 3/ https://iu.ru/vi deo-lessons https://resh.ed u.ru/subject/2 3/ https://iu.ru/vi deo-lessons https://resh.ed u.ru/subject/2 3/ https://iu.ru/vi deo-lessons https://resh.ed u.ru/subject/2 3/ https://iu.ru/vi deo-lessons https://resh.ed u.ru/subject/2 3/ https://iu.ru/vi deo-lessons https://resh.ed u.ru/subject/2 3/ https://iu.ru/vi безопасности на воде. 11. Велосипедные походы и безопасность туристов. 1 12. Основные факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем и международном туризме. 1 13. Акклиматизация человека в различных климатических условиях. 1 14. Акклиматизация в горной местности. 1 15. Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха наземными видами транспорта. 1 16. Обеспечение личной безопасности на водном транспорте. 1 17. Обеспечение личной безопасности на воздушном транспорте. 1 18. Автономное пребывание природной среде. в 1 19. Добровольная автономия человека в природной среде. Вынужденная автономия человека в природной среде. 1 20. Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании. 1 21. Опасные погодные явления. 1 человека 1 deo-lessons https://resh.ed u.ru/subject/2 3/ https://iu.ru/vi deo-lessons https://resh.ed u.ru/subject/2 3/ https://iu.ru/vi deo-lessons https://resh.ed u.ru/subject/2 3/ https://iu.ru/vi deo-lessons https://resh.ed u.ru/subject/2 3/ https://iu.ru/vi deo-lessons https://resh.ed u.ru/subject/2 3/ https://iu.ru/vi deo-lessons https://resh.ed u.ru/subject/2 3/ https://iu.ru/vi deo-lessons https://resh.ed u.ru/subject/2 3/ https://iu.ru/vi deo-lessons https://resh.ed u.ru/subject/2 3/ https://iu.ru/vi deo-lessons https://resh.ed u.ru/subject/2 3/ https://iu.ru/vi deo-lessons https://resh.ed u.ru/subject/2 3/ https://iu.ru/vi deo-lessons https://resh.ed u.ru/subject/2 3/ https://iu.ru/vi deo-lessons https://resh.ed 22. Обеспечение безопасности при встрече с дикими животными в природных условиях. 1 23. Укусы насекомых и защита от них. 1 24. Клещевой энцефалит и его профилактика. 1 25. Личная гигиена и оказание первой медицинской помощи в природных условиях. 1 26. Оказание первой медицинской помощи при травмах. 1 27. Оказание первой медицинской помощи при тепловом и солнечном ударах и отморожении. 1 28. Оказание первой медицинской помощи при укусах змей и насекомых. 1 29. Здоровый образ жизни и профилактика утомления. 1 30. Компьютер и его влияние на здоровье. 1 31. Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека. 1 32. Влияние социальной среды на развитие и здоровье человека. 1 1 1 u.ru/subject/2 3/ https://iu.ru/vi deo-lessons https://resh.ed u.ru/subject/2 3/ https://iu.ru/vi deo-lessons https://resh.ed u.ru/subject/2 3/ https://iu.ru/vi deo-lessons https://resh.ed u.ru/subject/2 3/ https://iu.ru/vi deo-lessons https://resh.ed u.ru/subject/2 3/ https://iu.ru/vi deo-lessons https://resh.ed u.ru/subject/2 3/ https://iu.ru/vi deo-lessons https://resh.ed u.ru/subject/2 3/ https://iu.ru/vi deo-lessons https://resh.ed u.ru/subject/2 3/ https://iu.ru/vi deo-lessons https://resh.ed u.ru/subject/2 3/ https://iu.ru/vi deo-lessons https://resh.ed u.ru/subject/2 3/ https://iu.ru/vi deo-lessons https://resh.ed u.ru/subject/2 3/ https://iu.ru/vi deo-lessons https://resh.ed u.ru/subject/2 3/ 33. Влияние наркотиков психоактивных веществ человека. и на других здоровье 1 34. Профилактика потребления наркотиков и других психоактивных веществ. 1 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 7 класс 34 № Тема урока всего п/п 1. Различные природные явления и причины 1 их возникновения. 2. Общая характеристика природных явлений. 1 3. Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера. Общие понятия и определения. 1 4. Землетрясение. Причины возникновения землетрясения и возможные последствия. 1 5. Защита населения от последствий землетрясений. 1 6. Правила безопасного поведения населения при землетрясении 1 7. Расположение вулканов на Земле, извержение вулканов. 1 8. Последствия извержения вулканов. Защита населения 1 9. Оползни и обвалы их последствия. 1 3 Количество часов контрольные практические работы работы 1 https://iu.ru/vi deo-lessons https://resh.ed u.ru/subject/2 3/ https://iu.ru/vi deo-lessons https://resh.ed u.ru/subject/2 3/ Виды, формы контроля https://iu.ru/vi deo-lessons https://resh.ed u.ru/subject/2 3/ https://iu.ru/vi deo-lessons https://resh.ed u.ru/subject/2 3/ https://iu.ru/vi deo-lessons https://resh.ed u.ru/subject/2 3/ https://iu.ru/vi deo-lessons https://resh.ed u.ru/subject/2 3/ https://iu.ru/vi deo-lessons https://resh.ed u.ru/subject/2 3/ https://iu.ru/vi deo-lessons https://resh.ed u.ru/subject/2 3/ https://iu.ru/vi deo-lessons https://resh.ed u.ru/subject/2 3/ https://iu.ru/vi deo-lessons https://resh.ed u.ru/subject/2 3/ https://iu.ru/vi Защита населения 10. Ураганы и бури, причины их возникновения, возможные последствия 1 11. Защита населений от последствий ураганов и бурь 1 12. Смерчи 1 13. Наводнения. Виды наводнений и их причины. 1 14. Защита населения от последствий наводнений. 1 15. Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время наводнения. 1 16. Сели и их характеристика. 1 17. Защита населения от последствий селевых потоков. 1 18. Цунами и их характеристика. 1 19. Защита населения от цунами 1 20. Снежные лавины 1 deo-lessons https://resh.ed u.ru/subject/2 3/ https://iu.ru/vi deo-lessons https://resh.ed u.ru/subject/2 3/ https://iu.ru/vi deo-lessons https://resh.ed u.ru/subject/2 3/ https://iu.ru/vi deo-lessons https://resh.ed u.ru/subject/2 3/ https://iu.ru/vi deo-lessons https://resh.ed u.ru/subject/2 3/ https://iu.ru/vi deo-lessons https://resh.ed u.ru/subject/2 3/ https://iu.ru/vi deo-lessons https://resh.ed u.ru/subject/2 3/ https://iu.ru/vi deo-lessons https://resh.ed u.ru/subject/2 3/ https://iu.ru/vi deo-lessons https://resh.ed u.ru/subject/2 3/ https://iu.ru/vi deo-lessons https://resh.ed u.ru/subject/2 3/ https://iu.ru/vi deo-lessons https://resh.ed u.ru/subject/2 3/ https://iu.ru/vi deo-lessons https://resh.ed 21. Лесные и торфяные пожары и их характеристика. 1 22. Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения. 1 23. Инфекционная заболеваемость людей и защита населения. 1 24. Эпизоотии и эпифитотии. 1 25. 26. 27. Терроризм и факторы риска вовлечения подростка в террористическую и экстремистскую деятельность Терроризм и факторы риска вовлечения подростка в террористическую и экстремистскую деятельность Роль нравственных позиций и личных качеств подростков в формировании антитеррористического поведения 1 1 1 1 28. Психологическая уравновешенность. 1 29. Стресс и его влияние на человека. 1 30. Анатомо–физиологические особенности человека в подростковом возрасте. 1 31. Общие правила оказания первой помощи. 1 1 u.ru/subject/2 3/ https://iu.ru/vi deo-lessons https://resh.ed u.ru/subject/2 3/ https://iu.ru/vi deo-lessons https://resh.ed u.ru/subject/2 3/ https://iu.ru/vi deo-lessons https://resh.ed u.ru/subject/2 3/ https://iu.ru/vi deo-lessons https://resh.ed u.ru/subject/2 3/ https://iu.ru/vi deo-lessons https://resh.ed u.ru/subject/2 3/ https://iu.ru/vi deo-lessons https://resh.ed u.ru/subject/2 3/ https://iu.ru/vi deo-lessons https://resh.ed u.ru/subject/2 3/ https://iu.ru/vi deo-lessons https://resh.ed u.ru/subject/2 3/ https://iu.ru/vi deo-lessons https://resh.ed u.ru/subject/2 3/ https://iu.ru/vi deo-lessons https://resh.ed u.ru/subject/2 3/ https://iu.ru/vi deo-lessons https://resh.ed u.ru/subject/2 3/ 32. Оказание первой помощи при наружном кровотечении. 1 33. Оказание первой помощи при ушибах и переломах. 1 34. Общие правила транспортировки пострадавшего. 1 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 3 https://iu.ru/vi deo-lessons https://resh.ed u.ru/subject/2 3/ https://iu.ru/vi deo-lessons https://resh.ed u.ru/subject/2 3/ https://iu.ru/vi deo-lessons https://resh.ed u.ru/subject/2 3/ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА 5 класс Учебник: Основы безопасности жизнедеятельности, 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под редакцией А.Т. Смирнова; Российская академия наук, Российская академия образования, издательство «Просвещение» 6 класс Учебник: Основы безопасности жизнедеятельности, 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под редакцией А.Т. Смирнова; Российская академия наук, Российская академия образования, издательство «Просвещение» 7 класс Учебник: Основы безопасности жизнедеятельности, 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под редакцией А.Т. Смирнова; Российская академия наук, Российская академия образования, издательство «Просвещение» УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА 1. Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс. Б.О. Хренников, Н.В. Гололобов, Л.И. Льняная, М.В. Маслов 2. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-7 класс. Н.Ф. Виноградова, Д.В. Смирнов, А.Б. Таранин. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ 1. УМК «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 5-9 классов общеобразовательных организаций под редакцией С.Н. Егорова; 2. Основы безопасности жизнедеятельности: 5-7 классы: методическое пособие / Н. Ф. Виноградова, Д. В. Смирнов. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ 1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (schoolcollection.edu.ru); 2. Основы безопасности жизнедеятельности (http://www.schoolobz.org); 3. Российская электронная школа (resh.edu.ru); 4. Учи.ру — интерактивная образовательная онлайн-платформа (uchi.ru); 5. Электронная форма учебника. 38