КВД Основы лингв исследования 10 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования Березовского городского округа
БМАОУ СОШ №1

Кутявина Тамара
Юрьевна

РАССМОТРЕНО
На педагогическом совете
________________________

Подписано цифровой
подписью: Кутявина
Тамара Юрьевна

Протокол №1 от «30»
августа 2023г г.

Рабочая программа курса
внеурочной деятельности «Основы лингвистического исследования»
для обучающихся 10 класса

г. Березовский

Пояснительная записка
Программа по курсу внеурочной деятельности «Эссе – жанр литературного произведения и вид
творческой работы» подготовлена на основе ФГОС СОО, ФОП СОО, Концепции преподавания
русского языка и литературы в Российской Федерации федеральной рабочей программой
воспитания, с распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения
основной образовательной программы основного общего образования.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи предмета, место в структуре учебного
плана, а также подходы к отбору содержания и определению планируемых результатов.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые предлагаются для
обязательного изучения в каждом классе на уровне основного общего образования.
Планируемые результаты освоения программы по предмету внеурочной деятельности включают
личностные, метапредметные результаты за весь период обучения на уровне основного общего
образования, а также предметные достижения обучающегося за каждый год обучения.
Общая характеристика курса внеурочной деятельности «Основы лингвистического
исследования»
Необходимость углубленного изучения текста и текстообразования в школе вызвана
активными процессами в современной науке и образовании, уделяющих большое внимание
проблемам речеведения, «активной» грамматики, теории и практики языковой
коммуникации. Вопросы теории и стилистики текста вошли в школьную программу изучения
русского языка, но на страницах учебника представлены достаточно кратко, требуют
систематизации и более обстоятельного рассмотрения. Для целенаправленной и осмысленной
работы с текстом учащиеся должны владеть знаниями о его признаках и основных категориях, о
принципах построения текста как единого смыслового и структурного целого.
Цели изучения курса внеурочной деятельности «Основы лингвистического исследования»
Изучение курса направлено на достижение следующих целей:
o обобщение, углубление и систематизация знаний о тексте
o формирование практических навыков работы с текстом, необходимых для успешной
текстовой деятельности
o развитие текстовой компетенции школьников
o обучение понимания текста, культуре письменного и устного самовыражения;
o развитие способностей личностной аргументации в изложении собственного мнения;

o развитие логического мышления.
Место курса внеурочной деятельности «Риторика» в учебном плане
В 10 классе на изучение курса отводится 1 час в неделю в течение года, всего 34 часа и входит в
план внеурочной деятельности образовательной организации.
Содержание курса внеурочной деятельности
ВВЕДЕНИЕ ( 8 часов)
1.Наука и научное мировоззрение. Отличие науки от других явлений духовной жизни
человека. Отличие научного знания от обыденного, лженаучного, паранаучного. Взгляд В.И.
Вернадского. Место науки в духовной жизни общества. Принципы научного мышления.
Объяснительное и описательное в науке. Могут ли существовать две теории, объясняющие одни и
те же факты. Факты и их интерпретация. Критерий истины. Доказательства. Научные теории.
2. Гуманитарные и естественные науки. Сближение наук. Учение В.И.Вернадского о ноосфере.
3. Семинар: «Выдающиеся русские ученые в различных областях наук и их достижения».
4. Деятельность ученых-лингвистов на современном этапе. Экскурсия на кафедру русского
языка УрФУ.

УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (27 часов)
1. Структура учебно-исследовательской работы. Научное исследование. Виды научноисследовательских работ. Выбор темы и обоснование ее актуальности.
Объект и предмет исследования. Понятие о целях и задачах научного исследования. Гипотеза
в научном исследовании. Структура научно-исследовательской работы: введение, основная часть,
заключение. Изучение образцов и знакомство со структурой научных работ. Методы
лингвистического исследования. Описательный метод. Сравнительно-исторический метод.
Экспериментальные методы.
2.Введение. Введение в проблему, основные задачи работы, аргументация актуальности и
характеристика общего состояния проблемы ко времени начала исследований. Проблемы работы с
источниками. Ретроспективный анализ литературных источников, изученных исследователем.
Составление индивидуального рабочего плана.
3.Обзор литературы по проблеме исследования. Оформление цитат. Работа с литературными
источниками. Принципы и приемы работы с каталогами. Методика изучения литературных
источников с применением рациональных приемов работы над текстом. Требования к
оформлению научных работ. Цитирование. Ссылки и правила оформления ссылок.
4. Гипотеза. Тренинг на выдвижение и обоснование гипотез.
5. Практикум. Работа с лингвистическими словарями. Составление картотеки. Обработка материла
исследования.

6. Практикум. Работа с поисковыми системами в Интернете. Создание списка полезных
ресурсов. Работа с электронными лингвистическими словарями. Возможности Internet для поиска
информации. Ключевые слова как средство поиска информации в Internet. Поиск информации по
теме исследования. Электронные библиотеки, их возможности в проведении исследования.
7. Практикум. Обработка материала исследования. Работа над основной частью
исследования: материал и методика, описание места и условий исследования, основные
результаты исследования, обобщение и вывод. Методы сбора языкового материала. Составление
индивидуального рабочего плана. Сбор первичной информации. Стиль изложения материала.
Знакомство с разными стилями изложения научных работ. Структура содержания
исследовательской работы: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение
(выводы), список литературы и других источников.
Общие правила оформления текста научно-исследовательской работы: формат, объем,
шрифт, интервал, поля, нумерация страниц, заголовки, сноски и примечания, приложения.
8. Заключение. Обобщение наиболее важных результатов исследования и перспективы
исследования. Результаты в научном исследовании и их обработка. Способы обработки
информации и представления. Выводы.
9. Оформление библиографии. Принципы составления библиографии. Правила оформления
библиографических ссылок.
10. Оформление приложения. Правила оформления приложений. Таблицы. Схемы и
диаграммы. Способы представления информации. Способы представления материала: таблицы и
схемы, презентация Powerpoint, стендовый доклад.
11. Практикум. Подготовка к защите работы. Составление тезисов выступления. Составление
тезисов исследования и компоненты их содержания. Доклад, компоненты содержания доклада.
Подготовка доклада о научном исследовании. Требования к тезисам и докладу.
Практическое занятие: составление тезисов своего исследования в соответствии с
предъявляемыми требованиями. Критерии оценки исследовательской работы.
12. Защита работы. Защита учебно-исследовательской работы с мультимедийной
поддержкой.
13. Научно-практическая конференция. Выступление на научно-практической конференции.
Анализ выступления учащихся. Рефлексия.

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Основы
лингвистического исследования»
Личностные:
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей
русского народа;
- готовность к самостоятельной творческой деятельности;
- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
- готовность и способность к самообразованию.
Метапредметные:
-

Регулятивные УУД:
- самостоятельная формулировка темы, цели, проблемы занятия;
- составление плана решения учебной проблемы, выдвижение гипотезы совместно с
учителем;
- работа по плану, сверяя свои действия с целью, корректировка своей
деятельность;
- умение в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень
успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;
- использование ИКТ в решении поставленных задач;
- ориентирование в различных источниках информации;
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности.
Познавательные УУД:
- умение перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в
другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользование словарями, справочниками;
- осуществление анализа работы;
- установление причинно-следственные связи;
- построение рассуждения;
Коммуникативные УУД:
- адекватное использование речевых средств для решения различных
коммуникативных задач; владение монологической и диалогической
формами речи.
- высказывание и обоснование своей точки зрения;
- использованиеязыковых средств в соответствии с ситуацией общения;
- умение слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения,
быть готовым корректировать свою точку зрения;
- умение договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности.
Предметные:
- формирование представлений о роли языка в жизни человека, общества, государства;
- способность свободно общаться в различных формах и на разные темы;
- свободное использование словарного запаса;
- формирование понятий о нормах современного русского литературного языка;
- владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной
речью;
- владение знаниями об особенностях речевой организации реферата, доклада, приемах
построения речи научного стиля.
- понимание методики сбора и оформления найденного материала;
- различать основные виды рефератов;
- владение знаниями о языковой норме, о нормах речевого поведения в различных сферах и
ситуациях общения.

Тематическое планирование
№
п/
п

Наименование разделов и
тем программы

ВВЕДЕНИЕ (8)
Наука и научное
мировоззрение.
1

2

3

Отличие науки от других
явлений духовной жизни
человека.

Гуманитарные и
естественные науки

Количество часов
Конт Прак
роль тичес
Всег
ные
кие
о
работ работ
ы
ы

1

1

1

Сближение наук.
4

1

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

https://nsportal.ru/shkola/obshc
hestvoznanie/library/2018/05/2
9/mirovozzrenie
https://infourok.ru/chto-takoenauka-eyo-osnovnye-cherty-iotlichiya-ot-drugih-otraslejkultury4621950.html?ysclid=lo01q4x
1zq226011051
https://урок.рф/library/metodic
heskaya_razrabotka_uroka_est
estvennie_i_sotci_231729.html
?ysclid=lo01qx62qt95369462
https://урок.рф/library/metodic
heskaya_razrabotka_uroka_est
estvennie_i_sotci_231729.html
?ysclid=lo01qx62qt95369462

Семинар: «Выдающиеся
русские ученые-лингвисты
1
1
и их достижения».
Семинар: «Выдающиеся
6
русские ученые-лингвисты
1
1
и их достижения».
Деятельность ученыхhttps://урок.рф/presentation/25
7
лингвистов на современном 1
105.html?ysclid=lo01taeqhx18
этапе.
4648379
Деятельность ученыхhttps://урок.рф/presentation/25
8
лингвистов на современном 1
105.html?ysclid=lo01taeqhx18
этапе. Заключение
4648379
УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (27)
Структура научноhttps://nsportal.ru/shkola/obshc
исследовательской работы
hestvoznanie/library/2021/11/2
9
1
6/posobie-pamyatka-dlyaraboty-nad
Структура научноhttps://nsportal.ru/shkola/obshc
исследовательской работы
hestvoznanie/library/2021/11/2
10
1
6/posobie-pamyatka-dlyaraboty-nad
Введение. Проблемы
https://nsportal.ru/shkola/mater
11
1
работы с источниками.
ialy-metodicheskikh5

12

Составление
индивидуального рабочего
плана.
Практикум. Обзор
литературы по проблеме
исследования.

13

1

1

1

Требования к оформлению
научных работ.
14

1

Гипотеза

15

1

Тренинг на выдвижение и
обоснование гипотез.
16

17
18

Практикум. Работа с
лингвистическими
словарями.
Обработка материла
исследования.
Практикум. Работа с
поисковыми системами в
сети Интернет

19

1

1

1

1

1

1

1

Электронные библиотеки,
их возможности в
проведении исследования.
20

21

1

Практикум. Обработка
материала исследования

obedinenii/library/2020/09/11/
doklad-ispolzovanie-razlichnyh
https://nsportal.ru/shkola/razno
e/library/2021/11/09/metodiche
skaya-razrabotka
https://infourok.ru/obzorliteratury-v-uchenicheskomproekte-prezentaciya-popredmetu-individualnyj-proekt10-klass6402778.html?ysclid=lo01y4k
g5q941872218
https://multiurok.ru/files/trebov
aniia-k-oformleniiuissledovatelskoiraboty.html?ysclid=lo0208kp6
8630241629
https://infourok.ru/urokprezentaciya-po-predmetuindividualnyj-proekt-po-temegipoteza-s-proverochnymivoprosami6234578.html?ysclid=lo021kyz
ih999016785
https://infourok.ru/urokprezentaciya-po-predmetuindividualnyj-proekt-po-temegipoteza-s-proverochnymivoprosami6234578.html?ysclid=lo021kyz
ih999016785

1

1

https://cyberleninka.ru/article/n
/vozmozhnosti-elektronnyhbibliotechnyh-sistem-vorganizatsii-nauchnoissledovatelskoydeyatelnosti?ysclid=lo02439sp
v681790947
https://cyberleninka.ru/article/n
/vozmozhnosti-elektronnyhbibliotechnyh-sistem-vorganizatsii-nauchnoissledovatelskoydeyatelnosti?ysclid=lo02439sp
v681790947

22

23

24
25
26
27
28

29

30

31
32

33
34

Структура содержания
исследовательской работы.

Заключение. Обобщение
результатов, перспектива
исследования, выводы

Способы обработки
информации и
представления.
Оформление библиографии
Правила оформления
библиографических ссылок.
Оформление приложения
Способы представления
информации.
Практикум. Подготовка к
защите работы.
Составление тезисов
выступления.

Практическое занятие:
составление тезисов своего
исследования в
соответствии с
предъявляемыми
требованиями.
Защита работы
Защита учебноисследовательской работы с
мультимедийной
поддержкой.
Научно-практическая
конференция
Анализ выступлений

https://multiurok.ru/files/strukt
ura-issledovatelskoi-rabotyproekta.html?ysclid=lo0257tp8
u670452951
https://infourok.ru/prezentaciya
-napisanie-zaklyucheniyaissledovatelskoy-raboti3526665.html?ysclid=lo027oh
5fr453510898

1

1

1

https://resh.edu.ru/subject/lesso
n/6455/conspect/10502/

1

https://resh.edu.ru/subject/lesso
n/6455/conspect/10502/

1
1
1

1

1

1

1

1

1

1

1
1

https://infourok.ru/rekomendac
ii_dlya_shkolnikov_po_podgot
ovke_k_zaschite_issledovatels
kih_rabot572198.htm?ysclid=lo02bo9os
u408856794
https://infourok.ru/rekomendac
ii_dlya_shkolnikov_po_podgot
ovke_k_zaschite_issledovatels
kih_rabot572198.htm?ysclid=lo02bo9os
u408856794

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Бугрова Л. В. Рабочая программа к линии УМК И. В. Гусаровой «Русский язык. 10-11
классы. Базовый и углублённый уровни». М. : Вентана-Граф, 2016.
Поурочные разработки по русскому языку. 10 класс. И.В. Золотарева, Л.П. Дмитриева.
Москва, «Вако», 2014
Н.В. Егорова. Поурочные разработки по русскому языку. 10 класс. Москва, «Вако», 2014
Баранов М.Т. Методика лексики и фразеологии на уроках русского языка. – М.:
Просвещение, 1988.
Львова С.И. Орфография. Этимология на службе орфографии: Пособие для учителя. М.:Русское слово, 2011.
Львова С.И. Словообразование. Словообразовательная модель на уроках русского языка:
Пособие для учителя. - М.: Русское слово, 2012.
Л.И.Пучкова. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. 10-11
класс. М.: «Интеллект-Центр», 2014г.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
http://www.drofa.ru — сайт издательства «Дрофа». http://www.philology.ru —
«Филологический портал». http: //www. gramma.ru — сайт «Культура письм. речи»
http://www.krugosvet.ru — универсальная энциклопедия «Кругосвет».
http://www.rubricon.com — энциклопедия «Рубрикон». http://www.slovari.ru — сайт
«Русские словари» (толковые словари, орфографический словарь, словари иностранных слов).
http://www.rusword.com.ua — сайт по русской филологии «Мир русского слова».
http://www.about- russian- language.com — сайт по культу-ре речи.
http://www.languages-study.com/russian.html — база знаний по русскому языку
(бесплатная справочная служба по русскому языку).
http://www.etymolo.ruslang.ru — этимология и история слов русского языка (сайт
Российской академии наук, Института русского языка имени В. В. Виноградова).

http://www.orfografus.ru — видеоуроки русского языка. http://www.wordsland.ru — сайт
«Страна слов. Магия языка» (изучение русского языка в игровой форме).
http://www.school-collection.edu.ru — единая коллекция цифровых образовательных
ресурсов. http://www.urokirus.com — уроки русского языка онлайн (история языка,
интересные статьи по филологии, словари, тестирование)
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbab
ФГИС «Моя школа»
«Единое содержание общего образования»
«ФИПИ»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».