КВД История родного края 10-11

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
Управление образования Березовского городского округа
БМАОУ СОШ №1

«СОГЛАСОВАНО»
на заседании педагогического совета
БМАОУ СОШ №1
Протокол №1 от 30.08.23 г.

Кутявина Тамара
Юрьевна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«История родного края»
10-11 классы

г. Березовский, 2023

«

Подписано цифровой
подписью: Кутявина Тамара
Юрьевна

Пояснительная записка
Особенностью программы является привлечение и активное использование в
образовательном процессе традиционных источников информации (учебники и материалы по
истории края, ресурсы местных библиотек и краеведческих музеев) и современных цифровых
информационных ресурсов (порталы и сайты историко-просветительской и историко-культурной
направленности – открытые данные Минкультуры РФ, Археолог.РУ, Культура.РФ, История.РФ и
др.), которые содержат текстовые, видео- и фотоматериалы о наиболее значимых событиях,
личностях и историко-культурных объектах российской и региональной истории.
Содержательные элементы программы предполагают организацию вокруг них поисковоисследовательской деятельности обучающихся, результаты которой могут быть оформлены и
представлены для презентации и оценки в рамках выполнения: – учебных исследований и
проектов по учебному предмету «История России»; – предметного или междисциплинарного
«индивидуального проекта», являющегося обязательным для обучающихся 10–11 классов.
Общая характеристика курса внеурочнойдеятельности
Актуальность курса внеурочной деятельности «История родного края» обусловлена
необходимостью формирования российской гражданской и культурной идентичности,
патриотизма, осознания исторической и культурной общности различных регионов и народов
России.
Создание программы продиктовано необходимостью реализации согласованного подхода
к преподаванию истории субъекта Российской Федерации (истории родного края, региональной
истории) и выполнения задач исторического образования и просвещения, нацеливающих школу
на:
– включение изучения региональной истории во внеурочную деятельность и/или
программы воспитания в общеобразовательных организациях;
– активное привлечение материалов школьных и муниципальных краеведческих музеев
для проведения занятий по региональной истории;
– формирование многоуровневого восприятия отечественной истории через обращение не
только к истории страны в целом, но к истории своей семьи и малой родины, родного края и
населяющих его народов.
Программа ориентирована на расширение и дополнение знаний, получаемых
обучающимися в ходе изучения учебного курса «История России» и учебного предмета
«География», призвана обеспечить целостное восприятие отечественной и региональной истории
посредством обращения к важнейшим событиям и знаковым личностям из истории родного края.
Цели изучения курса внеурочной деятельности «История родного края»
Курс имеет историко-просветительскую цель и ориентирован на формирование
российской общегражданской идентичности, понимание общности исторических судеб
различных регионов и народов России, формирование у обучающихся личностной позиции по
отношению к прошлому и настоящему своей страны на примерах истории родного края,
развитие патриотизма.
Основные задачи курса:
– расширить знания обучающихся, развивать их познавательный интерес к отечественной
истории посредством привлечения внимания к значимым событиям из истории родного края, к
жизнедеятельности выдающихся земляков;

– дать дополнительные, углубленные знания по отечественной истории и географии,
акцентируя внимание обучающихся на особенностях и общности исторических судеб различных
регионов и народов России;
– способствовать осознанию обучающимися своей социальной идентичности как жителей
своего края и граждан России за счет изучения региональной и локальной истории;
– формировать у обучающихся многоуровневое восприятие и понимание отечественной
истории через обращение не только к истории страны в целом, но к истории своей семьи и малой
родины, родного края и населяющих его народов;
– формировать у обучающихся понимание «человеческого измерения истории»
посредством изучения жизнедеятельности выдающихся земляков
– деятелей в сферах искусства, науки, экономики, политики и др.;
– формировать у обучающихся способность определять и оценивать исторический вклад
региона и его выдающихся представителей в политическое, социально-экономическое и
культурное развитие России;
– развивать у обучающихся навыки научного исследования и прогнозирования,
картографической интерпретации и реконструкции исторических событий и явлений
посредством привлечения разнообразных источников и материалов по истории родного края;
– способствовать развитию у обучающихся понимания необходимости сохранения и
приумножения исторического и культурного наследия родного края, развития его
экономического и человеческого потенциала, укрепления его экологической безопасности;
– формировать у обучающихся чувство гордости историческими достижениями и
лучшими традициями (боевыми, трудовыми, семейными и др.) своего родного края и малой
родины.
Место курса внеурочной деятельности «История родного края»
Программа курса рассчитана на 34 часа, которые могут быть реализованы в течение
одного учебного года в составе разновозрастной группы из обучающихся 10–11 классов.
Взаимосвязь с федеральной рабочей программой воспитания
Программа курса разработана с учетом рекомендаций федеральной рабочей программы
воспитания, предполагает объединение учебной и воспитательной деятельности педагогов,
нацелена на достижение всех основных групп образовательных результатов – личностных,
метапредметных, предметных.
Программа
носит
историко-просветительскую
и
гражданско-патриотическую
направленность, что позволяет обеспечить достижение следующих целевых ориентиров
воспитания на уровне среднего общего образования:
– осознанное принятие обучающимся своей российской гражданской идентичности в
поликультурном, многонациональном и многоконфессиональном российском обществе;
– понимание обучающимися своей сопричастности к прошлому, настоящему и будущему
народов России, тысячелетней истории российской государственности на основе исторического
просвещения, российского национального исторического сознания;
– сознательное отношение и проявление обучающимися уважения к духовнонравственным ценностям российского общества, к достижениям России в науке и искусстве, к
боевым подвигам и трудовым достижениям, к героям и защитникам Отечества;
– проявление обучающимися уважения к историческому и культурному наследию своего
и других народов России, символам, праздникам, памятникам, традициям народов,
проживающих на территории родного края и малой родины.
Обращение к истории и культуре уральского края социально и ценностно значимо, ибо: способствует социализации личности и социальной адаптации учащегося к социокультурным
условиям среды, приобщает человека к культуре, в процессе чего социальное содержание

становится индивидуальным, происходит становление человека как субъекта жизнедеятельности
и культуротворчества;
- решает воспитательные задачи, расширяет информационное пространство учащихся; приобщает учащихся к комплексной интеллектуальной, эмоциональной и познавательной
деятельности (работа с вещественными и письменными источниками, картами, научной
литературой, посещение музеев, подготовка сообщений, исследовательских работ, участие в
научных конференциях и др.);
- приобщает учащихся к общечеловеческим духовно нравственным ценностям, к
национальной культуре, что предполагает уважение к предкам, культурным ценностям, каждому
человеку в отдельности и целым народам;
- позволяет каждому молодому человеку осознать личную ответственность за судьбу
своей семьи, города, края, страны на основе понимания значимости общественно полезной
преобразующей деятельности.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
– гражданское воспитание: осмысление сложившихся в российской истории традиций
гражданского служения Отечеству; сформированность гражданской позиции обучающегося как
активного и ответственного члена российского общества; принятие традиционных
национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей; готовность
противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по
социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;
– патриотическое воспитание: сформированность российской гражданской идентичности,
патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за
свою страну, свой край, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа
России; ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному
наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России; – духовнонравственное воспитание: личностное осмысление и принятие сущности и значения исторически
сложившихся и развивавшихся духовно-нравственных ценностей российского народа;
понимание значения личного вклада в построение устойчивого будущего; – эстетическое
воспитание: представление об исторически сложившемся культурном многообразии своей
страны; способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и
других народов;
– физическое воспитание: осознание ценности жизни и необходимости ее сохранения (в том
числе на основе примеров из истории); представление 9 об идеалах гармоничного физического и
духовного развития человека в исторических обществах и в современную эпоху;
– трудовое воспитание: понимание на основе знания истории значения трудовой деятельности
как источника развития человека и общества; уважение к труду и результатам трудовой
деятельности человека; представление о разнообразии существовавших в прошлом и
современных профессий;
– экологическое воспитание: осмысление исторического опыта взаимодействия людей с
природной средой, его позитивных и негативных проявлений; сформированность экологической
культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и
социальной среды;
– ценность научного познания: сформированность мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития исторической науки и общественной практики, основанного на
диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире; осмысление
значения истории как знания о развитии человека и общества, о социальном и нравственном
опыте предшествующих поколений; овладение основными навыками познания и оценки событий
прошлого с позиций историзма, готовность к осуществлению учебной проектноисследовательской деятельности в сфере истории.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Универсальные учебные познавательные действия:

– базовые логические действия: формулировать проблему, вопрос, требующий решения;
определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения; разрабатывать
план решения проблемы с учетом анализа имеющихся ресурсов; выявлять закономерные черты и
противоречия в рассматриваемых явлениях; раскрывать причинно-следственные связи событий
прошлого и настоящего;
– базовые исследовательские действия: владеть навыками учебно-исследовательской и
проектной деятельности; определять познавательную задачу, намечать путь ее решения и
осуществлять подбор материала; осуществлять анализ объекта в соответствии с принципом
историзма; представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе,
презентация, реферат, учебный проект и др.); 10 – работа с информацией: осуществлять анализ
учебной и внеучебной исторической и географической информации; извлекать, сопоставлять,
систематизировать и интерпретировать информацию; высказывать суждение о достоверности и
значении информации источника; создавать тексты в различных форматах с учетом назначения
информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации.
Универсальные учебные коммуникативные действия:
– общение: участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого, раскрывать различие и
сходство высказываемых оценок; выражать и аргументировать свою точку зрения в устном
высказывании, письменном тексте; публично представлять результаты выполненного
исследования, проекта; осваивать и применять правила межкультурного взаимодействия в школе
и социальном окружении;
– совместная деятельность: участвовать в групповых формах работы; принимать цель
совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению; планировать и
осуществлять совместную работу, коллективные учебные исследования и проекты по истории на
основе регионального материала; определять свое участие в общей работе, координировать свои
действия с другими членами, оценивать полученные результаты и свой вклад в общую работу.
Универсальные учебные регулятивные действия: – самоорганизация: ориентироваться в
различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие
решений группой); составлять план реализации намеченного алгоритма решения, корректировать
алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте; делать выбор и брать
ответственность за решение;
– самоконтроль: владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; объяснять
причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному
опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; вносить коррективы в
деятельность; оценивать соответствие результата цели и условиям;
– эмоциональный интеллект: осознавать эмоциональное состояние себя и других; ставить себя на
место другого человека, понимать мотивы и намерения другого; регулировать способ выражения
эмоций;
– принятие себя и других: осознанно относиться к другому человеку, его мнению; принимать
мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
– освоение базовых знаний об основных этапах и ключевых событиях отечественной истории;
– понимание значимости своего края, малой родины в процессах российской истории;
– освоение знаний о достижениях и вкладе своего края и населяющих его народов в
историческое развитие страны, а своей малой родины – в историческую судьбу своего края
(региона) и страны в целом;
– умение соотносить события истории родного края и истории России, характеризовать
особенности развития культуры народов своего края;
– знание имен выдающихся соотечественников, исторических личностей, прославивших свой
край и малую родину ратным и трудовым героизмом, достижениями в различных областях
деятельности;

– умение в устной и письменной форме составлять описание (реконструкцию, интерпретацию,
систематизацию) исторических и географических событий, явлений, процессов, хозяйственной
деятельности и образа жизни людей из истории родного края и России;
– умение формулировать и обосновывать собственную точку зрения с опорой на фактический
материал региональной и российской истории;
– владение приемами оценки значения исторических событий и деятельности исторических
личностей отечественной, в том числе региональной и локальной истории;
– умение защищать историческую правду, готовность давать отпор фальсификациям российской
истории.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
№
п/
п
1
2
3

Наименование разделов и
тем программы

Количество часов
Электронные (цифровые)
всего контроль практиче образовательные ресурсы
ные
ские
работы работы
https://resh.edu.ru/
«Россия – Родина моя»
10
0
5
http://orkce.apkpro.ru/404.html
https://resh.edu.ru/
«Город, в котором я живу»
4
0
4
http://orkce.apkpro.ru/404.html
https://resh.edu.ru/
«Моя семья»
3
0
3
http://orkce.apkpro.ru/404.html
ИТОГО
17
0
12

11 КЛАСС
№
п/
п
1
2
3
4
5
6

Наименование разделов и
тем программы

Количество часов
Электронные (цифровые)
всего контроль практиче образовательные ресурсы
ные
ские
работы работы
Происхождение народов
https://resh.edu.ru/
3
0
2
Урала.
http://orkce.apkpro.ru/404.html
https://resh.edu.ru/
Освоение края. XI-XVII вв.
3
0
2
http://orkce.apkpro.ru/404.html
Урал в XVIII веке: история
https://resh.edu.ru/
4
0
2
в ликах городов.
http://orkce.apkpro.ru/404.html
https://resh.edu.ru/
Культура Урала XV-XX вв.
3
0
1
http://orkce.apkpro.ru/404.html
Урал в XIX в. - начале XX
https://resh.edu.ru/
1
0
1
в.
http://orkce.apkpro.ru/404.html
Русские в XIX в. - начале
https://resh.edu.ru/
3
0
2
XX в.
http://orkce.apkpro.ru/404.html
ИТОГО
17
0
10

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
10 КЛАСС
№
Тема урока
п/п

1

С чего начинается…

2

Символы Государства

3

Государственные праздники России

4

Наша многонациональная страна

5

Моя Россия

6

Наша армия сильна.

7

Вечный огонь

8

Нам слава досталась в наследство

9

Род, родные, Родина

10

Семь чудес России (практическое занятие)

11

Я – мой город – мой край

12

Славные страницы истории нашего города

Количество часов

Электронные цифровые
Контрольные Практические
образовательные ресурсы
Всего
работы
работы

1

0

0,5

1

0

0,5

1

0

0,5

1

0

0,5

1

0

0,5

1

0

0,5

1

0

0,5

1

0

0,5

1

0

0,5

1

0

0,5

1

0

1

1

0

1

https://resh.edu.ru/
http://orkce.apkpro.ru/404.html
https://resh.edu.ru/
http://orkce.apkpro.ru/404.html
https://resh.edu.ru/
http://orkce.apkpro.ru/404.html
https://resh.edu.ru/
http://orkce.apkpro.ru/404.html
https://resh.edu.ru/
http://orkce.apkpro.ru/404.html
https://resh.edu.ru/
http://orkce.apkpro.ru/404.html
https://resh.edu.ru/
http://orkce.apkpro.ru/404.html
https://resh.edu.ru/
http://orkce.apkpro.ru/404.html
https://resh.edu.ru/
http://orkce.apkpro.ru/404.html
https://resh.edu.ru/
http://orkce.apkpro.ru/404.html
https://resh.edu.ru/
http://orkce.apkpro.ru/404.html
https://resh.edu.ru/
http://orkce.apkpro.ru/404.html

13

Имена, которыми мы гордимся

14

Дом, в котором мы живем

15

История семьи в истории страны

16

Семья и общество.
(практическое занятие)
Спешите делать добро. Итоговое занятие
(практическое занятие)

17

ИТОГО:

1

0

1

1

0

1

1

0

1

1

0

1

1

0

1

17

0

12

https://resh.edu.ru/
http://orkce.apkpro.ru/404.html
https://resh.edu.ru/
http://orkce.apkpro.ru/404.html
https://resh.edu.ru/
http://orkce.apkpro.ru/404.html
https://resh.edu.ru/
http://orkce.apkpro.ru/404.html
https://resh.edu.ru/
http://orkce.apkpro.ru/404.html

11 КЛАСС
№
Тема урока
п/п

1

Древнейшие жители нашего края.

2

Уральский камень в руках древнего мастера.

3

Занятия древних уральцев.

4

«Повесть временных лет» об Урале.

5

Духовная культура Урала. Святые земли Уральской

6

Народные движения на Урале в XVII веке.

7

Династия Демидовых в истории Урала.

Количество часов

Электронные цифровые
Контрольные Практические
образовательные ресурсы
Всего
работы
работы

1

0

0

1

0

1

1

0

1

1

0

0

1

0

1

1

0

1

1

0

0,5

https://resh.edu.ru/
http://orkce.apkpro.ru/404.html
https://resh.edu.ru/
http://orkce.apkpro.ru/404.html
https://resh.edu.ru/
http://orkce.apkpro.ru/404.html
https://resh.edu.ru/
http://orkce.apkpro.ru/404.html
https://resh.edu.ru/
http://orkce.apkpro.ru/404.html
https://resh.edu.ru/
http://orkce.apkpro.ru/404.html
https://resh.edu.ru/
http://orkce.apkpro.ru/404.html

8

История образования Алапаевска. Город Данилымастера - Полевской.

1

0

0,5

9

Основание и становление города Екатеринбурга. Ревда «олений ручей».

1

0

0,5

10

Нижний Тагил - вотчина Демидовых.

1

0

0,5

11

Взаимодействие культур народов Урала

1

0

0,5

12

Верхотурье - центр православия Урала

1

0

0

13

Музей под открытым небом (Нижняя Синячиха).

1

0

0,5

14

Учёные мужи Урала.

1

0

1

15

Русские поселения на Урале.

1

0

0,5

16

Религиозно-обрядовые запросы и духовная жизнь
населения Урала.

1

0

0,5

17

Культурное наследие Среднего Урала

1

0

1

17

0

10

ИТОГО:

https://resh.edu.ru/
http://orkce.apkpro.ru/404.html
https://resh.edu.ru/
http://orkce.apkpro.ru/404.html
https://resh.edu.ru/
http://orkce.apkpro.ru/404.html
https://resh.edu.ru/
http://orkce.apkpro.ru/404.html
https://resh.edu.ru/
http://orkce.apkpro.ru/404.html
https://resh.edu.ru/
http://orkce.apkpro.ru/404.html
https://resh.edu.ru/
http://orkce.apkpro.ru/404.html
https://resh.edu.ru/
http://orkce.apkpro.ru/404.html
https://resh.edu.ru/
http://orkce.apkpro.ru/404.html
https://resh.edu.ru/
http://orkce.apkpro.ru/404.html


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».