МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области Управление образования Березовского городского округа БМАОУ СОШ №1 «СОГЛАСОВАНО» на заседании педагогического совета БМАОУ СОШ №1 Протокол №1 от 30.08.23 г. Кутявина Тамара Юрьевна РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «История родного края» 10-11 классы г. Березовский, 2023 « Подписано цифровой подписью: Кутявина Тамара Юрьевна Пояснительная записка Особенностью программы является привлечение и активное использование в образовательном процессе традиционных источников информации (учебники и материалы по истории края, ресурсы местных библиотек и краеведческих музеев) и современных цифровых информационных ресурсов (порталы и сайты историко-просветительской и историко-культурной направленности – открытые данные Минкультуры РФ, Археолог.РУ, Культура.РФ, История.РФ и др.), которые содержат текстовые, видео- и фотоматериалы о наиболее значимых событиях, личностях и историко-культурных объектах российской и региональной истории. Содержательные элементы программы предполагают организацию вокруг них поисковоисследовательской деятельности обучающихся, результаты которой могут быть оформлены и представлены для презентации и оценки в рамках выполнения: – учебных исследований и проектов по учебному предмету «История России»; – предметного или междисциплинарного «индивидуального проекта», являющегося обязательным для обучающихся 10–11 классов. Общая характеристика курса внеурочнойдеятельности Актуальность курса внеурочной деятельности «История родного края» обусловлена необходимостью формирования российской гражданской и культурной идентичности, патриотизма, осознания исторической и культурной общности различных регионов и народов России. Создание программы продиктовано необходимостью реализации согласованного подхода к преподаванию истории субъекта Российской Федерации (истории родного края, региональной истории) и выполнения задач исторического образования и просвещения, нацеливающих школу на: – включение изучения региональной истории во внеурочную деятельность и/или программы воспитания в общеобразовательных организациях; – активное привлечение материалов школьных и муниципальных краеведческих музеев для проведения занятий по региональной истории; – формирование многоуровневого восприятия отечественной истории через обращение не только к истории страны в целом, но к истории своей семьи и малой родины, родного края и населяющих его народов. Программа ориентирована на расширение и дополнение знаний, получаемых обучающимися в ходе изучения учебного курса «История России» и учебного предмета «География», призвана обеспечить целостное восприятие отечественной и региональной истории посредством обращения к важнейшим событиям и знаковым личностям из истории родного края. Цели изучения курса внеурочной деятельности «История родного края» Курс имеет историко-просветительскую цель и ориентирован на формирование российской общегражданской идентичности, понимание общности исторических судеб различных регионов и народов России, формирование у обучающихся личностной позиции по отношению к прошлому и настоящему своей страны на примерах истории родного края, развитие патриотизма. Основные задачи курса: – расширить знания обучающихся, развивать их познавательный интерес к отечественной истории посредством привлечения внимания к значимым событиям из истории родного края, к жизнедеятельности выдающихся земляков; – дать дополнительные, углубленные знания по отечественной истории и географии, акцентируя внимание обучающихся на особенностях и общности исторических судеб различных регионов и народов России; – способствовать осознанию обучающимися своей социальной идентичности как жителей своего края и граждан России за счет изучения региональной и локальной истории; – формировать у обучающихся многоуровневое восприятие и понимание отечественной истории через обращение не только к истории страны в целом, но к истории своей семьи и малой родины, родного края и населяющих его народов; – формировать у обучающихся понимание «человеческого измерения истории» посредством изучения жизнедеятельности выдающихся земляков – деятелей в сферах искусства, науки, экономики, политики и др.; – формировать у обучающихся способность определять и оценивать исторический вклад региона и его выдающихся представителей в политическое, социально-экономическое и культурное развитие России; – развивать у обучающихся навыки научного исследования и прогнозирования, картографической интерпретации и реконструкции исторических событий и явлений посредством привлечения разнообразных источников и материалов по истории родного края; – способствовать развитию у обучающихся понимания необходимости сохранения и приумножения исторического и культурного наследия родного края, развития его экономического и человеческого потенциала, укрепления его экологической безопасности; – формировать у обучающихся чувство гордости историческими достижениями и лучшими традициями (боевыми, трудовыми, семейными и др.) своего родного края и малой родины. Место курса внеурочной деятельности «История родного края» Программа курса рассчитана на 34 часа, которые могут быть реализованы в течение одного учебного года в составе разновозрастной группы из обучающихся 10–11 классов. Взаимосвязь с федеральной рабочей программой воспитания Программа курса разработана с учетом рекомендаций федеральной рабочей программы воспитания, предполагает объединение учебной и воспитательной деятельности педагогов, нацелена на достижение всех основных групп образовательных результатов – личностных, метапредметных, предметных. Программа носит историко-просветительскую и гражданско-патриотическую направленность, что позволяет обеспечить достижение следующих целевых ориентиров воспитания на уровне среднего общего образования: – осознанное принятие обучающимся своей российской гражданской идентичности в поликультурном, многонациональном и многоконфессиональном российском обществе; – понимание обучающимися своей сопричастности к прошлому, настоящему и будущему народов России, тысячелетней истории российской государственности на основе исторического просвещения, российского национального исторического сознания; – сознательное отношение и проявление обучающимися уважения к духовнонравственным ценностям российского общества, к достижениям России в науке и искусстве, к боевым подвигам и трудовым достижениям, к героям и защитникам Отечества; – проявление обучающимися уважения к историческому и культурному наследию своего и других народов России, символам, праздникам, памятникам, традициям народов, проживающих на территории родного края и малой родины. Обращение к истории и культуре уральского края социально и ценностно значимо, ибо: способствует социализации личности и социальной адаптации учащегося к социокультурным условиям среды, приобщает человека к культуре, в процессе чего социальное содержание становится индивидуальным, происходит становление человека как субъекта жизнедеятельности и культуротворчества; - решает воспитательные задачи, расширяет информационное пространство учащихся; приобщает учащихся к комплексной интеллектуальной, эмоциональной и познавательной деятельности (работа с вещественными и письменными источниками, картами, научной литературой, посещение музеев, подготовка сообщений, исследовательских работ, участие в научных конференциях и др.); - приобщает учащихся к общечеловеческим духовно нравственным ценностям, к национальной культуре, что предполагает уважение к предкам, культурным ценностям, каждому человеку в отдельности и целым народам; - позволяет каждому молодому человеку осознать личную ответственность за судьбу своей семьи, города, края, страны на основе понимания значимости общественно полезной преобразующей деятельности. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: – гражданское воспитание: осмысление сложившихся в российской истории традиций гражданского служения Отечеству; сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества; принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей; готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам; – патриотическое воспитание: сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свою страну, свой край, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России; ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России; – духовнонравственное воспитание: личностное осмысление и принятие сущности и значения исторически сложившихся и развивавшихся духовно-нравственных ценностей российского народа; понимание значения личного вклада в построение устойчивого будущего; – эстетическое воспитание: представление об исторически сложившемся культурном многообразии своей страны; способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов; – физическое воспитание: осознание ценности жизни и необходимости ее сохранения (в том числе на основе примеров из истории); представление 9 об идеалах гармоничного физического и духовного развития человека в исторических обществах и в современную эпоху; – трудовое воспитание: понимание на основе знания истории значения трудовой деятельности как источника развития человека и общества; уважение к труду и результатам трудовой деятельности человека; представление о разнообразии существовавших в прошлом и современных профессий; – экологическое воспитание: осмысление исторического опыта взаимодействия людей с природной средой, его позитивных и негативных проявлений; сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; – ценность научного познания: сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития исторической науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире; осмысление значения истории как знания о развитии человека и общества, о социальном и нравственном опыте предшествующих поколений; овладение основными навыками познания и оценки событий прошлого с позиций историзма, готовность к осуществлению учебной проектноисследовательской деятельности в сфере истории. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Универсальные учебные познавательные действия: – базовые логические действия: формулировать проблему, вопрос, требующий решения; определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения; разрабатывать план решения проблемы с учетом анализа имеющихся ресурсов; выявлять закономерные черты и противоречия в рассматриваемых явлениях; раскрывать причинно-следственные связи событий прошлого и настоящего; – базовые исследовательские действия: владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности; определять познавательную задачу, намечать путь ее решения и осуществлять подбор материала; осуществлять анализ объекта в соответствии с принципом историзма; представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат, учебный проект и др.); 10 – работа с информацией: осуществлять анализ учебной и внеучебной исторической и географической информации; извлекать, сопоставлять, систематизировать и интерпретировать информацию; высказывать суждение о достоверности и значении информации источника; создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации. Универсальные учебные коммуникативные действия: – общение: участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого, раскрывать различие и сходство высказываемых оценок; выражать и аргументировать свою точку зрения в устном высказывании, письменном тексте; публично представлять результаты выполненного исследования, проекта; осваивать и применять правила межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении; – совместная деятельность: участвовать в групповых формах работы; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению; планировать и осуществлять совместную работу, коллективные учебные исследования и проекты по истории на основе регионального материала; определять свое участие в общей работе, координировать свои действия с другими членами, оценивать полученные результаты и свой вклад в общую работу. Универсальные учебные регулятивные действия: – самоорганизация: ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой); составлять план реализации намеченного алгоритма решения, корректировать алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте; делать выбор и брать ответственность за решение; – самоконтроль: владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; вносить коррективы в деятельность; оценивать соответствие результата цели и условиям; – эмоциональный интеллект: осознавать эмоциональное состояние себя и других; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого; регулировать способ выражения эмоций; – принятие себя и других: осознанно относиться к другому человеку, его мнению; принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ – освоение базовых знаний об основных этапах и ключевых событиях отечественной истории; – понимание значимости своего края, малой родины в процессах российской истории; – освоение знаний о достижениях и вкладе своего края и населяющих его народов в историческое развитие страны, а своей малой родины – в историческую судьбу своего края (региона) и страны в целом; – умение соотносить события истории родного края и истории России, характеризовать особенности развития культуры народов своего края; – знание имен выдающихся соотечественников, исторических личностей, прославивших свой край и малую родину ратным и трудовым героизмом, достижениями в различных областях деятельности; – умение в устной и письменной форме составлять описание (реконструкцию, интерпретацию, систематизацию) исторических и географических событий, явлений, процессов, хозяйственной деятельности и образа жизни людей из истории родного края и России; – умение формулировать и обосновывать собственную точку зрения с опорой на фактический материал региональной и российской истории; – владение приемами оценки значения исторических событий и деятельности исторических личностей отечественной, в том числе региональной и локальной истории; – умение защищать историческую правду, готовность давать отпор фальсификациям российской истории. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 КЛАСС № п/ п 1 2 3 Наименование разделов и тем программы Количество часов Электронные (цифровые) всего контроль практиче образовательные ресурсы ные ские работы работы https://resh.edu.ru/ «Россия – Родина моя» 10 0 5 http://orkce.apkpro.ru/404.html https://resh.edu.ru/ «Город, в котором я живу» 4 0 4 http://orkce.apkpro.ru/404.html https://resh.edu.ru/ «Моя семья» 3 0 3 http://orkce.apkpro.ru/404.html ИТОГО 17 0 12 11 КЛАСС № п/ п 1 2 3 4 5 6 Наименование разделов и тем программы Количество часов Электронные (цифровые) всего контроль практиче образовательные ресурсы ные ские работы работы Происхождение народов https://resh.edu.ru/ 3 0 2 Урала. http://orkce.apkpro.ru/404.html https://resh.edu.ru/ Освоение края. XI-XVII вв. 3 0 2 http://orkce.apkpro.ru/404.html Урал в XVIII веке: история https://resh.edu.ru/ 4 0 2 в ликах городов. http://orkce.apkpro.ru/404.html https://resh.edu.ru/ Культура Урала XV-XX вв. 3 0 1 http://orkce.apkpro.ru/404.html Урал в XIX в. - начале XX https://resh.edu.ru/ 1 0 1 в. http://orkce.apkpro.ru/404.html Русские в XIX в. - начале https://resh.edu.ru/ 3 0 2 XX в. http://orkce.apkpro.ru/404.html ИТОГО 17 0 10 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 10 КЛАСС № Тема урока п/п 1 С чего начинается… 2 Символы Государства 3 Государственные праздники России 4 Наша многонациональная страна 5 Моя Россия 6 Наша армия сильна. 7 Вечный огонь 8 Нам слава досталась в наследство 9 Род, родные, Родина 10 Семь чудес России (практическое занятие) 11 Я – мой город – мой край 12 Славные страницы истории нашего города Количество часов Электронные цифровые Контрольные Практические образовательные ресурсы Всего работы работы 1 0 0,5 1 0 0,5 1 0 0,5 1 0 0,5 1 0 0,5 1 0 0,5 1 0 0,5 1 0 0,5 1 0 0,5 1 0 0,5 1 0 1 1 0 1 https://resh.edu.ru/ http://orkce.apkpro.ru/404.html https://resh.edu.ru/ http://orkce.apkpro.ru/404.html https://resh.edu.ru/ http://orkce.apkpro.ru/404.html https://resh.edu.ru/ http://orkce.apkpro.ru/404.html https://resh.edu.ru/ http://orkce.apkpro.ru/404.html https://resh.edu.ru/ http://orkce.apkpro.ru/404.html https://resh.edu.ru/ http://orkce.apkpro.ru/404.html https://resh.edu.ru/ http://orkce.apkpro.ru/404.html https://resh.edu.ru/ http://orkce.apkpro.ru/404.html https://resh.edu.ru/ http://orkce.apkpro.ru/404.html https://resh.edu.ru/ http://orkce.apkpro.ru/404.html https://resh.edu.ru/ http://orkce.apkpro.ru/404.html 13 Имена, которыми мы гордимся 14 Дом, в котором мы живем 15 История семьи в истории страны 16 Семья и общество. (практическое занятие) Спешите делать добро. Итоговое занятие (практическое занятие) 17 ИТОГО: 1 0 1 1 0 1 1 0 1 1 0 1 1 0 1 17 0 12 https://resh.edu.ru/ http://orkce.apkpro.ru/404.html https://resh.edu.ru/ http://orkce.apkpro.ru/404.html https://resh.edu.ru/ http://orkce.apkpro.ru/404.html https://resh.edu.ru/ http://orkce.apkpro.ru/404.html https://resh.edu.ru/ http://orkce.apkpro.ru/404.html 11 КЛАСС № Тема урока п/п 1 Древнейшие жители нашего края. 2 Уральский камень в руках древнего мастера. 3 Занятия древних уральцев. 4 «Повесть временных лет» об Урале. 5 Духовная культура Урала. Святые земли Уральской 6 Народные движения на Урале в XVII веке. 7 Династия Демидовых в истории Урала. Количество часов Электронные цифровые Контрольные Практические образовательные ресурсы Всего работы работы 1 0 0 1 0 1 1 0 1 1 0 0 1 0 1 1 0 1 1 0 0,5 https://resh.edu.ru/ http://orkce.apkpro.ru/404.html https://resh.edu.ru/ http://orkce.apkpro.ru/404.html https://resh.edu.ru/ http://orkce.apkpro.ru/404.html https://resh.edu.ru/ http://orkce.apkpro.ru/404.html https://resh.edu.ru/ http://orkce.apkpro.ru/404.html https://resh.edu.ru/ http://orkce.apkpro.ru/404.html https://resh.edu.ru/ http://orkce.apkpro.ru/404.html 8 История образования Алапаевска. Город Данилымастера - Полевской. 1 0 0,5 9 Основание и становление города Екатеринбурга. Ревда «олений ручей». 1 0 0,5 10 Нижний Тагил - вотчина Демидовых. 1 0 0,5 11 Взаимодействие культур народов Урала 1 0 0,5 12 Верхотурье - центр православия Урала 1 0 0 13 Музей под открытым небом (Нижняя Синячиха). 1 0 0,5 14 Учёные мужи Урала. 1 0 1 15 Русские поселения на Урале. 1 0 0,5 16 Религиозно-обрядовые запросы и духовная жизнь населения Урала. 1 0 0,5 17 Культурное наследие Среднего Урала 1 0 1 17 0 10 ИТОГО: https://resh.edu.ru/ http://orkce.apkpro.ru/404.html https://resh.edu.ru/ http://orkce.apkpro.ru/404.html https://resh.edu.ru/ http://orkce.apkpro.ru/404.html https://resh.edu.ru/ http://orkce.apkpro.ru/404.html https://resh.edu.ru/ http://orkce.apkpro.ru/404.html https://resh.edu.ru/ http://orkce.apkpro.ru/404.html https://resh.edu.ru/ http://orkce.apkpro.ru/404.html https://resh.edu.ru/ http://orkce.apkpro.ru/404.html https://resh.edu.ru/ http://orkce.apkpro.ru/404.html https://resh.edu.ru/ http://orkce.apkpro.ru/404.html