МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Управление образования Березовского городского округа БМАОУ СОШ №1 Кутявина Тамара Юрьевна РАССМОТРЕНО На педагогическом совете ________________________ Протокол №1 от «30» августа 2023г г. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Эссе - жанр литературного произведения и вид творческой работы» для обучающихся 11 класса г. Березовский Подписано цифровой подписью: Кутявина Тамара Юрьевна Пояснительная записка Программа по курсу внеурочной деятельности «Эссе – жанр литературного произведения и вид творческой работы» подготовлена на основе ФГОС СОО, ФОП СОО, Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации федеральной рабочей программой воспитания, с распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования. Пояснительная записка отражает общие цели и задачи предмета, место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания и определению планируемых результатов. Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне основного общего образования. Планируемые результаты освоения программы по предмету внеурочной деятельности включают личностные, метапредметные результаты за весь период обучения на уровне основного общего образования, а также предметные достижения обучающегося за каждый год обучения. Общая характеристика курса внеурочной деятельности «Эссе - жанр литературного произведения и вид творческой работы» Эссе как жанр школьного сочинения по своим признакам ближе всего к творческим, свободнотворческим, свободным и самостоятельным сочинениям, выделяемым в дореволюционном и советском периодах развития школы. Согласно современным жанровым подходам эссе относят к сочинениям, «предполагающим определенную интерпретацию исходного текста», или «текстам, в которых концепция автора в отношении исходного (исходных текстов) дается в оригинальной форме» (Т. А. Ладыженская) и виду творческой работы, рассчитанному на авторскую индивидуальность ученика (Ю. А. Озеров), а по определению В. Н. Мещерякова, к так называемым авторским текстам. Эссе— жанр, нацеленный на раскрытие внутреннего я», на самопознание личности. В работе над ним используется конкретный жизненный и читательский опыт ученика, выявляется сфера его интересов, активизируется мыслительный аппарат: развивается ассоциативное мышление, умение находить аналогии, подбирать параллели, подобия, необходимые для построения собственного речевого высказывания в данном жанре. Осуществляется совершенствование коммуникативной и речевой культуры школьника, так как эссе соединяет в рамках одного текста разные типы и стили речи и позволяет познакомить с целым комплексом близких жанров: очерком, стихотворением в прозе, словом, беседой, письмом и др. Этому способствует интегративное свойство эссе (возможность объединять разные системы описания мира - научную, религиозную, художественную) и определяемая жанром необходимость личностного восприятия действительности и творческого осмысления художественного текста в плане самостоятельной оценки тех или иных авторских концепций. Цели изучения курса внеурочной деятельности «Эссе - жанр литературного произведения и вид творческой работы» Цель курса – развитие коммуникативно-речевой культуры старшеклассников. В процессе работы над эссе предполагается решать следующие задачи: - актуализировать личностные качества учеников, что помогает раскрытию их творческих способностей; - осуществлять знакомство с комплексом близких жанров: очерком, письмом, беседой, стихотворением в прозе и др.; - развивать ассоциативное мышление старшеклассников; - формировать коммуникативное умение создавать собственные речевые произведения, используя в комплексе возможности разных типов и стилей речи; - формировать представления школьников о разных способах восприятия действительности; - исследовать творческие поиски известных художников слова, открывать новые имена. Место курса внеурочной деятельности «Эссе - жанр литературного произведения и вид творческой работы» в учебном плане В 11 классе на изучение курса отводится 1 час в неделю в течение года и составляет 34 часа. Содержание курса внеурочной деятельности «Эссе - жанр литературного произведения и вид творческой работы» Теоретические основы обучения сочинению в жанре эссе Эссе как жанр словесной литературы, его признаки, история развития. Разновидности и формы эссе. Интегративное свойство жанра. 2. Работа с текстом Нахождение жанрообразующих компонентов эссе на примерах конкретных текстов (например, В. Набоков. Смех и мечты; В.Гроссман. Сикстинская Мадонна; И. Ермаков. Дама в голубом; В.Ерофеев.Dontcomplain значит «Не жалуйся»; Е.Чернов. Берёзка) Сопоставление эссе разных авторов на одну и ту же тему (например, К.Победин. Музыка и Е.Шварц. Музыка). Сравнение, аналогия, уподобление, ассоциация – излюбленные композиционные приемы эссеистических текстов (например, Г.Гессе. Два голоса мелодии жизни или В. Янушевский. Струя). Различные формы жанра. Эссе в форме очерка (например, В.Набоков. Кембридж. Сопоставление с отрывком из путевых заметок Л.Бежина «Отсвет волшебного фонаря» или с произведением К.Паустовского «Предательская осень»). Жанр слова и эссе в форме слова(например, И.С.Шмелёв. Слово на чествовании И.А.Бунина или «Слово при вручении премии В.Распутину» А.И.Солженицына. Эссе Ф.Искандера «Слово о Пушкине». Жанр письма и эссе в форме письма(например, письмо И.С.Тургенева к Полине Виардо и эссе Г.Гессе «Неотправленное письмо к певице»). Беседа и эссе в форме беседы(например, Ф.Искандер. Беседа с Виктором Максимовичем). Зависимость формы эссе, его языкового воплощения от задачи и адресата автора. Эссеистическое и стихотворное воплощение одной и той же темы(например, стихотворение Ф.Искандера «Душа и ум» и его одноимённое эссе; стихотворения Ф.Г.Лорки из книги «Сюиты» и эссе «Предисловие к множеству книг»). Стихотворение в прозе и эссе одного и того же автора(например, Д.Симонова. Отрывок из сочинения и эссе «Как есть»). 1. Практические основы обучения сочинению в жанре эссе 3. Анализ сочинений-эссе Анализ тем сочинений, выявление тех из них, которые располагают к эссе. Сопоставление стандартного школьного сочинения и отрывка из литературно- критического эссе(например, П.Вайль, А.Генис. Хартия вольностей (отрывок) и школьное сочинение «Вольнолюбивая лирика Пушкина»). Анализ литературно- критического эссе ( на примере главы из эссе С.П.Залыгина об А.П.Чехове «Мой поэт»). От этюда, зарисовки – к эссе (на примере текста В.П.Астафьева «Свеча над Енисеем»). Рецензирование по вопросам. Примеры сочинений-эссе: «Грамматика любви в произведениях Бунина или «Устарел ли Горький?» Рецензирование по плану. «Компьютерная болезнь». Дополнение к комментариям к сочинению. «…Гений и злодейство – две вещи несовместные»(А.С.Пушкин) или «Вечный Достоевский». Анализ эссе разных авторов на одну тему: «Золото убило больше душ, чем железо тел» (У.Шекспир). Примеры ученических эссе. Анализ отрывка из научно-исследовательской работы. Историческое эссе. 4. Творческая мастерская (виды творческой деятельности учащихся) Написание сочинения в различных формах эссе. Фрагмент путевых заметок, воспоминание о встрече с различными уголками страны и мира с обоснованием жанра созданной творческой работы. Эссе или сочинение в форме письма. Эссе или сочинение в жанре слова. Эссе в форме беседы. Беседа, интервью с человеком интересной судьбы, писателем, ученым или деятелем культуры. Создание текста, основанного на приеме сравнения и сопоставления. Художественная зарисовка, этюд, миниатюра, основанные на наблюдении и личных впечатлениях учащихся. Размышление на заданную тему. Определение жанра творческой работы. Планируемые результаты освоения учебного курса «Эссе - жанр литературного произведения и вид творческой работы» Личностные: готовность и способность учащихся к саморазвитию и личностному самоопределению, качественная подготовка учащихся к государственной итоговой аттестации (допуск к ГИА – 11). Метапредметные: самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками; самоопределение выпускника. Предметные В ходе занятий учащиеся должны научиться: - понимать основные проблемы общественной жизни и закономерности историколитературного процесса того или иного периода; - знать основные этапы творческой биографии крупнейших писателей, своеобразие эволюции их мировоззрения, метода, стиля, принадлежности их к литературным направлениям; - уметь определять роль и место каждого автора и конкретного произведения в литературной жизни, понимать конкретно-историческое и общечеловеческое значение художественных произведений; - хорошо знать тексты программных литературнокритические оценки; произведений, их литературоведческие и - воспринимать целостность литературного произведения, уметь выделять и характеризовать основные компоненты его формы и содержания: при анализе конкретных художественных произведений знать тему, идейное богатство, проблематику, авторские идеалы и пафос, систему образов и средств их создания, композицию и сюжет, внесюжетные элементы, конфликт, роль заглавия, эпиграфа, художественной детали, приёмы психологического изображения, особенности художественной речи (эпитет, сравнение, олицетворение, метафора, гипербола, аллегория, символ, гротеск, антитеза), особенности жанра; - уметь оперировать при анализе следующими теоретико-литературоведческими понятиями и терминами: роды художественной литературы и их основные жанры; литературные направления и течения; стихотворные размеры; - самостоятельно работать с текстом и создавать собственный грамотный текст в условиях ограниченного времени, выражать свои мысли современным языком, избегая при этом ложно- публицистических штампов и общих мест, выстраивать свой текст по определённой модели, продумывать план и композицию, отбирать фактический материал в соответствии с темой. Тематическое планирование № п/ п Количество часов Конт Прак Наименование разделов и роль тичес Электронные (цифровые) Всег тем программы образовательные ресурсы ные кие о работ работ ы ы Теоретические основы обучения сочинению в жанре эссе Эссе, признаки жанра, разновидности формы, https://urok.1sept.ru/articles/50 1 1 художественные приемы. 8989?ysclid=lnzyor7kjz878777 080 Анализ текстов эссе https://infourok.ru/analizsredstv-hudozhestvennoy2 1 virazitelnosti3830125.html?ysclid=lnzypxff 4k922269876 Анализ средств https://infourok.ru/analizхудожественной sredstv-hudozhestvennoy3 выразительности. 1 virazitelnosti3830125.html?ysclid=lnzypxff 4k922269876 Эссе и очерк. https://infourok.ru/urokrusskogo-yazika-v-klasse-po4 1 temeocherk-esse-recenziya2897465.html?ysclid=lnzyrva6 cu914332811 Слово и эссе в форме слова. https://infourok.ru/esse-kakzhanr-shkolnogo-sochineniyai-vid-zadaniya-povyshennoj5 1 slozhnosti-na-ege-porusskomu-yazyku4669886.html?ysclid=lnzysqm u9k284167484 Письмо и эссе в форме письма. https://infourok.ru/esse-kakzhanr-shkolnogo-sochineniyai-vid-zadaniya-povyshennoj6 1 slozhnosti-na-ege-porusskomu-yazyku4669886.html?ysclid=lnzysqm u9k284167484 Форма эссе и его языковое https://uchitel-filolog.ru/esseвоплощение. chto-takoe-kak-pisat7 1 1 sochinenie-esseprimery/?ysclid=lnzytx4x2170 610010 Эссе и беседа. https://infourok.ru/analizsredstv-hudozhestvennoy8 1 virazitelnosti3830125.html?ysclid=lnzypxff 4k922269876 Эссе разных авторов на https://nsportal.ru/shkola/russki одну тему y9 1 yazyk/library/2012/01/11/urokrusskogo-yazyka-v-11-klasseesse Воплощение одной темы в https://infourok.ru/esse-kakэстетической и zhanr-shkolnogo-sochineniyaстихотворной форме. i-vid-zadaniya-povyshennoj10 1 slozhnosti-na-ege-porusskomu-yazyku4669886.html?ysclid=lnzz15w 1un704362455 Стихотворения в прозе и https://kopilkaurokov.ru/literat эссе ura/uroki/mietodichieskaia_raz 11 1 rabotka_po_litieraturie_tieoriia _litieratury_stikhotvorienii?ysc lid=lnzz2fvfxg245013581 Практические основы обучения сочинению в жанре эссе Японские даны – https://kozti.blogspot.com/200 12 древнейшая форма эссе 8/04/jiljijoiklp.html Сравнение как https://nauka.club/literatura/sra композиционный прием vnenie-v-literature-sposoby13 1 sozdaniya-iprimery.html?ysclid=lnzz6yuk vc497945779 Текст, построенный на https://infourok.ru/didaktichesk сравнении iy_material_na_temu__sravnen 14 1 1 ie._k_ege_s_5-go_klassa.589693.htm?ysclid=lnzz83bf7d 377114300 Ассоциативная связь, https://cyberleninka.ru/article/n анализ текста. /assotsiativnyy-analiz-novyypodhod-k-interpretatsii15 1 hudozhestvennogoteksta?ysclid=lnzz8x38d58751 23798 Создание эссеистической https://studexpo.net/171672/lite миниатюры. ratura/miniatyury_esseistichesk 16 1 1 ogo_tipa?ysclid=lnzzahq3om6 00689284 Зарисовки. https://infourok.ru/literaturasochineniya-miniatyuri17 1 1229146.html?ysclid=lnzzd8g2 jt456294926 Тема и идея произведения, https://infourok.ru/literatura18 средства художественной 1 sochineniya-miniatyuriвыразительности 1229146.html?ysclid=lnzzd8g2 19 20 Создание художественной зарисовки,этюда, 1 миниатюры. jt456294926 https://infourok.ru/literaturasochineniya-miniatyuri1229146.html?ysclid=lnzzd8g2 jt456294926 1 Анализ работ 1 Литературно – критическое эссе и школьное сочинение. https://infourok.ru/esse-kakzhanr-shkolnogo-sochineniyai-vid-zadaniya-povyshennojslozhnosti-na-ege-porusskomu-yazyku4669886.html?ysclid=lnzzfo5o kc320581863 1 21 22 23 24 25 Анализ литературно – 1 критического эссе. Анализ тем сочинений. 1 Признаки жанра эссе. Анализ тем сочинений. Предположение и 1 формулирование выводов. 1 Анализ сочинений – эссе. Композиция сочинения – 1 эссе и традиционного сочинения Рецензирование как дополнение комментария к 1 сочинению. 1 Рецензирование на основе сопоставления, обсуждения 26 27 28 29 30 31 1 Рецензирование на основе плана Устная или рецензия 1 письменная 1 Творческая работа. Размышления на заданную 1 тему. Создание текста, основанного на приеме 1 сравнения и сопоставления Обсуждение работ 1 1 https://nsportal.ru/shkola/russki yyazyk/library/2013/11/02/esseosobennosti-i-spetsifika-zhanra https://nsportal.ru/shkola/russki yyazyk/library/2013/11/02/esseosobennosti-i-spetsifika-zhanra https://nsportal.ru/shkola/russki yyazyk/library/2013/11/02/esseosobennosti-i-spetsifika-zhanra https://infourok.ru/urokrusskogo-yazyka-v-10-klassepo-teme-analiz-iredaktirovanie-sochineniya-popredlozhennomu-tekstu6231300.html?ysclid=lnzznebk lj720387670 https://multiurok.ru/files/alghor itm-napisaniia-rietsienzii-nalitieraturnoie.html?ysclid=lnzz os495a974469044 https://multiurok.ru/files/alghor itm-napisaniia-rietsienzii-nalitieraturnoie.html?ysclid=lnzz os495a974469044 Обсуждение работ Повторение и обобщение 33 пройденного. Систематизация знаний по 34 курсу. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ 32 Бугрова Л. В. Рабочая программа к линии УМК И. В. Гусаровой «Русский язык. 10-11 классы. Базовый и углублённый уровни». М. : Вентана-Граф, 2016. Поурочные разработки по русскому языку. 10 класс. И.В. Золотарева, Л.П. Дмитриева. Москва, «Вако», 2014 Н.В. Егорова. Поурочные разработки по русскому языку. 10 класс. Москва, «Вако», 2014 Баранов М.Т. Методика лексики и фразеологии на уроках русского языка. – М.: Просвещение, 1988. Львова С.И. Орфография. Этимология на службе орфографии: Пособие для учителя. - М.:Русское слово, 2011. Львова С.И. Словообразование. Словообразовательная модель на уроках русского языка: Пособие для учителя. - М.: Русское слово, 2012. Л.И.Пучкова. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. 10-11 класс. М.: «Интеллект-Центр», 2014г. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ http://www.drofa.ru — сайт издательства «Дрофа». http://www.philology.ru — «Филологический портал». http: //www. gramma.ru — сайт «Культура письм. речи» http://www.krugosvet.ru — универсальная энциклопедия «Кругосвет». http://www.rubricon.com — энциклопедия «Рубрикон». http://www.slovari.ru — сайт «Русские словари» (толковые словари, орфографический словарь, словари иностранных слов). http://www.rusword.com.ua — сайт по русской филологии «Мир русского слова». http://www.about- russian- language.com — сайт по культу-ре речи. http://www.languages-study.com/russian.html — база знаний по русскому языку (бесплатная справочная служба по русскому языку). http://www.etymolo.ruslang.ru — этимология и история слов русского языка (сайт Российской академии наук, Института русского языка имени В. В. Виноградова). http://www.orfografus.ru — видеоуроки русского языка. http://www.wordsland.ru — сайт «Страна слов. Магия языка» (изучение русского языка в игровой форме). http://www.school-collection.edu.ru — единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. http://www.urokirus.com — уроки русского языка онлайн (история языка, интересные статьи по филологии, словари, тестирование) Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbab ФГИС «Моя школа» «Единое содержание общего образования» «ФИПИ»