КВД Эссе 11 кл

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования Березовского городского округа
БМАОУ СОШ №1

Кутявина Тамара
Юрьевна

РАССМОТРЕНО
На педагогическом совете
________________________

Протокол №1 от «30»
августа 2023г г.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Эссе - жанр литературного произведения
и вид творческой работы»
для обучающихся 11 класса

г. Березовский

Подписано цифровой
подписью: Кутявина
Тамара Юрьевна

Пояснительная записка
Программа по курсу внеурочной деятельности «Эссе – жанр литературного произведения и вид
творческой работы» подготовлена на основе ФГОС СОО, ФОП СОО, Концепции преподавания
русского языка и литературы в Российской Федерации федеральной рабочей программой
воспитания, с распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения
основной образовательной программы основного общего образования.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи предмета, место в структуре учебного плана,
а также подходы к отбору содержания и определению планируемых результатов.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые предлагаются для обязательного
изучения в каждом классе на уровне основного общего образования.
Планируемые результаты освоения программы по предмету внеурочной деятельности включают
личностные, метапредметные результаты за весь период обучения на уровне основного общего
образования, а также предметные достижения обучающегося за каждый год обучения.
Общая характеристика курса внеурочной деятельности «Эссе - жанр литературного
произведения и вид творческой работы»
Эссе как жанр школьного сочинения по своим признакам ближе всего к творческим, свободнотворческим, свободным и самостоятельным сочинениям, выделяемым в дореволюционном и
советском периодах развития школы. Согласно современным жанровым подходам эссе относят к
сочинениям, «предполагающим определенную интерпретацию исходного текста», или «текстам, в
которых концепция автора в отношении исходного (исходных текстов) дается в оригинальной
форме» (Т. А. Ладыженская) и виду творческой работы, рассчитанному на авторскую
индивидуальность ученика (Ю. А. Озеров), а по определению В. Н. Мещерякова, к так называемым
авторским текстам.
Эссе— жанр, нацеленный на раскрытие внутреннего я», на самопознание личности. В работе над
ним используется конкретный жизненный и читательский опыт ученика, выявляется сфера его
интересов, активизируется мыслительный аппарат: развивается ассоциативное мышление, умение
находить аналогии, подбирать параллели, подобия, необходимые для построения собственного
речевого высказывания в данном жанре.
Осуществляется совершенствование коммуникативной и речевой культуры школьника, так как эссе
соединяет в рамках одного текста разные типы и стили речи и позволяет познакомить с целым
комплексом близких жанров: очерком, стихотворением в прозе, словом, беседой, письмом и др.
Этому способствует интегративное свойство эссе (возможность объединять разные системы
описания мира - научную, религиозную, художественную) и определяемая жанром необходимость
личностного восприятия действительности и творческого осмысления художественного текста в
плане самостоятельной оценки тех или иных авторских концепций.
Цели изучения курса внеурочной деятельности «Эссе - жанр литературного произведения и
вид творческой работы»
Цель курса – развитие коммуникативно-речевой культуры старшеклассников.
В процессе работы над эссе предполагается решать следующие задачи:
- актуализировать личностные качества учеников, что помогает раскрытию их творческих
способностей;
- осуществлять знакомство с комплексом близких жанров: очерком, письмом, беседой,
стихотворением в прозе и др.;
- развивать ассоциативное мышление старшеклассников;
- формировать коммуникативное умение создавать собственные речевые произведения, используя в
комплексе возможности разных типов и стилей речи;
- формировать представления школьников о разных способах восприятия действительности;
- исследовать творческие поиски известных художников слова, открывать новые имена.

Место курса внеурочной деятельности «Эссе - жанр литературного произведения и вид
творческой работы» в учебном плане
В 11 классе на изучение курса отводится 1 час в неделю в течение года и составляет 34 часа.
Содержание курса внеурочной деятельности «Эссе - жанр литературного произведения и вид
творческой работы»
Теоретические основы обучения сочинению в жанре эссе
Эссе как жанр словесной литературы, его признаки, история развития. Разновидности и формы
эссе. Интегративное свойство жанра.
2. Работа с текстом
Нахождение жанрообразующих компонентов эссе на примерах конкретных текстов (например, В.
Набоков. Смех и мечты; В.Гроссман. Сикстинская Мадонна; И. Ермаков. Дама в голубом;
В.Ерофеев.Dontcomplain значит «Не жалуйся»; Е.Чернов. Берёзка)
Сопоставление эссе разных авторов на одну и ту же тему (например, К.Победин. Музыка и
Е.Шварц. Музыка).
Сравнение, аналогия, уподобление, ассоциация – излюбленные композиционные приемы
эссеистических текстов (например, Г.Гессе. Два голоса мелодии жизни или В. Янушевский. Струя).
Различные формы жанра.
Эссе в форме очерка (например, В.Набоков. Кембридж. Сопоставление с отрывком из путевых
заметок Л.Бежина «Отсвет волшебного фонаря» или с произведением К.Паустовского
«Предательская осень»).
Жанр слова и эссе в форме слова(например, И.С.Шмелёв. Слово на чествовании И.А.Бунина или
«Слово при вручении премии В.Распутину» А.И.Солженицына. Эссе Ф.Искандера «Слово о
Пушкине».
Жанр письма и эссе в форме письма(например, письмо И.С.Тургенева к Полине Виардо и эссе
Г.Гессе «Неотправленное письмо к певице»).
Беседа и эссе в форме беседы(например, Ф.Искандер. Беседа с Виктором Максимовичем).
Зависимость формы эссе, его языкового воплощения от задачи и адресата автора.
Эссеистическое и стихотворное воплощение одной и той же темы(например, стихотворение
Ф.Искандера «Душа и ум» и его одноимённое эссе; стихотворения Ф.Г.Лорки из книги «Сюиты» и
эссе «Предисловие к множеству книг»).
Стихотворение в прозе и эссе одного и того же автора(например, Д.Симонова. Отрывок из
сочинения и эссе «Как есть»).
1.

Практические основы обучения сочинению в жанре эссе
3. Анализ сочинений-эссе
Анализ тем сочинений, выявление тех из них, которые располагают к эссе.
Сопоставление стандартного школьного сочинения и отрывка из литературно- критического
эссе(например, П.Вайль, А.Генис. Хартия вольностей (отрывок) и школьное сочинение
«Вольнолюбивая лирика Пушкина»).
Анализ литературно- критического эссе ( на примере главы из эссе С.П.Залыгина об А.П.Чехове
«Мой поэт»).
От этюда, зарисовки – к эссе (на примере текста В.П.Астафьева «Свеча над Енисеем»).
Рецензирование по вопросам. Примеры сочинений-эссе: «Грамматика любви в произведениях
Бунина или «Устарел ли Горький?»
Рецензирование по плану. «Компьютерная болезнь».
Дополнение к комментариям к сочинению. «…Гений и злодейство – две вещи
несовместные»(А.С.Пушкин) или «Вечный Достоевский».
Анализ эссе разных авторов на одну тему: «Золото убило больше душ, чем железо тел»
(У.Шекспир). Примеры ученических эссе.
Анализ отрывка из научно-исследовательской работы. Историческое эссе.

4. Творческая мастерская (виды творческой деятельности учащихся)
Написание сочинения в различных формах эссе.
Фрагмент путевых заметок, воспоминание о встрече с различными уголками страны и мира с
обоснованием жанра созданной творческой работы.
Эссе или сочинение в форме письма.
Эссе или сочинение в жанре слова.
Эссе в форме беседы. Беседа, интервью с человеком интересной судьбы, писателем, ученым или
деятелем культуры.
Создание текста, основанного на приеме сравнения и сопоставления.
Художественная зарисовка, этюд, миниатюра, основанные на наблюдении и личных
впечатлениях учащихся.
Размышление на заданную тему. Определение жанра творческой работы.
Планируемые результаты освоения учебного курса «Эссе - жанр литературного произведения
и вид творческой работы»
Личностные: готовность и способность учащихся к саморазвитию и личностному
самоопределению, качественная подготовка учащихся к государственной итоговой аттестации
(допуск к ГИА – 11).
Метапредметные: самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и
организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками; самоопределение выпускника.
Предметные
В ходе занятий учащиеся должны научиться:
- понимать основные проблемы общественной жизни и закономерности историколитературного
процесса того или иного периода;
- знать основные этапы творческой биографии крупнейших писателей, своеобразие эволюции их
мировоззрения, метода, стиля, принадлежности их к литературным направлениям;
- уметь определять роль и место каждого автора и конкретного произведения в литературной
жизни, понимать конкретно-историческое и общечеловеческое значение художественных
произведений;
- хорошо знать тексты программных
литературнокритические оценки;

произведений,

их

литературоведческие

и

- воспринимать целостность литературного произведения, уметь выделять и характеризовать
основные компоненты его формы и содержания: при анализе конкретных художественных
произведений знать тему, идейное богатство, проблематику, авторские идеалы и пафос, систему
образов и средств их создания, композицию и сюжет, внесюжетные элементы, конфликт, роль
заглавия, эпиграфа, художественной детали, приёмы психологического изображения, особенности
художественной речи (эпитет, сравнение, олицетворение, метафора, гипербола, аллегория, символ,
гротеск, антитеза), особенности жанра;
- уметь оперировать при анализе следующими теоретико-литературоведческими понятиями и
терминами: роды художественной литературы и их основные жанры; литературные направления и
течения; стихотворные размеры;
- самостоятельно работать с текстом и создавать собственный грамотный текст в условиях
ограниченного времени, выражать свои мысли современным языком, избегая при этом ложно-

публицистических штампов и общих мест, выстраивать свой текст по определённой модели,
продумывать план и композицию, отбирать фактический материал в соответствии с темой.
Тематическое планирование

№
п/
п

Количество часов
Конт Прак
Наименование разделов и
роль тичес Электронные (цифровые)
Всег
тем программы
образовательные ресурсы
ные
кие
о
работ работ
ы
ы

Теоретические основы обучения сочинению в жанре эссе
Эссе,
признаки
жанра,
разновидности
формы,
https://urok.1sept.ru/articles/50
1
1
художественные приемы.
8989?ysclid=lnzyor7kjz878777
080
Анализ текстов эссе
https://infourok.ru/analizsredstv-hudozhestvennoy2
1
virazitelnosti3830125.html?ysclid=lnzypxff
4k922269876
Анализ
средств
https://infourok.ru/analizхудожественной
sredstv-hudozhestvennoy3
выразительности.
1
virazitelnosti3830125.html?ysclid=lnzypxff
4k922269876
Эссе и очерк.
https://infourok.ru/urokrusskogo-yazika-v-klasse-po4
1
temeocherk-esse-recenziya2897465.html?ysclid=lnzyrva6
cu914332811
Слово и эссе в форме слова.
https://infourok.ru/esse-kakzhanr-shkolnogo-sochineniyai-vid-zadaniya-povyshennoj5
1
slozhnosti-na-ege-porusskomu-yazyku4669886.html?ysclid=lnzysqm
u9k284167484
Письмо и эссе в форме письма.
https://infourok.ru/esse-kakzhanr-shkolnogo-sochineniyai-vid-zadaniya-povyshennoj6
1
slozhnosti-na-ege-porusskomu-yazyku4669886.html?ysclid=lnzysqm
u9k284167484
Форма эссе и его языковое
https://uchitel-filolog.ru/esseвоплощение.
chto-takoe-kak-pisat7
1
1
sochinenie-esseprimery/?ysclid=lnzytx4x2170
610010

Эссе и беседа.

https://infourok.ru/analizsredstv-hudozhestvennoy8
1
virazitelnosti3830125.html?ysclid=lnzypxff
4k922269876
Эссе разных авторов на
https://nsportal.ru/shkola/russki
одну тему
y9
1
yazyk/library/2012/01/11/urokrusskogo-yazyka-v-11-klasseesse
Воплощение одной темы в
https://infourok.ru/esse-kakэстетической
и
zhanr-shkolnogo-sochineniyaстихотворной форме.
i-vid-zadaniya-povyshennoj10
1
slozhnosti-na-ege-porusskomu-yazyku4669886.html?ysclid=lnzz15w
1un704362455
Стихотворения в прозе и
https://kopilkaurokov.ru/literat
эссе
ura/uroki/mietodichieskaia_raz
11
1
rabotka_po_litieraturie_tieoriia
_litieratury_stikhotvorienii?ysc
lid=lnzz2fvfxg245013581
Практические основы обучения сочинению в жанре эссе
Японские
даны
–
https://kozti.blogspot.com/200
12
древнейшая форма эссе
8/04/jiljijoiklp.html
Сравнение
как
https://nauka.club/literatura/sra
композиционный прием
vnenie-v-literature-sposoby13
1
sozdaniya-iprimery.html?ysclid=lnzz6yuk
vc497945779
Текст, построенный на
https://infourok.ru/didaktichesk
сравнении
iy_material_na_temu__sravnen
14
1
1
ie._k_ege_s_5-go_klassa.589693.htm?ysclid=lnzz83bf7d
377114300
Ассоциативная
связь,
https://cyberleninka.ru/article/n
анализ текста.
/assotsiativnyy-analiz-novyypodhod-k-interpretatsii15
1
hudozhestvennogoteksta?ysclid=lnzz8x38d58751
23798
Создание
эссеистической
https://studexpo.net/171672/lite
миниатюры.
ratura/miniatyury_esseistichesk
16
1
1
ogo_tipa?ysclid=lnzzahq3om6
00689284
Зарисовки.
https://infourok.ru/literaturasochineniya-miniatyuri17
1
1229146.html?ysclid=lnzzd8g2
jt456294926
Тема и идея произведения,
https://infourok.ru/literatura18 средства
художественной 1
sochineniya-miniatyuriвыразительности
1229146.html?ysclid=lnzzd8g2

19
20

Создание художественной
зарисовки,этюда,
1
миниатюры.

jt456294926
https://infourok.ru/literaturasochineniya-miniatyuri1229146.html?ysclid=lnzzd8g2
jt456294926

1

Анализ работ
1
Литературно – критическое
эссе и школьное сочинение.

https://infourok.ru/esse-kakzhanr-shkolnogo-sochineniyai-vid-zadaniya-povyshennojslozhnosti-na-ege-porusskomu-yazyku4669886.html?ysclid=lnzzfo5o
kc320581863

1

21
22

23

24

25

Анализ
литературно –
1
критического эссе.
Анализ тем сочинений.
1
Признаки жанра эссе.
Анализ тем сочинений.
Предположение
и
1
формулирование выводов.

1

Анализ сочинений – эссе.
Композиция сочинения –
1
эссе
и
традиционного
сочинения
Рецензирование
как
дополнение комментария к
1
сочинению.

1

Рецензирование на основе
сопоставления, обсуждения
26

27

28

29

30
31

1

Рецензирование на основе
плана

Устная или
рецензия

1

письменная
1

Творческая
работа.
Размышления на заданную 1
тему.
Создание
текста,
основанного на приеме 1
сравнения и сопоставления
Обсуждение работ

1

1

https://nsportal.ru/shkola/russki
yyazyk/library/2013/11/02/esseosobennosti-i-spetsifika-zhanra
https://nsportal.ru/shkola/russki
yyazyk/library/2013/11/02/esseosobennosti-i-spetsifika-zhanra
https://nsportal.ru/shkola/russki
yyazyk/library/2013/11/02/esseosobennosti-i-spetsifika-zhanra
https://infourok.ru/urokrusskogo-yazyka-v-10-klassepo-teme-analiz-iredaktirovanie-sochineniya-popredlozhennomu-tekstu6231300.html?ysclid=lnzznebk
lj720387670
https://multiurok.ru/files/alghor
itm-napisaniia-rietsienzii-nalitieraturnoie.html?ysclid=lnzz
os495a974469044
https://multiurok.ru/files/alghor
itm-napisaniia-rietsienzii-nalitieraturnoie.html?ysclid=lnzz
os495a974469044

Обсуждение работ
Повторение и обобщение
33
пройденного.
Систематизация знаний по
34
курсу.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
32

Бугрова Л. В. Рабочая программа к линии УМК И. В. Гусаровой «Русский язык. 10-11
классы. Базовый и углублённый уровни». М. : Вентана-Граф, 2016.
Поурочные разработки по русскому языку. 10 класс. И.В. Золотарева, Л.П. Дмитриева.
Москва, «Вако», 2014
Н.В. Егорова. Поурочные разработки по русскому языку. 10 класс. Москва, «Вако», 2014
Баранов М.Т. Методика лексики и фразеологии на уроках русского языка. – М.:
Просвещение, 1988.
Львова С.И. Орфография. Этимология на службе орфографии: Пособие для учителя. - М.:Русское
слово, 2011.
Львова С.И. Словообразование. Словообразовательная модель на уроках русского языка: Пособие
для учителя. - М.: Русское слово, 2012.
Л.И.Пучкова. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. 10-11
класс. М.: «Интеллект-Центр», 2014г.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
http://www.drofa.ru — сайт издательства «Дрофа». http://www.philology.ru —
«Филологический портал». http: //www. gramma.ru — сайт «Культура письм. речи»
http://www.krugosvet.ru — универсальная энциклопедия «Кругосвет».
http://www.rubricon.com — энциклопедия «Рубрикон». http://www.slovari.ru — сайт
«Русские словари» (толковые словари, орфографический словарь, словари иностранных слов).
http://www.rusword.com.ua — сайт по русской филологии «Мир русского слова».
http://www.about- russian- language.com — сайт по культу-ре речи.
http://www.languages-study.com/russian.html — база знаний по русскому языку

(бесплатная справочная служба по русскому языку).
http://www.etymolo.ruslang.ru — этимология и история слов русского языка (сайт
Российской академии наук, Института русского языка имени В. В. Виноградова).
http://www.orfografus.ru — видеоуроки русского языка. http://www.wordsland.ru — сайт
«Страна слов. Магия языка» (изучение русского языка в игровой форме).
http://www.school-collection.edu.ru — единая коллекция цифровых образовательных
ресурсов. http://www.urokirus.com — уроки русского языка онлайн (история языка,
интересные статьи по филологии, словари, тестирование)
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbab
ФГИС «Моя школа»
«Единое содержание общего образования»
«ФИПИ»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».