МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Управление образования Березовского городского округа БМАОУ СОШ №1 Кутявина Тамара Юрьевна РАССМОТРЕНО На педагогическом совете ________________________ Подписано цифровой подписью: Кутявина Тамара Юрьевна Протокол №1 от «30» августа 2023г г. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы лингвистического исследования» для обучающихся 10 класса г. Березовский Пояснительная записка Программа по курсу внеурочной деятельности «Эссе – жанр литературного произведения и вид творческой работы» подготовлена на основе ФГОС СОО, ФОП СОО, Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации федеральной рабочей программой воспитания, с распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования. Пояснительная записка отражает общие цели и задачи предмета, место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания и определению планируемых результатов. Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне основного общего образования. Планируемые результаты освоения программы по предмету внеурочной деятельности включают личностные, метапредметные результаты за весь период обучения на уровне основного общего образования, а также предметные достижения обучающегося за каждый год обучения. Общая характеристика курса внеурочной деятельности «Основы лингвистического исследования» Необходимость углубленного изучения текста и текстообразования в школе вызвана активными процессами в современной науке и образовании, уделяющих большое внимание проблемам речеведения, «активной» грамматики, теории и практики языковой коммуникации. Вопросы теории и стилистики текста вошли в школьную программу изучения русского языка, но на страницах учебника представлены достаточно кратко, требуют систематизации и более обстоятельного рассмотрения. Для целенаправленной и осмысленной работы с текстом учащиеся должны владеть знаниями о его признаках и основных категориях, о принципах построения текста как единого смыслового и структурного целого. Цели изучения курса внеурочной деятельности «Основы лингвистического исследования» Изучение курса направлено на достижение следующих целей: o обобщение, углубление и систематизация знаний о тексте o формирование практических навыков работы с текстом, необходимых для успешной текстовой деятельности o развитие текстовой компетенции школьников o обучение понимания текста, культуре письменного и устного самовыражения; o развитие способностей личностной аргументации в изложении собственного мнения; o развитие логического мышления. Место курса внеурочной деятельности «Риторика» в учебном плане В 10 классе на изучение курса отводится 1 час в неделю в течение года, всего 34 часа и входит в план внеурочной деятельности образовательной организации. Содержание курса внеурочной деятельности ВВЕДЕНИЕ ( 8 часов) 1.Наука и научное мировоззрение. Отличие науки от других явлений духовной жизни человека. Отличие научного знания от обыденного, лженаучного, паранаучного. Взгляд В.И. Вернадского. Место науки в духовной жизни общества. Принципы научного мышления. Объяснительное и описательное в науке. Могут ли существовать две теории, объясняющие одни и те же факты. Факты и их интерпретация. Критерий истины. Доказательства. Научные теории. 2. Гуманитарные и естественные науки. Сближение наук. Учение В.И.Вернадского о ноосфере. 3. Семинар: «Выдающиеся русские ученые в различных областях наук и их достижения». 4. Деятельность ученых-лингвистов на современном этапе. Экскурсия на кафедру русского языка УрФУ. УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (27 часов) 1. Структура учебно-исследовательской работы. Научное исследование. Виды научноисследовательских работ. Выбор темы и обоснование ее актуальности. Объект и предмет исследования. Понятие о целях и задачах научного исследования. Гипотеза в научном исследовании. Структура научно-исследовательской работы: введение, основная часть, заключение. Изучение образцов и знакомство со структурой научных работ. Методы лингвистического исследования. Описательный метод. Сравнительно-исторический метод. Экспериментальные методы. 2.Введение. Введение в проблему, основные задачи работы, аргументация актуальности и характеристика общего состояния проблемы ко времени начала исследований. Проблемы работы с источниками. Ретроспективный анализ литературных источников, изученных исследователем. Составление индивидуального рабочего плана. 3.Обзор литературы по проблеме исследования. Оформление цитат. Работа с литературными источниками. Принципы и приемы работы с каталогами. Методика изучения литературных источников с применением рациональных приемов работы над текстом. Требования к оформлению научных работ. Цитирование. Ссылки и правила оформления ссылок. 4. Гипотеза. Тренинг на выдвижение и обоснование гипотез. 5. Практикум. Работа с лингвистическими словарями. Составление картотеки. Обработка материла исследования. 6. Практикум. Работа с поисковыми системами в Интернете. Создание списка полезных ресурсов. Работа с электронными лингвистическими словарями. Возможности Internet для поиска информации. Ключевые слова как средство поиска информации в Internet. Поиск информации по теме исследования. Электронные библиотеки, их возможности в проведении исследования. 7. Практикум. Обработка материала исследования. Работа над основной частью исследования: материал и методика, описание места и условий исследования, основные результаты исследования, обобщение и вывод. Методы сбора языкового материала. Составление индивидуального рабочего плана. Сбор первичной информации. Стиль изложения материала. Знакомство с разными стилями изложения научных работ. Структура содержания исследовательской работы: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение (выводы), список литературы и других источников. Общие правила оформления текста научно-исследовательской работы: формат, объем, шрифт, интервал, поля, нумерация страниц, заголовки, сноски и примечания, приложения. 8. Заключение. Обобщение наиболее важных результатов исследования и перспективы исследования. Результаты в научном исследовании и их обработка. Способы обработки информации и представления. Выводы. 9. Оформление библиографии. Принципы составления библиографии. Правила оформления библиографических ссылок. 10. Оформление приложения. Правила оформления приложений. Таблицы. Схемы и диаграммы. Способы представления информации. Способы представления материала: таблицы и схемы, презентация Powerpoint, стендовый доклад. 11. Практикум. Подготовка к защите работы. Составление тезисов выступления. Составление тезисов исследования и компоненты их содержания. Доклад, компоненты содержания доклада. Подготовка доклада о научном исследовании. Требования к тезисам и докладу. Практическое занятие: составление тезисов своего исследования в соответствии с предъявляемыми требованиями. Критерии оценки исследовательской работы. 12. Защита работы. Защита учебно-исследовательской работы с мультимедийной поддержкой. 13. Научно-практическая конференция. Выступление на научно-практической конференции. Анализ выступления учащихся. Рефлексия. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Основы лингвистического исследования» Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; - готовность к самостоятельной творческой деятельности; - нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; - готовность и способность к самообразованию. Метапредметные: - Регулятивные УУД: - самостоятельная формулировка темы, цели, проблемы занятия; - составление плана решения учебной проблемы, выдвижение гипотезы совместно с учителем; - работа по плану, сверяя свои действия с целью, корректировка своей деятельность; - умение в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями; - использование ИКТ в решении поставленных задач; - ориентирование в различных источниках информации; - владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности. Познавательные УУД: - умение перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); - пользование словарями, справочниками; - осуществление анализа работы; - установление причинно-следственные связи; - построение рассуждения; Коммуникативные УУД: - адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач; владение монологической и диалогической формами речи. - высказывание и обоснование своей точки зрения; - использованиеязыковых средств в соответствии с ситуацией общения; - умение слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; - умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Предметные: - формирование представлений о роли языка в жизни человека, общества, государства; - способность свободно общаться в различных формах и на разные темы; - свободное использование словарного запаса; - формирование понятий о нормах современного русского литературного языка; - владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью; - владение знаниями об особенностях речевой организации реферата, доклада, приемах построения речи научного стиля. - понимание методики сбора и оформления найденного материала; - различать основные виды рефератов; - владение знаниями о языковой норме, о нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения. Тематическое планирование № п/ п Наименование разделов и тем программы ВВЕДЕНИЕ (8) Наука и научное мировоззрение. 1 2 3 Отличие науки от других явлений духовной жизни человека. Гуманитарные и естественные науки Количество часов Конт Прак роль тичес Всег ные кие о работ работ ы ы 1 1 1 Сближение наук. 4 1 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы https://nsportal.ru/shkola/obshc hestvoznanie/library/2018/05/2 9/mirovozzrenie https://infourok.ru/chto-takoenauka-eyo-osnovnye-cherty-iotlichiya-ot-drugih-otraslejkultury4621950.html?ysclid=lo01q4x 1zq226011051 https://урок.рф/library/metodic heskaya_razrabotka_uroka_est estvennie_i_sotci_231729.html ?ysclid=lo01qx62qt95369462 https://урок.рф/library/metodic heskaya_razrabotka_uroka_est estvennie_i_sotci_231729.html ?ysclid=lo01qx62qt95369462 Семинар: «Выдающиеся русские ученые-лингвисты 1 1 и их достижения». Семинар: «Выдающиеся 6 русские ученые-лингвисты 1 1 и их достижения». Деятельность ученыхhttps://урок.рф/presentation/25 7 лингвистов на современном 1 105.html?ysclid=lo01taeqhx18 этапе. 4648379 Деятельность ученыхhttps://урок.рф/presentation/25 8 лингвистов на современном 1 105.html?ysclid=lo01taeqhx18 этапе. Заключение 4648379 УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (27) Структура научноhttps://nsportal.ru/shkola/obshc исследовательской работы hestvoznanie/library/2021/11/2 9 1 6/posobie-pamyatka-dlyaraboty-nad Структура научноhttps://nsportal.ru/shkola/obshc исследовательской работы hestvoznanie/library/2021/11/2 10 1 6/posobie-pamyatka-dlyaraboty-nad Введение. Проблемы https://nsportal.ru/shkola/mater 11 1 работы с источниками. ialy-metodicheskikh5 12 Составление индивидуального рабочего плана. Практикум. Обзор литературы по проблеме исследования. 13 1 1 1 Требования к оформлению научных работ. 14 1 Гипотеза 15 1 Тренинг на выдвижение и обоснование гипотез. 16 17 18 Практикум. Работа с лингвистическими словарями. Обработка материла исследования. Практикум. Работа с поисковыми системами в сети Интернет 19 1 1 1 1 1 1 1 Электронные библиотеки, их возможности в проведении исследования. 20 21 1 Практикум. Обработка материала исследования obedinenii/library/2020/09/11/ doklad-ispolzovanie-razlichnyh https://nsportal.ru/shkola/razno e/library/2021/11/09/metodiche skaya-razrabotka https://infourok.ru/obzorliteratury-v-uchenicheskomproekte-prezentaciya-popredmetu-individualnyj-proekt10-klass6402778.html?ysclid=lo01y4k g5q941872218 https://multiurok.ru/files/trebov aniia-k-oformleniiuissledovatelskoiraboty.html?ysclid=lo0208kp6 8630241629 https://infourok.ru/urokprezentaciya-po-predmetuindividualnyj-proekt-po-temegipoteza-s-proverochnymivoprosami6234578.html?ysclid=lo021kyz ih999016785 https://infourok.ru/urokprezentaciya-po-predmetuindividualnyj-proekt-po-temegipoteza-s-proverochnymivoprosami6234578.html?ysclid=lo021kyz ih999016785 1 1 https://cyberleninka.ru/article/n /vozmozhnosti-elektronnyhbibliotechnyh-sistem-vorganizatsii-nauchnoissledovatelskoydeyatelnosti?ysclid=lo02439sp v681790947 https://cyberleninka.ru/article/n /vozmozhnosti-elektronnyhbibliotechnyh-sistem-vorganizatsii-nauchnoissledovatelskoydeyatelnosti?ysclid=lo02439sp v681790947 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Структура содержания исследовательской работы. Заключение. Обобщение результатов, перспектива исследования, выводы Способы обработки информации и представления. Оформление библиографии Правила оформления библиографических ссылок. Оформление приложения Способы представления информации. Практикум. Подготовка к защите работы. Составление тезисов выступления. Практическое занятие: составление тезисов своего исследования в соответствии с предъявляемыми требованиями. Защита работы Защита учебноисследовательской работы с мультимедийной поддержкой. Научно-практическая конференция Анализ выступлений https://multiurok.ru/files/strukt ura-issledovatelskoi-rabotyproekta.html?ysclid=lo0257tp8 u670452951 https://infourok.ru/prezentaciya -napisanie-zaklyucheniyaissledovatelskoy-raboti3526665.html?ysclid=lo027oh 5fr453510898 1 1 1 https://resh.edu.ru/subject/lesso n/6455/conspect/10502/ 1 https://resh.edu.ru/subject/lesso n/6455/conspect/10502/ 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 https://infourok.ru/rekomendac ii_dlya_shkolnikov_po_podgot ovke_k_zaschite_issledovatels kih_rabot572198.htm?ysclid=lo02bo9os u408856794 https://infourok.ru/rekomendac ii_dlya_shkolnikov_po_podgot ovke_k_zaschite_issledovatels kih_rabot572198.htm?ysclid=lo02bo9os u408856794 МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Бугрова Л. В. Рабочая программа к линии УМК И. В. Гусаровой «Русский язык. 10-11 классы. Базовый и углублённый уровни». М. : Вентана-Граф, 2016. Поурочные разработки по русскому языку. 10 класс. И.В. Золотарева, Л.П. Дмитриева. Москва, «Вако», 2014 Н.В. Егорова. Поурочные разработки по русскому языку. 10 класс. Москва, «Вако», 2014 Баранов М.Т. Методика лексики и фразеологии на уроках русского языка. – М.: Просвещение, 1988. Львова С.И. Орфография. Этимология на службе орфографии: Пособие для учителя. М.:Русское слово, 2011. Львова С.И. Словообразование. Словообразовательная модель на уроках русского языка: Пособие для учителя. - М.: Русское слово, 2012. Л.И.Пучкова. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. 10-11 класс. М.: «Интеллект-Центр», 2014г. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ http://www.drofa.ru — сайт издательства «Дрофа». http://www.philology.ru — «Филологический портал». http: //www. gramma.ru — сайт «Культура письм. речи» http://www.krugosvet.ru — универсальная энциклопедия «Кругосвет». http://www.rubricon.com — энциклопедия «Рубрикон». http://www.slovari.ru — сайт «Русские словари» (толковые словари, орфографический словарь, словари иностранных слов). http://www.rusword.com.ua — сайт по русской филологии «Мир русского слова». http://www.about- russian- language.com — сайт по культу-ре речи. http://www.languages-study.com/russian.html — база знаний по русскому языку (бесплатная справочная служба по русскому языку). http://www.etymolo.ruslang.ru — этимология и история слов русского языка (сайт Российской академии наук, Института русского языка имени В. В. Виноградова). http://www.orfografus.ru — видеоуроки русского языка. http://www.wordsland.ru — сайт «Страна слов. Магия языка» (изучение русского языка в игровой форме). http://www.school-collection.edu.ru — единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. http://www.urokirus.com — уроки русского языка онлайн (история языка, интересные статьи по филологии, словари, тестирование) Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbab ФГИС «Моя школа» «Единое содержание общего образования» «ФИПИ»