МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Управление образования Березовского городского округа БМАОУ СОШ № 1 РАССМОТРЕНО Подписано цифровой подписью: Кутявина Тамара Юрьевна Кутявина Тамара Юрьевна на педагогическом совете Протокол № 1 от «30» августа 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Основы экологии» для обучающихся 1-3 классов Березовский, 2023 1 Пояснительная записка 1.1. Общие положения Рабочая программа учебного курса «Основы экологии», 1-3 классы составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО); авторской программы Е.В. Чудиновой, Е.Н. Букваревой по учебному курсу «Окружающий мир» (1-4 классы, образовательная система Д.Б.Эльконина - В. В. Давыдова); авторской программы А. А. Плешакова по учебному курсу «Окружающий мир» (1-4 классы, образовательная система «Школа России»); учебника «Окружающий мир», 1-4 класс, Е.В. Чудинова, Е.Н. Букварева.- М.:ВИТА-ПРЕСС, http://lbz.ru/books/938/10970, учебника «Окружающий мир», 4 класс, в двух частях, А. А. Плешаков. М.: Просвещение, http://catalog.prosv.rU/item/21944 http://catalog.prosv.ru/item/21946 1.2. Место учебного курса «Основы экологии» 1-3 класс в учебном плане: 1 класс- 17 часов, в неделю 1 час 1 полугодие 2 класс - 17 часов, в неделю 1 час 1 полугодие 3 класс - 17 часов, в неделю 1 час 1 полугодие Всего - 51 час. 1.3.Общая характеристика учебного курса «Основы экологии», 1-3классы Содержание курса направлено на формирование экологического сознания и экологической культуры учащихся младшего школьного возраста. Актуальность программы курса обусловлена тем, что современный этап развития природы и общества характеризуется усилением антропогенного воздействия на окружающую среду, обусловленного демографическим прессом и ускорением научно -технических преобразований во всех сферах общественной жизни. В этих условиях формирование экологического мировоззрения личности и общества становится основой успешного решения практических задач экологии: сохранения видового разнообразия и естественных природных ландшафтов, уменьшения техногенной нагрузки и загрязнения окружающей среды и др. Экологическое мировоззрение предполагает ответственное отношение к окружающей среде, соблюдение нравственных принципов и правовых норм природопользования, пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы. Формирование экологического мировоззрения — фундаментальная цель современного экологического образования, которое базируется на основных представлениях современной естественно-научной картины мира: -представлении о целостности окружающего мира как системы; -представлении о ценностном отношении к окружающему миру природы, человеку и результатам его практической и интеллектуальной деятельности; -представлении об эволюционном развитии окружающей природы; -экоцентрическом экологическом сознании. Взаимоотношения природы и общества неразрывно связаны с межличностными, социальными и производственными отношениями и охватывают все сферы сознания: научную, идеологическую, художественную, нравственную, эстетическую, правовую. Таким образом, организация взаимосвязанной исследовательской, творческой и практической деятельности учащихся, направленной на изучение и оптимизацию отношений между природой и человеком, выступает необходимым условием экологического образования. 2 1.4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса «Основы экологии», 1-3 классы Содержание курса внеурочной деятельности «Основы экологии» (1-3 классы) направлено на воспитание у младших школьников эмоциональноценностного и ответственного отношения к природе и окружающей среде, к России, к родному краю, к жизни как высшей общечеловеческой ценности и всем формам ее проявления, к своему здоровью и здоровью окружающих людей. Ведущие ценности: > Земля, заповедная природа, окружающая среда; > родной край, родная природа; > жизнь и все формы жизни; > человек, здоровье человека; > экологическое сознание; > красота, гармония. 1.5. Цели и задачи ступени начального общего образования по учебному курсу «Основы экологии», 1-3 классы Цели: • формирование системы знаний об элементарных закономерностях развития природы и общества, экологических проблемах современности и путях их разрешения; • воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде, формированиепотребностей и навыков экологически целесообразного поведения и деятельности, стремления к активной созидательной деятельности по охране окружающей среды; • формирование системы знаний об элементарных закономерностях развития природы и общества, экологических проблемах современности и путях их разрешения; • воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде, формирование потребностей и навыков экологически целесообразного поведения и деятельности, стремления к активной созидательной деятельности по охране окружающей среды; • развитие системы познавательных, регулятивных и коммуникативных учебных действий, творческой самостоятельности и социальной активности учащихся, способствующих освоению доступных способов изучения природы и общества и организации экологически грамот ного взаимодействия с окружающей средой. Задачи: • развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни; • формирование элементарных знаний об окружающем мире как системе; о единстве ивзаимосвязях компонентов природы; факторах окружающей среды, влияющих на развитие живых организмов; влиянии человека на природу, традициях нравственно-этического отношения к природе, нормах экологической этики и экологического права, нормах здоровьесберегающего поведения в природной и социальной средах; • формирование гуманистического миропонимания, усвоение идей ценности жизни и сохранения биологического разнообразия для безопасного и устойчивого развития природы и общества; • воспитание ценностного отношения к природе и всем формам жизни, ответственного отношения к окружающей среде, своему здоровью и здоровью окружающих людей; • воспитание эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе; умения видеть, беречь и создавать прекрасное в окружающем мире, природе родного края, в том, что окружает учащихся в пространстве образовательного учреждения и дома, сельском и городском 3 ландшафте; • формирование на основе личностных ценностных ориентаций навыка экологически целесообразного и здоровьесберегающего поведения, готовности к активной деятельности по улучшению состояния окружающей среды; • развитие у учащихся начал системного мышления, умений выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире, анализировать и обобщать полученную информацию; • развитие простейших исследовательских навыков, практических умений в экологически ориентированной деятельности; • усвоение позитивных образцов взаимодействия с природой, расширение опыта общения с природой, заботы о животных и растениях [в том числе в семье при поддержке родителей (законных представителей)]; • формирование первоначального опыта участия в экологических проектах, природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства. 1.6. Планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные) освоения учебного курса, 1-3классы Личностные результаты: • формирование основ российской гражданской идентичности и экологической культуры учащихся, ценностного отношения к окружающему миру, природе России и родного края, экокультурным традициям своего народа; • развитие начальных представлений о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе в процессе игровой, учебной, творческой и трудовой деятельности; • понимание мотивов собственных поступков и поступков окружающих людей, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; • ориентация в содержании и составляющих экологически целесообразного поведения и здорового образа жизни; • установка на экологически целесообразное поведение, экологически безопасный и здоровый образ жизни, активную деятельность по сохранению и улучшению состояния окружающей среды, сохранению и укреплению своего здоровья; • развитие эстетических чувств на основе изучения природы своей страны, родного края. Метапредметные результаты: • определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата (тренинга); • составление плана и последовательности действий; • умение контролировать процесс и результаты своей деятельности во время работы над тренингом; • умение адекватно воспринимать оценки и отметки; • формирование готовности к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей (разногласий при работе в паре); • умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности; • формирование умения анализировать нравственные категории с целью выделения существенных признаков; • умение устанавливать логические причинно-следственные связи событий и действий; • умение строить доказательство; • структурирование знаний прошлого, настоящего и будущего в социокультурном развитии. • формирование умения планирования учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (в паре, тройке, четвёрке); • развитие умения достаточно полно и точно выражать свои мысли через работу в ресурсном круге; • развитие способности присоединяться к партнёру по общению, умение видеть, слышать, чувствовать; • формирование умения разрешать конфликты в ходе обсуждения в паре, четвёрке; 4 • приобретение умений управлять собственной деятельностью и деятельностью группы, лидера группы; • давать оценку и корректировать действия лидера. Предметные результаты: • получат возможность расширить, систематизировать и углубить представления о взаимосвязях природных и социальных объектов и явлений как компонентах целостной системы окружающего мира; • овладеют основами практико-ориентированных знаний об элементарных закономерностях развития природы и общества, экологических • • • • проблемах современности и путях их разрешения; приобретут опыт эмоционально-чувственного, личностного отношения к окружающему миру; начнут осваивать способы изучения природы и общества (наблюдения в природе, экологические опыты); научатся устанавливать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире и понимать неизбежность его изменения под воздействием человека, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края; получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы экологически целесообразного и безопасного поведения в окружающей природной и социальной среде. 2. Содержание учебного курса «Основы экологии», 1-3 классы 1 класс (17 часов) Введение (1ч) Дом, в котором мы живем -1ч. Где мы живем? Дом, родной дом. Дома городские и сельские. Чистота и порядок в доме. Действия, необходимые для сохранения чистоты и порядка в квартире, в доме. Хозяйское отношение к дому. Земля — общий дом для всех живых организмов. Первый полет человека вокруг Земли, вид планеты из космоса. Красота и неповторимость природы Земли. Хозяйское отношение к природе. Раздел 1. Природа — наш общий дом (7 ч) Природа нашей планеты-1ч. Тела неживой природы, живой природы (на примере живой и неживой природы родного края).Появление и развитие жизни на Земле: облик планеты до появления живых организмов; первые живые организмы на Земле; древние растения и животные. Растения и животные, сохранившиеся на нашей планете с древних времен, особенности их среды обитания, необходимость охраны. Папоротники и черепахи — примеры живых организмов древних времен. Наблюдения за жизненными процессами, особенности содержания и ухода. Солнышко лучистое -1ч. Солнце в жизни природы и человека. Природные явления, связанные с Солнцем. Солнце — источник тепла и света. Различия в количестве солнечного тепла на поверхности планеты. Приспособленность растений и животных к разному количеству света и тепла. Солнце — символ тепла и заботы. Заботливое отношение человека к миру живой и неживой природы, к окружающим людям. Воздух-невидимка-1ч. Воздух — основа жизни. Приспособленность растений и животных к получению кислорода. Чистый воздух — важное условие сохранения здоровья. Как загрязняется воздух. Источники загрязнения воздуха на примере своей местности. Как сохранить чистоту воздуха. Растения — природные фильтры. Особенности растений родного края. Зеленые насаждения в городе, содержание комнатных растений в жилых помещениях. Уход за комнатными растениями. 5 Вода-водица, всему живому царица-1ч. Роль воды в жизни живых организмов. Вода на Земле — главное условие развития жизни. Разные потребности растений и животных в количестве влаги. Как загрязняется вода? Источники загрязнения воды на примере своей местности. Источники чистой воды. Родники. Действия, необходимые для сохранения чистоты водных объектов, охрана родников. Необходимость экономного расходования воды. Реки родного края. Волшебная кладовая: почва-кормилица-1ч. Роль почвы в жизни растений, животных, человека. Почва — чудесная кладовая, земля- кормилица. Плодородие — важнейшее свойство почвы. Почва — среда обитания живых организмов. Подземные жители рядом с нами: наблюдения за обитателями почвы на пришкольном участке. Значение почвы в хозяйственной деятельности человека (в том числе на примере своей местности), необходимость охраны почв. Действия, необходимые для сохранения чистоты и плодородия почв. Почвенный покров родного края Где жить лучше? -1ч. Условия, необходимые для жизни живых организмов. Различия в условиях жизни на Земле. Среда обитания. Приспособленность растений и животных к условиям среды обитания. Наблюдения за растениями и животными в естественной для них среде обитания. Необходимость сохранения естественной среды обитания растений и животных. Климатические особенности родного края. Природа — наш общий дом-1ч. Природа — общий дом для всех живых организмов. Лес, пруд — дом для животных. Человек на природе: в лесу, у водоема. Правила поведения в природе. Экология — наука о нашем общем доме — природе. Животный и растительный мир родного края Раздел 2. Мир живой природы (7 ч) Мир живой природы -1ч. Живые организмы — тела живой природы. Царства живой природы: растения, животные, грибы и бактерии. Экологические «профессии» живых организмов: производители, потребители, разрушители. Взаимосвязь между живыми организмами. Наблюдения за связями между живыми организмами в природе на примере живой природы родного края. Зеленый наряд планеты -1ч. Растения: почему мы их так называем. Красота и многообразие мира растений. Растения дикорастущие и культурные. Леса — богатства нашей планеты. Сколько лет «растет» лес. Необходимость охраны лесов. Меры по сохранению редких и исчезающих видов растений. Охраняемые виды растений своей местности. Уход за растениями дома, в классе, на пришкольном или садовом участке. Растения леса родного края(деревья, кустарники, травы). Эти удивительные животные -1ч. Многообразие мира животных. Животные рядом с нами: в квартире, в парке, в лесу. Редкие и исчезающие виды животных. Охрана животных. Наши домашние любимцы. Правила содержания и ухода за животными (дома, в живом уголке). Охраняемые виды животных своей местности. Грибное царство -1ч. Грибы — живые организмы. Сходства грибов с растениями и животными. Роль и значение грибов в природе, для человека. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов. Грибы родного края (белые, подберезовики, подосиновики). А что у вас на обед? -1ч. Взаимоотношения растений и животных. Пищевые связи между живыми организмами. Пищевые цепи. Наблюдение за пищевыми связями в сообществе живых организмов: видеоэкскурсия в парк. Пищевые связи в сообществе живых организмов родного края. Это наш уютный дом, хорошо живется в нем! -1ч. 6 Взаимоотношения растений и животных. Использование животными растений для создания жилищ и укрытий (гнезда птиц, муравейники, укрытия из листьев для личинок насекомых и пр.). Роль растений в создании благоприятных условий для жизни животных и других растений — защита от солнца, ветра, дождя. Наблюдения в природе: животные и их жилища. Как рябинка в соседний лес переехала -1ч. Взаимоотношения растений и животных. Участие животных в размножении и распространении растений. Взаимовыгодное сотрудничество растений и животных: перенос насекомыми (и птицами) пыльцы цветковых растений, перенос животными семян растений и спор грибов. Приспособленность растений к распространению семян и опылению с помощью животных. Наблюдения в природе за участием животных в размножении растений. Животные и растения родного края. Раздел 3. Природа и человек (2 ч) Человек — часть природы. «Береги дом, в котором живёшь» -1ч. Человек — живой организм, часть природы. Признаки, объединяющие человека с живой природой и отличающие его от других живых организмов (биологические и социальные признаки и свойства человека). Природа и человек. Зависимость человека от живой и неживой природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности. Влияние деятельности человека на природу (на примере своей местности), природоохранная деятельность человека. Личный вклад каждого человека в сохранение природы. Экологическая акция с выходом на улицы города. 2 класс (17 часов) Раздел 1.Растение — живой организм (2 ч) Корень, стебель и листок, а на стебельке — цветок -1ч. Растение — живая система. Работа с гербарием — изучение внешнего строения растений. Растение как компонент живой природы, часть системы (природного сообщества). Основные признаки и свойства растений, определяющие особенности их взаимоотношений с окружающей средой. Изучение внешнего строения растений на примере брусники. Есть ли у растений дом? -1ч. Среда обитания растений. Условия среды обитания растений. Экологическая ниша. Экология растений — наука о взаимоотношении растений и среды обитания. Красота окружающей природы, растения родного края (деревья, кустарники, травы). Экскурсия на пришкольный участок. Раздел 2. Условия среды обитания растений (12 ч) Тепло — холодно -1ч. Тепло в жизни растений. Изменение количества тепла в течение суток. Количество тепла в разные сезоны года. Влияние температуры на распространение растений. Как помочь теплолюбивым растениям пережить холода и заморозки. Наблюдение и уход за комнатными растениями. Сезонные изменения в природе. Листопад. В жару и стужу лютую -1ч. Воздействие на растения высоких и низких температур. Приспособленность растений к низким температурам, сезонным колебаниям температур. Покой растений. Работа с гербарием: экологические особенности растений тундры. Красота и ранимость растительного мира тундры. Хозяйственная деятельность человека в тундре, ее последствия. Растения — дети Солнца -1ч. Свет в жизни растений. Различия в условиях освещенности разных сред обитания растений. Влияние света на рост и развитие растений. Приспособленность растений к условиям недостаточного количества солнечного света. Листовая мозаика. Фотопериодизм. Растения — 7 биологические часы. Как выбрать правильное место для выращивания растений. Наблюдение и уход за комнатными растениями. На свету и в тени -1ч. Экологические группы растений по отношению к свету; их особенности. Растения светолюбивые, теневыносливые, тенелюбивые. Экологические особенности растений лесов и открытых пространств суши. Видео-экскурсия в ботанический сад. Хозяйственная деятельность человека в лесной зоне и степи, ее последствия. Этажи леса -1ч. Лес как сообщество. Ярусность в растительных сообществах. Наблюдение за ярусностью растительных сообществ на примере пришкольного участка, парка, участка леса. Смена лиственных и хвойных лесов. Роль леса в сохранении чистоты воздуха. Сокращение площади лесов на планете. Леса родного края. Меры по сохранению лесов. Как растения добывают воду? -1ч. Вода в жизни растений. Как растения получают воду? Приспособленность растений к условиям недостатка воды, сезонным изменениям увлажненности территории. Работа с гербарием: экологические особенности растений засушливых мест обитания (степей или пустынь по выбору учителя) в сравнении с растениями родного края. Значение воды как экологического фактора в распространении растений. Наблюдение и уход за комнатными растениями. Где вода — там и верба -1ч. Экологические группы растений по отношению к водному режиму и их особенности. Растения влаголюбивые и засухоустойчивые. Совместное воздействие влажности и температуры на развитие растительного покрова. Как помочь растениям пережить недостаток влаги? Наблюд ение и уход за комнатными растениями. Правила полива растений. Что такое Красная книга? Растения Свердловской области занесенные в Красную книгу. В царстве водяного -1ч. Растительные сообщества увлажненных территорий. Знакомство с растениями водоемов (рек, озер, болот — по выбору учителя), в том числе на примере своего родного края. Приспособленность растений к условиям избытка воды. Экологические особенности растений болот и водоемов. Роль водоемов и болот в формировании микроклимата территории. Последствия осушения болот. Наблюдение за водными растениями (растения аквариума). Растения рек, озер, болот родного края. Нужен ли растениям воздух?-1ч. Воздух в жизни растений. Опыление растений и распространение семян с помощью ветра. Дыхание растений. Ограничения в количестве растений, выращиваемых в жилом помещении. Определение загрязнения воздуха по растительному покрову. Наблюдение и уход за комнатными растениями. Растения луга. Без доброй землицы урожай не родится. Почва в жизни растений-1ч. Почва, ее состав и основное свойство — плодородие. Определение свойств почвы по растительному покрову. Значение почвы в жизни растений. Роль растений в формировании плодородного слоя почвы. Правила обработки почвы. Наблюдение и уход за комнатными растениями. Почвенный покров и почвы родного края.. Дружат ли растения друг с другом?-1ч. Растительное сообщество. Взаимное влияние растений внутри растительного сообщества. Взаимоотношения растений, приносящие обоюдную выгоду, одностороннюю выгоду. Сорные и паразитические растения. Правила размещения и ухода за комнатными растениями, растениями пришкольного участка. Растения леса. Животные и растения рядом-1ч. Природное сообщество. Роль насекомых, птиц и млекопитающих в жизни растений (поедание растений, опыление, распространение семян, защита 8 от вредителей). Приспособленность растений к воздействию биотических факторов. Наблюдение за взаимоотношениями растений и животных, работа с гербарием. Разнообразный мир животных родного края (звери, птицы, насекомые). Взаимосвязь животного и растительного мира. Раздел 3. Растения и человек (3 ч) Растения в нашей жизни-1ч. Роль растений в жизни человека. Растения природных и культурных ландшафтов. Красота растительного мира в разные фенологические периоды. Профессии людей, связанные с выращиванием и уходом за растениями. Наблюдение и уход за комнатными растениями, растениями пришкольного участка. Нуждающиеся в охране растения родного края. Как человек изменяет растительный покров Земли-1ч. Влияние хозяйственной деятельности человека на растения (уничтожение и перемещение видов, сокращение численности растений и ареалов, изменение экологических особенностей местообитаний, растительные сообщества, созданные человеком). Деятельность человека по восстановлению растительного покрова. Изменения растительного мира своей местности. Заповедники родного края. «Береги дом, в котором живёшь» -1ч. Экологическая акция с выходом на улицы города. 3 класс (17 часов) Введение (1ч) Важная роль маленьких и больших созданий природы -1ч. Многообразие животных. Основные отличия животных от растений: движение, особенности питания. Роль животных в природе. Многообразие животного мира родного края. Раздел 1. Приспособленность животных к условиям обитания (7 ч) В жизни нам нужны всегда солнце, воздух и вода -1ч. Среда обитания и условия существования животных. Вода, воздух и свет в жизни животных. Приспособленность животных к условиям среды обитания. Наблюдения в природе: экскурсия на пришкольный участок; наблюдение и уход за животными живого уголка. Мой дом — моя крепость -1ч. Температура среды обитания животных. Необходимость защиты от неблагоприятных условий окружающей среды. Способы защиты. Сооружение и использование укрытий. Как вести себя рядом с «домом» животных. Как животные родного края готовятся к зиме. Поиграем в прятки -1ч. Покровительственная окраска, отпугивающая и предупреждающая окраска, подражание — способы защиты от врагов. О чем предупреждают нас животные? Правила поведения на природе. Пресмыкающиеся и земноводные животные родного края. Чудеса ориентировки -1ч. Способы ориентирования животных в окружающей среде. Миграции животных. Необходимость особой охраны территорий гнездования пти ц и выведения потомства. Правила поведения на природе. Наблюдение и уход за животными живого уголка. Перелетные птицы родного края. Быстрее, выше, сильнее -1ч. Скорость передвижения, выносливость, сила — необходимые конкурентные преимущества в борьбе за выживание особи и вида. Животныерекордсмены. Удивительные животные моего родного края. Как становятся редкими сильные и могучие животные? Острый зубок, крепкий коготок -1ч. 9 Многообразие внешних средств защиты и приспособлений животных к образу жизни и условиям среды обитания. Могут ли животные защититься от человека? Охота на животных — угроза существования редких видов. Наблюдение и уход за животными зоологического уголка. Млекопитающие животные родного края. Это моя территория! -1ч. Ареал обитания. Защита животными территории обитания. Способы демонстрации преимущества перед противником или конкурентом. Турниры животных. Правила поведения на природе. Мини-исследование по теме «Животные нашего края». Раздел 2. Взаимоотношения в мире животных (3 ч) Вместе — дружная семья -1ч. Животные-родители. Отношение различных животных к воспитанию потомства. «Общественные» животные. Распределение ролей в группах и семейных парах животных. Правила поведения на природе в период размножения животных. Меню для ежа, лисы и медведя -1ч. Хищные животные. Животные - «санитары». Природное равновесие и последствия его нарушения. Регуляция численности видов животных. Пищевые цепи, пищевые сети в природных сообществах (на примере животных Урала). Кто в теремочке живет? -1ч. Неконкурентные взаимоотношения между животными. Животные-квартиранты и животные- нахлебники. Совместное существование различных животных. Взаимополезные связи между животными. Последствия нарушения устойчивых связей между живыми организмами. Наблюдения в природе, изготовление и развешивание кормушек для птиц на пришкольном участке. Раздел 3. Животный мир планеты (3 ч) Территория жизни: от полюса до полюса -1ч. Животный мир природных зон планеты. Животный мир тайги, степи, пустыни. Расселение животных. Перемещение животных человеком, последствия этих действий. Животный мир родного края. Подводные этажи -1ч. Животный мир морей, океанов и пресноводных водоемов. Приспособленность животных к водной среде. Ярусность — характерная черта живого мира водоемов. Хозяйственная деятельность человека — причина сокращения численности обитателей водоемов. Обитатели водоемов своего родного края. Охраняемые водоемы России и родного края. Тайные землекопы -1ч. Животный мир почвы. Приспособленность животных к условиям обитания в почве. Экологическая роль почвенных организмов. Нерациональное земледелие — причина сокращения численности обитателей почвы. «Подземные жители» родного края — наблюдение за обитателями почвы. Раздел 4. Взаимоотношения человека и животных (3 ч) Животные в нашей жизни -1ч. Роль животных в жизни человека. Взаимоотношения человека и животных природных, сельских и городских ландшафтов. Нужна ли диким животным помощь человека? Подготовка экологического проекта «Мы в ответе за тех, кто рядом». Наши домашние любимцы -1ч. История одомашнивания животных. Домашние животные и правила их содержания. Животные, за которыми мы ухаживаем. Необходимость защиты домашних животных. Профессии, связанные с уходом за домашними животными. Защита экологического проекта «Мы в ответе за тех, кто рядом». 10 «Береги дом, в котором живёшь» -1ч. Экологическая акция с выходом на улицы города. Тематическое планирование по учебному курсу внеурочной деятельности «Основы экологии» , 1-3 класс 11 1 класс № п/п 1 2 3 Наименование раздела, темы Дом, в котором мы живем. Моя Земля Урал. Природа нашей планеты. Неживая и живая природа Урала Солнышко лучистое. Особенность светового дня в нашем крае. Форма проведения занятия Зведение. (1 час) - знакомятся с первым полётом вокруг Земли, видом планеты из космоса; - рассказывают о городских и сельских домах, о необходимости для сохранения чистоты и порядка в квартире, в доме, хозяйского отношения к дому. Раздел 1. Природа — наш общий дом (7 часов) Видео экскурсия - знакомятся с появлением и развитием жизни на Земле: обликом планеты до появления живых организмов; первыми живыми организмами на Земле; древними растениями и животными. Викторина - знакомятся с природными явлениями, связанными с Солнцем; - рассказывают о приспособленности растений и животных к разному количеству света и тепла; - объясняют необходимость заботливого отношения человека к миру живой и неживой природы, к окружающим людям. -устанавливают причины важности чистого воздуха для жизни и здоровья человека; Занятие - практикум - знакомятся с источниками загрязнения воздуха на примере своей местности; - знакомятся с содержанием комнатных растений в жилых помещениях, правилами ухода за комнатными растениями. Занятие - практикум - знакомятся с ролью воды в жизни живых организмов; - анализируют источники загрязнения воды на примере своей местности. - объясняют действия, необходимые для сохранения чистоты водных объектов, охраны родников; - формулируют выводы о необходимость экономного расходования воды. Занятие - практикум - знакомятся с ролью почвы в жизни растений, животных, человека; -объясняют Видео экскурсия 4 Воздух-невидимка. Особенности растений родного края. 5 Вода-водица, всему живому царица. Реки родного края 6 Волшебная кладовая: почвакормилица. Почвенный покров и почвы Урала Где жить лучше? Климатические Устный журнал особенности родного края. 7 8 Природа — наш общий дом. Животный и растительный мир. Виды деятельности Видео экскурсия действия, необходимые для сохранения чистоты и плодородия почв. - знакомятся с условиями, необходимыми для жизни живых организмов. - наблюдают за растениями и животными в естественной для них среде обитания; - делают вывод о необходимости сохранения естественной среды обитания растений и животных. - знакомятся с правилами поведения в природе. 12 Раздел 2. Мир живой природы (7 часов) Мир живой природы. Наблюдения за Устный журнал - знакомятся с царствами живой природы(растениями, животными, грибами и связя.ми между живыми организмами в бактериями), экологическими «профессиями» живых организмов(производителями, природе на примере живой природы потребителями, разрушителями); родного края. - устанавливают взаимосвязь между живыми организмами. 10 Зеленый наряд планеты. Растения леса Видео экскурсия - знакомятся с дикорастущими и культурными растениями; родного края(деревья, кустарники, - формулируют вывод о необходимостиохраны лесов; травы). - знакомятся с мерами по сохранению редких и исчезающих видов растений. 11 Эти удивительные животные. Экол огическая игра - знакомятся смногообразием мира животных, редкими и исчезающими видами Охраняемые виды животных своей животных. - формулируют правила содержания и ухода за животными (дома, в живом местности. уголке). 12 Грибное царство. Грибы родного края Экологическая - знакомятся с грибами (съедобные и ядовитые грибы); (белые, подберёзовики, подосиновики, викторина - анализируют сходствогрибов с растениями и животными; моховики). - запоминают правила сбора грибов. 13 А что у вас на обед? Пищевые связи в Видео-экскурсия -анализируют взаимоотношения растений и животных, пищевые связи между живыми сообществе живых организмов родного организмами; края. - наблюдают за пищевыми связями в сообществе живых организмов: видео-экскурсия в парк. 14 Это наш уютный дом, хорошо живется Клуб знатоков природы - анализируют взаимоотношения растений и животных. - рассказывают о роли растений в создании благоприятных условий для жизни в нем! Наблюдения в природе: животных и других растений — защита от солнца, ветра, дождя. животные и их жилища. 15 Занятие - практикум - анализируют взаимоотношения растений и животных. Как рябинка в соседний лес переехала. - рассказывают об участие животных в размножении и распространении растений. Животные и растения родного края. Раздел 3. П рирода и человек (1 час) 16 Человек часть природы. Влияние Час занимательных - объясняют зависимость человека от живой и неживой природы. вопросов и ответов. деятельности человека на природу. Природоохранная деятельность. 17 Экологическая акция - распространение листовок - призывов к жителям города о соблюдении чистоты и порядка. «Береги дом, в котором живёшь». Итого: 16 ч. 9 13 № п/п 1 2 класс Наименование раздела, темы Корень, стебель и листок, а на Виды деятельности Форма проведения занятия Раздел 1. Растение — живой организм (2 часа) Занятие - практикум - работают с гербарием; 14 - изучают внешнее строение растений; -определяют основные признаки и свойства растений, определяющие особенности их взаимоотношений с окружающей средой. 2 3 4 5 6 7 8 9 стебельке — цветок.Урал— наш общий дом. Изучение внешнего строения растений на примере брусники. Видео экскурсия - рассказывают о среде обитания растений. Есть ли у растений дом? Красота окружающей природы, растения родного края (деревья, кустарники, травы). Экскурсия на пришкольный участок. Раздел 2. Условия среды обитания растений (12 часов) Тепло — холодно. Сезонные Занятие - практикум -рассказывают о влиянии температуры на распространение растений; изменения в природе. Листопад. - запоминают правила ухода за комнатными растениями. В жару и стужу лютую. Видео экскурсия Приспособленность растений к низким температурам, сезонным колебаниям температур. Растения — дети Солнца. Путешествие Приспособленность растений к условиям недостаточного количества солнечного света. Видео-экскурсия. На свету и в тени. Растения светолюбивые, теневыносливые, тенелюбивые. Экологическая стройка Этажи леса. Леса родного края. Меры по сохранению лесов. Как растения добывают воду? Устный журнал Работа с гербарием: экологические особенности растений засушливых мест обитания (степей или пустынь по выбору учителя) в сравнении с растениями родного края. Где вода — там и верба. Растения Час занимательных Свердловской области, занесенные в вопросов и ответов Красную книгу. - знакомство с воздействием на растения высоких и низких температур; - работают с гербарием: - объясняют экологические особенности растений тундры. - знакомятся с ролью света в жизни растений; - объясняют влияние света на рост и развитие растений; - наблюдают и ухаживают за комнатными растениями. - знакомятся с экологическими особенностями растений лесов и открытых пространств суши.- рассказывают о хозяйственной деятельности человека в лесной зоне и степи, ее последствиях. - рассказывают о роли леса в сохранении чистоты воздуха, о мерах по сохранению лесов. - рассказывают о значении воды в жизни растений. - рассказывают об экологических группах растений по отношению к водному режиму и их особенностях; - различают растения влаголюбивые и засухоустойчивые; - объясняют, как помочь растениям пережить недостаток влаги. 15 10 В царстве водяного. Растения рек, озер, Экологическая игра болот родного края. 11 Нужен ли растениям воздух? Растения Час занимательных вопросов и ответов луга. Почва в жизни растений. Занятие -практикум Почвенный покров и почвы родного края 12 13 - знакомятся с растениями водоемов (рек, озер, болот — по выбору учителя); - рассказывают о роли водоемов и болот в формировании микроклимата территории; - анализируют последствия осушения болот. - рассказывают о значении воздуха в жизни растений; - знакомятся с опылением растений и распространением семян с помощью ветра. - знакомятся с видами почв, её составом и основным свойством — плодородием; - определяют свойства почвы по растительному покрову. - рассказывают о значении почвы в жизни растений и роли растений в формировании плодородного слоя почвы. - рассказывают о взаимоотношениях растений, приносящих обоюдную выгоду, одностороннюю выгоду. - работают с гербарием; - рассказывают о роли насекомых, птиц и млекопитающих в жизни растений (поедание растений, опыление, распространение семян, защита от вредителей). Дружат ли растения друг с Экологическая игра другом? Растения леса. Животные и растения рядом. 14 Занятие - практикум Разнообразный мир животных (звери, птицы, насекомые). Взаимосвязь животного и растительного мира. Раздел 3. Растения и человек. (3 часа) 15 Растения в нашей жизни. Путешествие - рассказывают о роли растений в жизни человека; Нуждающиеся в охране растения - различают профессии людей, связанные с выращиванием и уходом за растениями; родного края: зверобой пятнистый, - запоминают кувшинка чисто-белая, пион марьин правила ухода за комнатными растениями. корень и другие. 16 Видео - экскурсия -рассказывают о влиянии хозяйственной деятельности человека на растения; Как человек изменяет растительный знакомятся с деятельностью человека по восстановлению растительного покрова. покров Земли. ЗаповедникиУрала. 17 «Береги дом, в котором живёшь». Экологическая акция. - распространение листовок - призывов к жителям города о соблюдении чистоты и порядка. Итого: 17 ч. 3класс № На именование раздела, темы 1 Форма проведения занятий Важная роль маленьких и Клуб любителей больших созданий природы. природы Многообразие животного мира Урала Виды деятельности введение. (1 час) - знакомятся с многообразием животных; - рассказывают об основных отличиях животных от растений: движение, особенности питания; - объясняют роль животных в природе. 16 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Раздел 1. Приспособленность животных к условиям обитания. (7 часов) Занятие - расследование - знакомятся со средой обитания и условиями существования животных; - рассказывают В жизни нам нужны всегда солнце, о значении воды, воздуха и света в жизни животных. воздух и вода. Наблюдения в природе: - объясняют приспособленность животных к условиям среды обитания. экскурсия на пришкольный участок. Виртуальная экскурсия - рассказывают о необходимости защиты от неблагоприятных условий окружающей Мой дом — моя крепость. Как животные родного края готовятся к среды; зиме. - запоминают правила поведения рядом с «домом» животных. Поиграем в прятки. Аукцион Пресмыкающиеся и земноводные - знакомятся с особенностями окраски животных (покровительственная окраска, животные родного края. отпугивающая и предупреждающая окраска, подражание — способы защиты от врагов). - рассказывают правила поведения в природе. Чудеса ориентировки. Практикум - знакомятся со способами ориентирования животных в окружающей среде, миграцией Перелетные птицы родного края. животных; - объясняют о необходимости особой охраны территорий гнездования птиц и выведения потомства; - рассказывают правила поведения в природе. Быстрее, выше, сильнее. Устный журнал - знакомятся с животными - рекордсменами. Удивительные животные моего - объясняют, почему становятся редкими сильные и могучие животные. родного края. Острый зубок, крепкий коготок. - знакомятся с многообразием внешних средств защиты и приспособлений животных к Виртуальное Млекопитающие животные Урала образу жизни и условиям среды обитания. путешествие Клуб экологов Это моя территория. Мини - знакомятся с понятием «ареал обитания»; исследование по теме «Животные - рассказывают о способах защиты животными территории обитания. нашего края». - объясняют правила поведения в природе. Раздел 2. Взаимоотношения в мире животных. (3 часа) Вместе — дружная семья. Конкурс знатоков - знакомятся с отношением различных животных к воспитанию потомства, Правила поведения на природе в период животных распределением ролей в группах и семейных парах животных; размножения животных. - объясняют правила поведения в природе в период размножения животных. Меню для ежа, лисы и медведя. Пищевые цепи, пищевые сети в природных сообществах(на примере 11 Кто в теремочке живет? Изготовление и развешивание кормушек для птиц на пришкольном Пресс-конференция - знакомятся с хищными животными; - рассказывают о животных - «санитарах»; - анализируют природное равновесие и последствия его нарушения. Устный журнал - знакомятся с животными-квартирантами и животными-нахлебниками; - объясняют причины совместного существования различных животных. 17 участке. 12 Территория жизни: от полюса до полюса. Животный мир родного края. 13 Подводные этажи. Обитатели водоемов своего родного края. Охраняемые водоемы России и родного края. Тайные землекопы. «Подземные жители»родного края. 14 15 16 | | Раздел З.Животный мир планеты. (3 часа) Виртуальная экскурсия - знакомятся с животным миром природных зон планеты (животный мир тайги, степи, пустыни); - рассказывают о расселении животных, перемещении животных человеком, последствия этих действий. Экологическая стройка - знакомятся с животным миром морей, океанов и пресноводных водоемов. - объясняют приспособленность животных к водной среде; - рассказывают о хозяйственной деятельности человека — причина сокращения численности обитателей водоемов. Устный журнал - знакомятся с животным миром почвы; - рассказывают о приспособленности животных к условиям обитания в почве; - объясняют экологическую роль почвенных организмов. Раздел 4.Взаимоотношения человека и животных. (3 часа) Час веселых вопросов - рассказывают о роли животных в жизни человека, взаимоотношениях человека и животных природных, сельских и городских ландшафтов. Животные в нашей жизни. Подготовка экологического проекта «Мы в ответе за тех, кто рядом». Наши домашние любимцы. Клуб «Что? Где? Защита экологического проекта Когда?» «Мы в ответе за тех, кто рядом». 17 «Береги дом, в котором живёшь». Итого: 17 ч. Экологическая акция - знакомятся с историей одомашнивания животных; - рассказывают о домашних животных и правилах их содержания. - рассказывают о профессиях, связанных с уходом за домашними животными. - разбивка клумб на пришкольной территории и высадка цветочных культур. 18 Требования к уровню подготовки обучающихся по учебному курсу «Основы экологии», 1-3 В результате изучения курса «Основы экологии» обучающиеся на ступени начального общего образования: -получат возможность расширить, систематизировать и углубить представления о взаимосвязях природных и социальных объектов и явлений как компонентах целостной системы окружающего мира; -овладеют основами практико-ориентированных знаний об элементарных закономерностях развития природы и общества, экологических проблемах современности и путях их разрешения; приобретут опыт эмоционально-чувственного, личностного отношения к окружающему миру; -начнут осваивать способы изучения природы и общества, проводить индивидуальные наблюдения и опытные исследования на выявление признаков предметов; -научатся устанавливать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире и понимать неизбежность его изменения под воздействием человека, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края; анализировать экологические ситуации и искать возможности их решить; оказывать помощь птицам в зимнее время; -научатся подбирать материал о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России; -получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы экологически целесообразного и безопасного поведения в окружающей природной и социальной среде; -реализовывать личный опыт в экологических инициативах, проектах; -пропагандировать идеи правильного природопользования в борьбе со всем, что губительно отражается на природе; -использовать знания о способах охраны природы и бережного к ней отношения в трудовой, общественно-полезной, пропагандистской деятельности в школе, на пришкольном участке. 3. Материально-техническое обеспечение учебного курса «Основы экологии», 1-3 классы № п/ п 1. Наименование объектов и Дидактическое описание средств материальнотехнического обеспечения Учебники, учебные пособия по 1. Учебник «Окружающий мир», 1-4 класс, Е.В. Чудинова, курсу «Основы экологии» Е.Н. Букварёва.-М.:ВИТА-ПРЕСС. 2. Учебник «Окружающий мир», 4 класс, в двух частях, А. 19 А. Плешаков. - М.: Просвещение. 2. 3. 4. 5. 6. 3. Введение в экологию. Наша прекрасная планета. 1-4 класс. Воробьева Е. С., Москва «Русское слово», 2017 г. 4. Азбука. Звери и птицы России: книга для чтения детям. Шустова И.Б., Дрофа, 2016г. 5.Экологические сказки, Фадеева Г.А., Учитель, 2017г. 6.Великан на поляне, или первые уроки экологической этики. Плешаков А.А., Румянцев А.А., Просвещение,2017г 7.Зелёные страницы. Плешаков А.А., Просвещение, 2016г. 8. Край родной. Азбука краеведения, Екатеринбург, 2016г. 9. Я познаю мир (растения), Москва - АСТ, 2017г. 10. Я - исследователь. Савенков А.И., изд. Дом Ф., 2018г. 11. Мир живой природы. Иллюстрированная энциклопедия школьника, 2017г 12. Красная книга России. 13. Красная книга Свердловской области. Электронные и печатные образовательные и информационные ресурсы Интерактивныйкомплекс« Sm Используется учителем, обучающимися в соответствии с artBoard»c программным планируемой потребностью учителя и учащихся. обеспечением WindowsXF и программа MicrosoftOfficePowerPoint. Документ камера AVerMedia Используется учителем в соответствии с планируемой потребностью. Информационные источники 1. http:www.Nachalka.com. 2. http:www.viku.rdf.ru. 3. http://pedsovet.org/ 4. http://www.eor-np.ru/ 5. http://www.proshkolu.ru Книгопечатная продукция Учебно-наглядные пособия 1.Методические рекомендации к учебному пособию Воробьевой Е. С. «Введение в экологию. Наша прекрасная планета» для 1-4 класса общеобразовательных учреждений. Москва «Русское слово» - 2016 г. 2.Досуговые программы для детей и подростков. Проектирование. Реализация. Экспертиза, Малыхина Л.Б. и др., Учитель- 2017г. 3. Михеева Л.Н. «Праздники. Традиции и ремесла народов России». Издательский центр «Вентана-Граф», 2016г. 4. Смирнов Д.В. «Юный турист: изучаю родной край». Издательский центр «Вентана-Граф», 2017г. 1. Иллюстрации и картины к основным разделам изучаемого материала (в соответствии с программой); 2.Комплекты наглядных пособий в соответствии с тематикой, определенной в программе. 20 21